Рецепты

Опросник межличностных отношений рукавишников. Опросник межличностных отношений описание методики. Потребность в "аффекте"

Приложение 5

Опросник межличностных отношений (ОМО),

разработана А.А. Рукавишниковым

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны. Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки:

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

Стремлюсь быть вместе со всеми.

Предоставляю другим право решать о том, что необходимо сделать.

Становлюсь членом различных гpyпп.

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное воздействие на мою деятельность.

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Стремлюсь задействовать других в своих планах.

Стремлюсь быть среди людей.

Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда что-то делается совместно.

Легко подчиняюсь другим.

Стараюсь избегать одиночества.

Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться

ОТНОСИТСЯ К:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

Стремлюсь относиться к другим приятельски.

Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо

будет сделать.

Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

Стремлюсь иметь близкие отношения с другими людьми

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с остальными.

Позволяю другим судить о том, что я делаю.

С другими веду себя холодно и безразлично.

Легко подчиняюсь другим.

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с окружающими меня людьми.


Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.). При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – у...

Методологические принципы и методы изучения психологии труда
Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип - это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип...

Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развит...

РАБОТА №1. ОПРОСНИК МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В. ШУТЦА (ОМО).

Данный опросник является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation - behaviour), разработанного американским психологом В. Шутцем. Он направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение характерных для человека особенностей коммуникативного поведения. Автором адаптированного варианта методики является А.А. Рукавишников .

Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений Вильяма Шутца, важнейшей идеей которой является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям. Основой данной ориентации являются три базовые социальные потребности - «включения», «контроля» и «аффекта», способы удовлетворения которых формируются в детстве, во взаимоотношении ребенка со взрослыми, прежде всего, с родителями, и продолжают существовать в зрелом возрасте, определяя особенности поведения человека в межличностных ситуациях.

Характеристика основных межличностных потребностей и типов межличностного поведения.

Потребность «включения» - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, известности и одобрения. Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности «включения». Основным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранением и замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения:

  • 1). Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.
  • 2). Социально чрезмерный тип - экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.
  • 3). Социально выровненный тип - индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.
  • 4). Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.

Потребность «контроля». Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке: люди, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

В отношениях «родитель-ребенок» может быть два экстремума: От сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок все решал самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет неспособен справиться с ситуацией в критический момент и стремиться преодолевать этот страх либо доминированием над остальными и притом подчиняясь правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой. В зрелом возрасте диагносцируются следующие типы поведения в области контроля.

  • 1). Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению, отказу от власти («абдикрации») и отказу от влияния в межличностном поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Этот тип личности обычно последователь кого-либо или, самое большее, лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что неспособен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.
  • 2). Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент, стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно ее потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за него решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.
  • 3). Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и, следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.
  • 4). Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.

Потребность в «аффекте». Она определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. На эмоциональном уровне она проявляется в способности индивида любить других людей и в осознании того, что он любим другими в достаточной степени, что он достоин любви. Данная потребность обычно касается личных эмоциональных отношений между двумя близкими людьми (парных взаимоотношений) и ведет к поведению, направленному на эмоциональное сближение с партнером или партнерами. В детстве, если воспитание ребенка было неадекватным в эмоциональном плане, может сформироваться чувство страха, которое индивид в последствии может попытаться преодолеть различными способами, вырабатывая соответствующие типы поведения.

  • 1). Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. «Утонченный метод» - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни «включения», заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная и бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной любви личности.
  • 2). Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми, хочет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его могут отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.
  • 3). Чувственно уравновешенный тип - индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.
  • 4). Патология. Трудности в данной области обычно ведут к неврозам.

Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Опросный лист ОМО

Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________

Возраст ________ Дата обследования______________________________________

Дополнительные сведения _________________________________________________________

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

(1) Обычно

(3) Иногда

(4) По случаю

(6) Никогда

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.

5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.

Относиться к:

(1) Большинству людей

(4) Нескольким людям

(2) Многим

(5) Одному двум людям

(3) Некоторым людям

(6) Никому

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.


21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

25. С другими веду себя холодно и безразлично.

26. Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

Относиться к:

(1) Большинству людей

(4) Нескольким людям

(2) Многим

(5) Одному двум людям

(3) Некоторым людям

(6) Никому

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

(1) Обычно (2) Часто

(3) Иногда (4) Случайно

(5) Редко (6) Никогда

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

54. В обществе руковожу ходом событий.

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Опросник межличностных отношении (ОМО) является русскоязычной адаптацией

FIRO-B, опросника В. Шультца. Опросник сконструирован так, что позволяет:

а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;

б) предсказать социальные интеракции.

С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и благодаря комбинации индиви­дуальных индексов позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами.

Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направ­ления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения вданной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него

Таким образом, опросник состоит из 6 шкал и включает 54 вопроса. Обследование занимает 15 - 20 минут. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся им в специальный регистрационный бланк, а затем обрабатываются с помощью специального «ключа». Любое совпадение с «ключом» дает 1 балл.

Названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)

Включение

Выраженное поведение

Iе — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь при­надлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение

Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать учас­тие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

Контроль

Выраженное поведение

Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение

Cw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Выраженное поведение

Ае – стремлюсь быть в близких, доверительных отношениях с ос­тальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение

Аw–стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими чувствами.

Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+w) и противоречивости межличностного поведения (e-w) внутри и между отдель­ными областями межличностных потребностей, а также коэффициентысовместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.

Опросник к методике ОМО

Инструкция: опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и непра­вильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в регистрационном листе на­против порядкового номера вопроса. Будьте как можно более внимательны.

Варианты ответов:

  1. По случаю.

    Стремлюсь быть вместе со всеми.

    Предоставляю другим решать о том, что необходимо будет сделать.

    Становлюсь членом различных групп.

    Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

    Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

    Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

    Стремлюсь задействовать других в своих планах.

    Стараюсь быть среди людей.

    Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

    Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

    Легко подчиняюсь другим.

    Стараюсь избегать одиночества.

    Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться.

Варианты ответов:

Относится к:

    Большинству людей.

    Многим людям.

    Некоторым людям.

    Нескольким людям.

    Одному-двум человекам.

    Стремлюсь относиться к другим приятельски.

    Предоставляю другим решать, что необходимо будет сделать.

    Мое личное отношение к окружающим холодное и безразличное.

    Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

    Стремлюсь иметь близкие отношения с другими.

    Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

    Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

    Позволяю другим судить о том, что я делаю.

    С другими веду себя холодно и безразлично.

    Легко подчиняюсь другим.

    Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых Ваше поведение распространяется.

Варианты ответов:

Относится к:

    Большинству людей.

    Многим людям.

    Некоторым людям.

    Нескольким людям.

    Одному-двум человекам.

    Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

    Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

    В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

    Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

    Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

    Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

    Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

Варианты ответов:

  1. Случайно.

    В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

    Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

    Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

    Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

    Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

    Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

    Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

    В обществе стараюсь руководить ходом событий.

    Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

    Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

    Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

    В обществе руковожу ходом событий.

Регистрационный лист к методике ОМО

Организация

Порядковый номер по списку

FIRO - «Fundamental Interpersonal Relations Orientation» («Базовые ориентации межличностных отношений»). Эта система была впервые описана Шутцем в 1958 году. На основании анализа многочисленных исследований межличностного поведения, проведенных в области детского развития, социально-психологических и клинических сферах, Шутц сделал вывод о том, что основные межличностные потребности - это контроль, включенность и привязанность, а все остальные могут быть описаны в рамках этих трех. Используя эти три потребности, может быть создан межличностный профиль индивида. Стремится ли он контролировать других, быть контролируемым или же довольно равнодушно относится к этому? Хочет ли быть включенным в общественную деятельность или нет? Стремится ли к близости или избегает ее? Информацию получают из самоотчетного опросника FIRO - B ("В" - от англ. «Behavior» - поведение. - Прим. пер.), состоящего из 54 вопросов, на каждый из которых нужно отвечать по шестибальной шкале и на выполнение которого требуется примерно пятнадцать - двадцать минут. Вопросы также поверхностные и без конца повторяющиеся, поэтому неудивительно, если искушенные пациенты будут раздражены и оскорблены.

Кажется, автор стремится охватить такие незначительные аспекты человеческого существования, какие мы обычно упускаем из вида, но тем не менее, существует много различных исследований, свидетельствующих о валидности этого теста.

Одна из таких работ - это изучение выбора соседей по комнате среди членов студенческой организации колледжа. Теория FIRO - B позволяет спрогнозировать количество аттракций между двумя индивидами. Например, между тем, кто стремится контролировать, и тем, кто хочет быть контролируемым (если две другие их потребности тоже пересекутся). Выбор соседей по комнате студентами колледжа был в значительной мере предсказан этой оценкой совместимости.

Инструмент сфокусирован на измерении поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений: «Включенность» - интенсивность контактов, «Контроль» - степень зависимости, «Эмоции» (в более поздней версии этот концепт заменили на «Открытость») - степень готовности делиться чувствами. Эти три измерения соответствуют трем шкалам опросника FIRO-B . С его помощью можно измерять, оценивать и предсказывать поведение человека в межличностных взаимодействиях: что он реально делает и что он хочет делать , соответственно - как другие люди реально поступают по отношению к нему, и как он хотел бы , чтобы они поступали.

Включенность - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми (психологически приемлемые), на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает контакты со всеми людьми» до «не устанавливает контакты ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда устанавливают с ним контакты» до «никогда не устанавливают с ним контакты»).

Потребность во включенности понимается как желание нравиться, привлекать внимание, вызывать интерес. На эмоциональном уровне - это потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса в общении. С точки зрения самооценки, потребность включенности проявляется в желании человека чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее этой потребности, направлено на установление связей между людьми. Быть непохожим на других, т. е. быть индивидуальностью, - другой аспект потребности во включенности: человек стремится быть замеченным, отличаться от других людей.

Контроль - потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «всегда контролирует поведение других людей» до «никогда не контролирует поведение других»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетентность и ответственность. На уровне самопонимания потребность в контроле проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью в контроле, относится к процессу принятия решения, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Выраженность потребности в контроле варьируется в диапазоне от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до желания быть контролируемым, избавиться от ответственности.

Аффект - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на эмоциональные отношения. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает близкие личные отношения с каждым» до «не устанавливает близких личных отношений ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения» до «никогда не завязывают близких личных отношений с индивидом»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. На уровне самопонимания - как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви.

Включенность относится, прежде всего, к формированию отношений, тогда как контроль и аффекция касаются уже сформированных отношений. Включенность можно проиллюстрировать как отношения «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко».

Опросник FIRO-B был разработан для того, чтобы помочь человеку понять собственное поведение и поведение других людей, объяснить, как потребности личности влияют на межличностные взаимоотношения. Его валидность и надежность подтверждены многочисленными исследованиями. Русскоязычный адаптированный вариант FIRO-B известен как опросник межличностных отношений (ОМО). С его помощью измеряются личностные характеристики и оцениваются отношения между людьми. Тип поведения диагностируется в трех областях - включение (I), контроль (С), и аффект (А), по шести шкалам:

Включенность

  • Ie (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь принимать других людей, поддерживать их интерес ко мне и участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и как можно чаще быть среди людей;
  • Iw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди вовлекали меня в свою деятельность и стремились быть в моем обществе.

Контроль

  • Се (демонстрируемое поведение самого индивида): пытаюсь контролировать других людей и влиять на них; стремлюсь руководить и принимать решения;
  • Сw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди меня контролировали, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект

  • Ае (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним теплые дружеские чувства;
  • Аw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Опросник ОМО содержит 54 утверждения. При тестировании рекомендуется соблюдать принцип добровольности. Давление на испытуемого повышает вероятность искажения результатов. Время на ответы не ограничивается (в среднем, заполнение бланка занимает 15 минут).

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Инструкция:

Опросник предназначен для определения типичных способов Вашего отношения к людям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать так, как, по их мнению, они должны себя вести. Но сейчас нас интересует то, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все же они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, по каждому пункту опросника отдельно, без оглядки на другие утверждения. Время для ответа не ограничено, но не стоит размышлять слишком долго.

Для каждого утверждения выберите вариант ответа, который кажется Вам самым подходящим.

Бланк для ответов (ОМО)

__________________________________________
Фамилия, имя, отчество

№ п/п

Утверждение

Ответ

Обычно
1

Часто
2

Иногда
3

По случаю
4

Редко
5

Никогда
6

Стремлюсь быть вместе со всеми
Становлюсь членом различных групп
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп
Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь
Стремлюсь задействовать других в своих планах
Стараюсь быть среди людей
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно
Легко подчиняюсь другим
Стараюсь избегать одиночества
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях
Стремлюсь относиться к другим по-приятельски
Предоставляю право другим решать вопрос о том, что необходимо сделать
Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное
Предоставляю право другим руководить ходом событий
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными
Допускаю, чтобы другие оказывали большое влияние на мою деятельность
Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с другими
Позволяю другим судить о том, что я делаю
С другими веду себя холодно и безразлично
Легко подчиняюсь другим
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дискуссиях
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно
В обществе стараюсь играть главенствующую роль
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других
Мне нравится, когда другие подключают меня к их деятельности
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно
В обществе стараюсь руководить ходом событий
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу
В обществе руковожу ходом событий

Обработка результатов

Результаты (в баллах) подсчитываются в соответствии с ключом к опроснику.

Ключи к опроснику

Для подсчета результатов лучше воспользоваться Бланком подсчета результатов . Ответ оценивается в 1 балл при совпадении с одним из ответов ключа, при несовпадении - в 0 баллов. Диапазон итоговых оценок по каждой шкале - от 0 до 9 баллов.

Бланк подсчета результатов


Нажмите на изображение для увеличения

Шкалы опросника


Нажмите на изображение для увеличения

  • индексы объема интеракции (е + w);
  • индексы противоречивости межличностного поведения (е – w) - внутри и между отдельными областями межличностных потребностей.

Результаты тестирования можно представить в виде таблицы :

или диаграммы :

Шкалы

Баллы

Интерпретация полученных результатов

Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:

Включенность

  • Низкие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя некомфортно среди людей, скорее будет демонстрировать склонность их избегать.
  • Высокие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя комфортно среди людей, будет иметь тенденцию искать их общества.
  • Низкие оценки по шкале Iw - человек демонстрирует тенденцию общаться с небольшим количеством людей.
  • Высокие оценки по шкале Iw - человек имеет сильную потребность в принадлежности к группе, стремится быть принятым людьми.

Контроль

  • Низкие оценки по шкале Се - человек избегает принимать решения и брать на себя ответственность.
  • Высокие оценки по шкале Се - человек старается брать на себя ответственность, играть в коллективе ведущую роль.
  • Низкие оценки по шкале Cw - человек не принимает контроля над собой.
  • Высокие оценки по шкале Cw - человек демонстрирует потребность в зависимости, колеблется при принятии решений.

Аффект

  • Низкие оценки по шкале Ае - человек очень осторожен при установлении близких, интимных отношений с людьми, избегает таких отношений.
  • Высокие оценки по шкале Ае - человек демонстрирует большую склонность устанавливать близкие, интимные отношения с людьми.
  • Низкие оценки по шкале Aw - человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми устанавливает глубокие эмоциональные отношения.
  • Высокие оценки по шкале Aw - человек испытывает большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:

  • при экстремально низких (0–1) и экстремально высоких (8–9) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям, и при этом иметь компульсивный характер*;
  • при низких (2–3) и высоких (6–7) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям;
  • при пограничных (4–5) оценках человек может демонстрировать обе описанные тенденции поведения.

Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.

Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.

Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков - постоянно перечить своим родителям.

Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:

  • работа с кадровым резервом;
  • консультирование сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры;
  • развитие лидерства;
  • разрешение (и профилактика) конфликтов;
  • формирование команд;
  • подбор персонала и др.

Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность - эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.

В прикрепленном файле, файл для расчетов в Excel
______________
* Компульсивность - повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.

Ключевые слова:

1 -1