Толкование снов

Компьютерная и игровая зависимость подростков. Признаки зависимости от компьютерных игр

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.

Видео — «Игровая зависимость»

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях…

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.

“:

Юля

Здравствуйте! Уважаемый психолог, моему сыну 10 лет. Мы с мужем не можем отучить его от компьютера. Дело в том что мы совершили большую ошибку сами разрешали играть. Раньше ещё года два назад он был совсем другим: бегал, играл, чему-то радовался, теперь же он может играть в игры, часами не евши, пока не заставишь, всё время какой-то хмурый. Сейчас он не играет дня 4 поведение стало не выносимое, наслушается, все делает назло, доходит до скандалов, закатывает истерики, очень плохо разговаривает с нами. Пожалуйста, посоветуйте, как его отучить, пока не поздно. Заранее благодарна за ответ.

Татьяна Егорова

Добрый день, Юля!

Такие вещи, как телевизор и компьютер , всегда должны даваться детям в дозированном виде и под строгим контролем родителей . Что касается игр — здесь позиция родителей должна быть вдвойне жестче: строгий отбор и немедленное исключение асоциальных игр , пропагандирующих излишне детализированную трехмерную мрачную виртуальную реальность с элементами жестокости, пролития крови, сексуальности, разврата и независимо от того, есть ли у ребенка зависимость от них или нет.

В вашем случае у мальчика уже сформировалась компьютерная зависимость на фоне увлечения играми. Она часто приравнивается к наркомании или алкоголизму и вытянуть свое чадо из этого болота будет очень сложно. Примите во внимание, что у сына вот-вот наступает подростковый период и если сейчас не предпринять кардинальные меры, в будущем вас ожидают большие проблемы.

Почему дети так сильно увлекаются компьютерными играми? Ведь бывает же, что ребенок изредка поиграет без ущерба для своих школьных, домашних обязанностей... Чтобы понять, откуда возникает эта зависимость, нужно знать, что происходит в душе игромана и какие причины побудили его отдавать все свое время игрушке.

Психологами было подмечено, что создаваемая компьютерными играми виртуальная реальность очень привлекает определенный контингент людей . В их число входят дети, подростки и даже взрослые, которые переживают серьезные психологические проблемы в реальной жизни. Часто у них возникают сложности в общении с друзьями, они ощущают свое одиночество и пустоту в душе, им не комфортен реальный мир с его настоящими проблемами, которые нужно решать, преодолевая свою робость, страх . Зато в играх всегда можно запросто решить проблемы с помощью силовых методов, а если не получилось — в запасе всегда несколько жизней... И никто не ругает тщедушного мальчика.

Вы знаете, у детей и подростков, не сумевших найти смысл в жизни, очень быстро происходит переориентация на виртуальную жизнь . Теряется ощущение времени, собственные проблемы отходят на второй план, а перед ними — мир из немногих полутонов, порой жуткий но и... такой понятный и привлекательный. Как правило, во всех играх искусственно задается некий алгоритм достижения успеха, т.е. не ребенок учится просчитывать свои решения, планы и действия — за него делает бездушная машина. Она программирует на определенные действия. И к сожалению, смысл всех этих действий заключается в устранении противников (расстрел, драки, море крови и жуткого вида гоблины, не содержащие в себе ничего человеческого... а если в игре и стоят парни и девушки, то чаще всего они одеты вызывающе-пугающе и нацелены на истребление остального живого ради достижения собственной цели).

Есть, правда и другие игры, но ни одна не пользуется такой популярностью, как трехмерная виртуальная реальность с возможностью действовать в облике героя .

Ребенок, вживаясь в образ, невольно подчиняется характеру конкретного героя. И вряд ли вы найдете в нем доброту, участие, сочувствие и стремление помочь любыми средствами, кроме насилия и оружия. Большинство игр учат, что проблемы можно решить только с помощью грубости и силы. Иначе тебя попросту вышибут. И всех уровней жизней не хватит.

И что печально, зависимость, постоянно подпитываемая регулярными играми, отражается на психике ребенка. Он становится похожим на персонажей своих игр по психологическим качествам. Возрастает грубость, нетерпимость, несдержанность, неуважение к старшим, неумение находить компромисс в сложных ситуациях . При отсутствии силы воли ухудшается общее поведение. Начинаются проблемы в отношениях с родителями, с учителями и сверстниками, не разделяющими эту увлеченность. Неудивительно, что ребенок либо замыкается в себе, либо находит сомнительных дружков, страдающих той же психологической болезнью — игроманией .

Что теперь делать?

Юля, я подробно расписала причины возникновения зависимости для того, чтобы вы увидели, в каком направлении вам нужно двигаться. Сейчас у вас нет контакта с сыном, вы потеряли эту ниточку, которая ранее связывала его с вами. Ваш ребенок, вероятнее всего, страдает в глубине души и, возможно, понимает, что слишком увлекается играми. Но он самостоятельно справиться со своим пристрастием не может . Ему нужна активная поддержка семьи. Даже при его сопротивлении, слезах, мольбах и уверениях, что «больше не повторится, поиграю хоть немножко» — семья должна его поддержать, но не разрешать играть ни при каких условиях и пытаться переключать на другие виды занятий . Сейчас, пока ему 10 лет, это еще возможно.

Игровую зависимость , как впрочем и алкогольную и наркотическую нельзя устранить путем ограничения времени увлечением . Проблема решается довольно жестко — полным исключением . Вам нужно убрать все игры из компьютера, все диски с играми, возможно и сам компьютер, если, кроме ребенка, им никто не пользуется. Здесь компромиссов быть не должно.

На первых порах вам будет очень сложно. Страдающий зависимостью, ребенок будет отвратительно себя вести дома, стараясь досадить всем остальным членам семьи, пытаться найти свой «наркотик» у своих сомнительных дружков или пропадать в компьютерных клубах. Просто перетерпите этот период спокойно. Будьте открыты для общения. скажите, что вы хорошо его понимаете и делаете для его же блага. Подумайте, какие могут быть у него проблемы (одиночество, отсутствие друзей, нет признания со стороны сверстников, непопулярность в своей среде и т.д.) и помогите ребенку их решить. Покажите, что из любого положения можно найти выход. Поднимайте самооценку, внушайте уверенность, что он справится со своими трудностями.

Наряду с исключением игр вам придется хорошо продумать распорядок дня ребенка , чтобы у него не было свободных часов на пустое времяпровождение. Все это зависит только от вас, родителей. Поэтому ищите варианты альтернативного увлечения , подумайте, в какую секцию записать ребенка, воодушевляйте на спортивные подвиги, поощряйте быть мужественным. Ведь для мальчика быть слабаком — нет ничего оскорбительнее. И все ребята стараются стать сильнее. Вот уж какими методами — это другой вопрос.

Если компьютер невозможно убрать и он нужен как рабочий инструмент для мужа или для вас, — подумайте, какими развивающими программами вы можете заинтересовать своего сына. Приобщите его, к примеру, к веб-дизайну, найдите обучающие курсы — в Сети и в магазинах этого добра полно. Пусть ваш сын выберет что-то по душе. И компьютер рядом и любимое дело. Очень скоро он войдет во вкус нового и полезного увлечения. Покажите ему, что на основе каких-то конкретных компьютерных умений можно хорошо зарабатывать . Тот же веб-дизайнер, программист, иллюстратор, флешер и т.п.

У вас еще есть надежда на улучшение ситуации. Действуйте сейчас сообща с мужем и вы сбережете немало нервных клеток в будущем. Искреннее желаю успеха.

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.

Врачи ставят зависимость от компьютерных игр в один ряд с наркоманией и алкоголизмом. Все эти недуги вызывают быстрое и болезненное привыкание, подчиняют себе волю людей, «отрывают» от полноценной социально адаптированной жизни. Редко игроман может проявить силу воли и самостоятельно расстаться с пагубной привычкой. В большинстве случаев такие люди нуждаются в помощи и поддержке близких, а также в лечении у психотерапевта.

Что такое игровая зависимость

Механизм влияния компьютерных игр на головной мозг такой же, как и у наркотиков или алкоголя. Просто при употреблении наркотических веществ эндорфин вырабатывается вследствие химических реакций, происходящих в организме, а в случае с игроманией этот гормон продуцируется как ответная реакция на чувство азарта, радости от виртуальных побед и достижений. Стремясь к постоянному чувству счастья, человек все больше времени проводит за компьютерными играми.

Недуг развивается постепенно, если окружающие вовремя не заметят изменения в поведении, то со временем она сформируется в тяжелую форму игровой зависимости. Когда настоящего игромана отрывают от любимого занятия, он начинает испытывать физические и психологические мучения. В такой ситуации с помощью одних разговоров от проблемы не избавиться, потребуется лечение у специалиста.

В большинстве случаев зависимость от компьютера, интернета, игр наблюдается у молодого поколения. Довольно редко сознательный взрослый человек проводит дни и ночи в онлайн-играх.

Признаки

Психотерапевты условно делят зависимость от компьютерных игр на две группы: влечение к локальным играм и тяга к сетевым онлайн-играм. По определенным симптомам, можно отличить обычного любителя поиграть на компьютере от игромана. У зависимого человека, который нуждается в лечении, наблюдаются следующие изменения в поведении:

  • неспособность планировать свое расписание и время;
  • пренебрежение жизненно необходимыми делами, например, учебой, работой, заботой о внешности;
  • агрессивное поведение по отношению к факторам, отвлекающим от игр;
  • никакие события не могут заставить игромана добровольно отвлечься от компьютера;
  • во время игры настроение всегда хорошее, а когда нет возможности заняться любимым делом, то человек становится злым и раздражительным;
  • постоянно растущие денежные «вливания» в платные игры и различные дополнения к ним;
  • время, которое человек проводит, играя, постоянно увеличивается;
  • непрерывное желание проверять, доступно ли обновление игры;
  • пренебрежительное отношение к собственной гигиене, здоровью и другим факторам в пользу игры;
  • отказ от общения с окружающими, замена их виртуальными персонажами.

Последние два пункта являются наиболее серьезными симптомами. Если вы их заметили у любителя провести время за компьютером, то знайте, человек нуждается в лечении у специалиста. Остальные признаки не менее тревожны, но в некоторых случаях проблему получается решить простой беседой.

Продолжительные игры на компьютере откладывают отпечаток не только на психическое здоровье человека, но и на физическое. Зависимый от игр постоянно испытывает следующие ощущения:

  • боли в запястьях и спине;
  • повышенная утомляемость;
  • головная боль и мигрень;
  • проблемы со сном;
  • постоянная сонливость, усталость, чувство разбитости.

Если у игромана уже появились функциональные нарушения со стороны органов и систем, то для лечения недостаточно одной психологической помощи. Надо будет обратиться к врачам для устранения приобретенных физических заболеваний.

Как избавиться от зависимости

Нет однозначного ответа на вопрос, как избавиться от игровой зависимости. В каждом конкретном случае лечение должно быть индивидуальным, продуманным и мягким. Психотерапевты считают радикальные меры недопустимыми. Постоянные замечания и упреки, запрет выходить из дома, удаление всех игр с компьютера могут только усугубить ситуацию. Игроман замкнется в себе, и психотерапия не даст положительного результата. Более того, человек может вообще отказаться общаться с кем либо, у него могут наблюдаться приступы агрессии, и даже попытки суицида.

В помощи специалиста нуждается не только зависимый от игр, но и его родные, которые тоже испытывают стресс. Необходимо наладить отношения в семье, понять, как надо общаться с игроманом, как помочь ему вернуться к нормальной жизни. Очень часто семейная психотерапия дает положительные результаты. Благодаря таким сеансам человек, зависимый от компьютерных игр, легче отказывается от своей пагубной привычки и проще переносит реабилитационный период.

Профилактика

Предотвратить развитие зависимости от игр помогут профилактические меры:

  • проконсультируйтесь с психотерапевтом, предложите игроману встречу со специалистом;
  • постарайтесь понять процесс и смысл любимых игр зависимого, это поможет найти общие точки соприкосновения, установить контакт, пойти на сближение;
  • старайтесь избегать негативной и резкой критики увлечения компьютерными играми, пытайтесь максимально мягко выражать свое мнение;
  • узнайте, что именно привлекает человека в виртуальном мире, чем ему не нравится реальная жизнь;
  • ограничьте доступ зависимого к играм, книгам, фильмам, содержащим сцены жестокости и насилия, это поможет купировать приступы агрессии.

Не забывайте, что зависимый от компьютерных игр – это человек, которому необходима помощь. Если вы заметили у близкого признаки игровой зависимости, не отворачивайтесь от него, наоборот, постарайтесь помочь. Самостоятельно, без поддержки родных людей, а зачастую и помощи профессионального психотерапевта, игроман не сможет избавиться от своей пагубной привычки, и вернуться к нормальной жизни.

Ребёнок и игровая зависимость

Игровая зависимость (азартные игры, компьютерные игры, зависимость от игровых автоматов)

Понятие игровая зависимость вошло в обиход современного человека в 1990-х гг. XX в. Зависимость определяется навязчивым стремлением оторваться от рутинных проблем и повседневных забот, спрятаться от реальности в виртуальном мире, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние. Психиатры относят игровую зависимость к тяжелейшим эмоциональным расстройствам, называя ее специфической эмоциональной «наркоманией».

Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Взрослые люди работают за компьютером в офисе, компьютеры давно перестали быть диковиной дома. Постепенно к компьютерам пристрастились не только взрослые, но и дети. По мнению многих родителей, лучше пусть их дети проводят время дома, сидя за компьютером, чем на улице, в плохой компании без их присмотра. В итоге дети получают с разрешения родителей свободный и практически ничем не ограниченный доступ к компьютеру.

Компьютерные игры, появившиеся вместе с компьютерами, сразу нашли приверженцев как среди детей, так и среди взрослых. Сегодня техника достигла такого уровня, что появились достаточно реалистичные игры, оснащенные хорошей графикой, качественным звуком, которые привлекают огромное количество людей, превращают их в своих фанатов.

Многих детей младшего возраста перестали интересовать обычные игрушки. Они настолько увлекаются компьютерными играми, что стараются быстрее попасть домой, чтобы включить компьютер и окунуться в заветную игру. Школьники могут пропускать уроки только потому, что всю ночь играли и не успели подготовиться к занятиям, которые начинают иметь гораздо меньшее значение для них, чем прохождение нового уровня в любимой компьютерной игре. Увлечение компьютерными играми носит массовый характер среди школьников. Зачастую на переменах эта тема становится самой актуальной для разговоров.

Рассмотрим, какие факторы лежат в основе увлечения детей компьютерными играми.

Психологи считают, что потребность в игре свойственна всем людям на протяжении их жизни. Игра способна удовлетворить познавательную потребность ребенка, ведущую к получению удовольствия. С помощью игры моделируются различные жизненные ситуации, позволяющие приобрести определенные навыки и умения. Среди компьютерных игр есть множество логических и развивающих игр, которые помогают ребенку учиться мыслить, заставляют его думать, тем самым оказывают положительное воздействие на его развитие. Детское восприятие устроено таким образом, что с помощью игры ему легче овладевать новой информацией. Использование компьютерных игр ребенком должно быть в меру, не более одного часа в сутки , тогда это даст положительный результат и не нанесет ущерба другим сторонам его жизни. С помощью определенных компьютерных игр он может научиться считать, выучить алфавит, многие игры специально направлены на улучшение концентрации внимания, развитие памяти, воображения, творческого начала.

Однако если ваш ребенок всем другим развлечениям предпочитает компьютерные игры и проводит перед экраном монитора все свободное время, это может привести к многочисленным проблемам и трудностям. Если вашему ребенку еще нет десяти лет, а он часами играет в компьютерные игры, это может привести к замедлению его развития, как в физическом, так и в психологическом плане. Проводя большинство времени в сидячем положении, ребенок начинает вести образ жизни, лишенный необходимой для его возраста двигательной активности. Это снижает его физическое здоровье. Что касается психологического развития, то, приковывая себя к монитору, ребенок лишается живого общения со сверстниками, заменяя игры, позволяющие познавать окружающий мир, виртуальными играми, где все в корне отличается от действительности. Вследствие этого у ребенка формируется неправильное восприятие действительности.

Для детей младше десяти лет, по мнению специалистов, полезнее заниматься различными видами спорта, рисованием, музыкой. Важно помнить, что в этом возрасте у детей пока еще не сформированы окончательно процессы саморегуляции, поэтому им трудно соблюдать меру в играх, ограничивать время провождения за компьютером, они сбиваются с режима дня, могут забыть поесть, не вовремя ложатся спать.

Многие современные игры направлены не только на решение логических задач, но и несут некую эмоциональную нагрузку, которая и является основной причиной патологической зависимости от компьютерных игр. Все игры разные. Они различаются по содержанию и по жанру. Самые безобидные «игрушки» - это аркады, которые обладают несложной графикой и простым звуком. Такие игры созданы для того, чтобы убить время, поэтому зависимости не вызывают . Они быстро надоедают, так как построены на повторении одних и тех же действий. Ролевые игры представляют для детей гораздо большую опасность. В процессе игры ребенок как бы перевоплощается в виртуального героя и полностью погружается в его мир. Эти игры способны длительное время давать игроку ощущение реальности и удерживать его внимание.

Самую большую опасность для ребенка представляют так называемые стрелялки . Несмотря на то, что сюжет в этих играх обычно незамысловатый, вся игра строится на насилии. Эти игры пагубно влияют на психику ребенка, порождая в нем чрезмерную агрессию.

Дети настолько втягиваются в виртуальную реальность, что живой мир с его настоящими играми и увлечениями перестает их интересовать. А ведь в реальности существует немало задач, которые необходимо решить. Их невыполнение ведет в большинстве случаев к отрицательным результатам - плохим оценкам в школе, наказанию со стороны родителей. В виртуальном мире все гораздо проще. Сделанные ошибки можно исправлять путем повторного прохождения уровня.

У подростков к зависимости от компьютерных игр присоединяются еще и зависимости от азартных игр и игровых автоматов. Процесс привыкания подростка к игре происходит порой незаметно как для него, так и для его родителей. Игровая зависимость влечет за собой множество весьма пагубных последствий. Проявляются они не сразу, поэтому масштабы проблемы сразу оценить весьма сложно.

В группу риска попадают дети в возрасте старше десяти лет. Они уже обладают большей самостоятельностью, чем младшие школьники, одни выходят на улицу, их сложнее контролировать. В последнее время с развитием социальных сетей в Интернете к игровой зависимости присоединилась еще одна зависимость - это потребность в общении в он-лайн с незнакомыми людьми. Последствия этого тоже могут оказаться самыми удручающими. Подростки подвержены психологическому влиянию взрослых людей, поэтому внушить им можно все что угодно.

Если раньше замкнутость подростка в себе, отстранение от родителей и скрытность, на определенном этапе его развития считались психиатрами нормой, то сейчас это может быть связано с тем, что ребенок создает для себя собственный виртуальный мир и обособляется в нем, абстрагируясь от реальности. Расставание с этим миром, разрушение этого мира приводят подростка к тяжелым психологическим травмам.

Психологические факторы компьютерной зависимости

В компьютерные игры играют практически все дети и подростки, у которых есть доступ к персональному компьютеру. Однако не все дети страдают компьютерной зависимостью. Для ее возникновения существует ряд факторов. В компьютерной игре дети и подростки живут в своем мире, в который кроме них самих больше никто не имеет доступа. Все сцены и процессы довольно реалистичны, что позволяет им полностью абстрагироваться от реального мира. Виртуальность заменяет им реальную жизнь. Важным фактором является полное отсутствие ответственности. В игре детей привлекает возможность возвращаться назад и исправлять собственные ошибки, ведь в жизни это невозможно. Дети получают возможность принимать самостоятельные решения, не задумываясь о последствиях.

Чаще всего они попадают в зависимость от ролевых компьютерных игр. Если ребенок не может реализовать себя в жизни, то ролевые игры позволяют ему примерить на себя любой игровой персонаж и прожить его жизнь. Это могут быть супергерои - сильные, смелые, непобедимые, или злодеи - беспощадные и властные. Пропуская через себя роль игрового персонажа, ребенок получает возможность удовлетворить потребности, которые в реальной жизни ему удовлетворить не удается. Чем больше игра затягивает ребенка, тем отчетливее он начинает воспринимать различия между реальной и виртуальной жизнью. Со временем игра начинает компенсировать практически все его жизненные проблемы. Она позволяет ему расслабиться, отдохнуть, окунуться в мир приключений, снижает эмоциональное напряжение, если у него трудности в семье или в школе.

По статистическим данным, в современном обществе 10-14% людей, играющих в компьютерные игры, попадают под патологическую зависимость от них. В большей степени этому подвержены дети и подростки.

Характер эмоциональных нарушений, сопровождающих игровую зависимость

Игровую зависимость сопровождает ряд психологических симптомов. К таким симптомам относятся: чувство эйфории во время игры; сложно заставить себя остановиться; количество времени, проводимое перед монитором, постоянно увеличивается; семья и друзья отходят на второй план; не играя, человек чувствует, себя раздраженным, депрессивным, ему не хватает игры; возникают проблемы с учебой или работой. Возможно, игровая зависимость не так опасна, как, например, алкоголизм и наркомания, но тем не менее, она оказывает негативное влияние на развитие личности.

У игроманов наблюдаются эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышенном уровне тревожности и депрессивности. Многие из них становятся раздражительными, эмоционально неуравновешенными, даже агрессивными. Зависимость проявляется в формировании устойчивой потребности в игре, которая никогда не удовлетворяется полностью. Мир игромана подразделяется на реальный и виртуальный. В реальном мире игроки чувствуют себя неуютно, наваливаются жизненные проблемы, от которых они хотят уйти. В виртуальном мире их настроение и эмоции существенно улучшаются. Также положительные эмоции у игроманов появляются и в предвкушении игры. Отходя от компьютера или игрового автомата, настроение снова ухудшается, вплоть до следующего момента, когда можно снова начать играть.

В реальном мире зависимые люди плохо адаптируются в обществе, у них множество различных проблем в семье, в школе. Этот мир скучный и трудный, в то время как виртуальный - полон приключений и вседозволенности. Именно поэтому выход из игры является болезненным для человека. Ему снова приходится сталкиваться с неприязненной ему реальностью. В связи с этим возникают негативные эмоции, падает настроение, ухудшается самочувствие. У человека постоянная потребность в игре, но полностью она не удовлетворяется.

Эмоциональные отклонения игроманов можно объяснить еще одной причиной. Скорее всего, они осознают бесполезность своего увлечения. За компьютером пролетают дни, недели, месяцы и даже годы. Осознавая бесполезность компьютерный игры, человек и себя начинает чувствовать бесполезным. Но остановиться он уже не может, так как психологически зависит от игры, она его тянет. Таким образом, возникает когнитивный диссонанс - противоречия между представлениями человека о нормальном образе жизни и самим образом жизни этого человека. Противоречие человека с самим собой вызывает сильнейшие эмоциональные сбои.

Отличительной эмоциональной проблемой игровой зависимости является принятие игроками ролей игровых персонажей на себя. Вообще принятие ролей в обычной жизни является познавательным процессом. Но в ситуации игромана он настолько вживается в роль, настолько ассоциирует себя с игровым персонажем - сильным, умным, могущественным, бессмертным, - что столкновение со своим реальным «Я», полной противоположностью виртуального героя, ввергает его в уныние. Психологи говорят даже о раздвоении личности, когда виртуальный мир настолько затягивает человека, что он теряет способность понимать, где он сам, а где игровой персонаж. Смена виртуального образа на реальный, который устраивает человека гораздо меньше, приводит к ухудшению настроения, депрессивной подавленности и другим эмоциональным расстройствам.

Виртуальный мир, в котором подростки проводят много времени, чаще всего слишком жесток, агрессивен и беспощаден. Виртуальный герой пытается противостоять этому миру, убивая виртуальных противников, которые хотят убить его. Чтобы победить врагов, герой наделен всеми необходимыми для этого качествами - умом, силой, ловкостью, экипировкой по последнему слову техники. Ассоциируя себя с виртуальным персонажем, подросток пытается перенести законы игры на реальную жизнь. Ему начинает казаться, что окружающие его люди настроены враждебно по отношению к нему, он чувствует себя уязвимым и незащищенным. Реальный мир начинает казаться ему более опасным, чем есть на самом деле. Такое состояние человека называется высоким уровнем тревожности личности.

Стадии формирования зависимости

Формирование игровой зависимости происходит не сразу. Ребенок постепенно втягивается в игру, проходя несколько стадий, прежде чем можно говорить о патологии. Рассмотрим все эти стадии.

Стадия легкой увлеченности

Ребенок знакомится с игрой. Он поиграл в ролевую игру всего один или несколько раз, она начала ему нравиться, он оценил звук, графику, сюжет, главных героев, попробовал управлять ими. Компьютерная игра позволяет имитировать реальную жизнь или отправляет ребенка в полный приключений фантастический мир. Дети очень часто мечтают быть супергероями, а игра дает им возможность попробовать себя в этой роли. Начиная играть, ребенок реализует потребность в принятии на себя роли выбранного им игрового персонажа. Поиграв в игру несколько раз, ребенок уже целенаправленно выбирает именно ее, он включает компьютер с целью поиграть в игру. Но на этой стадии процесс игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Потребность в игре, а тем более зависимость от нее еще не сформировались. Игра пока не представляет для ребенка значимую в его жизни ценность.

Стадия увлеченности

Переход ребенка на новую стадию формирования игровой зависимости сопровождается формированием у него потребности поиграть в компьютерные игры. Процесс приобретает систематический характер. Ребенок начинает стремиться к компьютеру. Если доступ к игре у него ограничен по каким-либо причинам, то он предпринимает активные действия, направленные на устранение этих ограничений.

Стадия зависимости

На этой стадии происходит изменение самосознания и самооценки ребенка. Зависимость может приобрести социализированную или индивидуализированную форму. В первом случае ребенок поддерживает контакт с другими фанатами такой же игры и получает от них поддержку. Для этого варианта выбираются сетевые компьютерные игры, позволяющие детям играть совместно с другими игроками и общаться между собой посредством сети Интернет. Мотивация в игре носит соревновательный характер. Такая форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем индивидуализированная. Во втором случае дети полностью отрываются от внешнего мира, перестают общаться со сверстниками, уходят от реальности в свой виртуальный мир, что часто приводит ребенка к различного рода психическим и соматическим нарушениям. В первом случае общение с себе подобными все же не позволяет полностью оторваться от реального мира, так как ребенок вращается в социуме.

Стадия привязанности

На этой стадии происходит снижение игровой активности. Ребенок начинает постепенно возвращаться в психологическом плане в нормальное состояние. Он начинает постепенно дистанцироваться от компьютера, но полностью отказаться от игры все же не может. Эта стадия по времени самая длительная, она может не закончиться до конца жизни человека. Несмотря на то, что компьютерные игры пришли в нашу жизнь сравнительно недавно, случаев полного излечения от игровой зависимости крайне мало. Если человек остановился в формировании игровой зависимости на одной из предыдущих стадий, то зависимость угасает довольно быстро.

Сегодня можно назвать два основных психологических механизма, способствующих формированию игровой зависимости. Это потребность в уходе от реальности и потребность в принятии на себя новой роли. Как правило, эти механизмы работают одновременно, но какой-то один может оказывать большее влияние на формирование зависимости, чем другой. Эти механизмы подразумевают под собой процесс компенсации жизненных переживаний и стрессов, поэтому они не будут работать, если у человека в жизни нет никаких проблем, он всем доволен и счастлив. Но таких людей крайне мало, поэтому большинство людей имеют потенциальную предрасположенность стать зависимыми от компьютерных игр.

Признаки зависимости

Существует ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок попал под игровую зависимость.

1. На все просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует острым эмоциональным протестом.

2. Если по каким-то причинам ребенку нужно отвлечься от процесса игры, он начинает злиться и раздражаться.

3. Ребенок не может точно определить, когда он закончит играть.

4. Ребенок постоянно требует у родителей денег на усовершенствование программного обеспечения персонального компьютера и на покупку новых игр.

5. Увлекаясь игрой, ребенок может забыть сделать уроки или выполнить свои домашние обязанности.

6. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора. Он не вовремя ест, поздно ложится спать, не может проснуться утром, его перестает заботить собственное здоровье, он забывает об элементарных правилах гигиены.

7. Чтобы продлить себе удовольствие и подольше насладиться игрой, ребенок начинает бороться со сном, злоупотребляя кофе или энергетическими напитками.

8. Ребенок начинает есть прямо за компьютерным столом, не отрываясь от любимой игры.

9. Во время игры в компьютерные игры у ребенка наблюдается эмоциональный подъем, улучшается настроение.

10. Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно поднимает для обсуждения тему компьютерных игр, другие темы разговора перестают его волновать.

11. В то время, когда у ребенка нет возможности играть в любимую игру, он постоянно продумывает варианты прохождения следующего уровня, предвкушает новую победу, ждет с нетерпением возможности снова вернуться к монитору.

Эти признаки могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка. Из-за сбоя в режиме питания у него может нарушиться работа желудочно-кишечного тракта. Постоянное сидение в одной позе может вызвать боли в области позвоночника и лопаток. Компьютерное излучение раздражает глазные яблоки ребенка, что может привести к головной боли. Довольно часто игровая зависимость влечет за собой нервное истощение и возникновение бессонницы.

Родители должны контролировать общение своего ребенка с компьютером. Если вы стали замечать, что ваш ребенок начал завтракать, обедать и ужинать, не отрываясь от монитора; если проводит за компьютером целые ночи, а ложится спать под утро уже от бессилия; если он начал прогуливать школьные занятия ради того, чтобы поиграть в любимую игру; если он забывает об элементарных правилах гигиены - умыться, причесаться, почистить зубы, хотя раньше за ним такого не водилось; если он не знает, чем себя занять в случае, когда доступ к компьютеру невозможен, вам стоит серьезно насторожиться и задуматься. Все эти факты напрямую указывают на то, что он попал под игровую зависимость, и вам стоит обратиться за помощью к профессиональному специалисту. Очень часто родители пытаются самостоятельно бороться с проблемой, но натыкаются на мощное сопротивление со стороны ребенка. Чтобы избавить его от игровой зависимости, недостаточно простого родительского совета, нужно найти причину возникновения зависимости. Это может быть как из-за того, что у ребенка сложился комплекс неполноценности в реальной жизни, так и различные нервные расстройства, с которыми должен бороться специалист.

Но роль родителей в процессе избавления ребенка от этой пагубной привычки не менее велика. В процессе лечения ребенок постоянно должен ощущать заботу и поддержку близких людей. Его ни в коем случае нельзя оставлять один на один с его проблемой. Контакт с компьютером, Интернетом и игровыми автоматами, конечно же, необходимо исключить.

Родители должны осознавать всю тяжесть игровой зависимости и ее последствия для ребенка. Эту пагубную привычку можно сравнить со злоупотреблением алкоголем и табакокурением. Вряд ли вам будет приятно узнать, что ваш ребенок курит или употребляет спиртные напитки. Зависимость от игры не менее опасна для детской психики. Если не удалось предупредить возникновение зависимости, то необходимо найти в себе силы и обратиться к специалисту за профессиональной помощью. На кону стоит жизнь вашего ребенка, поэтому пускать это на самотек ни в коем случае нельзя.

Развитие игровой зависимости у детей можно предупредить. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывают методы воспитания, которые приняты в каждой конкретной семье. Психологи выделяют четыре типа семей, использующих различные методы воспитания, в которых у детей может появиться игровая зависимость.

Тип: травмирующая семья

В такой семье ребенок ассоциирует себя либо с агрессором, либо, наоборот, с жертвой. Это отождествление сопровождается возникновением у него чувства стыда и беспомощности. Для того чтобы избавиться от этих неприятных чувств, ребенок пристращается к какому-либо объекту зависимости. Это может быть алкоголь, наркотики или компьютерные игры.

Тип: навязчивая семья

Родители в такой семье возлагают на своего ребенка слишком большие ожидания и надежды, с которыми он не всегда может справиться. Это заставляет его находиться в постоянном эмоциональном напряжении, так как он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают близкие.

Тип: лживая семья

В такой семье ребенок теряет чувство реальности, он не может найти сою личность, испытывает чувство стыда и отчуждения.

Тип: непоследовательная семья

В такой семье взрослые члены семьи не могут договориться между собой о методах воспитания ребенка, поэтому каждый гнет палку в свою сторону. Правила поведения и воспитания меняются и придумываются на ходу, создавая у малыша большой эмоциональный дискомфорт.

Специалисты утверждают, что подростки, попадающие под игровую зависимость, чаще всего воспитываются в семьях, использующих негармоничные стили воспитания. Если в семье используется негармоничное воспитание, то, по мнению психологов, у ребенка в такой семье велика вероятность попасть в игровую зависимость. Это происходит потому, что члены семьи неспособны конструктивно разрешать конфликты и выходить из сложных ситуаций. Интересы членов семьи не согласованы, все члены семьи дистанцированы друг от друга, каждый сам по себе, поэтому им сложно прийти к единому мнению. В связи с этим у ребенка возникают сложности в общении со своими близкими, многие темы могут быть закрыты для обсуждения, он не воспринимает свою семью как единое целое и отстраняется от нее, закрываясь в своем виртуальном пространстве.

Родители в таких семьях, как правило, обладают высокой степенью тревоги за свою семью, которая выражается в напряженности, что делает выполнение семейных обязанностей непосильной задачей. Между членами семьи возникает недоверие, ослабляется эмоциональная связь, создается неблагоприятный эмоциональный климат. Сами дети оценивают поведение своих родителей как враждебное, авторитарное, непоследовательное и противоречивое. Между детьми и родителями нет душевной близости, привязанности, доверия. Дети, не находя в семье понимания и поддержки, становятся подозрительными и настороженными, иногда даже бывают враждебно настроены к окружающим. Они не знают, какой реакции на свои действия ждать от родителей, поэтому теряют ощущение стабильности в своей жизни, становятся неуверенными в себе, импульсивными, испытывают постоянную тревогу.

Противоположный стиль воспитания - демократический, считается наиболее приемлемым для развития личности ребенка. В семьях, практикующих подобный стиль воспитания, редко встречаются дети, зависимые от компьютерных и азартных игр. При демократическом стиле родители поощряют в своих детях ответственность и самостоятельность. Подростки вовлекаются в обсуждение семейных трудностей, их мнение учитывается в принятии решений, мнение родителей подлежит обсуждению. Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.

Для того чтобы ребенок не попал в зависимость от игры, родителям прежде всего нужно обратить внимание на себя, на то, какая атмосфера преобладает в семье, какими методами они воспитывают своего ребенка.

1. Отношения в семье должны строиться на честности. Умейте признавать перед ребенком собственные ошибки.

2. Никогда не оскорбляйте чувства ребенка, не унижайте его или тех людей, которым он симпатизирует.

3. Станьте для своего ребенка верным другом. Пусть он будет уверен, что вы всегда ему поможете в трудную минуту, поддержите в сложной ситуации.

4. Постарайтесь, чтобы ребенок доверял вам любую информацию при любых обстоятельствах.

5. Если вы расстроены пристрастием ребенка к компьютерным играм, покажите ему, что вы искренне расстроены этим обстоятельством. Он должен видеть в вас не врага, а близкого человека, точно так же, как и он, нуждающегося в заботе.

6. В конфликтной ситуации, если вы вынуждены в приказном порядке запретить ребенку в данный момент играть в любимую игру, будьте последовательны. Не стоит идти на поводу и торговаться с ним. Четко заявите о своей позиции, объясните ее ребенку и потребуйте ее придерживаться.

7. Не ограждайте ребенка от компьютера совсем, ведь это неотъемлемая часть современной жизни. Однако ограничить время, которое ребенок может проводить за компьютером, стоит. Поставьте четкие рамки и неукоснительно их придерживайтесь. Допустимое время рассчитывается исходя из возраста вашего малыша. До пяти лет лучше вообще исключить компьютер из детского развлечения. До этого возраста процесс познавания мира может обойтись и без электроники. С шести лет можно начинать знакомить ребенка с работой на компьютере, но не больше 15-20 мин в день. Для подростка 10-12 лет это время не должно превышать двух часов в день, но не подряд, а с несколькими перерывами.

9. Поощряйте интерес ребенка к активным играм и занятиям спортом. Но не заставляйте, а именно поощряйте, чтобы он получал от этого радость и удовольствие.

10. Обращайте внимание на реальное общение вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы игра не заменила ребенку друзей.

11. Обсуждайте с ребенком игры, в которые он играет. Посоветуйте ему поиграть в логические и развивающие игры.

Не нужно воспринимать компьютер как источник вреда. Это часть будущей взрослой жизни вашего ребенка. Но постарайтесь контролировать, чтобы развлечение не перешло в серьезную психологическую зависимость. Если вы все же не уследили за этим процессом, упустили время, видите, что ребенка затянула игромания, найдите в себе силы принять этот факт и обратиться за помощью к специалисту.