Рецепты

Социометрия как метод в психологии. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе Классическая социометрия позволяет выявить


  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
  • Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

    Материалы для проведения диагностики.

    Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).




    Фамилия, имя

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Итого

    1

    А.

    1

    3

    3

    2

    2

    Б.

    2

    2

    2

    3

    3

    В.

    3

    3

    3

    4

    Г.

    1

    1

    2

    5

    Д.

    2

    3

    3

    6

    Е.

    3

    3

    3

    7

    З.

    1

    3

    2

    3

    8

    И.

    9

    К.

    2

    10

    Л.

    1

    1

    2

    1

    1

    3

    11

    М.

    2

    1

    1

    2

    3

    Кол-во выборов

    5

    7

    6

    7

    0

    10

    7

    4

    16

    11

    12

    79

    Кол-во взаимных выборов

    1

    1

    1

    1

    0,5

    4,5

    Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста , начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").

    Порядок исследования.

    Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

    Инструкция для учащихся:

    «Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

    Возможны три основных способа выбора:


    1. Количество выборов ограничивается 3-5;

    2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений , сколько пожелает);

    С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.

    1. Составление социоматрицы.

    Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

    2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени».

    Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

    Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

    Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

    а) _______________________________________________________________

    б) _______________________________________________________________

    в) _______________________________________________________________
    Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

    I. Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

    II. Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

    III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

    IV. Четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

    Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

    Интерпретация результатов:

    Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

    Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

    Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

    Метод социометрических измерений (Социометрия)
    Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

    Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

    Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки , взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

    Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

    Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

    Социометрическая процедура

    Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

    При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы.социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.

    Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: "выбираю всех". Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

    Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название "социометрического ограничения" или "лимита выборов".

    Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более , выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

    В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины и можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

    где Р - вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N - число членов группы.

    Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число "социометрического ограничения" в выбранной для измерений группе.

    Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, "избранные" коммуникации. Введение "социометрического ограничения" не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

    Социометрическая процедура может иметь целью:

    а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

    б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. "Величины ограничения социометрических выборов").

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

    СОЦИОМАТРИЦА

    Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. "Пример социоматрицы"). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

    Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

    Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде , что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.


    СОЦИОГРАММА

    Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков (рис. 1).

    Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

    Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).
    Социометрические индексы

    Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

    Основными ПСИ являются:


    • индекс социометрического статуса i-члена;

    • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

    • индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
    Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, j - выбирающий, ij - совмещение ролей.

    Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле (см.ниже)

    Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

    Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + -отрицательного статуса в группах малой численности (N). Индекс эмоциональной экспансивности j -члена группы высчитывается по формуле (см.ниже)

    Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).

    Индекс психологической взаимности в группе ("сплоченности группы") высчитывается по формуле (см.ниже)

    Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

    Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

    Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
    Социометрия

    Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

    а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

    в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

    Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

    Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

    Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

    Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

    Возможны три основных способа выбора:


    1. Количество выборов ограничивается 3 - 5;

    2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

    3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
    С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора , то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
    Бланк социометрического опроса

    Ф. И. О.___________________________________________________________

    Курс (группа, класс, отдел)___________________________________________

    Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.


    1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
    __

    1. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
    а)______________________________________________________

    б)__________________________________________________________

    в)__________________________________________________________


    1. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
    а)______________________________________________________

    б)__________________________________________________________

    в)__________________________________________________________

    Обработка данных и интерпретация результатов

    На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

    Таблица 1 (критерий выбора: 1)

    Матрица социометрических положительных выборов




    Фамилия, имя, отчество

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    Александров Паша

    1

    2

    3

    2

    Иванов Сергей

    1

    2

    3

    3

    Петров Дима

    2

    3

    1

    4

    Сарченко Сергей

    2

    1

    3

    5

    Алферова Ира

    1

    3

    2

    6

    Володина Галя

    3

    2

    1

    7

    Ладзина Наташа

    1

    2

    3

    8

    Ловшина Нина

    1

    3

    2

    9

    Покровская Алла

    2

    1

    3

    10

    Самойлова Таня

    2

    1

    3

    Кол-во выборов (M)

    0

    4

    3

    2

    3

    6

    5

    2

    4

    1

    Кол-во взаимных выборов

    0

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    1

    3

    0

    Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены зеленым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.


    C =

    M

    n - 1

    где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

    Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4: 9 = 0,44

    В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

    Таблица 2

    Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

    Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

    Для нашего примера К = 30: 10 = 3.
    В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

     «Звезды» – Володина Г.;

     «Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

     «Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

     «Непринятые» – нет;

     «Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

    Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

    В нашем случае KB = (20: 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

    На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты , наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.

    Наиболее распространенный вид социограммы - «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.

    Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата - А3 (420x297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).

    Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения - синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

    Источник :


    • http://www.psylist.net/praktikum/00159.htm

    • http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1020

    Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

    • 1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    • 2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
    • 3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

    Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

    Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

    В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

    Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

    Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора.

    Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоциональноличностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

    В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).

    После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

    Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

    Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

    Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

    Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

    После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

    Возможны три основных способа выбора:

    • 1. количество выборов ограничивается 3-5;
    • 2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
    • 3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

    С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

    С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.

    Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

    Рисунок 2 Примерный бланк социометрического опроса

    Выше приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, т.е. каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

    Обработка и интерпретация результатов включает в себя:

    1. Составление социоматрицы.

    Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные - по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.


    Рисунок 3 Сводные результаты социоматрицы

    Взаимные выборы обводятся кружком (о). Или полукругом (Г), если взаимность неполная.

    Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.

    Количество полученных выборов (79)-социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).

    2. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:


    Рисунок 4 Формула индекса групповой сплоченности

    Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.

    3. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

    Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

    I. Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

    II. Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

    III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

    IV. Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.


    Рисунок 5 Социограмма на основе социоматрицы

    Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

    Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: учебник для вузов. - Л., 2001.

    Методические Указания по выполнению задания к зачету

    По дисциплине

    «Методология и методы исследований в менеджменте»

    Выполнение письменной работы является составной частью учебного процесса, позволяющей закрепить знания теоретических основ и практических методов по изучаемой дисциплине.

    В тексте письменной работы выделяются:

    · титульный лист;

    · теоретическое задание (введение; основная часть; заключение)

    · расчетное задание;

    · библиографический список;

    · приложения.

    На титульном листе указываются:

    · название университета, факультета, кафедры;

    · наименование вида работы (письменная работа);

    · название учебной дисциплины;

    · номер студенческой группы, курс и, фамилия, имя, отчество студента;

    · фамилия, инициалы, должность, ученая степень, ученое звание преподавателя(лей);

    · дата выполнения работы.

    Теоретическая часть письменной работы должна состоять из введения; основной части; заключения.

    Во введении необходимо сформулировать актуальность темы работы, определить объект, предмет, а также цель и задачи исследования. Под объектом исследования в управлении и экономике подразумевают предприятия, организации, средства и факторы производства и т. п. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Примерный объем – 1(1,5) страница(ы).

    При выполнении основной части студент выбирает в прилагаемом списке тему (Приложение 1) и раскрывает её теоретические основы и положения. Примерный объем первой главы – 10(12) страниц.

    В «Заключении» необходимо еще раз сделать вывод об актуальности тематики работы, сформулировать выводы по основной части работы. В данном разделе студент определяет результаты, достигнутые в ходе написания работы, насколько выполнены цели и решены задачи исследования.

    При выполнении проектного задания письменной работы необходимо на примере конкретной организации выполнить следующие задания:



    а) изучить межличностные отношения с помощью социометрического метода (Приложение 2);

    б) оценить эффективность системы управления по методике рассмотренной на занятии Анохиной М.Е.;

    в) проанализировать стратегическое положение и оцените действия организации методом «SPACE» (Приложение 4).

    Примерный объем – 10(12) страниц. При выполнении письменной работы следует ознакомиться с материалами учебников, учебных пособий, монографий, специальной литературой, статьями, опубликованными в журналах и в другой периодической отечественной и зарубежной печати.

    В конце письменной работы необходимо дать список использованной литературы с указанием фамилии авторов, название книг, брошюр, учебных пособий, места издания, наименования издательства, года выпуска. При использовании периодической печати – название журнала (год, номер, название статьи) или газеты (год, номер и число). Библиографический список должен включать нормативно-правовые акты РФ, а также ссылки тематических сайтов Интернета. ПОЖАЛУЙСТА, не пользуйтесь устаревшими источниками, а именно старше 5 лет. Например, сейчас 2015 год: значит, в библиографическом списке должны быть источники, выпущенные не ранее 2010 года. Количество источников в списке не менее 10.

    Текст письменной работы необходимо дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками, примерами организационно-распорядительной документации. В приложениях содержатся иллюстрации, таблицы, схемы, графики, документы объемом более одной страницы.

    Письменную работу студент представляет для поверки в установленный графиком срок (на последнее аудиторное занятие). При невыполнении требований, предъявляемых к письменной работе, она возвращается студенту на доработку.


    Приложение 1

    Тематика заданий теоретической части письменной работы по дисциплине «Методология и методы исследований в менеджменте »

    ФИО студента Тематика
    Формы организации исследования менеджмента.
    Менеджер исследовательского типа: профессиональные и личностные особенности, факторы мотивирования и ограничения исследовательской деятельности.
    Практическая формула диалектического подхода к исследованиям в менеджменте.
    Система управления как объект исследования.
    Преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования.
    Планирование исследования менеджмента: организационная значимость программы и плана исследования.
    Суть диагностической деятельности и ее роль в развитии управления.
    Роль результатов диагностики в прогнозировании кризисного явления.
    Различия технологии индивидуального и коллективного исследования.
    Использование метода Мэтча в практическом исследовании.
    Методы интуитивного поиска в исследовании менеджмента и стратегии интуитивного поиска решений.
    Метод мозгового штурма: проблемное поле, технологические схемы использования, особенности подбора участников.
    Метод синектики в исследовании менеджмента: содержание, особенности, условия эффективности.
    Методы проектирования концепций: дивергенция, трансформация и конвергенция.
    Разновидности проблем в социально-экономических системах (организациях) и выбор подходов к исследованию.
    Моделирование социально-экономических процессов: границы возможного и факторы эффективности.
    Полемика как метод исследования в менеджменте.
    Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем.
    Общенаучные методы исследования: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
    Классификация операций процесса исследования в менеджменте.
    Специфические методы исследования в менеджменте: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
    Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.
    Параметрическое исследование в менеджменте.
    Качество исследования: в чем оно проявляется и как оценивается.

    Приложение 2

    Задание 1. Изучение межличностных отношений с помощью социометрического метода

    Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

    Для проведения исследования необходимо сформулировать по два вопроса к сотрудникам из деловой сферы и сферы досуга (при составлении вопросов используйте опорный конспект, посвященный типам опросов).

    Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями коллег. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все члены коллектива. Если какие-то сотрудники отсутствуют, то выбирать их присутствующим при опросе не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если участник сообщает, что не может ограничиться только тремя коллегами, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.

    На основе полученных данных делается вывод о положении каждого члена коллектива в среде коллег.

    Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.

    Социоматрица составляется следующим образом:

    1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

    2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

    3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.

    4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

    5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.

    Пример социоматрицы:

    кто выбирает кого выбирают ∑в ∑в.в.
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    Х Х Х
    ∑в
    ∑в.в.

    Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: , где n – количество членов коллектива).

    Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

    В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

    В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

    Традиционно мужчин обозначают треугольником, женщин – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.

    На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

    Более точно сплоченность коллектива можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:

    Коэффициент взаимности (КВ) = . 100%

    По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

    I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

    Чем с большим числом коллег связывает сотрудника взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

    Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100%

    Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или сотрудник может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

    Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

    Социометрический статус (СС) = . 100%

    По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен сотрудник в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого работающего.

    Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности работы по командообразованию.

    На самых популярных сотрудников составляются инидивидуальные социограммы.

    Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:



    При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в коллективе, популярности отдельных сотрудников и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.

    На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении 3). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном коллективе с указанием лидеров (референтной группы), количества сотрудников, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики коллектива.

    Итоговым документом , выполняемым студентом по результатам проведённых исследований, является морально-психологическая характеристика коллектива, отражающая особенности межличностных отношений сотрудников, характер их мотивационной направленности и интересов. Примерный план для составления характеристики коллектива включает в себя следующее:

    1. Общие сведения о коллективе (кол-во сотрудников, из них – мужчин и женщин, были ли слияния с другими подразделениями, смена руководителей и т.д.)

    2. Характер межличностных отношений в коллективе по данным социометрии.

    Приложение 3

    Пример написания выводов по социометрии

    На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

    1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

    2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив:

    Имеет сплоченное «ядро»,

    Частично сплочен, частично разобщен,

    Половина коллектива сплочена, половина разобщена,

    В коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

    3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных сотрудника, это № х и № у

    № х получил максимальное количество выборов равное =

    № у получил количество выборов равное =

    КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный сотрудник имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

    Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).

    4. Самые популярные сотрудники состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные сотрудники состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

    5. Полученная социоматрица показывает так же, что в колеективе имеется … изолированных, непопулярных сотрудника с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.


    Приложение 4

    Метод SPACE (Strategic Position and Action Evaluation)

    «Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.

    Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

    Вариант 1 3 . Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

    Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

    1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

    2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

    Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.

    Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

    Таблица 16. Пример заполненной матрицы

    Кого выбирают

    Кто выбирает

    Алексеев

    Николаева

    Семенова

    Алексеев

    Николаева

    Семенова

    Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.

    Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.

    В итоговых строках и столбцах:

    ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;

    ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;

    ВВ – количество взаимных выборов.

    Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.

    Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».

    Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».

    Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».

    Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».

    Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

    Так, если ВВ =0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К =0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.

    Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ ) вычисляется по следующей формуле:

    Низкий : «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».

    Средний : «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

    Высокий : «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

    Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП , ВВ , ВС – по всем трем матицам.

    Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

    Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).

    Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

    Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.

    Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.

    В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

    «звезд» – 1;

    «предпочитаемых» – 5;

    «пренебрегаемых» – нет;

    «изолированных» – нет.

    Таким образом: 1+5>1

    Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что, скорее всего, дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.

    Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

    Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.

    Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.