Новогодние поделки

Постановка звуков у детей. Постановка мягких звуков (Т’), (Д’) (ть, дь) Упражнение «Соберем бусы»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука

(для ребенка с ринолалией)

Тема. Звук П

Этап. Постановка звука

Задачи: образовательная: постановка звука; ормирование словаря и знаний частях предмета;

коррекционные: развивать артикуляционную моторику, диафрогмально – реберный тип дыхания, фиксированного выдоха;

воспитательная: воспитывать самоконтроль в речи.

Оборудование: картинки: из серии «Весело и грустно», Д/ и «Части предметов».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Рассмотри картинки. Нужно определить эмоциональное состояние детей изображенных на картинках.

Покажи, где девочка плачет?

Покажи, где мальчик плачет?

Покажи, где мальчик хмурится?

Хорошо, а теперь ответь на следующие вопросы.

Как ты думаешь, почему девочка плачет?

Почему мальчик улыбается?

А почему мальчик хмурится?

Молодец, а у тебя какое настроение, покажи картинку и назови.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

  1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растягивание верхней/ нижней губы, вибрация.
  2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых кроев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, вибрация поколачиванием.
  3. Массаж мягкого неба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.

Артикуляционная гимнастика

  1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.
  2. Для губ и щек: имитировать полоскание зубов (надуть губы); надуть верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать губами маленькую бумажку, затем сплевывать ее.
  3. Для языка: упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка»
  4. Для мягкого неба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке (а, о, у).

Упражнения на дыхание

  1. «Ушки». Покачивать головой, как будто кому – то говорим: «Ай – яй – яй, как не стыдно!» Следить, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.
  2. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками; рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем – через левый.
  1. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ,….

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…

  1. Постановка звука П (объяснение и показ)

Хлопай губами и дуй одновременно, но сначала губы увлажни слюной.

(показ ребенка)

  1. Развитие лексико – грамматического строя

Д. игра «Части предметов»

Рассмотри картинку. Что изображено на картинке? (Это части)

Правильно, это части из которых мы можем составить предмет.

Как назовем мы этот предмет? (паровоз)

Машина это что, как назовем по- другому? (транспорт)

V. Итог занятия

Сегодня ты был молодец, хорошо произносил звук П.


Тема: Постановка звуков Т - Д при замене на заднеязычные К Г

Учитель-логопед: Яловая Е.А.

МАОУ»Планирование карьеры» г.Томск

Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.

Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным произношением звуков.

Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии - неправильное произношение звуков Т - Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет.

При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки :

    Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т )болка", "шк(т)аны".

    Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.

    Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.

Причины неправильного звукопроизношения :

    Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.

    Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

    Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

Артикуляционный уклад звука Т .

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

    Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,

    Расстояние между зубами 5 мм.

    Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.

Особенности постановки звука Т - Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.

1.Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика.

Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.

    "Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек

    "Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.

    "Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

    "Качелька" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подъем язычка.

    "Дедушкины усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.

    "Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

    Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.

    Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков-кубиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.

    "Снежинка" - ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.

Дыхательное упражнение "Снежинка". Упражнения для языка "Дедушкины усы", "Качелька", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.

2. Постановка звука Т.

различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».

    Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.

    Межзубной . Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.

    Постановка Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .

    Постановка от Ц . Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц "прячет" за собой два звука - с-т .

"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.

Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.

И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.

    При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.

Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.

Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.

Произнесение текстов

Выучить загадку.

Стоит Антошка -

Только шапка да ножка.

Дождик пройдет -

Антошка подрастет. (Гриб.)

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [н]. Можно предложить ребенку нарисовать малину.

ЗВУК [П] (постановка)

Постановка звука [п], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Логопед предлагает ребенку картинки из серии «Весело и грустно». Он должен определить эмоциональное состояние детей, изображенных на картинках. Ответить на вопросы:

«Как ты думаешь, почему девочка плачет? Почему мальчик улыбается? Почему мальчик хмурится?»

Формирование ритмической организации речи

(воспроизведение ритмических структур)

Проводится игра «Барабанщик».

Развитие фонематического слуха

Хлопнув в ладоши, выделить слог «на» из слогового ряда: «на - ма - да- на - да - на - ма».

Определить, какой слог лишний: «на - на – ма - на».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: выполнять сосательные движения; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; зажимать губами маленькую бумажку, затем сплевывать ее.

Чайковский Dreams в Михайловском театре

Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге - вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!» Спектакль шел при полном аншлаге и ажиотаже: билеты были распроданы задолго до премьеры, журналистам по причине отсутствия мест отказывали в аккредитации, родственников распихивали по галерке… Кто бы мог подумать, что классическая музыка в разгаре XXI столетия может возбудить такие оперные страсти!

Андрий Жолдак имеет репутацию режиссера-провокатора и даже хулигана. Что весьма удивительно, потому что его режиссура вовсе не является более радикальной, чем художественные поиски и происки его коллег - мировых и российских. Но что-то в самом Андрии будоражит людей. Зная его лично, попробую предположить: он искренен и честен. Он на самом деле чувствует, видит и слышит именно так, как ставит. И потому кажется не вполне адекватным - как и все, кто уверен в своей художнической правоте и гениальности, а потому не слишком озадачен дипломатией и политкорректностью. Пока Жолдак работал над спектаклем, пробуя, придумывая, фантазируя, фонтанируя, отвергая придуманное, он, похоже, переругался со всем театром. Часть артистов просто отказались работать. Кто-то прямо перед премьерой заболел. В этой атмосфере истерики родился спектакль несовершенный, но невероятно сильный, наполненный противоречиями и провокациями, но в главной своей идее - цельный и правильный, раздражающий и вызывающий досаду, но при этом рождающий чувство сопричастности чему-то высокому и духовному. Короче говоря, «плохой» хороший спектакль.

Почерк Жолдака легко узнается с первых минут. Конечно, все начинается в тишине. Конечно, на сцене стюарды в белоснежных наколках и перчатках что-то сервируют. Конечно, сам живой Петр Ильич Чайковский сидит за столиком, и из-под его пера рождается партитура. Кстати, Чайковский не впервые присутствует в качестве онлайн-творца своей музыки на сцене. В недавней амстердамской «Пиковой даме» в постановке Стефана Херхайма композитор весьма активно участвовал в действии, что лишь доказывает: придумать нечто новое в оперной режиссуре непросто.

Только когда мы видим первые ноты вступления на гигантском проекционном экране, вступает оркестр. Видеопроекция и свет в этом спектакле - важнейшая составляющая пространственного решения. Глеб Фильштинский создал истинный шедевр, соединив реальные декорации (художником спектакля выступил сам Жолдак вместе со своим сыном Даниэлем) с игрой видео и света. Работа Фильштинского не имеет ничего общего с жалкими дизайнерскими «фонами» и анимационными «комментариями», которые уже набили оскомину и превратились в провинциальный штамп. Здесь благодаря мультимедиа творится настоящее волшебство: меняется конфигурация пространства, выстраиваются виртуальные трехмерные миры, которые сопрягаются с материальным миром жестких декораций. Огромная обрамленная стена становится прозрачной - и мы сквозь нее видим картины-флешбэки детства Иоланты. Иногда из этой гигантской картины являются призраки, причем качество видео такое, что не сразу понятно: живой артист перед нами или изображение. Артисты вступают с изображениями в реальный контакт: берут их за руки, материализуются, истаивают… Иногда картина становится глухой стеной, иногда превращается в зеркало, за которым таится мистический мир зазеркальных двойников.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

Все это - не шоу, призванное удивить спецэффектами. Создатели спектакля воспроизводят на сцене «множественные состояния бытия» по выражению Рене Генона. Все существует всегда и везде. Сегодняшний день, прошлое, тонкий мир призраков, божественный мир ангелов, мир художественного творчества, в котором главным героем становится композитор, мир снов, в которых героиня угадывает существование чего-то иного, кроме тьмы, мир театра, в котором мы здесь и сейчас смотрим спектакль, - все эти реальности не кажутся эклектичным полетом буйной фантазии авторов. Они синтезируются в единое целое, и как это достигается - Бог его знает.

Спектакль пронизан состоянием духовного и даже религиозного поиска. При всех бытовых деталях, которыми так классно умеет пользоваться Жолдак - включая кинематографическую достоверность интерьеров и обожаемые им цитаты из киноклассики (в данном случае - Тарантино), - в этой истории Иоланты нет ничего бытового и приземленного. Дочь короля Рене в версии Михайловского театра - уж точно не девушка с ограниченными возможностями, которой сделали удачную операцию. Обретение света и дара зрения авторы трактуют в строгом соответствии с концепцией Петра Ильича, который к моменту создания своей последней оперы был не просто увлечен поисками духовной истины, но и вполне определенно обрел ее в христианстве.

Финал спектакля - открыт. После экстатического заключительного хора режиссер вновь погружает действие в тишину. Готовятся к свадьбе Иоланты и Водемона. Но состоится ли она? Не продолжит ли героиня дальше свой путь к свету через отречение от всего мирского?

Теперь о «плохом». Конечно, Андрий Жолдак - человек драматического театра. При всей своей музыкальности и способности выстраивать действие, интуитивно повинуясь внутреннему ритму и драматургическим законам, не связанным с вербальным текстом, он и к музыкальному тексту относится точно так же. Что опасно: дробить оперу, тем более не номерную, а такую, как у Чайковского - со сквозным развитием, рвать музыкальную драматургию паузами и остановками - это значит вступать с композитором в драматургическую войну, в которой победа точно будет за Чайковским. Тем не менее включение в ткань партитуры адажио из «Щелкунчика» получилось интересным. Известно, что «Щелкунчик» традиционно соотносится с «Иолантой»: одноактную оперу принято соединять с сюитой из балета. Жолдак разделил свой спектакль на два акта (второй начинается с появления рыцарей) и придал адажио роль смысловой и эмоциональной кульминации.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

К числу досадных недостатков спектакля приходится отнести характерный для режиссера перегруз деталями, лишними персонажами, подробностями, движениями. Возможно, в драме это и уместно, но в опере такой необходимости нет: музыка все равно главенствует. И потому Иоланте совершенно не нужно отмахиваться от невидимых мух в эпизоде перед операцией, пианистке, начинающей играть адажио, не следовало топорно изображать игру на пианино, когда музыку уже подхватил оркестр, и уж точно не стоило двум загадочным старичкам натирать полы и смахивать пыль с оконных рам. Уж если такой режиссер, как Жолдак, повелся на штамп под кодовым названием «оперный клининг», то этот феномен точно заслуживает серьезного исследования. Возможно даже с привлечением психотерапевтов: что же все режиссеры так помешались на желании подметать и протирать пыль?!

Музыкальная сторона спектакля вызвала огорчение. Михайловский театр всегда являл высокий уровень состояния оперной труппы. «Иоланта» породила очень много вопросов. Марии Литке было откровенно сложно справляться с заглавной партией. Не очень точная интонация, столь же неточная артикуляция, явные затруднения на верхних нотах, особенно на пьяно. Еще более проблематичным оказалось пение Александра Безрукова (Рене). Вокал начался во втором акте, когда на сцену вышли Сергей Кузьмин (Водемон) и Алексей Зеленков (Роберт) - два «сибирских гостя», выписанных из НОВАТа, благо он является близким родственником Михайловского по линии общего руководителя Владимира Кехмана. Кузьмин уже практически стал солистом Михайловского, что очень радостно. Жолдак придумал для их арий остроумное решение: оба артиста поют свои хиты именно как концертные номера - стоя на авансцене, срывая овации и охотно кланяясь публике (задник в этот момент превращается в зеркальное отражение зала Михайловского театра). Но даже их сильные голоса ухитряется потопить в нескончаемом фортиссимо дирижер Петер Феранец. Увы, не удалось маэстро передать экспрессию музыки Чайковского в органичном единении с голосами. Ведь форте - это еще не эмоция. Или уже не эмоция.

При всей неоднозначности увиденного и услышанного невозможно отделаться от чувства, что спектакль состоялся. А крики «позор!» в данном случае вряд ли имеют иной смысл, кроме повышения градуса восприятия. И если спектакль «наберет» в музыкальном отношении - что вполне реально, коль скоро будет стоять такая задача, - то «Иоланта» в Михайловском станет не «издевательством над русской культурой», а ярким ее событием.

Санкт-Петербург.

[Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.

Как образуется звук

При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение . Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия) . Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена . [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение . Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение . Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения . Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука [Т] при дефекте озвончения

Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки [Т]:

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
  • От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.