Мейк-ап

Воспитание детей-погодок. Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте

Краеугольный камень, с которого начинается совместное воспитание погодок – это тот момент, когда младший ребенок начинает самостоятельно ходить. Если до этого момента все игры для погодков ограничивались манипуляциями старшего с младшим, то с этого момента можно начинать подключать детей к совместным занятиям и учить их играть друг с другом.

Простые и интересные, игры для двоих маленьких детей способны довольно эффективно подтолкнуть развитие обоих малышей. Ведь двое детей изначально растут в конкурентной среде, что служит трамплином для амбиций старшего ребенка и мотивационным фактором для развития второго малыша. Именно поэтому стоит обратить на творчество и игры для двоих детей ваше пристальное внимание.

Игры для погодков – как организовать игровой процесс

Воспитание погодок довольно специфичный процесс, и один из его нюансов – совместные игры. Как бы ни складывались отношения у ваших малышей, стоит всегда помнить о том, что дети – погодки являются идеальной игровой парой. Как только младший из ребятишек начинает передвигаться хотя бы на четвереньках, у ваших погодок сразу же появляются увлекательные занятия – они могут ползать друг за другом или вместе рассматривать картинки и игрушки. Какие-то развлечения дети будут придумывать сами, а какие-то идеи могут предложить детям родители. Пройдет буквально три-четыре месяца, и вы можете предлагать им и другие игры для двоих детей дома и на улице. Но для успешной игры ваших малышей стоит знать некоторые факты.

  • Малыши вне зависимости от разницы в возрасте, а уж тем более погодки, великолепно находят общий язык и замечательно играют вместе. Один из детей сидит – другой лежит, один ползет - а другой убегает от первого.
  • У погодков довольно много общих интересов, это способствует их сближению, особенно если родители помогают детям найти точки соприкосновения. У малышей много общего – интересы, игрушки, родители, это ваш шанс привить детям любовь и интерес друг к другу.
  • Младшие дети всегда тянутся за первенцем, стараясь во всем ему подражать, и в результате быстрее развиваются.
  • Не стоит оттаскивать детей друг от друга, предлагая им заняться каждому своим делом по разным углам. Не стоит указывать на то, что эти игрушки принадлежат старшему, или ругать первенца за то, что он влезает в игры малыша. Пусть дети привыкают играть вместе и проводить в играх друг с другом как можно большее количество времени – это будет и им на пользу, и вам руки развяжет.
  • Если как раз к моменту рождения второго ребенка первенец стал активно осваивать окружающее пространство – сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите все лишнее с полок, прикрутите шкафы и комоды к стенам, поставьте всевозможную защиту от детей на окна, розетки, двери и углы. Так вам намного проще будет заниматься младенцем, не боясь отвлечься хоть на минуту от старшенького ребенка.
  • Если вы не можете определиться в том, каким образом организовать занятия с каждым из детей, то сделайте проще: занимайтесь все вместе. Информация для малыша – повторение пройденного материала для старшего, а новые знания для первенца будут на лету подхвачены младшим ребенком.
  • Погодки весьма склонны к соперничеству, особенно однополые. Старайтесь все игры строить на основе сотрудничества, когда малышам нужно вместе придти к какой-то цели. А вот в играх соревновательного характера следует делать акценты не на победе, а на самом процессе игры.
  • Не забывайте, что у каждого из детей есть свой характер, темперамент и свои увлечения. Каково бы ни было искушение поместить их на одни и те же развивающие занятия, стоит прислушиваться к мнению и желаниям каждого из детей. Посещая разноплановые занятия и развиваясь в разных сферах, дети не будут перетягивать внимание родителей на себя, радуясь достижениям как своим, так и брата или сестры.

Даже если периодически у детей возникают споры, драки и конфликты, тем не менее, представить свою жизнь без другого не может ни один из детей, ведь не каждому малышу так везет - круглосуточно иметь товарища для игр. Ваши погодки имеют почти одинаковый возраст, часто – схожие интересы и увлечения. Занятия, которым малыши могут предаваться без участия родителей, вы можете увидеть в статье «Самостоятельные игры или 40 способов как развлечь детей» , однако и в этой статье мы предложим как самостоятельные игры для погодок, так и совместные игры - мама с двумя детьми, или даже игры для всей семьи вместе с папой.

Развивающие игры для двоих детей

Все родители хотят дать своим детям как можно больше всего, что им может понадобиться в жизни. Касается это и раннего развития, ведь именно до семи лет когнитивная функция ребенка наиболее высока. Именно поэтому следует отметить некоторые развивающие игры для двоих детей, которые наверняка понравятся вашим погодкам.

Мозаика – творим картины из мелких деталей

Более усидчивые, девочки погодки охотно складывают из маленьких частиц интересные картины, но и мальчишкам это тоже придется по душе. По мере роста детей элементы мозаики должны уменьшаться в размере, что необходимо для развития у детей мелкой моторики и ловкости.

При этом мозаики много, и ее вполне хватает для того, чтобы увлечь обоих детей на некоторое время. А совместными усилиями они вполне могут сотворить настоящие шедевры!

Развиваем у детей логику и тактильную чувствительность

Чаще всего мальчики погодки любят копаться в мелких деталях, но и девочки от них ничуть не отстают. Поэтому дети, склонные к усидчивости, с радостью будут разбирать кучу перемешанных шурупов, фасоли, бусин и макарон, раскладывая их по разным баночкам, перемешивая руками и раскидывая по комнате. Можно раскладывать предметы в емкости не только по их типу, но и ориентируясь на их цвет, форму, и съедобные они или нет.

Однако такую игру необходимо проводить под контролем взрослых, иначе фасолина может оказаться в носу, а шуруп – в желудке. Во избежание, так можно играть съедобными предметами, например цукатами и орехами.

Пазлы – море пользы и интереса

Пазлы – неоценимые помощники в развитии ваших детей, они не только нравятся всем малышам, но и способствуют развитию логики, мелкой моторики, наблюдательности.

Современные производители предлагают разные пазлы для каждого возраста. Старшему ребенку уже можно давать пазлы, состоящие из 9-16 частей, а малышу можно предложить мягкие поролоновые пазлы, разбитые на кусочки количеством от 2 до 5. Однако младшего ребенка маме следует увлечь игрой и контролировать, иначе при недосмотре может пострадать произведение первенца, пазлы которого будут раскиданы, облизаны или порваны.

Чтение – взгляд в волшебный мир сказок

Ничто не будет так развивать воображение и словарный запас ваших детей, чем чтение художественных произведений. Совместное чтение книг будет интересно обоим малышам, тем более сходного возраста. У погодок редко возникает противоречие в рекомендуемой литературе, когда одному еще нужно читать теремок, а второму – про пиратов и фей. Чаще всего погодки охотно слушают общие для их возраста произведения.

Не стоит забывать и о том, что мы живем в 21 веке. Аудиосказки, книжки с говорящими кнопками, игрушки, которые рассказывают сказки и поют песенки, детям тоже очень нравятся.

Это далеко не все развивающие игры, которые можно предложить сразу обоим малышам, любую игру можно адаптировать таким образом, чтобы она была доступна и старшему и младшему из детей.

Ролевые игры для двух маленьких детей

Начиная примерно с двух лет, дети охотно играют в ролевые игры, более того, такие игры являются определенным этапом взросления ребенка. Например, мальчики погодки увлеченно сражаются на шпагах, ведут автобусы, играют в пиратов и ниндзя, а девочки воображают себя принцессами, примеривают на себя роль феи. А дети обоих полов охотно поддерживают игры в больничку, детский сад и дочки-матери. Фантазия детей неисчерпаема, тем более, вдвоем можно воплотить намного больше интересных сценариев. А если дети не придумают сами, то взрослые им подкинут стоящих идей. Наиболее популярные варианты игр можно свести к следующему.

Готовка от шеф повара в ресторане или домашнее чаепитие?

Разумеется, что девочки погодки более охотно играют в готовку, но и мальчишки в тех семьях, где отец зачастую стоит у плиты, тоже любят примерить на себя роль повара.

Чаще всего, кулинарные шедевры воображаемые, или из игрушечных продуктов, однако смелые мамы могут отдать на откуп своим погодкам и обычные продукты - некрупно порезанные овощи, сыр или колбаску, пару кусочков хлеба. Дети с удовольствием накормят и себя, и друг друга и свою многочисленную армию роботов и кукол.

Добрый доктор Айболит

Неважно, однополые у вас погодки, разнополые, все дети любят играть в доктора и пациента. Чаще всего старший ребенок лечит младшего к всеобщему удовлетворению, так как жизненного опыта у первенца поболее, да и походов к врачу тоже.

Дети с удовольствием играют покупными наборами доктора, но назначение половины предметов в них, за исключением шприца и стетоскопа, неизвестно даже родителям. Поэтому неплохо дополнить набор мелкими конфетами и круглой кондитерской посыпкой, изображающими таблетки, подкрашенной водичкой, ватными дисками, бинтами и лейкопластырем. Приветствуются лупа, сантиметровая лента и докторские очки. Очки – это самое главное!

Рок группа дает эксклюзивный концерт в вашем доме!

Среди современных игрушек у всех детей половина или треть приходятся на звуковые вариации или на имитацию музыкальных инструментов. Легко заинтересовать малышей совместной игрой на синтезаторе, свистке, трубе, барабане или бубне. А если вся семья вместе организует рок концерт – это будут незабываемые впечатления.

Можно даже создать определенный имидж, надеть парики, темные очки и зажечь!

Конструктор «лего» – выбирай роли на вкус

Лего – замечательные тематические конструкторы, с которыми знакомы абсолютно все родители и дети. Сейчас можно выбрать любую серию знаменитой игрушки – и «лего» пожарные и «лего» принцессы в волшебном замке, и «лего» зоопарк.

Конструирование из готовых элементов развивает моторику детей, воображение, и ролевые вариации дают богатую пищу для воображения и фантазии детей. Конструкторы отличаются величиной строительных элементов в зависимости от возраста детей, но погодки почти всегда находятся в одном возрастном диапазоне.

Если же малыш еще не «дозрел» до стройки, то вполне можно играть в игру «мэр города и грозная Годзилла», в которой старший строит, а младший – разрушает построенное к всеобщему восторгу.

«Войнушка» – школа жизни

Даже если у вас разнополые погодки, вам будет сложно избежать этой игры, а уж родителям двух пацанов - тем более. А вот родители двух девочек вполне могут и не познакомиться с разрушительной силой этой ролевой игры. Тем не менее, игра веселая, знакомая всем с самого детства и не требующая особых пояснений.

Вигвам – индейское жилище

Погодки, как и дети любых других возрастов, с удовольствием заберутся в большую коробку или специальную палатку, где можно организовать цирк, замок, штаб или просто уютный маленький домик.

Творческие игры погодок

Любые дети благосклонно относятся к творческим занятиям. И даже разнополые погодки - девочка и мальчик с охотой займутся творчеством вдвоем, проведя тихо и мирно от 20 минут до пары часов.

Шедевры ваших живописцев

Рисование – отличный способ комплексного развития ваших детей. Это и мелкая моторика, и чувство формы и цвета, и развитие мышления и восприятия и многое, многое другое. А еще – это универсальное занятие, которое нравится абсолютно всем детям. Под вашим присмотром погодки могут рисовать красками и фломастерами, а для самостоятельного рисования им можно дать карандаши, восковые мелки или даже обычный мел и грифельную доску.

Простота исполнения - раскраски

Раскраски – намного проще самостоятельного творчества, но требуют от малышей аккуратности. Есть большие фигуры для малышей, или раскраски с большим количеством деталей для старшего возраста. А в последнее время многие родители распечатывают раскраски прямо на принтере.

Аппликации – творчество для всех

Оба ребенка с удовольствием будут заниматься аппликациями. Можно подготовить все маме, а можно организовать процесс таким образом, что первенец будет вырезать фигуры, а малыш – наклеивать их.

Не обязательно использовать только бумагу – смелее включайте в перечень возможного инвентаря и ватные диски, и крупы, и мелкий песок, и обычные листья. Все в ваших руках!

Вся наша жизнь – театр!

Оба малыша могут с удовольствием смотреть сценки домашнего театра, роли в котором играют их родители, или с помощью кукольного театра давать представления самостоятельно. Для этого даже нет необходимости покупать специальный детский домашний театр, достаточно пальчиковых кукол и покрывала.

Юные скульпторы

Эти развлечения оценят как мальчишки, так и девчонки, даже если ваши дети погодки разнополые. Пластилин – и сам по себе дает неограниченный простор для детской фантазии, но современный мир предлагает и многочисленные решения для ленивых и нежелающих думать – и фабрики мороженного, и пластилиновый парк юрского периода, и одежда из пластилина для любимых принцесс Диснея.

Можно даже делать домашний невредный пластилин, лепить из подкрашенного соленого теста, делать статуэтки из гипса, использовать пластилин в аппликациях.

Творчество – одна из ведущих деятельностей малышей, и, конечно же, это львиная доля, составляющая развитие и воспитание погодок. Помимо этого активно используются в воспитании и подвижные игры для двоих детей, о чем написана отдельная, не менее интересная .

Воспитание погодок с помощью игры

Игры для двоих маленьких детей имеют большое значение в их развитии и составляют основу в таком важном деле, как воспитание погодок. Применив фантазию и при должном желании можно придумать множество занятий, которые будут развивать нужные навыки у обоих детей, и адаптировать их к условиям разницы в возрасте, уровне знаний и умений ваших погодков. А мы предложим вам еще больше интересных идей в последующих статьях!

Нередко, с умилением любуясь мирно воркующими друг с другом малышами - погодками, молодые девушки или женщины, только-только начинающие семейную жизнь, мечтают, что вот и у них когда-нибудь родится такая «сладкая парочка». Они представляют себе, как дружно и весело будут играть их детки друг с другом, как хорошо и интересно будет им вдвоем. Но на практике все оказывается далеко не так радужно. Рождение погодков – нелегкое испытание для семьи.

Во-первых, вторая беременность подряд – огромная нагрузка на мамин организм, не успевший до конца оправиться после первых родов. В идеале между родами и следующей беременностью должно пройти не меньше полутора, а лучше – двух лет. Во-вторых, если мама беременна, младенец может отказаться от груди, а во многих случаях, например, при угрозе выкидыша, кормить грудью вообще не рекомендуется. Да и подумайте, как это тяжело, одновременно кормить одного ребенка и вынашивать второго. А значит, или первенец лишится бесценного материнского молока или тот, кто еще только должен родиться, получит от мамы недостаточно необходимых питательных веществ. Измотанной бессонными ночами и уходом за младенцем женщине некогда заняться собой, как следует подготовиться к предстоящим родам, а уж посещение курсов для беременных или бассейна и вовсе становится непозволительной роскошью. К концу второй беременности первенец становится уже достаточно увесистым, и маме приходится по много раз в день поднимать и таскать на руках толстенького малыша. А это, согласитесь, тоже отнюдь не лучшее занятие для беременной женщины. Помимо всего прочего, именно к моменту родов ваш шустрик начнет активно осваивать пространство, бегать по квартире, совать свой носик куда не надо, залезать на стулья и столы… Где уж успеть за ним маме, которая со дня на день ждет появления нового ребеночка!

Кроме того, второй год очень важен для физического и интеллектуального развития малыша: именно сейчас кроха переходит к активному освоению речи, у него формируются основы представлений о пространстве и времени , совершенствуются физические навыки, развивается мелкая моторика и координация движений. Как пригодились бы сейчас развивающие игры , и логические , и словесные, и пальчиковые игры ! И как трудно мамочке совместить все это с предстоящим рождением малыша.

В связи с рождением погодков возникает и ряд серьезных психологических проблем . Редко кто специально планирует рождение детей с таким маленьким интервалом. Чаще всего второй малыш появляется потому, что родители верят весьма широко распространенному заблуждению, что нельзя забеременеть во время кормления грудью и пока не восстановился менструальный цикл. И то, и другое не вполне верно. Относительную защиту от беременности дает кормление «по требованию» без жесткого графика, не меньше 15-20 раз в сутки,в том числе, и ночью. Причем действует эта защита только пока вы не начнете вводить прикорм и не уменьшите количество кормлений. Забеременеть, пока не восстановился цикл, действительно нельзя, но никто не знает, когда начнет созревать первая яйцеклетка, через три или через семь месяцев после родов. Забеременев во время первой же овуляции, женщина часто даже и не замечает этого и узнает о предстоящем рождении малыша только когда у нее начинает расти живот.

Так вот, второй из погодков редко бывает желанным ребенком. И часто родители ждут его появления не столько с радостью, сколько с тревогой: какие проблемы и заботы принесет с собой этот «киндер-сюрприз»? А ведь давно известно, что кроха в животике у мамы прекрасно чувствует, желанен он или нет, ждут ли его папа и мама. Нежеланные дети чаще появляются на свет раньше срока, у них бывает больше врожденных дефектов. Они более тревожны, хуже спят и чаще мучаются коликами, чем те, кого с нетерпением ждала вся семья. Такой ребенок может быть более робким, не уверенным в себе или, наоборот, станет всеми доступными ему способами доказывать свою состоятельность и полноценность себе и окружающим.

Нелегко приходится и такому еще крохотному «старшему». Если двух - трехлетнему можно хоть как-то рассказать о предстоящих переменах в семье, годовалый кроха еще абсолютно неспособен разобраться, что произошло, откуда взялось непонятное существо, занявшее его законное место у маминой груди и, как ему кажется, и в мамином сердце. Годовалый еще не умеет выразить свое всепоглощающее горе в словах, и заявляет о нем как умеет: капризами, ночными страхами, «регрессивным поведением» (малыш как будто забывает давно усвоенные навыки, перестает самостоятельно есть, проситься на горшок , в особо тяжелых случаях может вернуться от хождению к ползанию). Видя, как много внимания мама уделяет новенькому, он словно подсознательно стремится снова стать маленьким, как будто веря, что тогда ему законным образом достанется все то, что получает новорожденный счастливчик. Между детьми-погодками чаще возникает непримиримое соперничество, причем справиться с ним очень сложно, потому что оно коренится в глубинных слоях подсознания, вне сферы осознанных воспоминаний ребенка.

Но все это, возможно, предостережет кого-то от рождения погодков. А как быть тем, у кого уже есть малыши с маленькой разницей в возрасте или тем, кто ждет появления второго малыша? Во-первых, не расстраивайтесь. Хоть рождение погодков и связано с определенными проблемами, есть в вашем положении и свои плюсы. Вторые подряд роды, как правило, бывают очень легкими, потому что организм еще хорошо «помнит», что ему надо делать. Не возникает обычно и проблем с грудным вскармливанием . Сами вы еще не забыли навыков ухода за новорожденным. Кроме того, вы вряд ли забыли и собственные ошибки, а значит, имеете великолепный шанс исправить их и больше не повторять. Приданое вашего первенца, скорее всего, еще не успело расползтись по знакомым и лежит в целости и сохранности, и вам не придется покупать и готовить все заново. Если вы правильно будете воспитывать своих детей, они смогут стать настоящими друзьями, ведь крохотная разница в возрасте со временем и вовсе станет незаметной. Часто родители для удобства отдают погодков в одну группу детского сада и даже в один класс. В этом случае ваши дети никогда не будут чувствовать себя одинокими, да и за себя постоять всегда легче вдвоем.

Чтобы не сойти с ума с двумя крохотными младенцами, у которых к тому же, в отличие, скажем, от близнецов, абсолютно разные потребности, необходимо, прежде всего, грамотно организовать свой день. Спасти вас может только железный режим. Даже если первого ребенка вы растили по гибкому графику, постарайтесь еще до рождения второго малыша отладить режим: если вы будете с точностью до получаса знать, когда ваши дети едят, купаются, ложатся спать, вам будет намного проще.

Ваше спасение – бытовая техника. Если вам самим она не по карману, предложите родным и знакомым, желающим сделать подарок к рождению ребенка, вместо того, чтобы покупать еще одни очаровательные пинетки или восхитительный комплект погремушек, присоединиться по мере сил к крупной покупке: стиральной машине или кухонному комбайну. Не стесняйтесь подобных просьб: бытовая техника для вас – не роскошь, а способ выжить.

Еще одна необходимая покупка – коляска для погодков. Если нет возможности купить новую, поищите в комиссионках или по объявлениям, там она может оказаться в несколько раз дешевле новой, но не экономьте на качестве, ведь от него зависит ваша мобильность.

Если ваш Старший крошка как раз начал осваивать пространство к моменту рождения Младшего, постарайтесь освободить дом от лишних и опасных предметов. Увезите или отдайте родственникам лишнюю мебель, почините шаткие столы и стулья или избавьтесь от них. Переберите шкафы и выбросьте или отдайте вещи, которыми вы не пользовались последние два года и не собираетесь пользоваться в ближайший год. На освободившееся место уберите то, что захламляет квартиру. Все колющее, режущее, ядовитое, бьющееся переложите в верхние шкафы. А их лучше всего перевесить под самый потолок. Обязательно проверьте качество электропроводки и прочность оконных замков. Желательно приобрести заглушки для розеток и блокатор для газовой плиты и видеомагнитофона. Ну вот, теперь ваш первенец может смело исследовать квартиру, пока вы будете кормить и пеленать его братца или сестричку.

Ничто так не выматывает родителей, как детские болезни. А если детей несколько, проблема многократно усугубляется. Поэтому месяцы, предшествующие рождению второго ребенка, посвятите интенсивному закаливанию первенца . Прежде всего разрешите ему бегать по дому босиком, постепенно переходите и на более легкую одежку. В идеале ребенок должен ходить дома в одних трусиках. Начните вместе с крохой обливаться холодной водой, это пойдет на пользу вам обоим. Когда родится маленький, с самых первых дней начинайте закаливать и его. Существует абсолютно безопасный и стопроцентно эффективный способ закаливания новорожденных . Как только вы останетесь с крохой наедине, дома или в палате роддома, разденьте его, положите голенького на пеленочку и начинайте кормить грудью. Сосание для малыша - тяжелая физическая работа, так что замерзнуть он не может, даже если в комнате прохладно, к тому же мама дополнительно согревает кроху своим телом. Постепенно периоды бодрствования будут удлиняться, а с ними – и воздушные ванны. Не пугайтесь, если тельце малыша стало прохладным и покрылось синими прожилками, это не значит, что он замерз, просто у новорожденных еще не до конца сформировалась система кровообращения. А вот если кроха стал вялым, хнычет, икает, пора и одеваться. Когда малыш ест раздетым, он более активно сосет, не засыпает у груди раньше, чем наестся, что нередко бывает с новорожденными. Во время «воздушной процедуры» проветрятся все складочки на ножках и попке, подживет потница. Пока малыш будет сосать, он наверняка сделает все свои дела на пеленочку, а значит, будет спать сухим и чистым, и вы сэкономите памперс или подгузник. Опытные мамы умеют поймать нужный момент и вовремя подставить малышу тазик. Научиться этому искусству не так уж и сложно, а время на стирку и расход памперсов сократятся во много раз.

Если кто-то готов предложить вам помощь, ни в коем случае не отказывайтесь, но подумайте, как рациональнее использовать дополнительные рабочие руки. К примеру, если мама или соседка рвется перегладить детские пеленки, а вы считаете это напрасной тратой времени, лучше предложите ей прогуляться с детьми, а сами в это время отоспитесь всласть. Кстати, очень часто родители из самых лучших побуждений приглашают после рождения малыша няню к старшему или отселяют его к бабушке. Делать этого ни в коем случае не стоит. Ваш первенец сейчас напуган появлением непонятного нового существа. Он не уверен, любят ли его по-прежнему родители, а передав кроху в чужие руки, вы только укрепите его подозрения, что мама завела себе нового ребеночка, а от него решила отделаться. Если есть возможность нанять няню, предложите лучше ей гулять с новорожденным, переложите на нее кое-какие хлопоты по хозяйству, а освободившееся время полностью посвятите первенцу. Тогда кроха будет чувствовать, что он по-прежнему любим, и хоть в жизни и произошли перемены, с маминой помощью можно попытаться к ним приспособиться.

Самые мучительные приступы ревности ребенок испытывает, когда мама кормит его младшего братишку или сестренку грудью. Чтобы этого не произошло, не гоните от себя своего старшенького в эти минуты. Наоборот, попробуйте использовать это время для интенсивного общения с первенцем. Оборудуйте себе уютный уголок «на троих» на широкой кровати или прямо на полу, на мягком ковре. Кормя младшего, можно одновременно почитать старшему книжку или поиграть с ним в пальчиковые игры. Можно завести специальные, особо привлекательные игрушки, которые будут доставаться только на время кормления. Можно просто прижать к себе кроху, чтобы он чувствовал вашу близость также остро, как и новорожденный. Иногда старшие дети изъявляют желание попробовать мамино молочко. Не смущайтесь и не отказывайте ему в этом. Скорее всего, малыш просто сморщится и придет к выводу, что его еда намного вкуснее. Ну, а если иногда и будет пристраиваться пососать вместе с крошкой, это пойдет ему только на пользу. Ведь многие дети в возрасте полутора-двух лет с полным правом сосут еще мамину сисю. Некоторые детишки готовы довольствоваться компромиссным вариантом: подержать маму за грудь, пока маленький сосет другую. Одновременно можно и решить проблему с дневным сном. Пригревшись возле вас, непоседа, скорее всего вздремнет вместе с грудничком.

Если вы не успели приучить своего первенца ходить на горшок, самостоятельно есть и спать в отдельной кровати до появления новорожденного, вам придется отложить это как минимум на несколько месяцев. Малыш сейчас абсолютно не склонен становиться взрослым, и, форсируя события, мы можем спровоцировать приступ ревности. Вообще, стоит воздержаться от фраз типа «Ты уже взрослый», «Старший должен уступать» и т.д. Наоборот, покажите крохе, что вы понимаете, что он еще совсем маленький, что вам вовсе не нужно, чтобы он побыстрее вырастал и становился независимым от вас. Если ваш первенец потребует памперс, без которого уже давно умеет обходиться, бутылочку или пустышку, не отказывайте, а со смехом выполните его просьбу. Чтобы подчеркнуть, что вся эта ситуация носит заведомо шуточный, игровой характер, предложите заодно надеть памперс мишке или кукле и покормить их из бутылочки. Можно даже в шутку запеленать малыша или посадить его в «кенгурушку». Увидев, что в запретном плоде нет ничего особенно интересного, ваш первенец отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.

Даже если вам удалось свести к минимуму приступы ревности, и ваши погодки готовы делить между собой родительскую любовь, старайтесь хотя бы раз в неделю проводить немного времени с каждым из детей наедине. К примеру, в субботу отправьте папу прогуляться с младшим, а сами, вместо того, чтобы посвятить образовавшийся досуг хозяйственным подвигам, займитесь чем-нибудь интересным с первенцем, а в воскресенье, наоборот дайте старшенькому насладиться папиным обществом, а сами вволю потетешкайтесь с малюткой.. Любому ребенку абсолютно необходимо такое пристальное внимание, когда он чувствует, что папа или мама всецело принадлежат только ему. Но ни в коем случае нельзя использовать эти драгоценные минуты для нравоучений, приучения к горшку , решения математических задачек и т.д. Займитесь чем-то таким, что принесет радость вам обоим.

Нередко родители не задумываются, что их погодки – две разных личности, каждая из которых обладает собственными пристрастиями, вкусами, привязанностями. Не настаивайте, чтобы дети, даже одного пола, постоянно играли вместе в одни и те же игры. Даже в самой тесной квартире постарайтесь выделить каждому ребенку хотя бы крохотный уголок, который он сможет обустроить по своему вкусу (ну хоть «домик» под письменным столом или «гнездышко» на верхнем ярусе кровати). Хорошо, если помимо общих вещей и игрушек у каждого из детей будут и собственные. Ими можно делиться, меняться, но нельзя без спроса брать их, портить, разбрасывать.

Если у вас дети разного пола, обязательно подчеркивайте различия между ними, учите дочку со вкусом одеваться и причесываться, а мальчика – быть смелым, мужественным, защищать свою сестру. Следите, чтобы у каждого из них были игрушки, соответствующие их полу. С другой стороны, не стоит проводить жесткую границу между «мужскими» и «женскими» занятиями, как нередко бывает в консервативных, патриархальных семьях. Мальчик вполне может наравне с сестрой выполнять хозяйственные поручения. А многие девчонки ничуть не уступят своим братьям в умении пользоваться столярными и слесарными инструментами, наравне с мальчишками гоняют на роликах или велосипеде, играют в футбол и хоккей. Нередко бывает и так, что у боевой, озорной девочки растет тихоня-брат, который шумным забавам своей сестры предпочитает уединенную возню с игрушками. И это тоже нормально, важно лишь, чтобы не было перекоса, и дети четко осознавали свою половую принадлежность.

У каждого из детей могут сложится свои особые отношения с родственниками, близкими и дальними: быть может, дедушка, всю жизнь мечтавший о сыне, без памяти полюбит внука, а молодая незамужняя тетушка легко найдет общий язык с прелестной маленькой племянницей. Не настаивайте, чтобы родные одинаково относились к обоим детям и не требуйте этого от самих детей. Чем больше у ваших погодков будет самостоятельных взаимоотношений с родственниками, тем лучше: это поможет каждому из малышей осознать себя самоценной, независимой от брата или сестры личностью. Следите только, чтобы внимание бабушек и тетушек разделялось между вашими детьми равномерно, и один не чувствовал себя всеобщим любимчиком, а второй – изгоем. Вредно и то, и другое.

Многие родители не знают, как найти время для занятий с каждым ребенком. Если разница в возрасте меньше полутора лет, нет ничего проще: занимайтесь одновременно с обоими. Часть занятия пусть будет более «продвинутой», рассчитанной на старшего. Младший будет тянуться за ним и не только не отстанет, но, стремясь доказать свою состоятельность, может и обогнать первенца. Какое-то время, конечно, необходимо уделить и непосредственно крошке. Но и тут не гоните старшего. Ведь то, что будет для маленького «новым материалом», для первенца станет прекрасным «повторением пройденного». Когда дети станут чуть старше, можно будет поручать первенцу посильные занятия с малышом: показать картинки, поиграть в лото, рассказать сказку. Склонным к постоянному соперничеству погодкам очень полезно давать задания на сотрудничество, где успех зависит от того, насколько участники умеют ладить друг с другом и действовать сообща. А вот от любых соревнований лучше отказаться: они могут стать причиной конфликта. Даже в тех играх, где по определению кто-то должен стать победителем (лото , «мемори», игры с фишками и кубиком), старайтесь сделать акцент не на самой победе, а на результате, которого нужно добиться сообща: закрыть все карты в лото , выложить на поле все костяшки домино , найти все парные карточки «мемори». Тому, кто первым справился с задачей, предложите помочь отстающему.

И все же, при совместных занятиях следует учитывать особенности темперамента и интересы каждого из детей.. Если ваша старшая дочь обладает абсолютным слухом, это вовсе не провод таскать вместе с ней «на музыку » и ее младшего брата, который не испытывает к этому никакого интереса, да к тому же постоянно попрекать его успехами сестры. И даже если первенец с пеленок обожал логические игры и математические задачки , его младшая сестренка может оказаться законченным гуманитарием, и абсолютно бесполезно ждать от нее такого же интереса к играм Никитиных или «Стосчету» Зайцева . Как бы ни было трудно водить детей на занятия в разные места, постарайтесь подыскать каждому хотя бы один кружок или студию, в котором он сможет проявить себя. Тогда вместо того, чтобы завидовать тому, кто лучше умеет петь или рисовать, дети научатся с гордостью и уважением относиться к талантам и достижениями друг друга.

Итак, вы стали родителями детей-погодков? Не расстраивайтесь и не бойтесь трудностей. Скоро жизнь наладится и войдет в привычное русло, подрастут Большой Крошка и Маленький Крошка. И если вы сумеете поселить в их сердечках любовь друг другу, если сможете сохранить их души от ревности, они станут самыми лучшими, самыми закадычными друзьями, а вам останется лишь смеяться над их веселыми играми… Ну и иногда сердиться немного за шалости и проделки.

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

Дети – цветы жизни. Хорошо, когда в семье есть один ребенок, но если их двое, и их разница в возрасте год, еще лучше.

Казалось бы, дети погодки какие трудности и проблемы могут быть, если у них разница всего год, и их вкусы вроде как должны сходится, но не тут было.

Появление в семье малыша – радость и хлопоты родителей. Дети-погодки, охотно общаются друг с другом, старший заботится о младшем, тем самым помогая маме.

Но тем не менее, существует ряд определенных проблем и трудностей, связанных с их воспитанием.

Бывает такое, что старший ребенок, со временем начинает ревновать своего младшего брата или сестру к родителям.

И это абсолютно понятно, ведь мамина чуткость прикована в основном к младшему, так как ему на данном этапе необходимо немного больше внимания и ласки со стороны родителей.

Чтобы избежать такого казуса, необходимо заранее объяснить и подготовить своего старшего ребенка к появлению малыша в семье.

Просто обычными фразами рассказывать и объяснять ребенку, что у него скоро появится братик или сестричка.

Когда самый маленький член семьи родится, необходимо хвалить своего старшенького за помощь, говорить чаще как сильно родители его любят.

Стараться не ругать старшего за то, что он совершил что-то не так, лучше всего спокойным голосом объяснить, как сделать правильно, и в следующий раз дать ему исправиться.

Споры и разногласия между детьми

У детей-погодок могут случатся разногласия в самой банальной ситуации.

К примеру, дети просто не смогли поделить между собой игрушку или какую-нибудь сладость.

Для родителей важно стараться покупать похожие игрушки, а лучше те, которыми можно играть вдвоем: конструктор, кубики.

В такой ситуации лучше всего постарайтесь переключить внимание младшенького, но если не удается, то попросить (но ни в коем случае не требовать) вернуть игрушку на время, похвалив и поблагодарив за этот добрый жест.

Дети всегда индивидуальны, и даже общая возрастная группа не может повлиять на успеваемость и поведенческие особенности.

Не стоит ставить малышей как пример – один для другого, чтобы не вызвать комплексов неполноценности.

Несовпадения режима дня

Здесь важно максимально приблизить режимы отдыха малышей. Даже если не особо удается это сделать в дневное время, главное – ночной сон. Поначалу этого не будет, но со временем, когда старший подрастет, ему захочется ложится спать позже. Особенно ярко может проявится это явление в возрасте 3 лет.

Ссора между детьми

По поводу рождения погодок существуют всевозможные мнения: кто-то считает,что минимальная разница в возрасте, по-своему выгодна с точки зрения развития, а другой считает, что воспитание двух детей одновременно – нелегкий труд. Кто же из них прав, решать каждому человеку самостоятельно.

Плюсы и минусы воспитания детей-погодок

Дети-погодки – ситуация особо популярна в наше время. Потребности таких детей близки, но не одинаковы.

  1. Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против вскармливания грудью, во время второй беременности, так как это вызвано выработкой окситоцина, который так же участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит тем самым повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития, плоду требуются питательные вещества, которые может дать женский организм. Но когда женщина кормит грудью, все эти вещества уходят на лактацию.
  2. Нехватка времени и отдыха. Когда один ребенок, то мама могла на время прилечь и отдохнуть. Но с рождением второго, это время у нее к сожалению уменьшается.
  3. Финансовые затраты. Придется вдвойне тратиться на подгузники, молочные смеси и игрушки. Если так случилось, что погодки разнополые, то не получится передавать одежду по наследству. К тому же в дальнейшем их придется расселить по разным комнатам, что также приведет к не малым затратам.
  4. Стресс и депрессия. Нередко случается так, что с появлением второго малыша, папа работает намного больше, зарабатывая деньги на семью, а на маму складывается вся ответственность за развитие, уход и воспитание. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы и борьба за родительское внимание, может вывести из себя даже самую спокойную и любящую маму.

У детей с небольшой разницей в возрасте совпадают интересы

Но не смотря на все недостатки у детей-погодок есть и свои преимущества:

  1. Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит гораздо проще, ведь у ребенка есть опыт общение не только с родственниками, но и со сверстниками. Дети могут самостоятельно пытаться решать свои проблемы, договариваться на счет игрушек.
  2. Лучшие друзья. Так как, разница в возрасте минимальная, значит вкусы детей более-менее совпадают, тем самым, маме не надо будет со временем ломать голову над тем, какое развлечение придумать детям, они сами смогут себя обеспечить такими занятиями, в которые им интересно играть.
  3. Дети тянутся друг за другом. Минимальная разница в возрасте помогает им чувствовать ответственность младшего за старшего и наоборот. Старший может помогать маме ухаживать за младшим.
  4. Карьера. Вернувшись из декретного отпуска, родители вплотную смогут заняться своей карьерой. Ну а если вдруг захочется сменить рабочее место, то будет больше шансов реализовать задуманное, так как руководители стараются искать женщин с детьми, чтобы не опасаться за внезапный уход в декрет.
  5. Экономия одежды. Об этом факторе говорили в недостатках. Но если дети однополые. То недостаток сразу меняется на преимущество. Ведь не будет особых проблем с куртками, сапогами, и другими вещами, которые старшие просто не успевают износить, за счет того что растут.
  6. Именно у детей-погодок меньше шансов быть эгоистами. Ведь именно они постоянно находятся в контакте с братом или сестрой и привыкают делить между собой игрушки, учитывать желания других.

Между родами оптимальное время на восстановление гормонального, физического и психологического фона женщины – составляет от 2 до 4 лет.

Распространенные ошибки в воспитании детей-погодок

Большинство родителей, воспитывая детей-погодок, допускают ряд ошибок. Это может повлиять на их дальнейшее развитие и взаимоотношение.

Чего же стоит избегать:

  1. Зачастую, родители объединяют своих детей в одну познавательную группу, чего делать не стоит. Психологи утверждают, что в дошкольные годы, развитие ребенка идет колоссальными темпами, и даже разница в пару недель, может сыграть многое, так как каждый уникален, и не похож друг на друга.
  2. Не стоит ради собственного удобства отдавать детей в одну группу детского сада и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит у каждого, хоть и похожи, но разные интересы и вкусы. Кроме того, существует риск, что между ними может возникнуть конкуренции, а она ни к чему хорошему не приведет.
  3. Самая распространенная проблема у родителей – сравнивание детей. Ситуация соперничества, со временем может привести к тому, что они могут начать ненавидеть друг друга. И в этом буду виноваты родители, потому что они начинали сравнивать своих детей.

Для ребенка дошкольника каждый месяц – новая ступень. Погодки находятся в такой ситуации, что младший считает как будто ему не угнаться за развитием старшего.

И важно помнить, что если у детей такая небольшая разница в возрасте, не стоит уделять внимания младшему больше чем старшему.

В дальнейшем это может плохо повлиять на их взаимоотношениях.

Дети - счастье, с которым связаны самые светлые моменты совместной жизни супругов. Двое детей погодок принесут больше счастья в крохотный социальный круг, называемый семьей. В большинстве семей рождается по двое детей. Как правило, разница между возрастом детей составляет 4-5 лет. Часто в семьях воспитываются дети-погодки (когда первому малышу исполнился год, а женщина уже беременна погодкой)

Погодками считаются дети с маленькой разницей в возрасте (не больше года). К примеру, первый малыш едва научился ползать, а женщина уже готова родить вторую кроху. Это огромная радость, но существует ряд трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться будущей маме погодок.

Первая беременность протекает для женщины в счастливом ожидании. Она учится быть матерью, изучает особенности воспитания малыша, ощущает тяготы, недостатки положения. В долгожданный момент рождения все домочадцы радуются новому члену семьи. С рождением погодки начинается радостная и одновременно сложная жизнь многих родителей. Необходимо научиться менять подгузники, выработать режим дня мамы с двумя детьми, привыкнуть к ночному плачу новорожденного. Нередко женщина, для которой первая беременность оказалась тяжелой, не рискует заводить второго ребенка и тем более погодку.

Важно, чтобы состоявшаяся мама имела поддержку. Немногие женщины способны самостоятельно вырастить малыша.

По мнению медицинских экспертов, интервал между родами должен превышать 3 года. Подобная точка зрения обусловливается тем, что женскому организму необходима реабилитация, восполнение недостатка питательных веществ, витаминов, микроэлементов. Иные специалисты полагают, что репродуктивная функция восстанавливается быстро, особенно у молодых женщин.

Многие не знают, дети-погодки - это какая разница? Максимальный промежуток в возрасте - с периода рождения до года и девяти месяцев.

Иногда случается, что зачатие происходит через 2-3 месяца после родов. Для будущей мамы малыша это станет серьезным испытанием. Женщина всегда будет переживать о личной карьере, материальном благе, собственном досуге. Важно не допустить психологического расстройства, в противном случае могут возникнуть негативные чувства по отношению к детям погодкам.

Как воспитывать детей-погодок?

Рождение второго крохи погодки принесет радость и одновременно новые испытания, поскольку первый малыш едва научился ходить.

Период с рождения до года

Второй малыш рождается, когда старшему исполняется приблизительно год. У крохи присутствует чрезвычайный интерес к окружающему миру, он устойчиво держится на ногах. Задача родителей заключается в «обезоруживании» собственного жилища. Провода, колющие и режущие предметы, электробытовая техника небольшого размера привлекают внимание крох, малыши захотят изучить предметы, потрогать, попробовать на вкус. Также нередки случаи, когда малыш, перелезая через кроватку, падает. Нужно обезопасить эту область, подложить подушки или увеличить стенки кроватки.

Сложность этого периода заключается в том, что с одновременным воспитанием старшего чада требуется тщательный уход за грудничком погодкой. Совсем недавно пройденный этап в виде бессонных ночей вновь возвращается. Женщина устает и физически, и морально, что может перерасти в послеродовую депрессию. Важно помнить, что внимания требуют не только дети погодки, но и женщина. Воспитание погодок должно быть равноценным, каждому из них должно уделяться требуемое внимание.

Период с одного года до двух лет

Когда младший достигает возраста 1 года, задача мамы погодок несколько облегчается. Например, у детей погодок начинают совпадать интересы, малыши вместе играют, проводят время. У старших детей просыпается опекунский инстинкт, они начинают защищать брата, сестру от имеющихся «опасностей». Важно предотвратить возможное соперничество, обеспечить малышам личное пространство. Дети погодки вызывают трудности, но, прилагая усилия, можно обойти большинство проблем.

Категорически запрещается обделять вниманием детей. Погодки должны чувствовать себя равными, ощущать единую материнскую любовь и заботу. Досуг должен включать времяпровождение всей семьей, вне зависимости от ожидаемых планов на вечер. При наличии неотложных дел, которые требуют вашего присутствия, необходимо отправить к бабушке и дедушке двух малышей. Погодки должны быть уверены, что в глазах родителей детей-погодок они равны. Этот факт только сплотит подрастающих крох. Ревность старшего в этом случае не будет проявляться.

Важным шагом является обеспечение личного пространства погодок. У каждого должно быть личное имущество в виде кроватки, игрушек. Нужно научить малышей делиться, уступать. В противном случае в более взрослом возрасте (около 7 лет) может начаться вражда и соперничество за право обладания конкретной вещью. В этом заключается детская психология.

Как только старший брат, сестра достигает детсадовского возраста, большинство родителей воспользуется появившейся возможностью и отправит кроху в садик. С большей вероятностью это решит некоторые проблемы, но суть останется прежней. Раздел детей заставит старшего почувствовать себя одиноким, что приведет к конфликтной ситуации между погодками. Рекомендуется подождать, пока дети погодки достигнут детсадовского возраста. Подобное решение поможет развить крепкие семейные узы, малыши будут дружными.

Дети-погодки, как справиться одной?

Бывают довольно печальные ситуации, когда семейные пары расходятся до рождения второго погодки. Причиной этому может стать быт, сформировавшийся после рождения детей.

Будущая мама двух погодок начинает беспокоиться о том, что ей придется растить погодок одной, и это вызывает моральный дискомфорт. Но многочисленный опыт матерей-одиночек позволяет утверждать, что справиться с детьми погодками можно самостоятельно, без посторонней помощи.

Необходимо соблюдать 5 простых правил, чтобы не возникло серьезных проблем:

  1. Выработать распорядок дня. До момента рождения второго крохи необходимо приучить первого к правильному режиму. У него должно быть время для прогулки по дому, кормления, сна и т. д. Еще сложнее ситуация, когда в семье трое детей погодок. Правила соблюдения режима должны быть еще строже. Женщине рекомендуется также рационализировать свой день, чтобы оставалось время на детей, и при этом мама двух погодок могла выделить свободное время на собственный отдых.
  2. Не пытайтесь делать домашние дела самостоятельно. Безусловно, растить двух детей погодок одной и уж тем более троих погодок - тяжкое бремя, мамочка будет разрываться между малышами. К примеру, спускать или затаскивать коляски на верхние этажи при отсутствии лифта и многие другие повседневные обязанности быстро истощат молодую маму. Если имеются родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры), рекомендуется обратиться к ним за помощью.
  3. Разделите и одновременно сплотите детей. Чтобы выдался свободный час для отдыха и восстановления сил, начните прививать погодкам заинтересованность в игре друг с другом. Приобретите каждому индивидуальные игрушки, научите делиться. Так начнется общение между малышами, погодки начнут проводить вместе время, что благоприятно скажется на развитии родственных уз.
  4. Помните: дети - это личности. У каждого должен быть свой личный уголок, любимые вещи. Категорически не рекомендуется надевать вещи старшего на младшего. С возрастом у малыша начнет формироваться мнение, что у него не будет личных вещей. Это может повредить хрупкую детскую психику. Нельзя покупать одну игрушку - это поспособствует развитию соперничества.
  5. Прививайте взаимные интересы, желание совместного решения проблемы. Под видом игры, детской забавы научите погодок совместному времяпрепровождению. Мальчишки-погодки не должны конкурировать. Парни научатся взаимодействовать, защищать друг друга. Подобные занятия помогают сплотить мальчиков-погодок и поспособствовать развитию малышей. О том, .
  6. Воспитывая разнополых детей погодок не переусердствуйте с различием воспитания по половому признаку. Девочка конечно должна стать хозяйкой, но это не означает, что только она должна следить за порядком. А мальчик, конечно будущий джентльмен и не должен обижать девочек, но если она отняла его машинку, мальчик имеет право проявить чувства раздражения.

Заключение

Дети погодки имеют свои плюсы и минусы. Малышам проще привить общие интересы, у них формируются схожие взгляды. Но в то же время младший под влиянием брата может потерять собственную личность, копируя старшего. Подобное развитие событий нужно предотвратить. Погодки должны осознавать, что каждому в течение своей жизни придется сделать выбор, малыши должны быть сознательными личностями, когда вырастут.