Толкование снов

Проек "неблагополучные семьи". Формы и методы социальной поддержки несовершеннолетних детей из неблагополучных семей Досуговые интересы подростков из неблагополучных семей понятия

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей - родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители - первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья - первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи - это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, - это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость - это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие - это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб - максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим - материальную, третьим - медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, - тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе - это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап - воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.


13.
14.
15.
16.
17. Программа внеурочной деятельности «Учимся сотрудничать»
Здоровьесберегающая педагогика как перспективная образовательная система на уроках химии. Галина Петровна Бекренева
Лидия Борисовна Кочетыгова, учитель биологии моу гимназии №1, г. Серпухов. Старинная латинская поговорка гласит «Пока мы учим- мы учимся.»
Методики работы при организации досуга детей из неблагополучных семей
Семья как социокультурная среда воспитания и развития
В начальной школе
Влияние школьного курса риторики на развитие речевой культуры учащихся. Галина Владимировна Стёпина
Проблематика здоровья и здорового образа жизни одно из важных направлений отечественного социально-гуманитарного знания
Технология «дебаты»
Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребёнка ольга Петровна Уласевич, учитель начальных классов моу гимназии №1, г. Серпухов, Почётный работник общего образования РФ «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить»
Организация дифференцированного обучения с опорой на психофизиологические особенности детей
Достижение реального результата в развитии личности ребенка на основе проектной деятельности согласно фгос ноо
Технология сотрудничества на уроках английского языка
Культуры дорожного движения школьников. Наталья Михайловна Колесова
Использование игровых технологий на уроках английского языка
скачать docx

МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Лукьянчикова Галина Ивановна , социальный педагог МОУ гимназии №1, г. Серпухов

Седова Марианна Игоревна , педагог-психолог МОУ гимназии №1, г. Серпухов

Когда мы говорим о детях из неблагополучных семей, мы подразумеваем именно тех подростков, которые состоят на учете в КДН.

Эффективность методик по досуговой работе с подростками, состоящими на учете в КДН заключается в следующем:

Организация досуга подростков, состоящих на учете в КДН с учетом их личностных особенностей, привлечение их в кружки с целью увода их с улицы и бесцельного времяпровождения;

Тесное сотрудничество со всевозможными молодежными организациями г. Серпухова и Серпуховского района (например, молодежный клуб «Факел», молодежное общественно-политическое движение «Местные») с целью привлечения к досуговой деятельности и социализации «трудных» подростков, развития разносторонних интересов, которые способствуют росту личности и потребности её творческой реализации;

Создание «разговорного» мини-клуба или кружка, в котором собираются дети и подростки из неблагополучных семей, а также состоящие на учете в КДН, в котором была бы возможность выговориться каждому из них, где обсуждаются их проблемы; в создании такого кружка является необходимость общения этих детей и подростков, приобретение новых друзей, а также новых интересов и навыков.

Подростки приобщаются к хорошему путем: игра в театральной студии, настольные игры, шахматы и шашки, слушание музыки, роспись акриловыми красками, игра в настольный теннис, пение, занятия в танцевальном кружке, участие в КВНе, концертах и т.д..

Все дети нуждаются в празднике, но дети из неблагополучных семей - особенно. Праздник должен быть ярким и запоминающимся. К подготовке его привлекаются все подростки, чтобы было видно, как проявляются все таланты мальчишек и девчонок. Это большой концерт "Утренняя звезда", веселый КВН, фестивальная программа, а также:


  1. Подготовка и оформление работ для детских выставок: "Времена года", "Я и природа", "Мои любимые цветы", "В мире животных и птиц", "Волшебный мир сказок и мультфильмов".

  2. Школа этики: "Об истории хороших манер", "Что такое такт и вкус", "Как себя вести", "Будем знакомы", "Подарок приносит радость", "Пожалуйте к столу", "Счастливого пути", "Старый да малый", "Важные мелочи, или как мы выглядим", "Шесть правил, позволяющих нравиться людям" (Д. Карнеги).

  3. Встреча с прекрасным (Студия кукол)
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если ребенку будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Следует учитывать конкретные интересы и запросы детей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у детей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.

Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в их; узнавание нового и возможность творить на этой основе. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне.

Досуг детей, подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенциалов подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии.

Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

Принцип индивидуально-личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Любая культурно-досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

·приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

·повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

· формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ осуществляется с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ детей.

В процессе анализа досугового мероприятия фиксируются и оцениваются следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия: ·наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия: · содержание и воспитательная направленность; отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

Выбор форм и методов организации культурно-досуговой деятельности обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня подготовки и развития ребят, ресурсного обеспечения.

Одна из самых доступных форм активного досуга – игровая деятельность во всем многообразии ее видов. Именно игре отдается предпочтение, так как этот вид досуговой деятельности самый доступный и в тоже время самый коммуникативный, познавательный, творческий и познавательный.

Используются следующие виды игр:

1.Физические и психологические игры и тренинги (спортивные, подвижные, моторные, двигательные, освобождающие, лечебные).

2.Интеллектуально-творческие (сюжетно-интеллектуальные, познавательные, развивающие).

3. Социальные игры (творческие сюжетно-ролевые).

4. Комплексные (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Методы досуговой деятельности способствуют раскрепощению детей из неблагополучных семей, детей «группы риска». Дети приобретают творческие навыки, у них повышается самооценка, они стремятся к познанию нового и полезного для них.


  1. Метод игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта);

  2. Метод театрализации (знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни);

  3. Метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);

  4. Воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);

  5. Импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);

  6. Равноправного духовного контакта (гуманизм и доверие в отношении между детьми и взрослыми).
Успех любой досуговой программы определяется тем, чтобы каждый ее участник почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, смог ощутить себя частью дружного детского коллектива.

Ожидаемая результативность для детей, которые попадают в группу риска, для детей из неблагополучных семей выражается в следующих положительных факторах:


  • Принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • удовлетворенность в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, эмоциионально-образной;

  • проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;

  • потребность в творческой самореализации;

  • принятие культурных ценностей;
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Барковская Е. Современный подросток-кто он? Психологический практикум, жур. «Школьный психолог» №10, 2008

    2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М.,2002Конституция РФ

    3. Конвенция о правах ребёнка (1999).

    4. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие для студента. М,2004

    5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М,1999

    6. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник/Профилактика и коррекция отклонений. М,2006

    7. Реан А.А.Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб,2004

    8. Семейный кодекс РФ

    9. Славина Л.С. Трудные дети М,1998

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей.

Педагогически направленная социализация детей из неблагополучных семей должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Стержнем адаптации и интеграции детей из неблагополучных семей в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей из неблагополучных семей, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи.

А.Д. Жарков утверждает что каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики .

Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.

Л. Н. Галигузова говорит поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время отдыха необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию школы, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью .

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.

Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Для развития вербального интеллекта важно, чтобы дети рассказывали какие – ни будь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с детьми должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Л. Н. Галигузова утверждает что пассивность и неверие детей в то, что время после занятий можно провести интересно и с пользой для себя, обычно помогают преодолеть такие формы организации отдыха, как театрализация, анимация. С их помощью дети проигрывают различные жизненные ситуации, учатся ориентироваться в них, проявлять находчивость, сопереживать товарищу. Они полезны для развития общения со взрослыми и сверстниками, позволяют отработать навыки поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Полезно учить детей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и даёт, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребёнок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок. Можно разыгрывать подобные сюжеты по типу театральных сюжетов.

Выводы по 1 главе

1. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимы для того, чтобы в дальнейшем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нашёл своё место в жизни. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

2. Результаты психологических исследований показывают, что большинство детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей имеют значительные проблемы личностного развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально - волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к серьёзным проблемам адаптации этих детей.

3. Понятия “отдых” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «отдых» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

4. Отдых может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского отдыха должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

5.Сущностью отдыха детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, обусловленное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами совместно с другими взрослыми.

6. При организации досуговой деятельности необходимо учитывать следующие факторы: быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.


Похожая информация.


Проект

Неблагополучные семьи.

Аннотация

Проект разработан и выполняется социальным педагогом МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» Бобиной Н. Р. при поддержке администрации ОУ.

Проект имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью .

Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать .

2. Цель и задачи проекта .

Цель проекта : создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семейв микрорайоне школы; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностейи традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи проекта :
- обучение добровольцев – волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;
- создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителейк работес неблагополучными семьями;
- проведение на базешколы семинаров с участием специалистов, родителей, детей-волонтеров для формирования их авторской позиции и проектирования собственной деятельности;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- оказание консультативной помощи специалистам, родителям, детям-волонтерам в процессе их деятельности;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;

На базе школы организуются семинары для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров окажут в ходе проекта помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей. В ходе реализации этой деятельности организатор проекта планирует проведение консультаций для микрогрупп волонтеров.

Продолжительность реализации проекта – 2 года.

3.Степень реализации проекта

Неблагополучным семьям необходима активнаяи продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая , социально-психологическая поддержка , направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга.

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

Ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

Определение причин неблагополучия семьи;

Осуществление информационной помощи семье;

Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В рамках проекта будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.

В школе накоплен определенный опытв работе с неблагополучными семьями. Это ивыявление семьи, идиагностика,и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН при РОВД Вурнарского района, Прокуратура, КДН при Вурнарской районной администрации.

Для работыпо реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, кроме психолога. Задача администрации: в ближайшеевремясоздать психологическую службу в школе.Определена группа специалистов, состоящая из социальных педагогов, классных руководителей, родительского комитета, попечительского совета школы. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальными педагогами.

5. Рабочий план реализации проекта .

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

Вредные привычкидетей и родителей;

Совместное проведение свободного времени;

Личный пример родителей;

Профилактика правонарушений;

1 раз в четверть

Классные руководители Социальные педагоги

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Вурнарского района.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в Прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальныхявлений в семье;

Тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальные педагоги, психолог

Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Психолог

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы снеблагополучнымисемьями.

Постоянно

Психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

Участие в процедурелишение родительских прав

По необходимости

Социальные педагоги

6. Конкретные результаты.

Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2007 году началась подготовка волонтеров из числа учащихся 8 – 9 классов. В мае 2007 года эта команда и программа подготовки волонтеров заняла 3 место в Республиканском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2007 году действовал родительский всеобуч, который охватил 60 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ПДН, ЦРБ, социальный педагог. Планируется создание команды волонтеров из числа родителей для воздействия на неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ПДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.

7. Механизм оценки результатов.

Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшениеотношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу ШПД, учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.

8. Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается. Финансирование за счет собственных средств.

9. Бюджет проекта.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» испонсорских средств.

1. Для проведения тренингов:

Бумага – 220 рублей;

Карандаши, ватман, краска для принтера – 500 рублей;

2. Для проведения мероприятий (премирование участников) – 500 рублей.

3. Для поддержки детей из неблагополучных семей – 1000 рублей.

Итого: 2250 рублей.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  • - создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
  • - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
  • - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
  • - организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
  • - создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
  • - организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.