Мейк-ап

Теоретические подходы к исследованию ассоциаций в психологии. Чем мужская психология отличается от женской Совокупность мужчины и женщины

Так уж устроено, что мужчины и женщины различны по своей природе. В психологическом плане отличия между мужчиной и женщиной обусловлены разным мировосприятием, отличиями гормонального фона, мозговой активности. На психологическое восприятие мира влияет способность женщины к деторождению. Данные отличия обусловлены генетическими особенностями.

Свой отпечаток на личность женщины и мужчины накладывают социально-экономические факторы. К ним относятся правила поведения, социальные роли, принятые в обществе. Можно говорить о их решающем воздействии на психологию мужчин и женщин.

Мужчины и женщины имеют различия в процессе мышления. Мужчина мыслит более логично. Женщина, наоборот, больше полагается на интуицию, подробней на сайте izkis.su . Негативным следствием различий в процессе мышления являются у мужчин излишняя прямолинейность, а у женщин - склонность к проявлению эмоций. Это может стать причиной ссор в процессе взаимоотношений.

По-разному мужчины и женщины относятся к таким вещам как работа, продвижение по карьерной лестнице. Для мужчин факторы, связанные с возможностью самореализации в профессиональном плане, играют более важную роль, чем у женщин. Для женщин более важны семья, воспитание детей, отношения с близкими людьми. Мужчины по своей природе склонны к проявлению лидерских качеств, стремятся к риску. В их поведении часто доминирует индивидуализм как свойство личности. Для мужчин большое значение имеют увлечения, мнение друзей. Женщины, наоборот, склонны к переживанию. Для них важно все время чувствовать поддержку близких. Отсюда вытекают различия в увлечениях мужчин и женщин. Сильный пол испытывает яркие эмоции от посещения и просмотра спортивных соревнований, интересуются техникой. Женщины же, в подавляющем большинстве предпочитают в качестве отдыха просмотр телепередач, общение с подругами и тихие формы домашнего отдыха (вязание, вышивание). Женщины склонны к переживаниям, мнительны, суетливы.

Различия между полами также во многом обусловлены активностью в половой сфере. Функция мужчины испокон веков заключалось в продолжении рода. Мужчины поэтому, более активны в сексуальном плане, чем женщины. Последним, природа отвела роль быть матерью.

Отличия между мужчинами и женщинами также проявляются в межличностном общении. Мужчины менее подвержены влиянию окружения. Истинно мужскими качествами во все времена считались воля и решительность. Женщины склонны прислушиваются к мнению окружающих и склонны колебаться при принятии решений. Характер женщин часто бывает изменчив под воздействием различных факторов. При этом они более ответственны и дисциплинированы.

Различия между женщинами и мужчинами проявляются в способностях. Мужчины больше склонны к аналитическому мышлению. Мужчина в любой ситуации, как правило, мыслит рационально и нацелен на достижение результата. У женщин преобладает вербальное мышление. Именно поэтому они значительное время уделяют болтовне с подругами. При оценке ситуации, женщины часто подвержены эмоциям и на их основе принимают ответственные решения. Женская эмоциональность связана с гормональным циклом.

Эмоциональность женщин, их способность высказывать свои мысли, повышают их стрессоустойчивость. Выплеснув накопившиеся негативные эмоции, женщина успокаивается. Мужчина не склонен рассказывать о своих переживаниях окружающими, считая это проявлением слабости. Тщательно скрываемые под маской благополучия, эмоции, могут неожиданно вырваться наружу. И далеко не всегда всплеск эмоций носит позитивный характер. Негативные эмоции, не находящие выхода, негативно влияют на психику и могут стать причиной возникновения различных заболеваний.

Женщины и мужчины также по-разному реагируют на возникающие нестандартные ситуации. Мужчина в критической ситуации способен быстро мобилизоваться и нужным образом реагировать на них. Мужчины более агрессивны, импульсивны. Различные помехи в выполнении задач, способны вывести их из колеи. Женщина быстрее адаптируется к новым условия, подстраиваясь под обстоятельства.

Женщина в нестандартной ситуации, как правило, не способна мгновенно на нее отреагировать. Она распыляет свое внимание на многочисленных деталях. Однако переоценивать разницу между женщинами и мужчинами не стоит. Отдельные женские черты могут встречаться у мужчин, и, наоборот.

Таким образом, различия между женщинами и мужчинами влияют на мировосприятие, ценности и уклад жизни. Не учитывая данные различия, невозможно построить счастливые семейные отношения. Супругам необходимо научиться понимать особенности друг друга и принимать партнера таким, каким он есть, не пытаясь переделывать его характер.

Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. В своём реферате я использовала и обобщила сравнительные данные многочисленных исследований, касающихся различий мужчины и женщины. Сразу отмечу, что речь пойдет о неких "средних" "типичных" мужчине и женщине. Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими "женскими" качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду в дальнейшем под словом "мужчина" или "женщина" мы будем понимать некоего "типичного" представителя своего пола.

Сравнительные таблица типичных различий.

Более развиты:

У мужчин

У женщин

интуиция

обобщение

восприятие в целом

внимание к деталям

склонность к абстракциям

конкретика

романтизм

практицизм

ориентация в пространстве и времени

ловкость и чуткость рук

техническая направленность

гуманитарная направленность

мотив достижения успеха

мотив отношения с окружающими

стремление к лидерству

умение подчиняться

склонность к новаторству

следование правилам

желание быть первым у женщины

желание быть единственной и неповторимой

По сравнению с женщиной мужчина более

По сравнению с мужчиной женщина более

рационален

чувствительна

эмоциональна

отзывчива

решителен, склонен к риску

осторожна

уверен в себе

тревожна

агрессивен

сострадательна

предприимчив

исполнительна

старательна

индивидуалист

коллективистка

общительна

молчалив

разговорчива

Еще раз подчеркну, что речь идет о "средних" мужчине и женщине.

Особенности восприятия. Интуиция. Наблюдательность.

В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что "мужчина любит глазами, а женщина - ушами". По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают. Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах. Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор - купить или нет. В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент "я чувствую, что это так" - из женского арсенала. Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит "я чувствую, что у него кто-то есть" (имея в виду соперницу) - в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство. Еще Р. Киименг отмечал: "Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность ". Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного. Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий "в яблочко" не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях - очевиден. Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется. Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою "половину", хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина молчит, боится обострять отношения.

Гендерная психология - это область психологической науки. Сам термин "гендер" (социальный пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), но в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые можно отнести к области психологии. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу в нескольких науках, появилась реальная возможность привлекать работы и идеи философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям.

В истории гендерной психологии Т.В. Бендас выделяет 5 этапов:

1) Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца 19 века);

2) Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец 19 - начало 200 века);

3) "Фрейдовский период", связанный с именем З. Фрейда и психоанализом (начало 20 века - 1930 г. г.);

4) Начало широких экспериментальных исследований (с 1990 г. г. по настоящее время).

В античном периоде Платон Афинский (427-347 г. г. до н.э.) ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов.

Платон, Аристотель, обсуждая проблему брака, роли мужчины и женщины, подчеркивали их неравенство. Сквозными для мыслителей античности являются идеи о необходимости регулирования рождаемости для обеспечения нормальной жизни общества . Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим, мысль о необходимости регулирования рождаемости - это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.

Для нашего исследования важной является идея французского мыслителя Франсуа Мари Шарля Фурье (1772 - 1837), который высказал идеи об отражении общественного статуса женщин и мужчин в языке. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только "мужскими" словами - это признак неравенства полов. Он предложил создать "нейтральный" язык - с равным количеством мужских и женских наименований (цезарь и цезарица, калиф и калифа, султан и султанша и т.д.) .

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772 - 1829) о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. Он советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам - мужские (рациональность).

В конце 19 - начале 20 века во многих странах Запада набирает размах движение за освобождение женщин. В первой половине 19 века появляется понятие "феминизм", а в 1830 году появился другой термин - "эмансипированная женщина". Участниками этого общественного движения были и женщины и мужчины, которые выступали за предоставление женщинам равных прав с мужчинами: избирательных, экономических, на получение образования и сексуальных свобод. Это движение оказало стимулирующее влияние на развитие гендерной психологии, прежде всего тем, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

В России в 1899 году вышли две книги П.Е. Астафьева "Понятие психического ритма как научное основание психологии полов" и "Психический мир женщины, его особенности, превосходство и недостатки". Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются типы мужчин и женщин. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях .

Для женщин характерны следующие признаки:

1. Большее развитие бессознательной сферы;

2. Такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

3. Пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

4. Слабость воли и слабый контроль эмоций;

5. Легкая возбудимость;

6. В речи и общении - выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям речи;

7. Большее тщеславие (проявляется в кокетстве, любви к украшениям);

8. Неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);

9. Податливость влиянию окружающих;

10. Успехи в качестве актрис и певиц (объясняется эмоциональной выразительностью);

11. Неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества - женственной женщиной.

Мужчинам, соответственно, свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т.п.

В настоящее время в отечественной науке гендерная психология только начинает развиваться. Как отмечает Т.В. Бендас, проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В.С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е.В. Антонюк), гендерная социализация (И.С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е.П. Ильин), самореализация одаренных женщин (Л.В. Попова), стереотипы женского поведения (О.В. Митина, В. Ф, Петренко) и другие. Таким образом, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно.

В фундаментальном труде Т.В. Бендас по разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины . Автор анализирует индивидные характеристики мужчин и женщин: рост, вес, обмен веществ и ориентация на сбережение - трату энергии, питание и отношение к еде, телосложение, некоторые физиологические показатели), обсуждает проблемы гендерной демографии, психомоторики, психических познавательных процессов, интеллектуальных, речевых и эмоциональных характеристик, личностных особенностей, социального поведения, гендерных отношений.

В результате многолетних исследований были собраны интересные факты о половых различиях в моторике: мужчины имеют превосходство в освоении грубой моторики (движения ног), а женщины - в тонкой (движения рук); мужчины превосходят женщин в силе рук, женщины - в дифференцировке мышечных усилий. Двигательное созревание девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Женщины хуже выполняют моторные тесты, связанные с определением пространственных отношений. Как отмечает Б.Г. Ананьев, половые различия в моторике являются проявлением более глобальных закономерностей: большей стабильности женского организма и женской психики, более широкого диапазона использования всех резервов организма и психики при столкновении со стрессом у женщин как показателя их лучшей адаптивности.

Одним из наиболее устойчивых половых различий является то, что у женщин зрительно-пространственная способность развита хуже . Среди других модальностей наиболее изученными являются половые различия по зрительным ощущениям, восприятию и представлениям. Это связано с тем, что данная модальность широко изучена в психологии, а также с тем, что гендерные особенности проявляются здесь особенно ярко. По некоторым особенностям цветоощущения в раннем детстве обнаружены различия: мальчики лучше выделяют желтый и зеленый цвета, а девочки - красный и фиолетовый .

В школьном возрасте и юности превосходство мужского пола обнаружено по некоторым показателям восприятия пространства, а превосходство женского пола - по более раннему созреванию остроты зрения. В обонятельной чувствительности наблюдается превосходство женщин в любом возрасте и культуре, а по органическим ощущениям мужчины более точны, чем женщины.

Исследования половых различий по болевым ощущениям и обезболиванию начаты лишь в 1990-х годах. В целом сделан вывод о том, что процессы боли и обезболивания различны у мужчин и женщин: у мужчин большая болевая толерантность, а женщина более чувствительна. Установлена связь гормонального уровня с болевой чувствительностью .

Современные исследования внимания показали превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентацию девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в "коммуникативном внимании" к мыслям и чувствам партнера .

женщина ассоциативное поведение психология

Половые различия по памяти связаны с характером запоминания материала и возрастом испытуемых.

Не обнаружены половые различия по общему интеллекту. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах, в разных культурах, у представителей всех рас у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях.

По математическим способностям наблюдается превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков - в области вычислений. У девочек обнаружена "математическая тревога", влияющая на низкую успеваемость по этому предмету.

Многолетние изучения гендерных различий в математических способностях свидетельствуют об устойчивой тенденции, выражающейся в сокращении различий в математических успехах мужчин и женщин. Если три десятилетия назад мужчины демонстрировали более значимые по сравнению с женщинами результаты в решении математических задач, то в последние годы эти различия едва заметны. Наиболее характерна эта тенденция для стран, где проблема гендерного равенства входит в сферу государственной политики. Создание одинаковых условий для развития способностей детей независимо от их половой принадлежности способствует стиранию гендерных различий в психологических характеристиках.

Большую эмоциональность демонстрируют женщины: у них более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительность к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других. Для мальчиков и мужчин характерна эмоциональная сдержанность, но порой мужчины превосходят женщин по эмоциональности. В основном, это касается негативных эмоций, таких как гнев, презрение и отвращение. Можно говорить о существовании гендерно типичных "мужских" и "женских" эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин - печаль и страх .

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий. Элен Маккоби и Кэтрин Джеклин в своем обзоре литературы по гендерным различиям сделали вывод, что агрессия - это единственный вид социального поведения, для которого существуют доказательства о половых различиях .

С позиций психоаналитического подхода мужская агрессия выступает как компенсаторный механизм, помогающий растущему мальчику разрешить конфликт между идентификацией с матерью и другими лицами противоположного пола, воспитывающими его в детском возрасте, и необходимостью вступить в зрелый возраст в качестве мужчины, которые наиболее остро проявляется в период полового созревания. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии.

Для женщины характерны различные формы проявления косвенной агрессии. Часто используется вербальная агрессия. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, а мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействий, а мужчины - на систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения как результат, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности.

Традиционно представления о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость. Таким образом, традиционные представления о мужественности - женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин - зависимую. Карен Хорни подчеркивает, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин, как на инфантильные создания, живущие эмоциями .

Не менее значимы данные ученых, полученные в областях, где между мужчинами и женщинами различий не наблюдается. Так, существуют убедительные данные о том, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристикам как социабельность, уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить .

По мнению современных исследователей, работающих в области психологии пола и гендерной психологии, все перечисленные различия детерминированы не биологическими, а социокультурными факторами: они обусловлены дифференцированной социализацией и иерархически выстроенными социальными ролями мужчин и женщин как проявлением существующего в обществе гендерного порядка. В сфере таких особенностей личности как эмоциональные состояния, интересы и ориентации, психологические различия между мужчинами и женщинами хотя и существуют, но охватывают небольшую часть личностных проявлений.

Все выделенные различия в личностных особенностях мужчин и женщин как представителей больших социальных групп могут быть объединены понятиями "маскулинность" и "фемининность". Маскулинность обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин . Это проявляется в том, что они физически сильнее и демонстрируют больше доминантных и агрессивных проявлений в поведении, чем женщины; они обладают более развитыми пространственными способностями. Их отношение к миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль, независимостью и ориентацией на профессиональные достижения.

Фемининность обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам. Это проявляется в следующем: у женщин лучше развиты вербальные способности, они демонстрируют в поведении больше дружелюбия и контактности, чем мужчины, они более эмпатичны и социально ориентированы, лучше осознают те связи, которые объединяют людей и делают их более доверительными; женщины в большей мере, чем мужчины, ориентированы на семейные роли.

Следует отметить, что маскулинные черты однозначно не отождествляются только с личностными особенностями мужчин, а фемининные - с личностными проявлениями женщин. Эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. В среднем, мужчина обладает более высокой степенью выраженности маскулинных характеристик, а женщина - фемининных свойств и качеств.

В традиционных обществах мужские и женские роли резко отличаются. Они, как правило, полярны. От женщины, в первую очередь, ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли жены, матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Все остальные роли должны быть второстепенными, и они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.

Для мужчин главными ролями являются профессиональные роли. В системе общественных экспектаций от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере. Данный порядок разделения гендерных ролей подчеркивает Э. Гидденс: "Первоочередной задачей, стоящей перед женщиной, является воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность останется, как правило, прерогативой мужчины" .

Сторонники этой группы гендерных представлений считают, что для женщины, даже если она работает и имеет широкие интересы, семья является самым важным и дорогим в жизни. При этом они убеждены, что какие бы новые взгляды не возникли в обществе, женщина - прежде всего мать. Важнейшее ее предназначение - рождение и достойное воспитание детей. Забота о других членах семьи - главная среди всех других ее ролей. Эта роль не обедняет, а облагораживает женщину как личность. Женщины должны подчинять свои интересы интересам мужа. Истинный смысл любви для женщины заключается в том, чтобы войти в мир мужчины, стать его другом, раствориться в нем, даже жертвуя многим ради него. В немецком языке существует поговорка о четырех "К", отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она следующим образом: "Кухня, церковь, ребенок, платье". Считается, что для выполнения традиционной роли женщина должна развивать способности умелой и рачительной хозяйки, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В то время, как мужчинам предписывается ориентированность на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Американская исследовательница антрополог Нэнси Рис, анализируя представления о мужчинах и женщинах, подчеркивает сущность андроцентрической культуры, в которой мужчины соотносятся с обществом, а женщины - с природой. Это отождествление породило ряд двойных оппозиций, таких как: жизнь женщины мотивирована биологически, а жизнь мужчины - социально; у женщин на первом плане тело, а у мужчин - мысль; женщины руководствуются страстями и инстинктами (материнскими, воспитательными), а мужчин направляет их рассудок и интеллект; место женщины - в кругу семьи, в то время как сфера мужчины - это общество, политика, бизнес .

Отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчина во всем мире достоверно чаще занимают более высокие статусные позиции по сравнению с женщинами. Это обеспечивает мужчинам доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Данная практика ведет к тому, что женщины чаще мужчин оказываются в роли подчиненных, зависимых, руководимых. Потребности в профессиональном развитии, самореализации и продвижению по служебной лестнице у них удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин. Сложившаяся система гендерных отношений способствует закреплению и проявлению в деловом взаимодействии у женщин таких качеств личности как пассивное подчинение, конформность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание. Женщины, опасаясь показаться неженственными, боятся проявлять такие качества как независимость, автономность, логичность, ориентация на профессиональные достижения.

Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию "Боязнь успеха". Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, а у девушек доминирует мотивация избегания неудачи. Именно девушкам и женщинам свойствен феномен "боязнь успеха". Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать маложенственными, т.е. они боятся социальных последствий успеха .

Таким образом, гендерные стереотипы, ориентируя мужчин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные позиции для мужчин и женщин.

Инструкция

Мужчины лучше женщин адаптируются к новым условиям и нацелены на конкретные результаты, которые у них ассоциируются с победами, лидерством, вождизмом. Если по-простому, то в каждом мужчине живет «глава племени». Поэтому среди мужчин всегда слишком заметны категорические различия: либо гений, либо ничто, либо мачо, либо «ботаник». Женщины в силу генетических особенностей (постоянного наличия хромосомы X) ориентированы на сбережение у потомства имеющихся макропризнаков. Именно этим объясняется бо́льшая по сравнению с мужчинами устойчивость женщин, с которой соседствуют «срединные» свойства психики. Однако это же обстоятельство помогает женщинам быть многозадачными. Среди мужчин «Цезарей», способных делать несколько дел одновременно, в разы меньше.

Мужчины склонны мыслить и действовать прагматично в любой сфере, включая абстрактные разговоры - они ведут их последовательно. Женщины могут говорить сразу обо всем, перескакивая с тему на тему (для мужчин «бабские разговоры» лишены логики), а сосредотачиваться всерьез и надолго только на семье и детях. Это не значит, что мужчины-домохозяева и бизнес-леди являются отклонением от нормы, речь идет о среднем типе, и под влиянием обстоятельств, например, появления ребенка, смена и смешивание ролей довольно часты.

Среди женщин не бывает дальтоников, и многие исследователи гендерной психологии склонны считать, что женская чувственность как-то с этим связана. Для мужчин важны предметы, для женщин - обстоятельства. Так что поговорка «Мужчина любит глазами, а женщина ушами» вполне справедлива.

Мужчинам реже нужны принципиально новые впечатления. Регулярная рыбалка, посиделки за шахматной доской или систематическое посещение одного и того же бара - в этом смысле искать мужчин легко. Женщины, если б не общественные предрассудки, всегда охотились бы за новыми занятиями, но пока их разум, например, в монотонности домашних забот, спасает умение находить разнообразие в обыденности. Хорошо известно, что непривычный к домоводству мужчина после одного дня, проведенного в роли женщины на хозяйстве, устает сильнее, чем от работы в забое.

Мужчины стараются улучшать, а женщины - украшать. Это особенно хорошо заметно в среде дизайнеров: женщин-каллиграфов и оформителей больше, а среди моделлеров и технических рисовальщиков преобладают мужчины.

Разные исследования показали, что мужчины немного лучше владеют своим телом - в их эволюционных задачах до последнего времени стояла необходимость обеспечивать и защищать семью физически. Соответственно, и психика мужчин легче переносит постоянное или увеличивающееся напряжение в работе. К чести женщин стоит заметить, что они проще справляются с перепадами трудового напряжения.

Вопреки распространенному заблуждению, основанному на теории биологических ролей, современные мужчины не склонны к изменам чаще женщин. Феминизм, совместное образование и интернет уровняли возможности, и процент супружеских неверностей с каждым годом стремится к 50 с обеих сторон.

Половые различия (мужское-женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

Сначала рассмотрим генетические различия.

Пол у плода определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована двумя большими X-образными хромосомами, у мальчиков - большой Х-образной и более мелкой У-образной.

На генетическом уровне половое различие определяется сочетанием хромосом: X (женской) и Y (мужской). Женщины имеют XX-, а мужчины - XY-хромосомы. Сверхмужественность (повышенные спортивные и агрессивные склонности) проявляется в случае хромосомного набора XYY. Гермафродиты (одновременное наличие женских и мужских половых органов) характеризуются хромосомным набором XXY.

Яйцеклетка матери всегда содержит X-хромосому, а сперматозоид отца - либо X, либо Y. Для зачатия мужского эмбриона требуются X и Y-хромосомы, да еще микроскопический кусочек материи - X-Y антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает У-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация начинается только через пять недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более сложно происходит мужская дифференциация: через 6 недель после оплодотворения начинают развиваться яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет мальчиком. Надо, чтобы гипоталамус выделил вещество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон - тестостерон - в большом количестве. Если механизм выработки и усвоения этого гормона нарушен, то не происходит дальнейшего развития мужских половых органов, и рождается ребенок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару X-Y-хромосом. Мужской зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и оказывается более уязвимым: большинство выкидышей - мужские зародыши.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т. е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское же начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются как сверхталантливые, так и совершенно никчемные.

Следовательно, можно предположить: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Физиологические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями. Мужчины, выступая преобразователями внешнего мира, могут как созидать, так и разрушать его. Они новаторы в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности. Выполнение этой жизненной функции достигается за счет следующих физических качеств: высокий рост, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, больший вес, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле. Все эти качества необходимы для выполнения физических нагрузок, борьбы и активного преобразования внешнего мира.

Женщины, чья жизненная функция - сохранять человеческую жизнь и род, стремятся стабилизировать все, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе. Это обеспечивается за счет специфических физических качеств. Широкий таз, грудной тип дыхания, развитые грудные железы - все это напрямую влияет на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность женского тела, его округлость, красивые волосы, гладкая нежная кожа делают женщину привлекательной, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете - для продолжения человеческого рода.

Различны и обменные метаболические процессы. Женщины характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма. У мужчин преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, с размножением, с дезинтеграцией.

Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девочки, но последние немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи; у девочек раньше начинается период полового созревания, они, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин разброс интеллектуальных показателей разительнее: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие или сверхнизкие его показатели. К 12-15 годам девочки превосходят мальчиков в вербальных навыках, но те лучше их справляются с оперированием пространственными представлениями и с решением математических задач. К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза.

Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Женский организм имеет ряд врожденных особенностей: большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, рискуют стать жертвой такого заболевания, как артериосклероз, более подвержены сердечным приступам, чаще погибают и кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами. Но женщины, пристрастившиеся к алкоголю, быстрее к нему привыкают и практически не излечиваются. На 100 женщин в возрасте 65 лет приходится лишь 68 мужчин, доживших до такого возраста. Средняя продолжительность жизни мужчин в России сейчас составляет 57 лет (т. е. они не доживают до пенсии), женщин - 65-70 лет. До 100-летнего возраста доживает в 5 раз больше женщин, чем мужчин.

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины - в проявлении эмпатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий генетически обусловлены.

Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

С. Геодакян, выдвигая тендерную теорию межполушарной асимметрии, анализирует некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что межполушарные связи у женщин многочисленнее, и поэтому лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга. Но творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространстве заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Теперь рассмотрим психологические и социально-психологические половые различия.

Первые 5-6 лет жизни ребенка - решающие для формирования половой идентификации, для его осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А. Бухановский считает, что надо выделить 3 составляющие, благодаря взаимодействию которых формируются мужчина и женщина:

  • биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм;
  • социальный пол, или социокультурный половой диморфизм;
  • психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосознание.

Возможны нарушения половой идентификации, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола.

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели многие из них усваивают уже к 3 годам. Это происходит под влиянием родителей, окружающей среды, национальных полоролевых стереотипов.

Полоролевые стереотипы - это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.

Существуют стереотипы «настоящего мальчика» (тот должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым) и «настоящей девочки» (она нежная, зависимая, чувствительная, разговорчивая, кокетливая, опрятная). Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками их родители обращаются более мягко, побуждая больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то тот впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» очень рано, но до 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить, как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую называют «константностью пола».

На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а вот девушки на психологическом, личностном уровне - с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т. п.). У девочки наиболее резко скачок в сторону развития женских качеств и соответствующей социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на психологическом ее влияние также высоко. Однако на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с самого детства (с 5-6 лет, после преодоления эдипова комплекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а приобретаемые в социуме - своего.

Среда также влияет на формирование мужественности или женственности. Например, национальные традиции обусловливают более зависимое и подчиненное поведение у восточных женщин, чем у европейских. Социальные и экономические условия вызывают необходимость предприимчивого, доминирующего и агрессивного поведения у мужчин. В последнее время это требуется и для женщин, живущих в условиях западной рыночной цивилизации, поэтому количество волевых, независимых, «деловых» и даже агрессивных женщин возрастает.

Влияют и традиции воспитания и семьи. Например, гиперопека матери над сыном способна привести к появлению «маменькиного сынка», не обладающего ни мужественностью, ни самостоятельностью. Если родители очень хотели сына, то порой они воспитывают дочь как мальчика, формируют мужеподобную женщину, имеющую мужские интересы и предпочитающую мужские виды деятельности.

Мужественный мужчина характеризуется как стойкий, смелый, настойчивый, практичный, немногословный, физически сильный, с мускулистым телосложением, с хорошей координацией движений, властный. Показатели ума являются приятным, но не обязательным дополнением к этому портрету. Литературные примеры такого типа - князь Болконский, Овод, Григорий Мелехов, Атос, Джеймс Бонд и т. п.

Женственный мужчина - робкий, неспособный к лидерству, мягкий и излишне добрый, часто неловкий в движениях, имеющий хрупкое, астеничное или полное рыхлое телосложение, а сверхженственный даже напоминает женщину и физически, и психологически: он любит наряжаться, кокетничать, сплетничать и т. п. Литературные примеры такого типа - Пьер Безухов, Ленский, Чичиков, Дон-Жуан и т. п.

Мужественная женщина отличается склонностью к доминированию, к риску, самостоятельности, она решительна, смела, физически вынослива, внешне может быть мужеподобной: ее телосложение не имеет округлых женских форм, черты лица резкие. Всем известны такие мужественные женщины: Жанна д’Арк, Мария Стюарт, Екатерина из «Грозы» А. Н. Островского, Каменская, Скай О’Малли, Дзена, Софья Ковалевская, дочь Лили из книги «Дочь Монтесумы».

Женственная женщина характеризуется повышенной эмоциональностью, непредсказуемостью, физической и сексуальной привлекательностью, нуждается в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении и зависимости от других. Литературные примеры: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Анна Каренина, Офелия.

Целостное половое самосознание (психологический пол) закрепляется в юношеском возрасте и ранней молодости. В этом возрасте могут происходить переоценки себя в половом отношении. Например, несмотря на морфологический мужской пол, человек может психологически осознавать себя близким женскому, что приводит к проявлению у него женских стилей поведения или в ряде случаев обусловливает решение хирургически изменить свой пол.

На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужскую манеру поведения, осваивают «неженские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательными факторами, комплексами.

Крайняя степень мужественности и женственности оказывается малопригодной в реальной жизни. Сверхмужественные юноши и мужчины чрезмерно уверены в себе, они проявляют повышенную агрессивность и доминантность, тягу к экстремальным ситуациям, что способствует их асоциальности. Если им удается избежать девиантного пути, то в зрелом возрасте они чувствуют свою неуместность в обществе, становятся более тревожными, менее способными к лидерству, поскольку чрезмерное соответствие мужской роли оказывается ненужным другим людям. Высокая степень фемининности у девушек и женщин обусловливает их особую ранимость, зависимость от окружающих, повышенную тревожность и пониженное самоуважение, что создает дополнительные проблемы для их выживания в обществе. То есть высокая фемининность и крайняя маскулинность требуют специальных условий выживания и не способствуют жизни в обществе.

О. Вейнингер предложил типологию женщин в зависимости от степени их кокетства и конфликтности. Женщины-кокетки любят ухаживания, стремятся обольщать мужчин и привлекать их внимание к себе, используя свои физические данные, прибегая к эротическим и сексуальным играм, но проявляют равнодушие к детям, рассматривая их в лучшем случае как игрушку. (Литературные примеры кокеток: Элен Безухова, княжна Тараканова, Анжелика, Анна - героиня рассказа Чехова «Анна на шее».)

Те женщины, которые не являются кокетками, напротив, любят детей, способны заботиться и ухаживать за другими, проявляют верность и надежность в отношениях. (Литературные примеры - Мария Болконская, Бэла из «Героя нашего времени» Лермонтова, Татьяна Ларина, Джульетта, Ася из одноименной повести Тургенева.)

«Мегеры» склонны к конфликтам, интригам, разрушению, они смелы и наступательны, готовы сделать подвох, нанести удар ниже пояса и совершить предательство. (Литературные примеры: миледи из «Трех мушкетеров», Екатерина Медичи, маркиза Помпадур.)

Те женщины, которых нельзя причислить к «мегерам», предпочитают мирные, спокойные, доверительные отношения, избегают конфликтов, склонны уступать. (Литературные примеры: Нина из «Маскарада» Лермонтова, Наталья из «Тихого Дона».)

Это разделение можно применить и к мужчинам: мужчины-кокеты - это донжуаны, сердцееды и покорители женщин. Их противоположность - верные и надежные, любящие детей: граф Монте-Кристо, Овод, Пьер Безухов.

Мужчины, напоминающие мегер, - интриганы и скандалисты: Ришелье, Меншиков, Швабрин из «Капитанской дочки», Распутин. С другой стороны, такие, как Обломов, Пьер Безухов, стремятся к сохранению мира и уступчивы. И. С. Кон выделяет четыре типа развития личности мужчин:

  1. «благополучные» (или достигающие определенного уровня в социальной иерархии): с юности и до старости честолюбивые, интеллектуально и социально продуктивные, дружелюбные, удовлетворенные собой и жизнью; это старый князь Болконский, Форсайт, Петр I;
  2. «неуемные» (или импульсивные): с юности проявляют бунтарство, рискованность, раздражительность и неуравновешенность, а в зрелости сохраняется непредсказуемость поведения, импульсивность, слабый самоконтроль, склонность менять работу, семью, место жительства и т. п.; это Демон, инженер Гарин, барон Мюнхгаузен, Распутин, Раскольников, д’Артаньян;
  3. «вечные одиночки»: с юных лет демонстрируют повышенную эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, недоверчивость к людям, напряженность в общении, в зрелости остаются малообщительными, склонными уходить от сложных обстоятельств, часто остаются холостяками; примеры - Флобер, Бальзак, Обломов;
  4. «перевертыши»: бурная, напряженная молодость сменяется спокойной и размеренной жизнью в зрелые годы; примеры - граф Муромский из «Барышни-крестьянки», Арамис, Портос, Онегин.

Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обусловливают психофизическое, эмоциональное, психологическое, энергетическое и интеллектуальное напряжение человека. Они многообразны. Это ситуации угрозы, опасности для жизни, экзамена, соревнования, конфликта, ситуации воздействия экстремальных физических факторов - жары, холода и т. п., ситуации неожиданной радости, профессиональных трудностей и т. д. Стресс вызывает физиологические и психологические изменения у человека, способен накапливаться и оказывать негативное влияние на его физическое и психическое здоровье.

В реагировании на стресс также проявляются половые различия. Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, женщины, в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до ее наступления. У последних это происходит уже при представлении об экстремальной ситуации, поэтому мужчины более готовы к ней, хотя для некоторых это может заканчиваться крахом, так как энергетически они уже израсходовали себя.

В стрессовой ситуации экзамена женщины имеют энергетические и информационные, коммуникативно-речевые преимущества, преимущества в уровне вербальной/словесной памяти. Однако в реальных производственных и житейских ситуациях превосходство за мужчинами, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в пространственной ориентации, в математическом и логическом решении проблем, более хладнокровны. Беспокойство, эмоциональность и озабоченность женщин затрудняют им разрешение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, приводят к тому, что они оказываются более подвержены нервным и психическим расстройствам. Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к врачам, испытывают страхи, тревогу, неврозы, но мужчины, внешне мало проявляя свою встревоженность и не показывая невротических симптомов, испытывают больший негативный эффект от стрессов, влияющий на их физическое здоровье: смертность от инфарктов и неудач на работе, невозможности обеспечить свою семью - это удел мужчин.

Неуспех в работе - причина мужских психических расстройств, а сложности и неудачи в интимных отношениях - женских.

Мужчины и женщины, когда они преодолевают жизненные трудности, ведут себя различным образом. Первые прибегают к помощи интеллекта, волевой и физической силе, подчас агрессивным реакциям, прямолинейны. Женщины же чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости, их агрессивность понижена, но сильнее вербальное и коммуникативное решение конфликтных ситуаций. В экстремальных условиях мужчины внешне держатся более хладнокровно, спокойно, а женщины возбудимы, эмоциональны (плачут, или кричат, или жалуются), но фактически оказывается, что вторые более устойчивы к стрессу, способны выдержать его без значимого ущерба для здоровья, что объясняет их большую продолжительность жизни. В экстремальных социальных ситуациях сильнее возрастает смертность мужчин. В современной России она резко усилилась, средняя продолжительность жизни мужчин снизилась до 56 лет.

Хотя женщина имеет энергетические, информационные, психические и даже физические преимущества, в обществе она уступает мужчине главную роль:

  1. Во-первых, здесь больше ценится преобразовательная, активная позиция, свойственная мужчинам, что обеспечивает прогресс техники, науки, искусства, жизни общества.
  2. Во-вторых, в социуме нормативно закреплены мужские привилегии, существуют традиции распределения тендерных ролей, традиции зависимого положения женщин, что автоматически ставит их в подобное второстепенное положение.
  3. В-третьих, женщины объективно выполняют функцию продолжения человеческого рода, а деторождение и воспитание детей, поддержание семейного очага требуют огромных сил и времени, в результате многим женщинам не хватает времени и сил для достижения профессиональных и социальных успехов, для завоевания главенствующих ролей в обществе.
  4. В-четвертых, влияют мотивационные причины: для женщин успех в любви и дети имеют первостепенное значение и превалируют над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам нужно добиться вершин именно в своем деле, социальной карьере как основе успеха в любви. Психоаналитики объясняют повышенную потребность мужчин в самоутверждении через работу, через творчество как проявление бессознательного комплекса «зависти к материнству» (мальчик понимает, что он не может, как женщина, создать, родить, сотворить ребенка, и поэтому, чтобы показать свое превосходство, он должен создавать что-то новое в работе, бизнесе, науке, искусстве, обществе, добиваться власти и признания).

Подводя итог, отметим, что половые различия существуют: например, мужчины превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, математических рассуждениях, техническом мышлении, а женщины превосходят мужчин в тонкой моторике, по скорости восприятия, памяти, беглости речи, интуиции. У мужчин чаще выражены такие личностные особенности, как агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, у женщин - социальная ориентация, милосердие, коммуникативность. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов.