Хобби

Тренинг для памяти у взрослых упражнения онлайн. Интересные и простые способы тренировки памяти. Здоровое и правильное питание

Память - способность человека запоминать, хранить, фиксировать и узнавать всевозможные сведения. Эту способность можно назвать навыком. Она напоминает мышцу: чем активнее ее тренируешь, тем лучше она развивается.

Что мешает и помогает запоминать?

Во-первых, разберемся, почему у многих людей память очень плохая. На самом деле, здесь все просто: если у человека мало интересов, и он не занимается умственным трудом, то ему просто нечего запоминать - не возникает такой необходимости. Перед тем как тренировать память, эти люди должны начать вести больше читать, найти какие-нибудь увлечения. Только после этого можно будет приступать к специальным упражнениям.

Представляем образы и конспектируем

Любые сведения легче запомнить, если представить их в виде какого-то образа. Но самое главное - досконально понимать то, что необходимо зафиксировать в голове.

Не пытайтесь запомнить что-то за короткое время - да, возможно, вы добьетесь результата, но эффект будет краткосрочным, очень скоро вы забудете информацию. Важно постоянно повторять и прокручивать в голове нужные сведения. Было бы здорово завести дневник для записи всевозможных событий, интересных мыслей, планов на будущее. Полезно также конспектировать новую информацию. В процессе письма вы обдумываете свои записи, и мозг начинает лучше и эффективнее функционировать.

Здоровый образ жизни

Рекомендуется также улучшить циркуляцию крови в мозгу. Для этого следует больше гулять по улице, соблюдать распорядок дня, не курить, не пить, заниматься спортом. Если вы не будете соблюдать эти простейшие условия, то никакие упражнения для памяти вам не помогут.

Продукты, полезные для памяти

А еще вам нужно как следует задуматься о своем питании. Что вы едите? Задумайтесь об этом, так как тренировать память помогают и различные продукты.

1. Цельнозерновые. Чтобы улучшить регулярно ешьте ростки пшеницы, отруби, а также крупу.

2. Орешки. Они богаты витамином Е, который Также он содержится в салатных листьях, капусте, семечках, цельнозерновых и коричневом рисе.

3. Черника. Употребляя эту ягоду, можете не сомневаться: память вас не подведет.

4. Помидоры. Это источник антиоксиданта под названием ликопен, который помогает ликвидировать негативным образом воздействующие на клетки, из-за которых развивается слабоумие. Перед тем как узнавать, как тренировать память человека, запаситесь этими вкусными и полезными овощами.

5. Черная смородина. В ней содержится витамин С, который может сделать вас остроумным человеком с хорошей памятью.

6. Шалфей. Очень полезен для мозга, который начинает работать с двойной силой, благодаря маслу, содержащемуся в этом растении.

7. Брокколи. Этот овощ богат витамином К. Если он содержится в организме в нужном количестве, то никаких проблем с памятью и обучением быть не должно.

8. Семена тыквы. Цинк, содержащийся в них, благоприятно воздействует на мозг. Достаточно съесть всего лишь одну горсточку в день. Также семена обладают легким антидепрессивным эффектом, поэтому вы можете почувствовать улучшение настроения и самочувствия.

Тренируем память

Конечно, не следует объедаться вышеперечисленными продуктами, но иногда употреблять их рекомендуется. Но одного правильного питания совсем не достаточно. Как тренировать память? Для этого придется усердно трудиться.

Существуют некоторые способы и правила, которые нужно неукоснительно соблюдать, и уже через 30 дней можно будет оценить первые результаты.

1. Читая книгу или слушая преподавателя, вникайте в этот процесс полностью. Не оглядывайтесь по сторонам, не занимайтесь одновременно с этим ненужными делами.

2. Самостоятельно вспоминайте забытую информацию. Забыли адрес приятеля, имя актрисы? Даже не вздумайте заглядывать в справочник, словарь или Интернет! Да, вспомнить будет сложно, но вы уж постарайтесь.

3. Учите стихи. Возьмите себе за правило каждый день выучивать хотя бы один стишок. Пусть даже он состоит из четырех строчек - это лучше, чем ничего. А когда вся семья соберется за столом, можете рассказать его. Не получается учить сложные стихотворения? Найдите какое-нибудь детское. Не игнорируйте этот способ, так как тренировать память и мышление он очень хорошо помогает.

4. Всегда придумывайте ассоциации к каким-нибудь образам или явлениям. Пусть они будут необычными, забавными, смешными: так вам будет интереснее.

5. Считаете, что вязание и вышивание - это прерогатива пожилых женщин? Ну уж нет, в этом вы ошибаетесь. Вы даже не представляете, насколько благоприятно эти занятия воздействуют на мозг. Попробуйте также бисероплетение и макраме.

6. Читайте как можно больше. Отдавайте предпочтение серьезной литературе. Закончив чтение, запишите на листке имена действующих лиц и сюжет. Хватит нескольких строк. Это замечательное упражнение для памяти. Так вы сможете держать в голове сюжеты множества книг.

7. Помните: воображение способно помочь вам запомнить новую информацию. Есть люди, которых работа обязывает держать в памяти большие числа. Знаете, в чем их секрет? Они активно пользуются своим воображением. Для них каждая цифра - это какой-либо определенный образ. Это могут быть предметы, звери, цветы. Например, восьмерка - неваляшка, единица - ветка, двойка - птица, шестерка - замок. Некоторые даже составляют в уме предложения с этими образами. Например, необходимо запомнить номер - 222-18-00. Можно придумать следующее: три птицы, сидящие на ветке, заметили неваляшку, жевавшую две сушки.

8. Учите иностранные языки. Специалисты считают, что это помогает предотвратить старческое слабоумие. И память отлично тренируется.

Еще несколько способов

1. Занимайтесь умственным трудом. Перестаньте лениться, познавайте науки, учитесь новому. Сами не заметите, как память заметно улучшится.

2. Развивайте зрительное воображение. Конечно, люди разные: кто-то лучше запоминает прочитанное, а кто-то - услышанное.

Но специалисты утверждают, что следует отдавать предпочтение прослушиванию информации, а в это время нужно представлять в голове соответствующую картину. Если же вам необходимо читать самостоятельно, все равно воображайте происходящее в книге.

3. Тренируйте слух. Упражнения, направленные на его улучшение, развивают также способность запоминать. Как тренировать слуховую память? Самое простое: прослушивайте монологи и запоминайте их.

4. Оградите себя от депрессии и отрицательных эмоций. Негативные переживания и стрессы убийственно влияют на клетки мозга, соответственно, память становится хуже. Доказано, что физические упражнения помогают избавить от депрессии. Обратите внимание на бег. У вас поднимется настроение, кроме того, мозг начнет работать продуктивнее.

5. Больше путешествуйте, интересуйтесь доселе неизведанным. Все новое, увлекательное и незаурядное приковывает к себе внимание, вдохновляет, развивает память. У вас появится вкус к жизни, желание радоваться и творить.

Тренируем память и внимание

1. Придумайте несколько ассоциаций для разных слов. Запишите их и прочитайте пару раз. Старайтесь сохранить их в памяти, затем пусть кто-нибудь проверит, как вы запомнили.

2. Запишите на листок несколько ситуаций, которые могли бы произойти в жизни. Далее пусть помощник прочитает вам их вслух, а вы попытайтесь представить их в виде образов. Отдохните несколько минут, а затем постарайтесь записать все, что вы вообразили.

3. Интересуетесь, как тренировать память взрослому человеку? Возьмите себе за правило запоминать и прокручивать в голове список покупок в супермаркете, отчества приятелей, фамилии коллег, их дни рождения, лица попутчиков, их беседы и так далее. Это будет полезной нагрузкой для вашего мозга. Вот увидите: вы очень скоро добьетесь результатов.

4. Беседуя с человеком, старайтесь запоминать любые мелочи. Смотрите, в чем он одет, обращайте внимание на его внешность, подмечайте его особенности. Регулярно выполняя это упражнение, вы и сами не заметите, как однажды сможете намного быстрее и эффективнее запоминать новые сведения.

Необходим комплексный подход - попеременная тренировка слуха, мышления и памяти. Эти способы поистине чудодейственны: они разовьют ваши умственные способности так, что вы сами себе будете удивляться.

Как тренировать память у ребенка?

Развивать память малыша необходимо буквально с первых недель его жизни. Дети в восторге от веселых упражнений, а мама и папа не могут нарадоваться успехам своего ребенка.

Для начала следует выяснить, какой вид восприятия у малыша. Специалисты разработали тесты, способные помочь в этом. Необходимо проходить их с ребенком.

Но можно заниматься по всем методикам сразу, если возникли затруднения с прохождением теста. Пожалуй, так будет даже лучше. Например, показывайте малышу фотографию, говорите, что на ней запечатлено, можете интересно описать этот предмет. Потом можно вместе с ребенком слепить его из пластилина или нарисовать.

Что нужно делать, чтобы память малыша была хорошей?

Итак, для удобства восприятия распишем все по пунктам.

1. Разучивайте наизусть песни и стихотворения.

2. Просите ребенка пересказывать истории, которые он слышал.

3. Показывайте малышу предмет, и пусть он его рисует по памяти. Ребенку наверняка понравится такое упражнение, так как тренировать зрительную память - это очень интересно.

4. Показывайте фотографии, увлекательно описывая то, что на них запечатлено.

5. Отгадывайте загадки вместе с ребенком.

6. Придумывайте вместе сказки и интересные истории.

7. Разучивайте танцы. Предпочтение стоит отдать русским народным.

Также важно вовремя начать учить малыша чтению, основам математики и иностранным языкам. Знаменитый врач Гленна Доман считает, что к семи годам детский мозг уже заканчивает свое формирование. Значит, до этого возраста следует очень активно учить ребенка всему.

1. Занятия лучше проводить, когда ребенок весел, так он более позитивно отнесется к обучению.

2. Пусть обучение будет похоже на игру, каждый раз придумывайте что-нибудь новое.

3. Обращайте внимание на то, чем увлекается малыш. Если, например, любит мотоциклы, складывайте и отнимайте их, рассказывайте о различных марках и их производстве. Если ему нравятся птицы, говорите о них.

Теперь вы знаете, как тренировать память, какие выполнять упражнения и чем питаться. Не сомневайтесь в себе, и у вас все получится!

Статья на тему:"Тренинги для развития памяти"

В нашей статье «Тренировка и улучшение памяти внимания» мы расскажем вам, как при помощи тренировок можно улучшить память и внимание. Согласно статистике около 70% людей боятся старческого маразма, испытывают страх перед возрастными изменениями своих умственных способностей. Хотя, по мнению ученых, эта опасность реальна для 5%. Можно конечно записать себя в компанию Вальтера Скотта, который не запоминал содержание своих произведений, или Чарли Чаплина, который всегда забывал фамилию театрального директора. Но гораздо спокойнее и увереннее чувствует себя тот, кто своей забывчивостью не шокирует окружающих людей.

Давно никого не удивляет такой парадокс: мы верим в большие возможности мозга, но когда с возрастом ослабевает память и интеллектуальные способности, мы считаем это явление практически неизбежным. Но если разобраться живость нашего ума, это вовсе не влияние наследственности и не дар богов, как принято людям думать. Мы можем и в состоянии сохранить свой интеллект до 80 лет и даже гораздо выше.

Итак, как можно улучшить работу мозга? 1. Тренировка памяти 2. Стимуляция работы мозга с помощью ноотропных средств

Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой рацион, ведь нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме достаточного количества витаминов: А, С, Е, К и группы В. Каждый из них способствует тому или иному аспекту хорошей работы мозга: препятствует быстрой утомляемости, замедленной реакции, позволяет сохранить память острой, помогает сосредоточиться. Для хорошей работы мозга и, соответственно, хорошей памяти важно присутствие в организме достаточного количества железа, фолиевой кислоты и полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Поэтому в рационе должны присутствовать постное красное мясо, говяжья печень, картофель, сваренный в мундире, ржаной хлеб, молоко, бананы, йогурт, овсянка, гречка, яблоки, жирные сорта рыб, свежие овощи и фрукты, грецкие орехи, льняное масло.

Умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь.

Прежде считалось, что однажды давшая сбой клетка мозга не восстанавливается, но сейчас это утверждение опровергнуто.

Оказывается, нервные клетки, а также клетки головного мозга, можно восстановить в ходе регулярных умственных тренировок.

Тренировка памяти и внимания

Статья на тему:"Задания на развитие памяти"

Что такое память?

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение,письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Набор упражнений для развития памяти у подростков.

Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью. Ниже приводятся игры, задания, упражнения развивающие память подростков.

Процедура 1

Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко,паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

Процедура 2

"Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут..." 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Радость материнства 10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

Тесты для развития памяти

Статья на тему:"Тесты для развития памяти"

В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро¬сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси¬хологии.

Этот простой тест на определение памяти может помочь дать Вам лучшее представление о том, есть ли проблемы с памятью или нет повод для беспокойства.

1. Замните эти слова: яблоко, телевидение, баранина

2. Запомните это имя и адрес:Федор Крайнов 2745 3 набережная, 190/9 3. Вспомните то, что делали последние 3 недели. Вспомнить было сложно?

4. Сложно ли для Вас запомнить списки?

5. Заметили ли вы снижение вашу способность вычислять в голове математические примеры?

6. Вы забывали платить по счетам?

7. Для Вас проблема запомнить имена?

8. У вас были случаи, когда вы забывали людей, которых должны знать?

9. Были ли у вас трудности с тем, чтобы найти правильное слово, которое хотите использовать?

10. Были ли у вас проблема, с запоминанием простых задач, таких как использование микроволновой печи или пульта дистанционного управления?

11. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашей работе?

12. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашему взаимодействию дома?

13. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают адаптироваться в разных социальных ситуациях?

14. Имена последних трех мэров Вашего города.

15. Имена последних четырех российских президентов.

16. Что вы ели на ужин позавчера?

17. Каковы были последние два фильмы, которые вы посмотрели?

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Знаете ли вы, что по оценкам ученых мозг человека, если сравнить его с компьютером, может хранить от 1 до 7 млн мегабайт данных? Вероятно, многие слышали об этом, но далеко не каждый способен похвастаться такой феноменальной памятью. А как хорошо было бы прочесть книгу или учебник и в деталях воспроизводить, что там сказано! Как классно помнить все имена, лица и дни рождения! Как же замечательно в нужный момент отыскать в хранилище своей головы информацию, которая даст ответ на любой вопрос! Многие только мечтают о таком, но есть те, кто на это способен, ведь добиться таких результатов реально – нужно лишь знать как!

Хорошую память можно справедливо назвать ценнейшим инструментом в жизни любого человека, причем в любом возрасте. Однако практически всегда придавать ей значение люди начинают только в ситуациях, когда требуется во что бы то ни стало что-то вспомнить, или же тогда, когда в повседневность начинают проникать . И, учитывая то, что любые тренировки, в том числе и памяти, с годами даются все сложнее, заниматься ими нужно уже сейчас. Ко всему прочему, дополнительным результатом станет стимуляция мозговой активности, от которой зависит и полноценная жизнь.

Если вас интересуют способы того, как лучше запоминать, вполне возможно вы уже знакомы с нашим . Если же нет, советуем его изучить. Но и представленная статья в любом случае не будет лишней, ведь в ней мы собрали несколько простых и достаточно увлекательных методов тренировки памяти. Но перед этим не будет лишним вспомнить о том, какие виды памяти существуют.

Психологи выделяют несколько видов памяти:

  • Зрительная память – позволяет запоминать информацию посредством органов зрения. Люди с преобладанием этого типа памяти лучше запоминают что-то, если, например, увидят это или прочитают об этом.
  • Слуховая память – позволяет запоминать информацию посредством органов слуха. Люди с преобладанием этого типа могут легко вспомнить что-либо, если они это или об этом слышали. Часто для запоминания данных они проговаривают их вслух.
  • Двигательная (тактильная, моторная) память – позволяет запоминать информацию посредством ощущений. Люди с преобладанием этого типа легко запоминают что-то, если у них есть с этим «что-то» физический контакт.
  • Смешанный тип памяти – случай, когда нет какого-то преобладающего типа (обычно у людей преобладает один из трех перечисленных), а запоминание информации происходит равномерно через зрительную, слуховую и двигательную память.

Также следует сказать о том, что память может быть долговременной и кратковременной:

  • Кратковременная память – это результат реакции на события окружающего мира, хранящийся в голове около трех месяцев. Благодаря такой памяти мозг человека отсекает неактуальную информацию.
  • Долговременная память – память, обеспечивающая сохранность полученных данных на протяжении длительного периода времени, как правило, в течение всей жизни. Информация, содержащаяся в этой памяти, может быть воспроизведена неограниченное количество раз. Такая память позволяет в нужных ситуациях вспоминать нужные сведения и применять их в жизни.

Преобладающий тип памяти у всех людей зависит от индивидуальных особенностей. В большинстве случаев этот элемент является врожденным и, не изменяясь, проявляется в течение всей жизни. Потому-то и нужно знать, какой памяти превалирует конкретно у вас, ведь развивая его, а также менее активные виды памяти, можно научиться запоминать больше и лучше. Но далее мы поговорим именно об общих методиках тренировки памяти, которые могут применяться, независимо от того, как лучше вы запоминаете.

Способы тренировки памяти

Способов тренировки памяти можно найти множество, но смысл каждого из них состоит в том, чтобы переносить воспринимаемую информацию в область долговременной памяти. Самые популярные методики можно категоризировать так:

  1. Методика взаимосвязи внимания и впечатления. Суть в том, что лучше всего запечатлеваются в памяти те данные, которые наиболее интересны. Здесь, чтобы лучше запоминать, нужно просто на том, что интересно, получая от этого обратный эмоциональный импульс.
  2. Методика применения ассоциаций. В этом случае через ассоциации можно провести параллели между данными, которые уже есть, и теми, которые нужно запомнить. Если , можно держать в голове множество знаний. А особенность состоит лишь в том, что требуется подобрать подходящие яркие и необычные, но легкие и понятные ассоциации, которые впоследствии помогут воспроизвести усвоенное.
  3. Методика структурирования. Отличный вариант, когда нужно запомнить что-то целенаправленно. Для ее реализации следует разделить информацию на отдельные тематические блоки, где основную роль играет логика и ассоциации. Главное правило – создать логичную и удобную структуру данных, для чего могут применяться такие способы как:
  • Ментальные карты (известны также под названием ассоциативных карт, диаграммы связей и майндмэппинга) – для структурирования применяются специальные блок-схемы, изображающие информацию в отдельных блоках.
  • Римская комната (известна под названием цепочки Цицерона) – запоминаемые объекты мысленно располагаются в хорошо знакомом помещении в конкретной последовательности, и чтобы что-то вспомнить, нужно просто отыскать «нужные вещи».

Более подробно о методах структурирования вы можете узнать , а по вы найдете подробное описание метода ментальных карт. Хотя, конечно, будет лучше, если вы ознакомитесь с полноценным курсом по развитию памяти, где есть вообще все, что нужно, чтобы улучшить свою память быстро и эффективно. Этот курс ждет вас .

  1. Методика повторения – данный вариант считается самым простым и привычным, ведь он знаком каждому. Поэтому просто освежим: чтобы информация усвоилась и осталась в памяти, человеку нужно периодически возвращаться к тем знаниям, которые он желает помнить. Нюанс же состоит в том, что, чем новее информация, тем чаще нужно повторять, зато в дальнейшем к данным следует возвращаться лишь изредка.
  2. Мнемотехники – основываются на использовании нескольких методик запоминания для конкретного типа информации. Информация объединяется в условную смысловую группу, к примеру, «иностранные слова», «числа и цифры» или «имена», а дальше – запоминается посредством ассоциаций, собственных кодировок, созвучий и т.п. Отличный материал на тему мнемотехник есть .

Таковы самые распространенные методики запоминания и тренировки памяти. В них нет ничего сложного, и единственное, что вам потребуется, чтобы их освоить, – это желание. Поверьте: даже если вы сосредоточитесь на какой-то одной и будете ежедневно заниматься, уже через пару недель вы обалдеете от того, насколько лучше стала ваша память. Лично мы проверили это на себе.

Ну а в качестве занятного дополнения мы приведем несколько классных рекомендаций, которые позволят вам улучшить память без изучения особых техник, а живя обычной повседневной жизнью.

  • Ежедневно и старайтесь запоминать наиболее интересное, время от времени повторяя это про себя;
  • Если прочли книгу – не забывайте о ней, а пересказывайте иногда основную суть своим друзьям или членам семьи. Так вы будете и слуховую память тренировать, и мотивировать слушателей к прочтению хороших книг;
  • Если позволяет время, понемногу каждый день , пословицы и устоявшиеся выражения. Можно учить даже песни, заранее узнав их перевод;
  • Запоминайте телефонные номера, номера машин друзей и знакомых, даты их рождений;
  • Когда идете в магазин, напишите список покупок на бумаге, но старайтесь им не пользоваться – лучше сверьтесь, когда посчитаете, что все, что нужно, уже в корзине. А идя из магазина домой, можно вспоминать, что вы купили, и стоимость товаров. Заодно полезно посчитать общую сумму покупок – будете тренировать способность и развивать гибкость мышления;
  • Перед отходом ко сну не спешите отправляться в царство Морфея, а вспомните во всех деталях подробности прожитого дня;
  • Как выдастся минутка, запишите на листок название любимого фильма, укажите всех персонажей и играющих их актеров, а затем проверьте, сколько совершили ошибок;
  • Занимаясь готовкой, запоминайте в подробностях рецепты, чтобы потом не пользоваться подсказками, а творить кулинарные шедевры по памяти;
  • Чаще гуляйте пешком и развивайте зрительную память, обращая внимание на здания, вывески, автомобили и особенности своих маршрутов;
  • Выполняйте привычные дела (чистите зубы, пишите, расчесывайтесь и т.п.) разными руками. Кстати, это благоприятно сказывается на общем развитии работоспособности левого и правого полушарий мозга;
  • Общаясь с кем-то, своего визави, стараясь максимально запомнить все, что он говорит.

И в заключение заметим, что не стоит сразу перегружать свой мозг «тоннами» информации – давайте ему время на отдых и восстановление. Кроме того, не запоминайте все подряд, иначе среди нужной информации то и дело будет всплывать всякий мусор, а также и чаще бывайте на свежем воздухе. И, конечно же, если вам действительно нужно развить свою память и научиться запоминать все-все-все, что хочется, вам прямая дорожка к нашему .

Желаем вам успехов и способности всегда вспоминать все, что нужно!