Лицо

Программа социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в период адаптации к учреждению «адаптация. Дипломная работа: Особенности социальной адаптации детей из детского дома Выпускная квалификационная работа

В ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Воротынского района" в п. Красная Горка состоялось открытие комнаты социально-бытовой адаптации. Детское учреждение посетили начальник отдела реализации семейной политики, организации социального обслуживания семьи и детей, управления семейной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области С.А. Чаннова, глава администрации Воротынского района Е.Ю. Герасимов, директор ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Воротынского района" Л.Н. Брагина, начальник сектора социального обслуживания населения УСЗН Н.В. Савельева, председатель районного Совета ветеранов Л.Н. Трусова. Вначале в кабинете директора социально-реабилитационного центра В.С. Кузнецова состоялось небольшое совещание. Валерий Сергеевич рассказал высоким гостям о программе, в рамках которой и открывалась комната социально-бытовой адаптации:

Министерство социальной политики Нижегородской области по соглашению с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуют региональную программу "Мы - как все". Её основные задачи - социальная поддержка семей с детьми, имеющими отклонения в здоровье, обеспечение семейного воспитания и развития детей в таких семьях, подготовка к самостоятельной жизни и формирование необходимых трудовых навыков. На выполнение мероприятий программы сельским учреждениям социальной защиты, которые организуют работу по социальной реабилитации детей, были выделены денежные средства, в том числе ГКУ "СРЦН Воротынского района" в виде гранта - 300 тысяч рублей. Эти средства были предусмотрены на оснащение комнаты социально-бытовой адаптации - покупку мебели, оборудования и материалов для занятий с детьми. Программа "Мы - как все" реализуется в учреждении с 2014 года. За это время было подобрано помещение для проведения занятий, проведены ремонтные работы, заменена дверь, подведена электрическая проводка к бытовой технике, установлены водоотведение и канализация. Комната является образцом современной кухни. Для её пополнения посудой депутатами Законодательного Собрания В.А. Антиповым и В.Ю. Шаниным была оказана материальная помощь в размере 15 тысяч рублей. Для решения поставленных задач по социально-бытовой адаптации воспитанников разработана программа и учебно-тематический план. Занятия с детьми проводятся в формах мастер-классов, уроков-практикумов, видеоуроков. Первоначально особое внимание уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами. Программа ориентирована на 15 воспитанников, подгруппу детей-инвалидов (5-7 человек), а в летний оздоровительный период - на 30 детей. Обучение проходят дети с 10-ти лет. Предусматриваются занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы входят также темы по гигиене и уборке жилья, стирке и глажению белья, этикету поведения в различных общественных местах, дома, в гостях.

По окончании курса дети должны уметь варить кашу, жарить картофель, готовить бутерброды и выпечку, заваривать чай, накрывать на стол, пользоваться электроплитой, холодильником, пылесосом, стиральной и посудомоечной машинами, микроволновой печью.

Воспитатель Г.В. Садовникова проводит с детьми обучающие и развивающие занятия, формирует трудовые навыки и умения, учит применять полученные знания в самостоятельной жизни.

Валерий Сергеевич поблагодарил за помощь в таком нужном деле, как обустройство комнаты социально-бытовой адаптации, С.А. Чаннову, В.А. Антипова, В.Ю. Шанина, А.В. Назаренкова, Л.Н. Брагину, И.А. Чуеву, Д.Н. Полякова, после чего в сопровождении своего заместителя Н.И. Трусовой провёл экскурсию по учреждению. К слову, глава района Е.Ю. Герасимов также презентовал для открывшейся комнаты набор фарфоровой посуды.

Социальный педагог Н.И. Исайкина показала гостям выставку работ, сделанных воспитанниками реабилитационного центра. Они заслужили всеобщую высокую оценку.

Затем все прошли в комнату социально-бытовой адаптации, где воспитатель Г.В. Садовникова провела с детьми кулинарные занятия - они готовили выпечку, делали горячие бутерброды и заваривали чай, не забывая при этом мыть за собой посуду и кухонный стол. Молодцы!

Открытие такой важной комнаты для обучения детей самостоятельной жизни можно считать полностью удавшимся. Хорошие отзывы не дают сомневаться в этом. Надеемся, что теперь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет легче освоить совсем непростые взрослые занятия!

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Социальная адаптация - показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции (восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими; адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других).

Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Сегодня хотелось бы поговорить об одной из важнейших составляющих социализации больных детей - социально-бытовой адаптации, т.е. о формировании у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребёнка, но в отношении больных детей приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

Социально-бытовая адаптация - процесс, не лишённый противоречий и проблем.

Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего - выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на те функции, которые у ребёнка сохранены.

Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие из вас прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.

Однако нам всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Причём, это относится к процессу воспитания всех детей, как больных, так и здоровых. В воспитании же больных детей очень часто наблюдается ситуация чрезмерной опеки. Можно понять любящую маму, которая стараясь облегчить жизнь ребёнка с нарушениями, ограждает его от любых трудностей, сразу бросается во всём ему помогать, делает за ребёнка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. И часто не задумывается, что помочь ребёнку - не значит сделать что-то за него, а значит научить это делать. Правильный подход родителей к своему, ребёнку - не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.

Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)

Гигиена тела;

Пользование туалетом;

Приёма пищи;

Правильного обращения с продуктами питания;

Приготовления простейших блюд;

Одевания и раздевания;

Обувания и снятия обуви;

Ухода за одеждой и обувью; .

Поддержания порядка в помещении и его уборки;

Ухода за комнатными растениями, домашними животными;

Уборки территории;

Выполнения мелких покупок;

Некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать
ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:

выбирать для обучения те виды деятельности. Которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях. Которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами.

Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.
Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
(например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобыопределить, когда он будет готов учиться снова.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать.Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы

он сделал что-то хорошо.

Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).

Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

Подготовила педагог социальный Слащинина В.Ч.

Татьяна Сироткина
Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации детей.

Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять их.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность детей, поступающих в СОГБУ СРЦН «Дружба», оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

В СОГБУ СРЦН «Дружба» весь процесс обучения и воспитания должен быть направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Наш центр для детей, проживающих в нём, является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанников в СОГБУ СРЦН «Дружба» проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Проблема социализации наших ребят отличается особой сложностью. Для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо работать по следующим направлениям.

1. Социально-бытовая ориентировка.

На занятиях дается детям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке использую различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещение центра); игрушки, изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий.

Необходимо активно использовать метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций должно использоваться при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения. Трудности возникают из-за неумения детей выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Именно поэтому необходимо последовательно обучать ребят участию в моделировании ситуации.

2. Трудовые навыки.

При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая должна организовываться в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.

Задача воспитателей – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.

В работе с детьми желательно использовать такой способ коллективной деятельности, как совместно - индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь мы сможем учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи (рука в руке, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.

Формируемые на занятиях знания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.

При завершении изучения определенной темы желательно проводить с ребятами занятия, но уже в виде конкурса, викторины, праздника.

3. Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям.

Их ценность заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно - ролевых играх, учатся общаться с незнакомыми людьми, т. е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

4. Навык общественного поведения.

Формировать данный навык нужно с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. Для этого демонстрируется какая-либо ситуация, взяв на себя ту социальную роль, которой хочешь научить детей (например, покупатель в магазине). Затем вместе с детьми разыгрывается ситуация, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

5. Развитие эмоционального фона.

На занятиях важно использовать небольшие, интересные, доступные восприятию детей эмоционально яркие произведения художественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков и отношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных в развитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, который проникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.

Таким образом, система воспитательной работы в нашем центре должна представлять собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.

В процессе занятий воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Публикации по теме:

Игровое мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Путешествие к ее величеству Воде» 1. Ритуал начала. Игра «Озорная звезда». К одному из участников группы подходит «озорная звезда», легко дотрагивается до кончика носа и говорит.

Фото отчет о выпекании пирогов в виде "крестиков" во время Великого Поста. На четвёртой неделе Великого Поста православные христиане совершают.

Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра Теперь дети не играют, а учатся. Они учатся, учатся и никогда не начнут жить. А. Грин Инновационные технологии, используемые в работе.

Мини-программа по ручному труду для воспитанников социально-реабилитационного центра «В природной мастерской» Видео Пояснительная записка: Программа основана на использования в работе природного и бросового материала. Занятия по ручному труду очень важны.

19.11.2017 года с воспитанниками нашего заведения было проведено мероприятие посвященное здоровому образу жизни - " Мы против курения".

План-конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Это сладкий День варенья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 5 – 15 лет. Форма и методы работы: чтение стихотворения, отгадывание загадки, викторина, конкурс пословиц,.

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра Введение Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых.

Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса» Развивающая программа по формированию у детей 4–5 лет знаний умений и навыков изобразительной деятельности «Маленькие чудеса» Пояснительная.

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных.

Занятие: «Семья - волшебный символ жизни»Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности. Задачи:.

Библиотека изображений:

Габайдулина Марина Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО РБ "РСРЦН"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: стать
Тема: "Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)"
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: среднее профессиональное

Габайдулина М.А. Воспитатель.

ГБУСО «Республиканский социально реабилитационный Центр для

несовершеннолетних» г. Улан-Удэ

Социально-психологическая адаптация детей в новом

коллективе (среде)

«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки

поведения

деятельности

условиях».

многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и

способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и

эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной

жизненной

ситуации.

лишенные

временно

постоянно

родительского попечительства. Для них созданы государством социально -

реабилитационные

Поступление

ребенка в социально-реабилитационный Центр – новый этап в жизни, с

которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых

домашних

попадает

сверстников,

руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого

взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед

педагогами и психологами нашего учреждения встают задачи по адаптации

детей. При поступлении в социально - реабилитационный центр, у ребенка,

оказавшегося

жизненной

ситуации,

изменяется

поведение

окружающей

межличностных

отношений.

процесса

адаптации

выступает

которому

необходимо

приспособиться

окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста

необходимы

воспитание,

возмещение

дефицита

которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и

подростков

приходится

перевоспитывать,

устранять

приобретенную

девиантность

поведения,

искаженные

представления

взаимоотношениях между людьми. Следующая составная адаптации – среда

адаптации,

окружение,

которому

приспособиться.

Микросоциальная

(ближайшее

окружение)

является

областью

взаимодействия

личности

обществом

воспитанника

микросоциальной

является

пространство

взаимоотношений

окружающих

(педагоги,

администрация,

персонал).

Организация

пространства

желательных

общественных отношений воспитанника является одной из основных задач

социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является самовзаимодействие

ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить

ребенком,

доверительные

отношения.

Проведение

реабилитационных

мероприятий

основывается

индивидуальной

программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать

окружении

реабилитационных

программ

сердце и душа его будут закрыты.

реабилитационном

меняется

полностью.

биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных

продуктов

организации

основных

режимных

моментов.

социально-психологической области изменения главным образом касаются

таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные

привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра

отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми,

сверстниками,

обретению

з н ач и м о с т и.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым

у с л о в и я м

д н я, правила

поведения,

самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

воспитанников,

поступающих

учреждение,

родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети

из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий

интеллекта

коммуникативных

способностей

(агрессивность,

конфликтность,

замкнутость

неадекватность

самооценки;

эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это

снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как

следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в СРЦН имеет одно из приоритетных

значений.

работает

программа

поступивших детей. Она направлена на создание благоприятных социально-

психолого-педагогических

успешной

адаптации

несовершеннолетних.

программы

создание

благоприятного

социально-психолого-

педагогических условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в

условиях СРЦН.

Задачи программы:

Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

Создать условия для социально - психологической адаптации детей в СРЦН

(создание

сплоченного

коллектива,

предъявление

обоснованных

последовательных

требований,

установление

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

дезадаптированных

воспитанников:

«трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

Разработать

индивидуальные

программы

социально

психолого-

педагогического сопровождения ребенка;

реализации

программы

используются

следующие методы

Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и

детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

Индивидуальная

групповая

психокоррекционная

имеющими трудности в период адаптации;

Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

Рисуночная арт-терапия;

Моделирование образцов поведения;

Метафорические истории и притчи.

Программа способствует принятию и выполнению норм коллективной

большинством

поступивших

Гармоничным

взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми. Активному участию

вновь поступивших детей в жизни учреждения и комфортному состоянию

ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

Критерии и способы оценки:

Диагностические карты;

Мониторинг;

Тестирование, анкетирование.

Структура занятий:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию

установления

эмоционально

позитивного

контакта

участниками

завершается

ритуалом

прощания.

процедуры

сплачивают

детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на

повышает

активности

способствует

формированию

групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры

и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение

отдаётся

многофункциональным

техникам,

моделирование

образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и

предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в

ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10-12 занятий по 2 часа.

Желательно встречаться 2 раза в неделю.

Численность группы не должна превышать 6 человек.

Этапы работы :

Диагностический этап:

Составление списков вновь поступивших детей.

Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного,

медицинского дела ребенка);

Знакомство

установление

контактов

поступлении

учреждение.

Социально

психологическая

диагностика

поступившего

Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования:

«Адаптация».

Диагностика

психических

состояний

(психолог, социальный педагог).

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Изучение самооценки.

Анкета для педагогов.

Организационный этап:

Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети

группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети - изгои.

Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами

образования, здоровья, досугом детей

Систематизация

результатов

социально-психолого-педагогических

исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Наблюдение за вновь прибывшими детьми.

Изучение

ситуаций,

осуществление

различного

«вмешательств».

Координирование

педагогически

обоснованных

методов работы с наблюдаемыми детьми.

Консультирование

оказание

поддержки

ситуации

прибывшим

проблемы

адаптации (психолог).

Социально-психологическая

поддержка

определение

состояния

психико - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов,

учащихся);

индивидуальная

преодолению

социально

педагогических трудностей;

социально - педагогическая реабилитация;

индивидуальные

групповые

несовершеннолетними

обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.

специальные

гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским

законодательством

Международной

конвенцией

образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,

пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка (социальный педагог).

Проведение консилиума.

Критерии успешной социальной адаптации

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

Гармонизация

взаимоотношений:

«взрослый

ребёнок»,

«ребёнок

ребёнок».

Активное участие в жизни детского коллектива.

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.