Толкование снов

Особенности уровня притязаний младших подростков в учебной деятельности семина ольга вячеславовна. Самооценка и притязания подростка Притязания подростков

Выпускная квалификационная работа

"Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков"


Введение

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) .

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии . Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с уровнем притязаний является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей моей работы было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста, влияние эмоционального характера на самооценку и соотношение самооценки с уровнем притязаний.

Это и определило актуальность моей темы

Объект: данного исследования – самооценка и уровень притязаний.

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков

Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

2) Подбор диагностических методик;

3) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;

4) Обработка и интерпретация результатов исследования.

5) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Гипотеза: Существует взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков: у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания.

Самооценки у подростков с их социальным положением в группе было достигнуть. Нами были решены в ходе исследования поставленные задачи: 1. Мы провели теоретический анализ по проблеме взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Данная проблема действительно является актуальной в наше время. Особенно это очень важно в подростковом возрасте, так как у...

4) Сделать выводы. Объект исследования – самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте, а также категория образа. Предмет исследования – зависимость образа будущего супруга от самооценки и уровня притязаний. В качестве испытуемых выступили: 20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области; 20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического...

Большее упорство. К факторам, влияющим на успеваемость по мнению Р.Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей. 2.1 Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов. Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на...





Особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков. Объект исследования: личностная сфера детей. Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка. Задачи диагностической работы: 1. подобрать диагностические методики 2. провести диагностику 3. обработать полученные результаты 4. сделать выводы Состав исследуемых...

В подростковом возрасте самооценка детей касается преимущественно основных нравственных качеств: доброты, чести, справедливости и т.п.. Ученики средних классов недостаточно самокритичны, хотя часто они признают в себе бы много негативных качеств, осознают потребность избавиться от них, стремятся к самовоспитанию их самооценка является неустойчивой и не всегда адекватноою.

Суждения младших подростков о себе выражаются также в оценке их взаимоотношений с другими людьми. Эти оценки касаются умение дружить, чуткости к людям, своего поведения среди других, уважения к себе, вос ймання себя одноклассниками, что свидетельствует о достаточно высоком уровне самосознания, обогащение опыта социального поведенияи.

Самооценка старших подростков весьма разнообразна, разносторонней, обобщенной по содержанию. Количество качеств, они осознают, примерно вдвое больше, чем в младшей подростковой группе. Старшие во длиткы оценивают не только отдельные черты характера, но и свою личность в целом. Они проявляют определенную социальную зрелость, осознают себя готовыми к жизни личностями. Это выражается в самооценке яко стей, характеризующие их как деятельных субъектов (решительность, выдержка, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы). В процессе самооценки подросток проявляет свои возможности для принятия важного для него решения, берет на себя определенные обязанности. Именно самооценка является предпосылкой его свободы выборвибору.

Далеко не редким является неадекватная самооценка подростков, которая проявляется в переоценке или недооценке своих возможностей, что вредит развитию ответственности и других важных качеств. Например, завысит ена самооценка блокирует чувство неудовлетворенности собой, вины за недостойный поступок, угрызения совести за безответственное поведение. Несамокритичисть мешает задуматься над своими поступками, самостоятельно пред " представить себе требования и выполнить их. Свидетельством заниженной самооценки является неудовлетворенность собой, неспособность поставить перед собой более высокие требования, поскольку не хватает уверенности в своих возможностях. Это тормозит развитие ответственности, поскольку такие дети не проявляют активности, уклоняются от выполнения задач, обязанностей, порученныхчень.

С взрослением самооценка подростков становится дифференцированным, она касается не поведения в целом, а поведения в отдельных социальных ситуациях, отдельных поступков. Это способствует становлению ее объективности. С. Именно в этот период степень объективности самооценки приводит концентрацию усилий на формировании нравственных качеств, определяет направление развития личноститі.

Существенно влияют на поведение подростка выполнения обязанностей и поручений, ожидаемое им отношение к себе. Основываясь на самооценке, ожидания опосредуются эмоционально-оценочным отношением к групповым х норм, требований и ценностей. Подросток испытывает повышенную потребность в одобрении и признании друзьями. Поэтому он активно ищет такое окружение, в котором испытывает позитивное отношение к себе, своих поступков, способен в убедиться, что он взрослый, самостоятельный человекина.

С самооценкой тесно связан уровень притязаний, направленных на будущую деятельность подростков. Австрийский психолог. Фридрих. Хоппе (1899-1976) начал видение, согласно которому уровень притязаний обусловлен лений такими двумя противоположными тенденциями:

1) поддержание своего. Я, своей самооценки на максимально высоком уровне, стремление достичь успеха;

2) снижение своих притязаний, желание избежать неудачи, чтобы не навредить самооценке

Некоторые исследователи считают, что для подросткового возраста характерно стремление различными путями реализовать лишь первую тенденцию

На уровень притязаний подростка влияет признание его возможностей как значимыми другими, так и собой. Как известно, в развитии самосознания важное значение имеет адекватность уровня притязаний возможностям ребенка. По результатам экспериментальных исследований, степень адекватности притязаний относительно учебного статуса подростка зависит от его успеваемости в учебе. Чем лучше он учится, тем адекватнее является его дома нения относительно места в классе по успеваемости. Адекватная самооценка и уровень притязаний, основанный на ней, дают подростку возможность ставить перед собой задачу, брать на себя обязанности, которые по сложности е дповидають его личностных возможностейстям.

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний важно для правильного восприятия подростком требований других, пробуждает и стимулирует его стремление к самовоспитанию. Становление адекватного отношения к се. Эбе происходит благодаря оценочным суждением значимых других, с которыми общается подросток. Очень большое влияние на него оказывает педагог. Его объективная, справедливая, требовательная и вместе с тем доброжелательную оценку а воспринимается подростком без внутреннего сопротивления, стимулирует его работу над собой. Достигается цели указания педагога, которые помогают детям осознать положительные и отрицательные аспекты их пове. Динка, объясняют последствия безрассудных, безнравственных поступков, предусматривают возможность исправить недостатки, добиться успехов. Если подросток не принимает оценку взрослых, источником его самооценки становятся собственности нет, не всегда адекватные и правильные сужденияження.

Эффективному развитию у подростков адекватных оценочных суждений способствуют осознания смысла найзначу-щиших для человека черт, качеств; усвоение объективных критериев оценки морально-волевых качеств учебной деятельности; убежденность в важности адекватных, устойчивых оценочных отношений человека к себе и другим для нормального взаимодействия с ними. Важными факторами развития правильной самооценки является способствует тливе положение среди сверстников, позиция положительной равновесия в отношениях, активное участие в общественной жизни класса, группы, подлежащая успешность. Особое значение имеет самовоспитание, поэтому воспитательная робот а с подростками должна быть направлена??на привитие им стремление к работе над собой, самосовершенствованиемня.

Итак, в подростковом возрасте ребенок делает значительный прогресс в осознании своей личности. Процесс самопознания является сложным и весьма противоречивым, самооценка и уровень притязаний - часто неадекватными и нес устойчивыми. У подростков еще не возникает целостный. Я-обрааз.

Прохорова Н.В.

ORCID: 0000-0003-3639-8842, Студент, Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей самооценки и уровня притязаний в период ранней юности и их содержательная интерпретация. Представлена возрастная специфика динамических особенностей проявлений самооценки и уровня притязаний подростков. Анализируются особенности соотношения самооценки и уровня притязаний юношей и девушек, продемонстрированы тенденции взаимосвязей и различий проявления самооценки и уровня притязаний подростков на нижнем и верхнем пределах возраста.

Ключевые слова : самосознание, образ-Я, самооценка, уровень притязаний, аффект неадекватности, ранняя юность.

Prokhorova N.V.

ORCID: 0000-0003-3639-8842, Student, National Research University “Higher School of Economics”

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ESTEEM AND LEVEL OF TEENAGERS’ ASSERTION

Abstract

The article presents the analysis of the results of an empirical study of the psychological features of self-esteem and the level of assertion in early adolescence and their meaningful interpretation. It presents the age specificity of the dynamic features of self-esteem manifestation and the level of assertion of teenagers. The main features of self-esteem ratio and the level of assertion of boys and girls are analysed, the tendencies of interrelations and differences in the manifestation of self-esteem and the level of assertion of teenagers on the lower and upper age limits are demonstrated.

Keywords : self-awareness, self-image, self-esteem, level of assertion, affect of inadequacy, early adolescence.

Cоциально-экономические и политические изменения, усложнение условий труда и жизни требуют усилий творческой активности личности, возрастание требований к себе и своей деятельности. Очень важным для формирования всесторонне развитой личности, является развитие самосознания, определение собственного «Я», своих личностных особенностей для правильной организации взаимоотношений с окружающими людьми. Решение этих аспектов привлекает внимание к таким фундаментальным образованиям личности как самооценка и уровень притязаний.

Уже классическими стали тезисы, подтвержденные в отечественной и зарубежной психологии о том, что важным этапом становления самооценки и уровня притязаний является период ранней юности , когда принимаются ответственные решения, которые определяют всю будущую жизнь человека: формирование мировоззрения и убеждений, поиск смысла жизни, профессиональное и личностное самоопределение. Самооценка и уровень притязаний юношей и девушек занимают ведущее место в процессе социализации личности, поиска своего места в будущей самостоятельной жизни. Однако, в условиях ослабления роли ответственности государственных институтов в определении ориентиров профессионального и личностного направления подрастающего поколения, возможно усиление несогласованности и противоречивости уровня притязаний и самооценки учащихся старших классов школы.

Все вышеприведенное позволяет констатировать социальную значимость и необходимость системных психологических исследований самооценки и уровня притязаний современных подростков, что и обусловило выбор темы статьи.

Необходимость дальнейшего изучения взаимоотношений между самооценкой и уровнем притязаний обусловлена не только их сложностью, влиянием (специфика этих взаимоотношений оказывает влияние на развитие личности, самосознания, процессов саморегуляции поведения и деятельности), но и тем, что в русле современных научных взглядов углубление представлений о развитии и функционировании самооценки и уровня притязаний предполагает движение в направлении динамического и структурного объединения в единое целое, в динамическую систему
.

Цель статьи заключается в обобщении данных эмпирического исследования возрастной специфики самооценки и уровня притязаний подростков. Достижение этой цели происходило путем решения ряда задач: выявление динамических особенностей становления самооценки и уровня притязаний личности в период ранней юности; установление характера связи между самооценкой подростков и их уровнем притязаний.

Для выяснения возрастной динамики становления самооценки и уровня притязаний в ранней юности было проведено эмпирическое исследование среди подростков. В диагностический комплекс вошли валидные, стандартизированные инструменты: «Шкала самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (модификация Г.М. Прихожан), методика количественного измерения самооценки (С.А. Будасси), «Моторная проба» Шварцландера. Выборку составили 97 учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (возраст 15-17 лет, пол – 47 юношей и 50 девушек).

Нижняя граница анализируемого возрастного периода (10-ый класс): реалистичная (адекватная) самооценка – 52% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 30% и высокая – 22%), завышенная самооценка (очень высокая) – 37%, заниженная (низкая) самооценка – 11%. Верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичная (адекватная) самооценка – 73% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 40% и высокая – 33%), завышенная самооценка (очень высокая) – 21%, заниженная (низкая) самооценка – 6%. Как видим, в 11 классе более отчетливой становится тенденция к росту адекватности самооценки, снижается полюсность ее представленности.

Подтверждение этой тенденции получает свое отражение и в результатах исследования, полученных с помощью методики количественного измерения самооценки (С.А. Будасси): 10-ый класс: адекватная самооценка – у 35% респондентов, тенденция к завышению самооценки – 28%, завышенная самооценка – 30%, заниженная самооценка – 7%. Половина 11-классников демонстрирует адекватную самооценку, у 30% юношей зафиксирована тенденция к завышению, а в 17% завышенной самооценки, заниженная самооценка зафиксирована лишь у 3% опрошенных.

По методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан были выявлены следующие показатели: нижняя граница раннего юношеского возраста (10-ый класс) – реалистичный уровень притязаний – 59% исследуемых (соответственно – средний уровень – 38% высокий – 21%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 28%, заниженный (низкий) уровень – 13%; верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичный (адекватный) уровень притязаний – 79% исследуемых (соответственно – средний уровень – 39% и высокий – 40%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 18%, заниженный (низкий) уровень – 3%.

Анализ приведенных выше результатов исследования позволяет констатировать, что большинство учащихся и 10-ого и 11-ого классов демонстрируют реалистичный (адекватный) уровень притязаний, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития, однако на верхней границе возраста этих исследуемых на 20% больше, чем в 10-ом классе.

В 11-ом классе на 10% уменьшилось количество лиц с завышенным (очень высоким) уровнем притязаний, которые характеризуются нереалистичным, некритичным отношением к собственным возможностям. Уменьшается также количество юношей и девушек (на 10%), которые имеют заниженный (низкий) уровень притязаний, то есть недооценивают свои возможности и способности, не доверяют себе, не уверены в своих силах, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Сравнительный анализ диагностических показателей уровня притязаний подростков на нижний и верхний пределы возраста по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан обнаружил постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний. Такие возрастные закономерности развития уровня притязаний можно объяснить тем, что проблема становления субъекта саморазвития становится именно в юношеском возрасте, когда решаются важнейшие задачи личностного развития: построение и интеграция целостного образа Я, достижение самоидентичности, личностное, социальное и профессиональное самоопределение. За логикой и закономерностями становления личности, юноши и девушки в начале взрослой жизни должны определить свои ценности, жизненные намерения и взять ответственность за их реализацию .

Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования уровня притязаний подростков на основе самоописний (субъективного оценивания) (методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан) и в процессе выполнения деятельности на основе успешности-неуспешности («Моторная проба» Шварцландера) выявил существенные различия диагностируемых показателей.

Самые существенные различия диагностических показателей уровня притязаний подростков на основе самоописаний и в процессе выполнения деятельности выявлено в 10-м классе. Для доказательства статистической разницы между этими показателями был использован t-критерий Стьюдента. Выявлена статистическая разница показателей на уровне p<0,01 именно для нижней границы раннего юношеского возраста (10-ого класса). Для верхней границы данного возрастного периода (11-ого класса) статистически достоверной разницы между диагностическими показателями уровня притязаний подростков на основе самоописания и в процессе выполнения деятельности не было выявлено.

Полученные результаты проведенного исследования можно объяснить тем, что в начале периода ранней юности у школьников еще недостаточно развиты рефлексивные способности и способность к адекватной оценке структуры собственной деятельности. Десятиклассники склонны демонстрировать стремление к сложным высоким целям, однако они еще не способны последовательно реализовать это стремление в своем поведении. В процессе личностного и профессионального самоопределения у юношей и девушек постепенно развивается способность к рефлексии и становится более адекватной оценка структуры собственной деятельности на верхней границе возраста (11-ый класс).

С целью установления характера взаимосвязи уровня самооценки старшеклассников и их уровня притязаний по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан был проведен корреляционный анализ. Это позволило установить существование тесной статистически значимой связи между самооценкой юношей и девушек и их уровнем притязаний. Это дает основания прийти к выводу, что между самооценкой личности и уровнем притязаний существует тесная функциональная связь. В работах, посвященных изучению взаимодействия самооценки и уровня притязаний, подчеркивается, что от их характера во многом зависит личностное развитие, способность личности к саморегуляции поведения и деятельности.

В разработке и апробации программы такой коррекционно-развивающей работы и анализе динамики уровней самооценки и уровня притязаний старшеклассников после ее реализации видятся перспективы дальнейших исследований этой проблемы .

Сравнительный анализ результатов исследования нижней и верхней границ раннего юношеского возраста дает основания утверждать, что в процессе взросления самооценка юношей и девушек становится более адекватной и дифференцированной. Исследование динамических особенностей уровня притязаний подростков выявило постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний.

Корреляционный анализ полученных результатов эмпирического исследования убедительно доказал существование тесной статистически значимой связи между самооценкой юношей и девушек и их уровнем притязаний, что подтверждает их функциональную связь.

Преобладание у определенной части подростков неадекватной самооценки и уровня притязаний обусловливают необходимость проведения специальной коррекционно-развивающей работы, которая базируется на взаимосвязи самооценки, уровня притязаний и готовности подростка к личностному и профессиональному самоопределению с целью активизации механизмов саморазвития растущей личности.

Список литературы / References

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Журнал практического психолога. – 2008. – №5. – С. 44-65.
  2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1999. – Т. 13. – №4. – С. 99-101.
  3. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. – М., 1999
  4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5-15.
  5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1991. – №2. – С. 15-34.
  6. Кокоренко В.Л. Факторы лечебной среды в образовательном пространстве для детей с нарушениями психического развития / В.Л. Кокоренко // Медицинская психология в России. – 2014. – № 1 (24). – С. 6.
  7. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон // Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 175.
  8. Кулаков Г. С. Особенности становления самооценки и уровня притязаний старшеклассников как психологических детерминант их профессионального самоопределения: автореф. дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Г. С. Кулаков. – Киев, Нац. мед. ун-тет. М.П. Драгоманова, 2013. – С. 20.
  9. Медникова Г. И. Самооценка и уровень притязаний личности как динамическая система / Г. И. Медникова // Общая психология, история психологии. – 2002. – С. 22.
  10. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / О.Н. Молчанова // Мир психологии. – 2011. – №1. – С. 82-95.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti // Zhurnal prakticheskogo psihologa . – 2008. – №5. – P. 44-65.
  2. Borozdina L. V. Chto takoe samoocenka? / L. V. Borozdina // Psihologicheskij zhurnal . – 1999. – T. 13. – №4. – P. 99-101.
  3. Borozdina L.V. Teoretiko-jeksperimental’noe issledovanie samoocenki : The author’s abstract of dis. … of PhD in psychological sciences / L.V. Borozdina. – M., 1999.
  4. Zaharova A.V. Strukturno-dinamicheskaja model’ samoocenki / A.V. Zaharova // Voprosy psihologii . – 1989. – №1. – P. 5-15.
  5. Zinchenko V.P. Miry soznanija i struktura soznanija / V.P. Zinchenko // Voprosy psihologii . – 1991. – №2. – P. 15-34.
  6. Kokorenko V.L. Faktory lechebnoj sredy v obrazovatel’nom prostranstve dlja detej s narushenijami psihicheskogo razvitija / V.L. Kokorenko // Medicinskaja psihologija v Rossii . – 2014. – № 1 (24). – P. 6.
  7. Kon I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta / I. S. Kon // Problemy formirovanija lichnosti . – M.: Prosveshhenie, 1989. – P. 175.
  8. Kulakov G. S. Osobennosti stanovlenija samoocenki i urovnja pritjazanij starsheklassnikov kak psihologicheskih determinant ih professional’nogo samoopredelenija : The author’s abstract of dis. … of PhD in psychological sciences: spec. 19.00.07 «Educational and developmental psychology» / G. S. Kulakov. – Kiev, Nac. med. un-tet. M.P. Dragomanova, 2013. – P. 20.
  9. Mednikova G. I. Samoocenka i uroven’ pritjazanij lichnosti kak dinamicheskaja sistema / G. I. Mednikova // Obshhaja psihologija, istorija psihologii . –2002. – P. 22.
  10. Molchanova O.N. Problemy samoocenki individual’noj lichnosti / O.N. Molchanova // Mir psihologii . – 2011. – №1. – P. 82-95.

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) .

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии . Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с уровнем притязаний является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей моей работы было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста, влияние эмоционального характера на самооценку и соотношение самооценки с уровнем притязаний.

Это и определило актуальность моей темы

Объект: данного исследования – самооценка и уровень притязаний.

Предмет : взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков

Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

Задачи:

1)Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

2)Подбор диагностических методик;

3)Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;

4)Обработка и интерпретация результатов исследования.

5)Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Гипотеза: Существует взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков: у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания.

1.1 Психологические особенности подросткового возраста:

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11–12 лет до 15–16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости – центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) . Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков – подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, – юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10–11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11–12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12–13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной , является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально – волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.

В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной

Обратимся к результатам исследования школьников, полученных с помощью методики определения уровня притязаний. Попытаемся установить теперь, может ли одна из выборок превосходить другую по уровню притязаний

Все испытуемые пронумерованы от 1 до 8 каждый класс отдельно.

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной позволила выяснить уровень притязаний, обнаруживающийся в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат.

В нашем исследовании предлагались задачи по решению проверочных контрольных работ по ОБЖ.

Из результатов исследования видно (табл. 1 и табл. 2) что у учащихся 8 класса уровень притязаний намного выше, чем у учащихся 9 класса, по оцени самоуважения и оценки своего потенциала.

Таблица1. 8 класс

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Общ. Показ.
1 Внутренний мотив -3 4 4 1 1 3 0 2 1,5
2 Познавательный мотив 5 4 6 4 4 5 5 3 4,5
3 Мотив избегания 5 4 -1 6 -2 3 4 0 2,375
4 Состязательный мотив 5 2 -2 7 6 4 5 7 4,25
5 Мотив смены деятельности 5 1 -1 -5 3 2 7 0 1,5
6 Мотив самоуважения 7 7 2 2 4 6 7 5 5
7 Значимость результатов -1 -6 -1 -4 -2 -5 0 2 -2,125
8 Сложность задания -2 -1 -2 1 2 -1 -1 0 -0,5
9 Волевое усилие -1 -1 4 2 3 -1 3 1 1,25
10 Оценка уровня достигнутых результатов 0 1 5 2 1 3 1 6 2,375
11 Оценка своего потенциала 1 9 6 4 7 5 3 5 5
12 Намеченный уровень мобилизации усилий 3 8 4 3 1 0 5 7 3,875
13 Ожидаемый уровень результатов 0 4 2 1 -1 2 1 4 1,625
14 Закономерность результатов 0 3 7 5 3 1 0 5 3
15 Инициативность 1 3 -1 1 3 4 5 1 2,125

Таблица 2. 9 класс

Компонент мотивационной структуры 1 2 3 4 5 6 7 8 Общ. Показ.
1 Внутренний мотив -7 7 7 8 7 3 0 6 3,875
2 Познавательный мотив -1 6 7 8 4 6 7 5 5,25
3 Мотив избегания -1 7 3 8 6 8 4 2 4,625
4 Состязательный мотив -4 7 7 4 3 -1 1 0 2,125
5 Мотив смены деятельности 5 3 1 -7 1 2 5 0 1,25
6 Мотив самоуважения -5 4 7 5 -2 4 4 1 2,25
7 Значимость результатов 3 1 -7 -7 4 7 1 6 1
8 Сложность задания 1 -1 5 -4 -1 3 2 1 0,75
9 Волевое усилие Определение направленности личности

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

класс 9 класс
№ п\п Я О Д № п\п Я О Д
1 12 6 9 1 7 15 4
2 13 9 5 2 3 10 14
3 7 5 15 3 10 5 12
4 11 9 7 4 9 6 12
5 7 8 12 5 11 9 7
6 13 6 8 6 7 7 13
7 6 13 8 7 8 11 8
8 14 5 8 8 4 13 10
Среднее 10,375 7,625 9 Среднее 7,375 9,5 10

В 8 классе наибольшее количество балов – Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Что говорит о завышении самооценки. У 9 класса направленность на дело что говорит о том что у них заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше и занижении своей личной самооценки.

Заключение

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.

Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.

Подводя итог исследованиям можно сделать вывод, чем сильней эмоциональный уровень подростка, тем выше его самооценка себя и своих способностей, а чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний.

Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы: У подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания. Что и подтверждает мою гипотезу соотношения самооценки и уровень притязаний подростков.

Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.

Необходимо создавать следующие условия: организация общественно-полезной деятельности подростков, организация межличностного общения подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. – СПб., 2001

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с.

5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. – №4. – Т.13. – С. 99–100.

6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. – Изд-во Моск. Ун-та, 1986

7. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.

8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156 с.

9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5 -14.

10. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.

11. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980.

12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность». Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, Академия развития, 1996

13. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; – Просвещение, 1995

14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта. 2003.

15. Кон И.С. «Психология ранней юности» – М. Просвещеиие, 1980

16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., Просвещение, 1989.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во УРАО, 1999.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977, 304 с.

19. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», Д. Медицина, 1985

20. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя М. Просвещение, 1991

21. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; – М.: Владос, 2003.

22. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

23. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; – М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа».

24. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.

25. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; – М.: Знание, 1971.

26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179 с.

27. Поварницына Л.А. «Психологический анализ трудностей общения», М. 1987

28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000.

29. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. – Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.

32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., «Отцы и дети в меняющемся мире» – М. Просвещение, 1991

34. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; – СПб.: Речь, 2001.

35. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

36. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114 с.

37. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость

38. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995

39. Ваш психологический портрет: популярные тесты./. – Киров: Литературно – художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.

40. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.

41. «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту» под редакцией Дубровиной И.В., М. Педагогика, 1987

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

1.1 Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления

1.2 Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

1.3 Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценка у подростков с их социальным положением в группе

2.1 Методология исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков

2.2 Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

2.3 Результаты изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

На сегодняшний день проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки стала едва ли не самой популярной в психологии. Ей посвящено огромное множество книг и статей. Именно проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки становится все более актуальной в наше время. Она широко обсуждается в психологии, но возникает много проблем с изучением этих феноменов. Одной из проблем является то, что такое уровень притязаний и самооценки.

Изучением уровня притязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие. А изучением самооценки занимались такие ученые как У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас и другие.

Так, термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний - это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобренной человеком.

Ф. Хоппе определил уровень притязаний как модель ситуации выбора действия.

У. Джемс выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Он понимал под самооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

В исследованиях К. Левина признается связь оценки себя и уровня притязаний.

По мнению, А.В. Захаровой самооценка - проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами. А с другой стороны самооценка - это гордость, самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя.

Г.К. Валицкас предложил рабочее определение данного конструкта: Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов.

Особенно уровень притязаний и самооценка играют важную роль в формировании подростка как личность и связаны с формированием взаимоотношений с другими людьми. Как они влияют на социальное положение подростков в группе? Как взаимосвязаны уровень притязаний и самооценка?

Эти и другие вопросы нам предстоит изучить и поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков.

2) Исследовать методики уровня притязаний и самооценки у подростков.

3) Соотнести уровень притязаний с уровнем самооценки с социальным статусом ученика в классе.

Объект: Уровень притязаний и самооценка подростков.

Предмет: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с их социальным положением.

Гипотеза: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков существует, но не всегда уровень притязаний и самооценка зависят от социального статуса ученика.

1) Метод теоретического анализа литературы.

2) Метод опроса (исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).

3) Социометрия.

4) Методы качественной и количественной обработки данных.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные итоги исследования отражены в заключении. Далее идет список использованных источников, приложение.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

1.1 Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.

Уровень притязаний

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность.

Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано с опытами Т. Дембо. Если поставленная цель была слишком сложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу, приближённую к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам. Вот эта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.

Существует множество определений данного явления. Так, Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знаковом задании, который индивид определенно берётся достигнуть, зная предыдущий уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний-это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком .

В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. В соответствии с этим есть более современное определение этого понятия.

Уровень притязаний - стремление достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень притязаний может быть частным, когда в основе его лежит самооценка в соответствующей области, например, достижения в спорте или занять определенное место в семейных отношениях.

Но он также может носить общий характер, то есть относиться прежде к тем областям, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В его основе лежит целостная оценка себя как личности .

На уровень притязаний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели, возможен при низкой самооценке, но также и при высокой самооценке.

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям .

Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки.

Существует зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для тех, кто отличается меньшей эмоциональной устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности.

Исследование уровня притязаний имеет большое значение в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и в других отраслях .

Итак, было установлено, что уровень притязаний имеет много значений. Одно из значений это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.

В соответствии с этим может быть завышенным или заниженным, адекватным или неадекватным. Может применяться в различных областях знаний, например, в педагогике, в социальной психологии и в других областях знаний.

Самооценка

Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.

Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма сложная задача. Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какое влияние она оказывает на человека .На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, У.Джемс был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением самооценки. Он выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Под самооценкой он понимал сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания, которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

Г.К. Валицкас предложил следующее определение самооценки: Самооценка – это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов .