Кулинария

Стоит ли давать карманные деньги подростку. Стоит ли давать детям карманные деньги. Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Многие психологи и родители, убеждены: чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, ребенку необходимы карманные деньги. Если он не сможет, хотя бы изредка, самостоятельно покупать себе понравившиеся ему вещи, он неизбежно будет испытывать негативные эмоции. К тому это может способствовать развитию комплекса неполноценности, зависти к другим детям, жадности.

Противники карманных денег считают, что, ребенку, пока он мал, все необходимое должны покупать близкие ему взрослые, поскольку сам он сделать правильный выбор не сможет. Следовательно, необходимо избавить его от такой ответственности. Более того, если давать ему, пусть даже маленькие суммы на карманные расходы, он станет капризным, избалованным существом, которое не способно сдерживать свои желания.

Подросший ребенок должен зарабатывать себе на расходы самостоятельно. Противники карманных денег обожают ссылаться при этом на американский опыт, где родители-миллионеры, вместо того чтобы давать своим отпрыскам деньги, отправляют их на заработки мойщиками машин, посыльными, курьерами. Поскольку считают, что только таким образом можно понять подлинную ценность денег и познать суровую изнанку жизни.

По-своему правы сторонники обеих точек зрения и в то же время, оба варианта имеют свою оборотную сторону. Разумеется, можно, не давать детям деньги, взяв на себя удовлетворение всех желаний в свои руки. Таким образом, Вы с одной стороны, продемонстрируете чаду свою власть, а с другой - породите в нем, помимо зависти и обиды, привычку во всем полагаться только на вас. Можно не только давать отпрыску некие суммы, но возвести это в привычку. Скажем сразу, дите, конечно же, обрадуется. Со временем, правда, радость притупится и перейдет в разряд рутинных и привычных событий, а вы, возможно, таким образом, выпестуете в нем элементы самостоятельности. Однако может случиться и так, что ваше решение будет очередным шагом на пути воспитания балованного и непослушного существа. Поэтому, каждому родителю искать золотую середину в этой важнейшей дилемме придется самостоятельно.

Однако есть ряд моментов, которые можно и нужно учесть, решая давать или нет отпрыску деньги, и сейчас мы их озвучим. Итак.

Давать деньги можно, если...


Ваш ребенок понимает трудности родителей. Знает, что деньги зарабатываются тяжким трудом. В семьях, где взрослые рассказывают о своей работе, ребятишки уже в младших классах могут проявлять такое понимание.

Он знает, для каких целей ему нужны деньги, может внятно ответить, на что и как он их потратит. В действительности конечная цель не так уж важна. И не имеет значения, будет ли он складывать деньги в копилку или каждый день приобретать себе шоколадку. Главное, это осмысленное желание иметь карманные деньги.

Ребенок умеет ходить по магазинам. Прежде чем начать регулярно выдавать некоторую сумму, обязательно проверьте умение чада делать покупки для дома. Ребенок должен уметь распределять полученную сумму, таким образом, чтобы ее хватило на все названные Вами продукты. Не забывать в магазине сдачу.

Давать деньги не стоит если ребенок...


Слабо представляет, кем и где работают родители, не знает, что такое заработная плата и откуда она появляется. Такая наивность свойственна не только отпрыскам обеспеченных родителей. Инфантильными могут быть и дети, малоимущих родителей, которые стараются изо всех сил, чтобы чадо не замечало этого.

Не может отказаться от мелких желаний ради достижения "высокой цели". Не желает себя ограничивать и отказывается копить деньги на нужную ему крупную покупку.

Неуправляем . Если Ваш ребенок очень плохо себя ведет, не умеет держать своих обещаний, любит приврать, то карманные деньги будут ему во вред. Поскольку он может свято уверовать, что деньги даются "просто так".

Принимая решение по поводу карманных денег, решите для себя, за что Вы платите. Желаете таким образом воспитать в отпрыске самостоятельность? Это своеобразный тест на сознательность? А быть может, Вы, просто отстраняетесь от его интересов, оставляя ребенка с его желаниями один на один?

Нет ничего хуже, когда родители посредством карманных денег стараются откупиться от забот и проблем, связанных с ребенком. К такому шагу зачастую прибегают бизнесмены и бизнесвумены, не желающие тратить драгоценное время на воспитание отпрысков и самоутверждающихся таким образом и перед собой и перед детьми.

Советы родителям


Раньше, чем ребенок начнет ходить в школу карманные деньги давать не стоит. Как ни крути, а детсадовец должен в игрушки играть, а не подсчитывать доходы.

Если вы все-таки пришли к выводу, что ваш ребенок имеет право на личные деньги, сделайте так, чтобы это не выглядело как уступка его шантажу. В противном случае начинающий шантажист придет к выводу, что на предков достаточно "поднажать" - и получишь все, что желается.

Разумеется, сумма, выданная ребенку на карманные расходы, зависит от доходов вашей семьи. Однако не забывайте, что это всего лишь карманные деньги, следовательно, их по определению не должно быть много.

Переходя на денежные отношения, обязательно увеличьте обязанности ребенка. Раз он считает, что уже достаточно взрослый, чтобы распоряжаться энной суммой по собственному разумению, он вполне дорос до выполнения домашних дел.

Если Вы решили, что чаду еще рано иметь личные деньги, не нужно отказывать ему в грубой форме. Обоснуйте свой отказ и объясните, каким образом их можно заслужить.

Не стоит делать привязку к домашним поручениям или оценкам. В противном случае очень скоро за "просто так" Ваш ребенок не захочет ничего делать и придется платить и за выученные уроки и за вымытую посуду.

Поощрять его желание помогать, старательность, хорошее поведение. В этом случае грубияна вполне возможно "наказывать рублем". Ведь если он подрался в школе, обидел родителей, то материального поощрения не заслуживает. Выдавая ребенку некую сумму, доведите до его сведения, что деньги все-таки надо зарабатывать.

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Фото Getty Images

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Фото Getty Images

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Фото Getty Images

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Фото Getty Images

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?


Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Большинство детей получают первые карманные средства в 7–8 лет, попадая в требующую относительной самостоятельности младшую школу. Но, вручая подрастающему чаду его первые «личные» рубли, родители нередко допускают ряд ошибок, практически полностью перечёркивающих ту пользу, которую могли бы нести в себе карманные деньги.

Лайфхакер разобрался, как именно надо выдавать «свою копеечку» ребёнку, чтобы сын или дочь научились ценить полученное и грамотно им распоряжаться.

1. Выдавайте деньги осознанно

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа «На булочку в столовой!» так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у ребёнка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности. И уж совершенно точно не возникает мотивации ранжировать эти потребности с точки зрения приоритетов. Ведь целевое назначение средств либо излишне жёстко определено (ни на какой другой вариант, кроме «булочки», денег уже не хватит), либо излишне размыто (условно говоря, хватит на всё).

Между тем ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами - , выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Поэтому каждый транш - по крайней мере, в первое время, пока ребёнок не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, - должен сопровождаться словами: «Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что».

В ходе обсуждения вы с ребёнком выясните, что карманные деньги включают в себя следующие статьи расходов:

  • Необходимые - это, например, траты на проезд, питание в школе, оплата иных школьных потребностей, от которых не отказаться.
  • Дополнительные - траты на стыке необходимости и удовольствия. Это может быть пирожное в дополнение к школьному супу и второму. Красивая авторучка вместо более дешёвой стандартной. Покупка нового пенала вместо старого износившегося.
  • Сбережения - это тоже крайне важный пункт. Каждый ребёнок мечтает о той или иной дорогой игрушке: новой кукле, скейтборде, футбольном мяче. На примере сбережений можно объяснить малышу, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. «Если ты будешь откладывать по 10 рублей каждый день, то через 50 дней сможешь купить себе куклу. А если будешь откладывать по 20 рублей, например экономя на пирожном, то купишь её уже через 25 дней».

Когда ребёнок осознает, какие статьи расходов заключены в тех 100 рублях, которые вы готовы выдать ему с собой, деньги станут для него прикладным инструментом, а не малопонятными фантиками.

2. Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц

Один из лучших способов научить вести бюджет - давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае подростков) ежемесячно. Естественно, к этому пункту надо переходить уже после того, как вы разобрались в структуре расходов, научившись делить траты на необходимые и дополнительные.

Получив определённую сумму на неделю вперёд, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности: и, скажем, на покупку проездного, и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Не нервничайте, если окажется, что ребёнок потратил бюджет слишком рано.

Так случается со многими: дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное - не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдёт, зато это станет хорошим уроком.

Если всё же у ребёнка остались необходимые расходы, денег на которые больше нет, можно поступить так: добавить сумму на неотложную покупку как бы «в долг». Не забудьте при этом предупредить, что вычтете эту сумму из следующего транша.

Всегда выдавайте карманные деньги в чётко оговорённый срок, не раньше и не позже. Если вы даёте деньги хаотично и разными суммами, это может запутать ребёнка.

Ребекка Шико, британский эксперт по детскому развитию и автор книги «Спокойный и счастливый малыш»

3. Демонстрируйте ценность денег

В первое время дети получают карманные деньги «просто так». Но чем старше становится ребёнок, тем важнее внушать ему мысль: финансирование - это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от самого ребёнка.

Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. «Заработком» может быть плата за помощь по дому - но только ту, что выходит за рамки стандартных детских обязанностей. Уборка в своей комнате не оплачивается, но если ребёнок наведёт порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные 20–30 рублей. Другой вариант получения «зарплаты» - доплата за оценки выше оговорённого балла. Или прочтённую и пересказанную книгу. Или сочинённый стих длиной не менее 10 строк. Или помощь с младшими детьми.

Вы можете выбрать любые устраивающие вас с сыном или дочерью варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Всё это научит ребёнка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

4. Показывайте личный пример

Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Старая британская поговорка

Личный пример - один из лучших способов научить ребёнка . Пусть сын или дочь видят, как вы распределяете зарплату по статьям расходов: оплачиваете коммуналку, выделяете определённую сумму на продукты и одежду. Можно приобщить ребёнка к планированию семейного отдыха: «Если мы хотим поехать на море летом, нам понадобится каждый месяц откладывать вот такую сумму». Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники - через кредитование или сбережения.

5. Поощряйте благотворительность

Часть своих денег ребёнок может пожертвовать, куда посчитает нужным. Со стороны родителей важно лишь обратить внимание на эту возможность, ведь зачастую дети считают, что слишком малы, чтобы кому-то помогать или участвовать в неких общегородских или общегосударственных проектах.

Благотворительность помогает воспитать социальную ответственность, а она, в свою очередь, повышает уровень ответственности у ребёнка в целом. В будущем это позитивно скажется и на отношениях повзрослевшего сына или дочери с деньгами, и на его жизни вообще.