Полезные советы

План индивидуально-коррекционной работы с ребенком по формированию навыков бесконфликтного общения. Формирование у учащихся младших классов навыков бесконфликтного поведения Формирование умений и навыков бесконфликтного взаимодействия

Отмечено, что человек, владеющий набором стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения.

В детских потасовках (в старшем дошкольном возрасте) ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых.

Примерами тому могут служить фразы:

«Что ты жалуешься да нюни распускаешь? Постоять, что ли, за себя не можешь?»

«Всегда можно по-хорошему договориться, а не толкаться. Надо вежливо сказать или попросить. Помнишь волшебное слово? »

«Чтобы я больше такого не видела. Разбирайтесь сами, нечего мне ходить и жаловаться, а то нашлепаю и правым, и виноватым и по разным углам поставлю».

В таких высказываниях происходит своеобразное программирование детей взрослыми. Через восприятие оценок взрослых складывается представление детей о нормах социального взаимодействия. Поэтому родителям, воспитателям важно быть особенно внимательными и осторожными в своих высказываниях. Взрослые должны уметь предвидеть возможные последствия необдуманных суждений в адрес детей и с детства закладывать в них стремление к партнерству, сотрудничеству и взаимопомощи.

В разрешении конфликтов между детьми воспитателю необходимо обратить внимание на то, как ведут себя дети в ситуации разногласий, а для этого целесообразно опираться на психологическую модель психолога К. Томаса, которая позволяет определить предпочитаемый стиль поведения ребенка в конфликте, или модель, предлагаемую группой американских психологов1.

В рамках предлагаемой модели К. Томаса конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, интерпретируемой следующим образом:

По вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;

По горизонтальной оси - степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений. В данной модели различают пять основных стратегий (форм, стилей, тактик) поведения (рис.1)

Основные подходы в разрешении конфликтов:

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс

Избежание (уход)

Соперничество

Минимальная заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежание (ухода); максимальная по вертикальной оси образует приспособление; по горизонтальной - соперничество; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу.

Стратегия (тактика) поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой ребенок может удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другого, действуя совместно или индивидуально. Выбор стратегии (тактики) поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают как под влиянием объективных характеристик каждой из сторон конфликта, так и в силу индивидуальных особенностей личности, обнаруживающих преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.

Каждый ребенок может в какой-то степени использовать рассматриваемые формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Американские психологи предлагают рассматривать поведение ребенка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как: «сглаживание», «уход, уклонение»,«конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными - это медвежонок, черепаха, сова, лиса и акула

Попытаемся сравнить формы (стратегии, тактики) поведения ребенка в конфликтной ситуации, используя эти образы.

Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») - в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями, что можно определить выражением «прет напролом». Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов. Такая форма поведения может сформироваться у человека еще в детстве в силу индивидуально-психологических особенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т. д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа). Следует отметить, что дети дошкольного возраста часто используют данную стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Американские психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противопоставления, с поведением совы.

В поведении ребенка такая стратегия проявляется:

В жестком контроле действий противника, соперника;

В постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;

В использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;

В провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.

В детском возрасте могут сформироваться такие черты личности, как: ориентировка на сохранение того, что есть, боязнь нововведений, неоднозначных решений, боязнь критики своего поведения, стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.

Стратегия (тактика) «избежание» («ухода», «уклонения») - стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этой ситуации не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нетороплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.

Наблюдая за детьми в конфликтных ситуациях, обращает на себя внимание то обстоятельство, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой - слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Кроме того, данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою пользу. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей. Для них важно сохранение и восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия для таких детей не значим, или случившееся их не особенно волнует. Они считают, что лучше сохранить добрые отношения с другими детьми, чем отстаивать собственную точку зрения, осознают, что правда может быть не на их стороне, чувствуют, что у них недостаточно качеств, необходимых для лидера, или шансов победить. В случае этой стратегии уместно вспомнить пословицу «И волки сыты и овцы целы ».

Следует отметить, что не всегда дети оказываются участниками конфликта по собственному желанию, а могут стать его «жертвой» в силу сложившихся обстоятельств. Позиция жертвы бывает, привлекательна для некоторых детей из-за определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, не надо брать на себя ответственность за последствия конфликта, так как за нее это сделают другие. Детям, использующим стратегию «черепахи», присуще желание выйти из ситуации «сухим из воды», не настаивая на своем, воздерживаясь от споров и возражений сопернику. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из нее, лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Стратегия ухода, уклонения в конфликтной ситуации может привести к тому, что ситуация загонится внутрь и будет способствовать развитию конфликта между двумя желаниями - сохранением отношений и достижением цели. И этот конфликт как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. А неразрешенный конфликт опасен для психики ребенка тем, что вытесняется в подсознание и проявляется в нарастании тревоги, вплоть до соматических заболеваний и невротических расстройств.

Характерные особенности поведения ребенка в стратегии «ухода (уклонения)»:

Отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

Избегает применения силовых приемов;

Не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;

Систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Ресурс личности: чувство времени, умение держать паузу, выдержка и самоконтроль.

Характерные качества личности:

Застенчивость в общении;

Нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;

Нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу «Авось обойдется».

Стратегия (тактика) «компромисса» - суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.

По мнению психологов, для этой стратегии характерен тип поведения, в котором сочетаются осторожность, хитрость, обходительность и лесть, что очень свойственно лисе. Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Кроме того, для ребенка одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения со сверстником, которые он стремится в любом случае нормализовать. Следует отметить, что для детей при компромиссном решении проблемы, разделение ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение.

Тактические действия «лисы» можно наблюдать не только в конфликтах между детьми, но и в их взаимоотношениях. Данный стиль поведения ребенка проявляется:

В умении торговаться, в интересе к тем, кто также умеет торговаться;

В использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);

В ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу: «всем сестрам - по серьгам».

Ресурс личности:

Хорошая ориентация в ситуации;

Постоянный анализ;

Игровой стиль поведения.

Основные подходы в разрешении конфликтов Характеристика качества личности:

Осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью;

Настороженное отношение к критическим оценкам других людей;

Ожидание мягких формулировок, красивых слов.

Желание, чтобы окружающие не выражали свои мысли слишком открыто и резко.

Стратегия (тактика) «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») - характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.

Рассматриваемый стиль отчасти напоминает стиль уклонения, но это разные стили. Их отличие состоит в том, что при уклонении ребенок не подстраивается под другого ребенка, ничего не делает для удовлетворения его интересов. Он просто отстраняется и «отталкивает» от себя проблему. Приспосабливаясь к ситуации, он действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок. В определенной степени ребенок поступается своими интересами, изменяет под другого свою позицию.

Для наглядности поведение в стратегии «приспособления» «уступки» психологи ассоциируют с поведением медвежонка, который дает ощущение тепла и мягкости. Другими словами, ребенок руководствуется принципом поведения: «Все, что вы хотите - только давайте жить дружно». Такая установка на доброжелательность возможна за счет собственных потерь. Здесь важно учитывать соотношение сил противников. Если соотношение сил не в пользу одной из сторон, принимающей участие в конфликте, и у нее мало шансов на победу, а дальнейшая борьба не имеет смысла, то у ребенка может произойти переориентация на установку, девиз которой - «Сдаюсь на милость победителя». Таким образом, стратегия «приспособления», «уступки» в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать свои собственные интересы.

Действия ребенка, ориентированного на стратегию «приспособления» (уступки, сглаживания) следующие:

Систематическое согласие с требованиями противника, т. е. максимальные уступки (если это тактика);

Демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление - если говорится: «Мне ничего не надо!», то иногда это воспринимается окружающими как: «Мне надо все!»;

Давление на совесть, нравственные качества;

Потакание противнику, лесть.

Если эта стратегия поведения укоренится у ребенка, то в дальнейшем она может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от острых вопросов, непоследовательности в суждениях. Такой ребенок может попасть под влияние лидеров групп социальной и асоциальной направленности, и его поведением смогут манипулировать.

Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») - эта стратегия часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов.

Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.

В реальной ситуации ребенок, особенно с признаками агрессии, стремится настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Он использует силовое давление, может занимать жесткую позицию непримиримого антагонизма в случае сопротивления с другой стороны, а также использовать такие способы, как: давление на соперника, принуждение, особенно когда чувствует зависимость другого, воспринимает конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения. Иногда стремится перекричать соперника и применить физическое насилие. Ребенок, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить соперника принять свою точку зрения любой ценой, при этом ребенок не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других детей пользуется своим авторитетом и правами лидера, путем принуждения, а порой криками и плачем. Взрослый использует такую стратегию поведения, когда для него очень важен предмет конфликта. Для детей, как правило, предмет конфликта рассматривается с учетом только собственных интересов, а интересы сверстника игнорируются, т. к. одной из важных характеристик дошкольного возраста является явление эгоцентризма (т. е. неумение поставить себя на место другого). В этом случае конфликтная ситуация может настолько обостриться, что единственным выходом из нее является разрыв отношений между детьми, причем этот разрыв отношений, как правило, характеризуется своей непродолжительностью («не дружу до вечера», «не дружу до первой интересной игры…»).

В отличие от психологической модели, характеризующей стили поведения детей в ситуации конфликта, разработанной группой американских психологов, в модели К. Томаса рассматривается стратегия, противоположная «разрыву отношений» - это «сотрудничество». Автор считает целесообразным (в контексте поставленной задачи) рассмотреть данную тактику поведения «сотрудничества», которая может быть эффективной в конфликтных ситуациях между детьми (при условии обучения их данной стратегии) и использует для описания и интерпретации данной стратегии образ дельфина.

Стратегия (тактика) «сотрудничества» - характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она является самой сложной для анализа, так как включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Безусловно, детям дошкольного возраста очень трудно овладеть навыками сотрудничества, т. к. они, в силу своих возрастных особенностей, не воспринимают сверстника, обладающего своим внутренним миром, как равноправного партнера по общению и деятельности.

В образном представлении поведения в данной стратегии можно сослаться на поведение дельфина, который отличается высоким уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом.

Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям (их порой называют «старичками»), к мирному урегулированию конфликтной ситуации и имеющихся противоречий. Совместно с другими участниками конфликта и с помощью взрослого, в ходе открытого обсуждения, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Принцип данной стратегии: «Давай оставим взаимные обиды. Я предпочитаю… А ты?». Ребенок, используя стратегию «сотрудничества» с целью удовлетворения своих интересов и отстаивая собственные интересы, должен быть, вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Выбирая данную стратегию, ребенок несколько напоминает взрослого, готового к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта.

Особенности поведения ребенка в стратегии «сотрудничества»:

Участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;

Не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;

Может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.

Данный вид взаимодействий требует от детей (не только участвующих в конфликте) определенной поведенческой культуры. Поэтому очень важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснить свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого).

Краткое описание

Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования нами определены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие конфликта, его психологическую характеристику и причины возникновения.
2. Выявить особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать на практике систему занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.
5. Определить эффективность системы занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие конфликта, его психологическая характеристика и причины возникновения…………………………………………………………………….8
1.2. Особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте…...16
1.3. Специфика условий, создаваемых для развития навыков бесконфликтного поведения детей……………………………………………..26
Глава 2. Экспериментальное исследование развития навыков бесконфликтного поведения средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….30
2.2. Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности............…………………………………………………36
2.3. Оценка эффективности организации игровой деятельности для развития навыков бесконфликтного поведения………………………………………… 49
Заключение……………………………………………………………………...55
Список литературы……………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Наблюдение показало, что в обследуемой группе дети использовали два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. В обследуемой группе преобладал деструктивный способ, то есть дети предпочитали силовые методы решения конфликта, например, разрушали игру или применяли физическую силу (Артем Ш.) В большинстве случаев дети прибегали к вмешательству взрослого, например, Маша С.: «Мы сейчас позовем воспитательницу, она тебя накажет». Некоторые дети применяли уход от ситуации, например, Денис В.: «Я лучше не буду с вами играть, я буду играть один».

Конструктивные способы разрешения конфликта использовались очень редко. Только Катя М. старалась сгладить конфликт в игре, пытаясь найти решение, приемлемое для всех, например: «Давайте сначала послушаем, во что другие дети хотят играть и будем тогда играть».

Наблюдение показало, что в обследуемой группе конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Как правило, в конфликты были вовлечены некоторые дети, которые, либо сами их провоцировали (Артем Ш.), либо выступали в качестве противоположной стороны, защищая свои интересы (Денис В., Маша С.) В конфликтах участвовали в основном лидеры группы и отверженные, так как в игровой деятельности сталкивались их интересы и возможности.

Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации.

Материал: сюжетные картинки

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • Девочка сломала у другой девочки её куклу.
  • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Критерии и оценка результатов: в качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество способов, мы определили, какой из них наиболее характерен для каждого ребенка. Результаты выполнения данной методики представлены в Таблице 1.

Таблица 1 Отношение детей к конфликтной ситуации (констатирующий этап эксперимента)


Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 6 (30%) испытуемых. Агрессивных решений конфликтов тоже было много в детских ответах у 6 (30%) испытуемых. Вербальная реакция на конфликт преобладает у 7 (35%) испытуемых, продуктивный способ решения выбрал только 1 (5%) испытуемый. Интересны были ответы детей, например,

Катя Г.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»; Денис В. «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться». Наиболее характерными были ответы детей обследуемой группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:

    • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
    • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
    • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
    • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

Количественные результаты констатирующего этапа представлены в Приложении 1.

На основании результатов констатирующего этапа эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения. К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 7 детей (35%). Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. К среднему уровню мы условно отнесли 8 детей (40%). В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента подтверждает необходимость организации работы с детьми, направленной на развитие навыков бесконфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности

Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: реализация на практике системы занятий по развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий: -организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей; -обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; -использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения. Формирующая работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 20 человек. Формирующая работа проводилась с детьми по подгруппам (по 10 человек) и индивидуально. Время проведения – вторая половина дня. Индивидуальная работа проводилась по мере необходимости с теми детьми, которые требовали дополнительного воздействия, либо не могли конструктивно работать в группе с другими детьми. В начале формирующего эксперимента мы провели с детьми интерактивные игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников. При проведении игр мы решали следующие задачи: обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов; упражнять детей в применении ценных этических норм взаимоотношений; учить детей использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; учить проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации. В ходе проведенных нами игр дети имели возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни в детском саду. После проведения каждой игры детям предлагалось проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале экспериментатор сам предлагал детям игры и активно в них участвовал, затем дети сами выражали желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры. При организации интерактивных игр мы обращали внимание на организацию времени, так как детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Игровое время распределялось таким образом, что дети имели возможность высказаться и послушать других детей. Комплекс интерактивных игр включал в себя следующие блоки:

1.Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.

2.Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения.

3.Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание.

4.Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности.

Рассмотрим более подробно и проанализируем игры по каждому блоку.

Первый блок.

2.3.Оценка эффективности организации игровой деятельности для развития навыков бесконфликтного поведения

Цель: определение эффективности проведенной формирующей работы на основании анализа результатов повторного обследования детей. На данном этапе опытно-экспериментальной работы нами были использованы те же методики, что и на этапе констатации:

Анализ результатов проведения повторного обследования дошкольников по определенным нами критериям показал следующее.

Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)

Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитают играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Именно в процессе игр у детей возникает наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитают играть небольшими группами. Мы отмечаем, что не только лидеры группы проявляют инициативу при организации игры, но и те дети, которые ранее были застенчивыми и предпочитали играть в одиночку. Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей не являются острыми и длительными. В разрешении конфликтов большую роль стал играть не только воспитатель, что было характерно для констатирующего эксперимента, но и сами дети стались самостоятельно разрешать конфликты. Снизилось общее число конфликтов по поводу игры у детей обследуемой группы. Конструктивные способы разрешения конфликта стали использоваться детьми гораздо чаще, чем на этапе констатации. Методика «Картинки» (Калинина Р.Р). Результаты выполнения методики представлены в таблице 2.

Таблица 2.Отношение детей к конфликтной ситуации (контрольный этап).


Из таблицы 2 видно, что у детей стал преобладать конструктивный способ разрешения конфликтных ситуаций, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Не выявлено детей, которые предпочитают агрессивные способы разрешения конфликтов.

Занятие по профилактике конфликтов должны проходить регулярна, по возможности один-два раза в неделю. «Вопросы, которые необходимо выяснить, прежде чем приступить к профилактике конфликтов» помогут нам определить главные направления в работе и решить, какие темы или разделы имеют для данного класса первостепенное, а какие второстепенное значение. Не обязательно проводить запланированные мероприятия в строгой последовательности, нужно проявлять гибкость. Для этого рекомендуется планировать больше времени в расчете на всевозможные неожиданности.

Учитывая это, мы разработали программу по обучению учащихся бесконфликтному поведению.

Данная программа имеет цель развивать и формировать учащихся младших классов разрешать конфликтные ситуация.

Программа преследует следующие задачи: помочь детям выйти из конфликтных ситуаций; развивать у них чувства сотрудничества; воспитывать уважать других.

Программа расчитана на 30 упражнений, которые рекомендуется проводить каждый день во время большой перемены.

Помещение для проведение занятий должно обеспечить и аудиторскую работу (то есть работу за партами), и работу «в кругу» , и двигательные упражнения, и возможность работы в удобных позах.

Данная программа включает в себя три этапа:

1. Ориентировочный (10 игр и упражнений)

2. Реконструктивный (14 игр и упражнений)

3. Закрепляющие (6 игр и упражнений)

В холе игр и упражнений прорабатываются следующие основные аспекты по обучению учащихся бесконфликтному поведению:

Развитие чувства самоуважения;

Развитие сотрудничества;

Ненасильственное разрешение конфликтов;

На занятиях при выборе игр и упражнений нужно быть осторожным. Если игры и упражнения принимают нежелательный оборот или, например, по тем или причинам не могут дать желаемого результата, следует немедленно прекращать. Это может происходить во время упражнений, когда начинается группо-динамический процесс, при которым отдельные дети могут быть обижены, изолированы, совершать агрессивные выпады.

При работе важно сохранить порядок, при которым упражнения и игры, направленные на знакомство участников и самораскрытие, были бы сосредоточены в первых занятиях (то есть на 1 этапе работы), а упражнения, ориентированные на формирование и развитие сотрудничества, ненасильственного разрешение конфликтов-ближе к середине цикла (2 этап программы).

Рассмотрим наиболее удачные фрагменты нашей работы.

На 1 этапе-ориентировочном-были поставлены следующие задачи:

1) Снижение эмоционального напряжения;

2) Создание «+» настроения и атмосферы принятие каждого;

3) Учить владеть своими чувствами и устранить конфликт.

Эти задачи мы решали с помощью игр и упражнений.

Фрагмент 1.

Тема: «Знакомство».

Цель: воспитание уважение и терпимости друг другу.

Игра: « Запоминание имен в движении».

Инструкция: Все стоят в кругу, называют свое имя, сделав при этом какое-нибудь движение. Дальше все идет по кругу: учащийся, стоящий рядом, представляет сначала первого, повторяя его движение, затем себе и делает какое-нибудь движение.

Затем происходит анализ упражнения-дети отвечают на ряд вопросов:

Какие чувства у вас возникли?

Трудное или легкое было задание?

Трудно было запоминать движения?

Таким образом при проведение этой игры дети учатся уважать друг друга, внимательно следят за каждым учеником, чтобы запоминать движения.

А также игры «Если я был животным…», «Паутина», «Таблички с именами», «Три изменения в одежде», «Фруктовый салат», «Надувной шар», «Краски», «Гроза» направлены на уважение друг друга, владение своими чувствами.

На 2 этапе решались следующие задачи:

1) Развивать чувства самоуважения уважение других;

2) Уметь слушать и само выражаться;

3) Воспитывать сотрудничества в классе.

На этом этапе были проведены 14 игр и упражнений на следующие темы:

1. «Развитие чувства самоуважения и уважение других».

2. «Умение слушать и само выражаться».

3. «Восприятие чувств».

4. «Сотрудничества».

Фрагмент 2.

Тема: «Умение слушать и само выражаться»

Игра: Слушать хорошо и слушать плохо»

Цель: воспитывать умение слушать других.

Подготовка: Подготовить короткую ролевую игру. Класс наблюдает. Один из игроков начинает рассказывать историю, второй слушает в начале очень плохо. Через несколько минут прервать и начать с той разницей, что слушатель теперь-весь внимание: взгляд его прикован рассказчику, лицо выражает участие; время от времени он задает уточняющие вопросы. Потом учитель задает вопросы: «По каким признакам ты замечаешь, что тебя плохо (или внимательно) слушают?»

Подведение итогов:

Как вы себя чувствовали в той и другой роли?

Что за это чувства?

Это важно или нет? Почему?

В 2 этап были включены такие игры и упражнения, как «Отгадай»: «Кто я?», «Добрый гном» и многие другие, которые очень эффективны и имеют результаты.

На 3 этапе решались следующие задачи:

1) Уметь анализировать ситуации вне и внутри школы;

2) Научиться понимать и оценивать свое собственное поведение в конфликтных ситуациях;

3) Выработать методы ненасильственного разрешения конфликтов.

На этом этапе были проведены 6 игр и упражнений на следующие темы:

1. «Подходы к конфликтам».

2. «Ненасильственное разрешение конфликтов».

Фрагмент 3.

Тема: « Ненасильственное разрешение конфликтов».

Упражнение: « Конфликты в классе».

Суть упражнения: поиск решений для характерных конфликтов.

Подготовка: Класс делится на малые группа. Учитель описывает конфликтную ситуацию, малые группы одновременно обсуждают ее. Чтоб сформулировать суть конфликта дается 3 минута.

Ответы на вопрос, обсуждение. После этого предложим группам придумать оптимальные решение. (3 минут)

Спросить у учащихся какое решение они нашли.

Фрагмент 4.

Также был проведен классный час на тему «Конфликты в нашей жизни».

Цель: 1) ознакомить правилами предупреждение конфликтов;

2) развитие умений нравственного самосознания;

3) решение проблемы повышения сплоченности класса.

Оборудование: плакат, эмблема, цветные квадратики для рефлексии, канат.

Фрагмент:

Учитель: ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы: одна мальчишки, другая-девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру-перетягивание каната. (Играют).

Победила команда мальчиков. Спасибо. Садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт?

Ученики: Да. Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались для вида.

Учитель: Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики: Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек и предмет спора.

Учитель: А теперь разыграем другую ситуацию. (Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да-нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

Ученики: Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора- дежурство.

В конце этого классного часа мы задали такой вопрос:

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

В результате мы узнали, что 72% учащихся считают обсуждение темы « Конфликт в нашей жизни»- полезное, и изменит их поведение в конфликтных ситуациях в хорошую сторону.

16% учащихся ответили на этот вопрос «нет» и считают, что их поведение в конфликтных ситуациях не изменится, а остается такими какие были. 12% учащихся сомневались ответить, так как считают, что иногда их поведение может измениться в конфликтных ситуациях в хорошую сторону.

Таким образом мы пришли к выводу, что наша работа не прошла зря, что дети поняли-избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно. Во второй главе мы проводили опытно-практическую работу по формированию учащихся способов бесконфликтного поведения, т.е. анализировали ситуации в классе и среди младших школьников и определили программу по обучению учащихся бесконфликтному поведению.

Исходя из этих мы для учителей начальных классов даем некоторые методические рекомендации:

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанным с актуальными ситуациями; это дает возможность им сопоставить свое поведение с поведением сверстников, позволяет проявить и понять себя;

Творческий подход к решению конфликтных ситуации на занятиях способствует развитию поисковой активности учащихся;

На все время проведения игр и упражнений должно быть одно и то же помещение;

Помещение должно быть относительно просторное;

На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах; это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную работу;

При выполнении упражнений в парах желательно частая смена партнеров, тем самым нарабатывается уважение других;

Материал готовится заранее и находится под рукой;

Семинар - тренинг для родителей

« Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками»

Цель: Повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.

Задачи:

1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.

2. Выявить условия, необходим ые для:

- построения нормальных отношений с подростком;

Выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины;

Форма проведения : семинар-тренинг .

Ход собрания.

(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу )

1. Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня …» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Теоретическая часть.

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске )

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу .

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее .

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать .

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

    Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

    Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)

    Ограничение должно быть выполнимым.

Практическая часть.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ : «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

(Ответ : «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

    1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;

      дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.

      высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также
      формируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Причины отклонения в поведении детей.

(наглядно вывешивается поочередно на доске)

1. Борьба за внимание .

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение .

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить .

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех .

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие» .

Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств »

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать:

    принятие

    внимание

    признание(уважение)

    одобрение

    теплые чувства.

    понимание

    любовь

    доверие

    поддержка

    юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…»

(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

    Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

    Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

    Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

    Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

    Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.