Новогодние поделки

Организация и проведение утренников в детском саду. Теоретические основы организации мероприятий для детей Методика утренника в доу подготовительная группа

Методика проведения детских праздников

    Классификация праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздник.

Праздники бывают разных видов:

1. Общественные: 8 Марта, Праздник Победы.

2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник.

3. Сезонные: проводы Зимы, День птиц, летний праздник

1. Общественные праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводом.

Детские выступления перемежаются играми- аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требует предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности.

Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствие взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

3. Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественных своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полных волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

3. Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т.д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшение в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т.д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами.

Главное цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя. (1/2)

Отмечая с детьми общенародные праздники (Новый Год, 8 Марта,1 мая, День Победы, осенние и летние праздники). У детей воспитывается чувство сопричастности к всенародным торжеством, дети привлекаются к подготовке к празднику, оформлено праздничного убранства детского сада, изготовлению сувениров, подарков.

Интересной формой работы стало проведение музыкальных развлечений для детей.

Детям организовывают представление кукольного театра, самодельные концерты самих детей, слушание музыки, сказок, просмотр видеофильмов детской тематики, мультипликационных фильмов и др.

Все дети принимают активное участие в развлечениях, учатся доброжелательности и умению самостоятельно оценить действие персонажей.

    Подготовка и организация праздника в детском саду. Основные этапы работы

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

    Требования к организации и проведению праздников

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная - это лицо, которое руководит праздником.

Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего на празднике.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие - и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.

Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц - полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику.

В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.

Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей - зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.

Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений.

Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.

Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т.д.) приглашать на праздник.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником .

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника .

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

В дошкольном учреждении составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы. Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

методика организации и проведения праздников и развлечений.doc

Картинками

Экскурс в методику проведения праздников и развлечений В дошкольном учреждении составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно­эстетического воспитания. Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы. Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям: 1.Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим. 2.Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания. 3.Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой. 4. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария. 5. Заключительная часть (финал) ­ это проявление активности всех участников. В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца ­ смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей детским садом, воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней: планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д. Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей. Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально­физиологической нагрузки. Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14­й минуте малыши и на 25-30­й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

Младшая группа: ­ 2 песни 2 танца общих; 1 игра общая; аттракционы. 2 стихотворения индивидуальных. Средняя группа: 2 песни общие 1 ансамбль; 2 танца общих 1 танец для девочек; 1игра; аттракционы; 4 стихотв.индивидуальных. 3. Старшая группа: песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло; танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная; аттракционы. 6 стихотв. индивидуальных 4. подготовительная к школе гр.: ­ песни ­ песни ­ 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль; танцы – 1­2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых; музыкальный игры ­ 2;

стихи индивидуальные ­ 8. Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не забывайте, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника, "НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ". Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать: репертуар, переодевание.... В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз). Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает. Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей - все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами. На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки­драматизации. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально­творческие способности. Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей­ детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было. Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно­образовательной работе детского сада, накануне праздника приобретает особое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.). Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними на празднике, а потом берегут их, используют в послепраздничных играх. Заведующий детским садом ежедневно проверяет ход подготовительной работы, помогает коллективу. Только такая четкая организация дает возможность своевременно и спокойно подготовиться к празднику. Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и

сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, поднимается. В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; несомненно, каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из­за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты. Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий» Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие­то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий

не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты. Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки». Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках ­ порвутся, атрибуты сломаются и пр. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. Детям необходимо знать некоторые из них: ­ говорить не громко (не кричать); ­ ходить спокойно (не бегать); ­ помнить для чего мы находимся в зале; ­ смело показывать свои способности; ­ заботиться друг о друге (не обижать); ­ помогать друг другу (не смеяться); ­ внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому); ­не отвлекаться на родителей. Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант ­ чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья

девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей. Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.  Удачно ли он был построен утренник?  Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.  Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей - подбором праздничной музыки и ее исполнением.  Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.  детей.  Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей.  В чем проявилось творческое развитие детей.

 Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых. Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления   детей. Музыкальные развлечения проводятся 2раза в месяц. Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза. Виды и формы развлечений Виды их зависят от характера участия в них детей:  развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей;   где дети сами активные участники и исполнители участие принимают и взрослые, и дети. Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.         Концерты Музыкально­литературные композиции, Музыкальные игры и игры­забавы Новая игрушка ­ это развлечение для младших групп. Инсценировки, игры­драматизации, спектакли кукол Театр игрушек, кукол и картинок Танцевальные и оперные миниатюры Аттракционы, соревнования Литература

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.
Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.
Сценарий утренника, посвященного празднованию 7 Ноября, строится на очень простом материале: в него включается больше игр, зрелищ, так как это начало учебного года и дети еще не успели приобрести необходимые навыки для исполнения более сложного репертуара. Если есть необходимость добавить в программу праздника дополнительные песни, пляски, надо, чтобы они соответствовали имеющимся у детей навыкам и были легко ими усвоены.
Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.
Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35—45 минут в старшей и подготовительной группах и 25—30 минут в младших группах.
В хорошо составленной программе правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят.
Самых маленьких дошкольников радуют прежде всего атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу,
к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы. Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, для них необходимо придумать простые интересные выступления.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с деть ми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.
Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль музыки на детских утренниках?
2. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусства на утренниках.
3. Сравните построение программ общественно-политического и новогоднего праздника. В чем их отличие?
4. Расскажите о коллективных и индивидуальных выступлениях детей на утренниках
5. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу?
6. Как организуется подготовка детей к празднику?
7. Какова роль воспитателей на утреннике?
8. Назовите программный песенный репертуар, который исполняется в разных возрастных группах на октябрьском утреннике.
9. Какие подвижные игры с пением можно включить в программу новогоднего утренника для каждой возрастной группы?
10. Подумайте, как привлечь к активному участию в утреннике ребенка, не посещавшего детский сад.
11. Составьте программу сольного или коллективного выступления взрослых на детском утреннике.
12. Расскажите об оформлении зала к праздникам.
13. Каково место театрализованных представлений на праздничных утренниках?
14. Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы.
15. После праздничного утренника проведите с детьми беседу. Выясните, какие впечатления остались у детей, что запомнилось им больше всего.
16. Расскажите о возможностях использования аудиовизуальных средств обучения (электропроигрыватель, магнитофон, диапроектор, кинопроектор) на праздничных утренниках.

Дворец детского и юношеского творчества Кировского района г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Сборник

методика организации и проведения

выставок, концертов, конкурсов

и клубных дней

Составитель:

Бурлака С.Е. , методист.

Донецк – 2015

Сборник «Методика организации и проведения выставок, концертов, конкурсов и клубных дней»- Донецк: ИМК Дворца детского и юношеского творчества Кировского района г.Донецка. - 2015. - 20с.

Сборник является методическим пособием, в котором собраны материалы, являющиеся практическим руководством по проведению различных форм массовой работы с учащимися в учреждениях образования.

Сборник адресован педагогам учреждений дополнительного образования, педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе , руководителям кружков общеобразовательных школ.

Сборник утвержден к печати методическим советом ДДЮТ, протокол № 7 от

Составитель: Бурлака С.Е ., методист .

Ответственный редактор: Сокур О.А., методист .

4.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий………………………………………………………….

1 4

Приложение 1. Образец положения о конкурсе…………………...

Приложение 2. Образец формы заявки на участие в конкурсе…..

Приложение 3. Образец этикетки…………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная деятельность детского объединения (кружка, студии, секции) дополнительного образования а также других учреждений образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

    создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

    показать результаты учебной работы;

    создать условия для сплочения коллектива;

    формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;

    расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление экспонатов выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

8. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап:

При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, холл первого этажа образовательного учреждения. Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах, стенах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап:

Составление тематико-экспозиционного плана позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап:

Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

    работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

    может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

    можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского творческого объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап:

Прежде всего, необходимо помнить, что выставка организованное педагогическое мероприятие , способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

    последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

    композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

    работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

    работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап:

Открытие выставки небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения. Открытие может включать следующие элементы:

    вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения;

    презентацию содержания выставки, представление участников выставки;

    организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.);

    экскурсию по выставке.

6 этап:

Проведение выставки можно организовать следующим образом:

    организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

    подготовить экскурсии по выставке;

    организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап :

Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап :

Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми:

это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕРТА

Основные этапы организации и проведения концерта:

1. определить тему (форму проведения) концерта;

2. определить дату, время и место проведения концерта;

3. составить программу или сценарий концерта;

4. просмотреть и отобрать концертные номера;

5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих;

6. подготовить и распространить пригласительные билеты;

7. оформить и вывесить афиши;

8. провести репетицию концерта;

9. организовать и провести концерт;

10. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом названном этапе:

1 этап:

При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап:

Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

    режим учебы школьников;

    день недели, выходные и праздничные дни;

    каникулярный период;

    возможность посещения концерта родителями;

    тему концерта.

Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.

3 этап:

При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

    концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;

    если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров, начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;

    нельзя ставить подряд однотипные номера;

    нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта - начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.

4 этап:

Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта; содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5 этап:

Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение; изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах; дополнить концертные выступления тематической информацией; провести поздравление и награждение участников и гостей концерта; сгладить организационные недочеты при проведении концерта. В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта. Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.

6 этап:

Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить с детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта. Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.

7 этап:

Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта; дату, время и место проведения концерта; адрес, проезд и телефон места проведения концерта; краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).

8 этап:

Репетиция необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.

9 этап:

Правила организации концерта:

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.

По окончанию концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

10 этап:

Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.

3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛУБНОГО ДНЯ

Клубный день специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая информация, связанная с основной образовательной программой, но передача ее детям требует дополнительных условий (т. е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

    длительное время на изложение информации (например, 30-45 мин.), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25-30 минут;

    невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества);

    необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;

    привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).

Клубный день может быть не только познавательного, но и досугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, день рождения и т. д.). Педагогическое назначение таких клубных дней создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.

Клубный день может стать мероприятием, содержание которого обобщает знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Назначение таких клубных дней дать детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Примерная тематика клубных дней:

    клуб любителей или знатоков (музыки, книги, танца, живописи и т. д.);

    вечер (поэзии, музыки, танца и т. д.);

    мастерская (Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т. д.);

    игровой клуб;

    киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т. д.);

    «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т. д.)»;

    «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т. д.) питомцы»;

    День рожденья (огонек, праздник и др.);

    встреча с интересным человеком.

Формы клубного дня:

    лекция-концерт (рассказ-концерт);

    выставка-рассказ;

    тематическая игровая программа;

    тематическая программа мультфильмов;

    мастерская;

    клуб;

    тематический вечер или утренник;

    устный журнал;

    игра-спектакль;

    «Огонек», праздник и др.

Методика подготовки и проведения клубного дня:

1. Определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;

2. Продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба);

3. По каждому клубному дню продумать (при необходимости и уточнить) тему, дату, место и время проведения;

4. Определить форму проведения клубного дня;

5. Составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;

6. Продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня;

7. Составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности;

8. Определить и подготовить ведущего клубного дня;

9. Подготовить и распространить пригласительные билеты;

10. Оформить и вывесить афишу (не позднее, чем за два дня).

Ход клубного дня:

    объявляется тема клубного дня, его основное содержание и участники;

    выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями и т. д.);

    для активизации всех участников клубного дня можно включить в ход мероприятия викторину, творческое задание, работу в командах и т. д.;

    общее время проведения клубного дня (познавательно-развивающей тематики) не должно превышать 1 часа для младших школьников и 1 часа 20 минут для подростков и старшеклассников;

    завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);

    по окончанию клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.

4. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

    выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

    выявление и поддержка творчески одаренных детей;

    стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

    поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

    организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, региональный, городской, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап : создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап : разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее);

3 этап : рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;

4 этап : организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов будущих участников конкурсного мероприятия;

5 этап : сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6 этап : составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;

7 этап : организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап : организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9 этап : подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

10 этап : организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;

11 этап : организация и проведение методических мероприятий для педагогов участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

    на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

    для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

    место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

    подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

    в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии (приложение 1):

    Название конкурса (профиль, тематика).

    Инициаторы проведения конкурса.

    Организаторы конкурса.

    Цели конкурса.

    Задачи конкурса.

    Сроки проведения конкурса.

    Сроки подачи заявок на участие в конкурсе.

    Участники конкурса.

    Программа конкурса.

    Требования конкурса.

    Подведение итогов конкурса и награждение.

    Состав жюри конкурса.

    Контактный телефон.

Приложения к положению о конкурсном мероприятии (приложение 2):

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

    название конкурса;

    номинация конкурса;

    исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст (дата рождения), образовательное учреждение (школа, класс, год обучения);

    конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений);

    педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

    контактные телефоны педагога (рабочий и мобильный);

    дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества(приложение 3):

    название работы;

    исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);

    образовательное учреждение;

    детское объединение;

    педагог (фамилия, инициалы).

В заключение данного методического пособия необходимо отметить, что чем более разнообразной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения учреждения дополнительного образования (школы), тем более интересными и результативными будут занятия для учащихся.

Приложение 1

Образец положения о конкурсе

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного конкурса-выставки детских работ по художественному вязанию «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Районный конкурс-выставка детских работ по художественному вязанию проводится среди обучающихся коллективов «Художественного вязания» учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

ЦЕЛЬ КОНКУРСА:

    развитие и стимулирование творческих способностей и мастерства юных умельцев художественного вязания;

    поиск и поддержка талантливой молодежи.

УЧАСНИКИ КОНКУРСА:

В районном конкурсе-выставке детских работ по художественному вязанию «Волшебный клубочек» могут принимать участие обучающиеся студий, кружков общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования следующих возрастных категорий:

I возрастная категория 8-11 лет;

II возрастная категория 12-14 лет;

III возрастная категория – 15-18 лет.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

Конкурс проводится в двух номинациях : вязание спицами, вязание крючком.

На рассмотрение жюри предоставляются работы:

    салфетки, скатерти;

    игрушки, художественные композиции;

    аксессуары (сумочки, шарфики, перчатки, шапочки, воротнички, митенки и т.д.);

    вязаные украшения (браслеты, цветы, бусы, серьги и т.д.).

Конкурсные работы должны иметь завершенный экспозиционный вид и сопровождаться этикеткой (размер 8 х 5 см), которая заполняется согласно требованиям (наименование работы, техника выполнения, Ф.И.О. автора, возраст автора, название учреждения, Ф.И.О. руководителя).