Хобби

Воспитание для родителей развитие любознательности у ребенка. Советы родителям по воспитанию любознательности. "Что это?" - главный вопрос любознательности

Как развить в ребёнке любознательность?

Детская психология утверждает, что внимание ребенка в раннем детстве не поддается сознательному управлению, оно непроизвольно. Поэтому важно, чтобы окружающее было интересным для вашего малыша. Воспитание ребенка и развитие любознательности неразрывно связаны. Воспитание в семье играет в этом огромную роль.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с многочисленными игрушками, желание узнать, что это такое, - все это должно поощряться взрослыми. Нет специального времени для умственного развития малыша? Используйте для этих занятий игры, прогулки. Ведь мало просто занять малыша - необходимо организовать его жизнь так, чтобы постоянно поддерживать его интерес к окружающему миру.

В воспитании ребенка играют серьезную роль игрушки. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были разнообразными. Это игрушки для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (куклы, наборы посуды и мебели, звери, птицы). Обязательно нужны игрушки для подвижных игр (мячи, каталки, машинки), для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материал для построек (кубики, конструкторы). Должны быть в арсенале и простейшие орудия труда (лопатки, совки, ведерки).

Важно, чтобы интерес к игрушке не угасал, чтобы ребенок старался подольше исследовать ее, обнаруживая все новые достоинства. Это, конечно же, не происходит, если на глаза малышу попадается сразу много разных игрушек. Он сначала берет в руки одну, потом другую, потому что она привлекла внимание. В результате, игрушки, не исчерпав своих возможностей, наскучили. Поэтому и советуют не выкладывать сразу все игрушки, а часть убирать, время от времени, меняя их.

Длительной, а значит, внимательной игре способствует само обращение с игрушками. Ребенок перестает обращать внимание на них, если все игрушки валяются в куче, новые и старые перемешаны между собой. Беспорядок в игрушках не побуждает малыша к играм. Старайтесь этого не допускать. Вовремя чините, если это возможно, сломавшиеся игрушки.

Те игрушки, которые должны собираться (пирамидки, матрешки) должны храниться в собранном виде. Сначала, безусловно, этим занимаются родители, но со временем доля вашего участия должна уменьшаться. За своими игрушками малыш в состоянии следить сам.

Расположение игрушек тоже подскажет малышу ту игру, в которую он может сейчас поиграть. Для этого только надо нужную игрушку поставить на видное место, чтобы малыш заметил ее. Например, пирамидку – на стол, куклу - в кроватку, кубики сложить в машинку или поместить на пол в коробке.

Интерес малыша к самостоятельной игре будет все более заметным, но это не значит, что надо стремиться, чтобы он все время играл в одиночестве. Этого он просто не сможет - начнет скучать, терять к игрушкам интерес, использовать их не по назначению.

Старайтесь находить время и несколько раз за день подключиться к игре. Простое внимание к тому, что делает ваш малыш, побуждает его к новым действиям, что и требуется для более успешного умственного развития.

Любят малыши наблюдать за тем, что делают взрослые, стараются помочь. Для воспитания ребенка очень важно, чтобы поощряли его любознательность. Поручите ему какое-нибудь дело – пусть поставит чашку на место, положит ложки. Многие малыши любят мыть посуду. Пусть делают это, не запрещайте и не отгоняйте от себя.

Одергивания, окрики, недовольство родителей гасят интерес и любознательность. Наоборот, похвалы и одобрения развивают. Учите ребенка элементарным правилам работы, например, пользоваться фартуком, чтобы сберечь одежду от загрязнений, мыть руки перед приготовлением пищи и т.п.

Даже если у малыша что-то не получается или получается не так, как вам хотелось бы, не позволяйте себе пренебрежительно относиться к результатам его труда. Объясните ребенку, почему не получилось, и помогите исправить ошибку.

Очень важны для умственного развития вашего малыша прогулки на свежем воздухе. Не ограничивайтесь пребыванием во дворе, совершайте пешие экскурсии и походы. Обращайте при этом его внимание на все, что происходит вокруг: труд людей, природные явления, автомобили, животные и птицы.

Когда ваш малыш начнет задавать вопросы, не отмахивайтесь от него, даже если они кажутся вам бессмысленными. Давайте правильные объяснения доступным языком. Проявите уважение к его вопросам.

Именно ваши ответы вызывают у малыша стремление узнать что-то еще, разобраться, понять. Слыша ваши объяснения на свои вопросы, ребенок начинает понимать, что его дела важны для вас, что объяснять другим – это важно. Так воспитывается внимательное отношение к окружающим.

Умение наблюдать, внимательно слушать, рассматривать – важные качества, о которых надо всегда помнить и развивать, используя для этого каждый подходящий случай.

Любознательность активизирует умственные способности, открывает новые грани возможного и делает жизнь более интересной. Любознательность детей напрямую связана с желанием учиться. Она присутствует у всех малышей, но, к сожалению, с годами пытливость ума ослабевает. Как же сделать так, чтобы этого не произошло?

Для развития любознательности, в первую очередь, нужно поддерживать и поощрять стремление ребенка к исследовательской деятельности. Он жаждет активного познания мира и ему интересно абсолютно все. Можно проводить эксперименты вместе с крохой, направляя его любопытство в нужное русло. Но иногда нужно предоставить ему полную свободу действий, выбрав для этого подходящее время и место. Некоторые психологи рекомендуют выделить для малыша уголок в доме или во дворе, где ему будет позволено все, что только взбредет в голову. Единственное, о чем нужно позаботиться - это о его безопасности.

Нужно слушать вопросы и не лениться отвечать на них, а не молчать и уж тем более не одергивать кроху. В определенном возрасте у малыша возникает очень много «почему», в этот период он познает мир, слушает, смотрит, ощупывает, «пробует на вкус». И если ребенок не получит столь важных для него ответов вовремя, он вскоре совсем перестанет спрашивать. Со временем нужно научить свое чадо находить ответы на вопросы самостоятельно, но для начала стоит попробовать делать это вместе.

Важно создавать для малыша условия, где он сможет увидеть новое. Наблюдать - это так важно! Улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все это представляет сильнейший интерес для юного созидателя. Наблюдать - это так важно! Разные времена года, разные погодные явления, улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все представляет интерес для юного созидателя. И все является источником новой информации и свежих впечатлений. Наблюдать нужно вместе и обязательно обсуждать увиденное, делиться своими мыслями, ощущениями, желаниями.

У маленьких детей очень сильно развито воображение. Необходимо поощрять их стремление фантазировать и импровизировать. Можно сочинять сказки, стихи или писать сценарии, можно просто играть. Любая творческая деятельность стимулирует любознательность.

Обучение должно стать не скучной обязанностью, а веселой игрой. Интересной и забавной, но имеющей при этом свои правила, которые нужно соблюдать. Но при этом стоит иногда поступать неожиданно, неординарно. Поступить не так, как обычно, сделать не то, что запланировано.

Нужно подавать ребенку пример, демонстрируя свой интерес к жизни, свою любознательность. Весомым фактом для крохи станет эмоциональность родителей и неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг.

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком) .

Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений - огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

  • Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит. д.) , побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы - это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов) . Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.
  • Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии) .
  • Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили) : отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т. д.
  • Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим) . Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух - в будке: «Что здесь перепутано?»
  • Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком) . «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали») . Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов - нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.) .

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема - он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет - возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

  • Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т. д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.
  • Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть - парк, гаражи, интересное дерево и т. д.
  • Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.
  • Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется) . «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира - вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации) .

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка - важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры - это элементы знаковой системы) . Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности) . Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

Дети рождаются с природным интересом к окружающему миру. Им любопытно, как же здесь все устроено и что будет, если... И когда малыши становятся чуть старше, с удовольствием узнают что-то новое, задают множество вопросов, всюду суют свой очаровательный носик, трогают, нюхают и пробуют на зуб этот мир, что подчас действует родителям на нервы.

Желание учиться - это способ удовлетворить свою любознательность, и чтобы это желание не пропало в течение всей жизни, нужно поощрять и развивать в ребенке это качество.

Что говорит наука? Подтверждают это утверждение и ученые. Исследования показали, что любознательность, а не принуждение, имеет ключевую роль в желании учиться. А дети наилучшим образом справляются с заданиями, когда учителям удается вызвать их искреннее удивление от неожиданного результата продемонстрированного опыта.

Любознательность заставляет ребенка находится в постоянном поиске новых знаний, ему нравиться ставить перед собой сложные задачи и искать решение. Как развить в ребенке это важное качество?

1. Поощряйте интересы ребенка. Найдите то, что нравится вашему ребенку больше всего и делайте это вместе с малышом. Радиотехника, авиа моделирование, чтение книг и просмотр фильмов на излюбленную тематику, занятия творчеством - все это будет подогревать интерес ребенка.

2. Создайте интересное пространство. При покупке игрушек выбирайте те, которые будут развивать малыша (сортеры, конструкторы, пазлы, товары для творчества) и подходят ему по возрасту.

3. Поощряйте игры, которые стимулируют воображение. Яркие пластиковые игрушки на батарейках совершенно бесполезны для ребенка с этой точки зрения. Не ребенок играет ими, подключая фантазию и воображение, а они сами играют с ребенком. В этом смысле бесценны игры с пустыми коробками, деревянными кубиками, пластилином и песком. Они дают огромное пространство для проявления любознательности во время игры. Не подсказывайте ребенку, что он должен делать с этими предметами и как правильно играть, пусть он сам найдет им применение.

4. Используйте открытые вопросы. Не давайте ребенку готовых решений, пусть он сделает это самостоятельно, а вы лишь подтолкните его с помощью правильных вопросов. Избегайте вопросов, которые требуют однозначных и односложных ответов «да» или «нет». Почаще спрашивайте: «Что ты думаешь о...?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Почему?».

5. Устраните из жизни ребенка факторы, которые убивают в нем любознательность и стремление к новым знаниям. Такие как, боязнь ошибиться, ограничения творчества и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

Опасные факторы, которые мешают развитию любознательности

Страх. Объясните ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому любой имеет право на ошибку. Когда ребенок скован страхом, потребность в новых знаниях и опыте сводится к нулю. А от того как вы помогает справляться ребенку со стрессом зависит его способность к адаптации, которая будет очень важна для него во взрослой жизни.

Ограничения. Наши категоричные запреты: «Стой! Не трогай! Не разбей! Не испачкайся! Не лезь! Не кричи!» напрочь убивают в ребенке желание познавать нечто новое. Помогите малышу исследовать этот мир, и старайтесь поменьше запрещать. Обязательно обосновывайте свои запреты, если они действительно важны для здоровья и безопасности малыша, а не диктуйте их в форме ультиматума.

Отсутствие интереса родителей. Ребенку очень важно делиться своими открытиями с близкими людьми. И если родители самоустраняются от его занятий, он быстро теряет к ним интерес. Участие родителей обеспечивает малышу благоприятную эмоциональную среду для его исследований, а также дает чувство безопасности и того, что его усилия одобряют. А это, в свою очередь, приводит к формированию здоровой самооценки.

А еще обязательно узнайте