Здоровье

Обидчивый ребенок: что делать? Слабая нервная система у ребенка — что делать

Здравствуйте!
Проблема в сыне, ему 7 лет, очень ранимый, часто расстраивается и плачет по любому пустяку, очень переживает и боится что его будут ругать, учится в 1классе хорошо, но только потому. Что ему стыдно быть хуже и боится что его учительница не похвалит или отругает... При этом ни мы, ни учитель его не ругаем, стараемся быть помягче с ним, видя его реакцию.
Спасибо.

ВалентинаС

Здравствуйте, Валентина!
У вашего сына всегда был такой чувствительный характер или это появилось недавно? С чем это может быть связано с вашей точки зрения?
Что именно расстраивает вашего сына? Это скорее тревога с его стороны, то есть он переживает о том, чего не произошло или это и правда происходит (его ругают, у него неудачи)?
Какие отношения у сына с папой и другими членами семьи, есть ли еще у вас дети?
Что вы хотите услышать от психолога?

Спасибо что откликнулись.
С папой и старшей сестрой (почти 13) отличные отнашения, любим и не ругаем и не ругали, единственное мое предположение, это то что я ругала его сестру (раньше, года 2-3 назад в основном) и он это видел, он очень активный и шустрый, но всегда был ранимый, он жалеет всех животных, очень расстраиваться если видит что им плохо.
Он переживает из-за всего, случай 2х недельной давности, у деда юбилей, отмечали в кафе, была тамада он пошутил (для него это было не шутка) тамада нам огласила.. Все засмеялись.. Он убежал из зала кафе...

Папа его успокаивал, объяснял что смеялись от того что это было смешно, а не он был смешон... Час не могли вернуть в зал... Он реагирует очень остро на все... Мы не ругаем, объясняем...
Пишу сумбурно, извините..
Хочу понять как вести себя дальше, хотим помочь ему, изменить его реакцию, просто видим что ему тяжело...

Он переживает о том что еще не произошло, мы его не ругаем вообще, но иногда я не выдерживаю и более громко у него спрашиваю.. Почему произошло иди зачем сделал.. Все сразу слезы, при этом последнее время он пытается их сдержать, но я вижу что он расстроился и переживает, хотя я реально на него не кричала, просто изменила тон... Мы уже боимся лишний раз у него что-то уточнить, лишь бы он не переживал.

Со старшей дочерью они абсолютно разные по характеру, и ведем мы себя с ними по- разному, тон применимый к дочке (на который она даже не реагирует) к нему не применяется вообще, разговариваем по -разному с детьми, ну т. е. если повысили тон в оьнашении дочери, то в отношении его себе не позволяем... Наверное в этом и суть... Боится что на него тоже повысим

ВалентинаС

Валентина, есть такой тип личности, который называется чувствительный или тревожный тип личности, это такой темперамент и характер, с которым человек живет с детства. По мере взросления и воспитания конечно какие-то черты будут компенсироваться, но тем не менее некоторые особенности будут проявляться. Вы можете найти в интернете разные статьи по запросу "чувствительный тип личности", "тревожный тип личности", ссылки на описание и как вести себя с таким человеком, как компенсировать его слабые стороны и как развивать сильные. Люди все разные и у такого типа людей свои сильные стороны - они эмоциональные, чувствительные, нежные, творческие, в кругу семьи или друзей открываются и более того могут служить поддержкой, сами интересуются состоянием других людей. Но у них есть и слабые стороны:
1. Осторожность, особенно в новой обстановке. Любая осторожность и стеснительность это как бы оборона, проверка окружения. Это нормально. Чувствительным людям очень важна комфортная обстановка вокруг. Говорите сыну, что это нормально, показывайте ваше отношение к новой ситуации или кругу людей. Позвольте стесняться, если стеснение есть: "ты можешь стесняться, это нормально! Стесняйся, но давай попробуем познакомиться!"
2. Чувствительны к грубости, интонации и тону.
3. Узкий круг доверенных лиц. Не любят обычно больших компаний. В семье им комфортно и среди пары-тройки хороших друзей. Здесь становится понятней его поведение в кафе, мальчику в принципе было тревожно и когда он убежал, он так снимал напряжение не только от шутки скорее всего.
4. Долгая адаптация к новой роли! Им привычно быть в понятной атмосфере с понятыми ожиданиями! Например, он уже точно знает, как быть сыном в вашей семье. А вот роль школьника пока еще видимо не до конца им принята и понятна, чего от него ждут, что будет если не будет соответствовать. И здесь не всегда стоит жалеть и смягчать, лучше донести реальные требования и спросить, Как помочь и поддержать сына, чтобы он смог их выполнить, поддержать в случае неудачи или плохой оценки, потому что сын должен быть готов, что такой опыт случиться. Не укрывает его от конфликтов, а постарайтесь научить их решать. Возможно, записаться на групповые занятия для вашего возраста, где дети учатся коммуникации и решению конфликтных ситуаций.

И другие черты, Валентина. Если вам что-то конкретно будет интересно, спрашивайте.

Общие рекомендации:
1. Для расслабления и ресурсного восстановления, поддержки любые творческие занятия, вокал, рисование, песочная терапия. Можно дома, можно в группе детей. Лучше и так и так. Здесь мальчик конфликты возможно не переживет, но зато повысится уверенность в себе, снимется напряжение, будет опыта принятия со стороны педагога за счет того, что там нет требований к результату, а есть удовольствие от процесса. Важно Получать удовольствие от процесса!
2. Для становления социальных навыков групповые тренинги с детьми по возрасту. Здесь будет сложнее, но счет занятий из первого пункта будет ресурс преодолевать.
3. Ваша поддержка, но не избегание конфликтных ситуаций. Учите жить с тем, что происходит
4. Найти занятие, кружок, по интересу, где ребенок мог бы делать успешно, что ему нравится, повышать самооценку, получать признание от педагога и сверстников. Почитайте на этом сайте статью про самооценку и самоценность, введите в поиске. Не найдете, пишите, я найду. Мои пункты 1 и 3 как раз про самоценность. Пункты 2 и 4 про самооценку.
5. Если у сына есть друзья, поддерживайте этот круг, зовите в гости, всячески укрепляйте их отношения. Это тоже про самоценность
6. Занятия на мышечное расслабление, йога, вообще укрепление организма
7. Развитие сильных сторон личности! Творчество, кружок журналистов, что угодно, что даст чувствительности вашего сына законное место и он сможет за счет этого расти и развиваться. Чувствительность это прекрасно, Если найти нужное русло. Все творческие люди очень чувствительны.

Валентина, я написала много. Если есть еще, чем помочь, пишите и спрашивайте!

Доброе утро!
Спасибо, обязательно прочитаем о его типе личности, к сожалению групповых, да и не групповых занятий у нас в городе нет.
У него неочень красивый подчерк, он переживает, мы ему объясняем, что где-то он лучше где-то хуже, он отлично складывае в уме. Пытаемся объяснить, что бывает по-разному.
По поводу друзей, мы живем в частном секторе из друзей 2 мальчика старше его на 3 года, это сложная дружба... Я вижу что его используют, приходя портят много игрушек, не специально, но и не жалеют ведь это не их, а он готов на все и мне это ненравится, эта дружба в одни ворота, как ему объяснить незнаю, пытаюсь объяснить, но для него это сложно и не понятно, он по-детски не понимает почему они себя так ведут, они дружат с ним когда им удобно.
Он ходит на разные кружки, стараемся везде водить куда хочет, чтоб он чаще бывал в обществе, привыкал.

ВалентинаС

У него неочень красивый подчерк, он переживает, мы ему объясняем, что где-то он лучше где-то хуже, он отлично складывае в уме. Пытаемся объяснить, что бывает по-разному.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Почитайте в интернете статьи по нейропсихологии, там есть упражнения для красивого почерка, их можно делать дома самостоятельно (упражнения для развития межполушарных связей, рисование двумя руками, упражнения на выполнение действий двумя руками)

По поводу друзей, мы живем в частном секторе из друзей 2 мальчика старше его на 3 года, это сложная дружба... Я вижу что его используют, приходя портят много игрушек, не специально, но и не жалеют ведь это не их, а он готов на все и мне это ненравится, эта дружба в одни ворота, как ему объяснить незнаю, пытаюсь объяснить, но для него это сложно и не понятно, он по-детски не понимает почему они себя так ведут, они дружат с ним когда им удобно.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Здесь с одной стороны можно учить тому, что бы он выражал им свое недовольство, когда что-то не нравится, умел отстаивать себя и свои границы.
Он жалуется уже после вам, совсем не жалуется или пытается как-то им донести свое мнение?
А в классе среди сверстников есть друзья?

Он ходит на разные кружки, стараемся везде водить куда хочет, чтоб он чаще бывал в обществе, привыкал.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Куда ходите? Мальчику нравится, как он чувствует себя на этих кружках? Есть ли те, где ему комфортно психологически?

И вам бы найти контакт с кем-то из педагогов, хоть на кружке, хоть в школе, с которым сложится обратная связь у вас и у ребенка, Который будет принимать ребенка, не только жалеть, но и помогать разбираться в сложных ситуациях, даже в простом общении на занятии. И ходить к нему на любые занятия


Основные моменты где мы не знаем как себя вести это его друзья-соседи и ситуации когда из-за мелочи он расстраивается и у бегает под кровать, за угол дивана и т. Д, пытаемся поговорить, но он не идет на контакт, затыкает уши и глаза руками и твердит я ничего не слышу, я ничего не вижу... Его в этот момент оставить или пытаться дальше объяснять?

В классе есть друзья, приглашал на свой др и его приглашают на др, ходим везде.

ВалентинаС

В продленке после школы: изучение компьютеров, рисование и апликация и большой теннис, и водим на греко-римскую борьбу, нравится ему все до тех пор пока где-то на него не повысят голос ((, но мы не идем на поводу т. к. из его рассказов понимаем что когда все хорошо то и ему хорошо, нравится ему.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Как реагирует, когда голос повышают на кружке, что делает? Правильно, если реальной ситуации нет, где ребенка обижают, то идти на поводу не стоит. Просто поддерживайте "что я могу сделать для тебя или чем помочь, чтобы ты завтра снова шел на занятие?", это как бы основной тезис или позиция с вашей стороны

Основные моменты где мы не знаем как себя вести это его друзья-соседи и ситуации когда из-за мелочи он расстраивается и у бегает под кровать, за угол дивана и т. Д, пытаемся поговорить, но он не идет на контакт, затыкает уши и глаза руками и твердит я ничего не слышу, я ничего не вижу... Его в этот момент оставить или пытаться дальше объяснять?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Когда не слышит и не видит, как вы сказали, лучше оставить в покое, но при этом или остаться рядом недалеко или выйти, но сказать, что вернетесь, как только позовет, или что сам может прийти. Основная идея, чтобы он знал, что вы с ним в контакте. Ваш сын убегает, потому что не может пока справляться со своими эмоциями, он очень эмоциональный мальчик. Взрослый человек, который испытывает эмоцию имеет несколько секунд, чтобы ее осмыслить и принять решение, что сделать с этим состоянием: проговорить, закричать, отреагировать как-то. Подрастающий ребенок пока еще слишком захвачен своим эмоциональным состоянием, он либо удерживает напряжение внутри (старается не заплакать, напрягает организм, от этого могут быть недомогания или болезни), либо выбрасывает наружу свое напряжение в виде слез, истерик, накричать или ударить, убежать, как в вашем случае. Сын просто не знает, что с ним в этот момент и как быть с этим напряжением. Вы как взрослый можете отразить, в каком состоянии сын - обиделся, разозлился, огорчился или что-то еще. И когда ребенок уже будет слышать вас, вы рассказываете ему о том, что он чувствовал с ваше точки зрения и как это называется, что он сделал с этим и что можно было бы. Например. Вы не разрешили смотреть мультик, сын обиделся и убежал, не захотев никого слушать. Вы ему сказали, что вы рядом и как только успокоится, можете поговорить, обязательно всегда после таких случаев восстанавливайте контакт словами, что любите, таким какой он есть и готовы поддержать, но все-таки у вас есть позиция, например, что мультик сегодня нельзя. И уже когда слушает говорите "я вижу, что ты расстроен и обижен, ты так сильно обиделся, что я запретила мультик, что даже убежал и спрятался. Наверное ты еще боялся, раз прятался. Мне очень жаль и я знаю, Как ты любишь эти мультики. Скажи мне сам, на что обиделся? В след. Раз попытайся сразу выразить свое недовольство. А сейчас давай придумаем, как быть". Обязательно подчеркните важность желания ребенка смотреть мультик или другое что-то. И выходите на озвучивание эмоции, тогда в какой-нибудь след. Раз возможно, что сын вместо того, чтобы убежать, начнет пробовать озвучить эмоцию, что-то сказать и таким образом сбросить свое напряжение через диалог.

В классе есть друзья, приглашал на свой др и его приглашают на др, ходим везде.
Приходит после ссоры с соседкими мальчиками расстроеный, проговаривает мне что и как, что я им все, а они вот так, но при этом боиться что-то им сказать т. к. боится, что небудут дружить.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Его страх понятен, Как понятно и желание хоть с кем-то дружить. Все-таки других друзей пока нет. В их общении есть положительные моменты, Удается иногда сыну быть с ними на равных?
И может быть ему не во всем им уступать? "я им все " это значит?

Иногда, да... Когда мы ему подскажем как лучше поступить, когда находят игру которая всем интересна, то все на равных.

Вот например у нас во дворе и качели и домик и горка, комплекс и в футбол можно и в войнушку и он их зовет к себе, а они не всегда его берут, порой не пускают к себе, он готов из дома вынести все печенье, конфеты и т. Д, а его не всегда угощают.
Объясняем что не надо все и сразу, что не уступай, что отстаивай свою позицию, если ты прав не прогибайся под них и т. д... Ну более детскими словами

ВалентинаС

Иногда, да... Когда мы ему подскажем как лучше поступить, когда находят игру которая всем интересна, то все на равных.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Замечательно, значит ресурс есть
1. Ваша поддержка и подсказка, Как быть. Со временем он усвоит эти подсказки и начнет действовать сам, опираясь на свой опыт или на ваши слова
2. Они мальчишки и постоянно ссорятся и мирятся, здорово, что находят общую игру. Ваш сын младше и он уже в неравной позиции в данном случае. Но он дружит, не отступает из-за обиды. Можно сказать, что в чем-то себя преодолевает. Проявляет смелость. Главное чтобы не было совсем уж неприятных историй. Насчет поломанных игрушек вы сами можете вставить мальчикам замечание. Хотя конечно лучше разбираться им, чтобы не было такого, что ему стыдно, что мама его защищает при всех. Какое-то неравенство наверное нормально. Чем старше будет сын, тем больше навыков уверенности и возможно, что моментов равенства появится больше. Пускай предлагает игры сам, инициирует.

Вот например у нас во дворе и качели и домик и горка, комплекс и в футбол можно и в войнушку и он их зовет к себе, а они не всегда его берут, порой не пускают к себе, он готов из дома вынести все печенье, конфеты и т. Д, а его не всегда угощают.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Ваш сын более щедрый на проявление любви и заботы. Возможно именно потому что у вас в семье так принято. У тех мальчишек может быть иначе. Надеюсь, что сыну удастся в школе найти себе друга, который сможет отвечать ему взаимной дружбой. Знаете, Как говорят, к хорошему привыкают быстро и сложно ценить по-настоящему добрых людей. Дети пока еще не могут оценить этого сполна со стороны вашего сына. Тут как бы нарушен баланс брать-давать. Но и сын берет, его берут в компанию постарше, это уже само по себе может быть ему важно. Мне кажется, что вам, Валентина, тут в какой-то мере не менее, если не более обидно, чем самому сыну. Бывает, что переживания ребенка перекликаются с собственными из детства. Вам это что-то напоминает?

Объясняем что не надо все и сразу, что не уступай, что отстаивай свою позицию, если ты прав не прогибайся под них и т. д... Ну более детскими словами

Нажмите, чтобы раскрыть...

Вам это что-то напоминает?
У вас есть домашние животные?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Да, мне и самой неприятно как они себя ведут с ним,))) я человек более сильный, всегда дам отпор и выскажу то что мне неприятно, но этого сделать за него немогу, от этого и рамстраиваюсь.
Есть у нас кошка и собака...

Нажмите, чтобы раскрыть...

Спасибо, я както и не подумала о том чтоб он высказал им свое недовольство тем что они с ним не поделились, не взяли в игру.

ВалентинаС

Слово «впечатлительный» означает - очень восприимчивый, легко и живо поддающийся впечатлениям, остро реагирующий. Детей, к которым подходит это определение, можно легко напугать, какие-либо события они принимают близко к сердцу, волнуются и переживают чаще остальных сверстников. И, как правило, многие их переживания связаны с чувством страха. Ребятишки боятся нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня или войны, смерти, то есть того, что прямо или косвенно угрожает жизни.

Как помочь впечатлительному ребенку, чтобы ему было уютно в окружающем его мире? Нам поможет Ирина Полякова, семейный психолог, которая ответит на вопросы родителей.

- Если ребенок впечатлительный, можно ему читать сказки, где деревья, избушки говорят, смотрят, слышат? После таких сказок-ужастиков дочка боится оставаться дома… (Ирина Седова)

Даже если не читать сказок, где деревья говорят, дети придумают их сами. Бояться, наверное, не стоит, надо только подумать о дозе таких сказок. Они должны присутствовать в жизни детей, но не так часто. Ребенок впоследствии вырастает и забывает, что ему читали страшные сказочные истории. Просто на тот период, то, о чем рассказывалось в книге, было для него очень важным. Он пережил это, он смог с этим справиться.

Что касается зарубежных сказок, они зачастую жестокие… Тем не менее, вполне допустимы для чтения. В этих сказках, к примеру, для племени каннибалов съесть человека – нормальное явление. Для нас же, русских - страшное убийство, которое может произвести на ребенка ужасное впечатление. Это говорит о том, что у нас разные культурные традиции, соответственно, восприятие неодинаковое.

А вообще у любых сказок есть множество функций, о которых большинство родителей не догадываются. Например, сказки способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, являются способом снятия тревоги и воспитания уверенности в себе. Сказки – необходимый элемент духовной пищи детей. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, малыш осваивает это скрытое от его сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что сам сможет справиться с теми трудностями, которые подстроит ему жизнь.

- Моя супруга – художник и сына (ему два года) воспитывает под стать себе – тонкую и впечатлительную натуру. Меня, как мужчину, это не устраивает. Скажите, если я буду брать его в баню, походы, это закалит его характер? (Дмитрий Панов)

Конечно, для мальчика пример отца – это важное дело. Если брать его в походы, строить дом, ходить вместе в баню, это возможно и поможет. Только не стоит возлагать больших надежд на то, что он будет такой же, как папа. Пока рано видеть в малыше двух лет мужчину, как этого хочет папа. Папе нужно немного подождать, пока подрастет сын, и продолжить свое благое дело позже.

Действительно некоторым родителям сын иногда кажется недостаточно мужественным, а дочь временами больше похожа на пацаненка… Не нужно вменять это ребенку в вину или, тем более, ругать его. Родительская задача – показать детям мир во всем многообразии возможностей. Если дочка предпочитает носиться по двору в окружении мальчишек, учите ее шить и готовить. Только не в приказном порядке – есть способы, основанные на доверии и взаимопонимании. А папа при желании может заинтересовать инфантильного мальчика техникой, спортом или рыбалкой.

- Сын каждое лето ездил летом к бабушке в другой город, но так случилось, что бабушка умерла. Как рассказать ребенку об этом? (Кристина Слащева)

Ребенку нужно говорить правду. И самое главное, что родители не должны бояться переживаний сына или дочки. Мы не можем в течение жизни оградить детей от переживаний, происшествий, бед. Но мы можем научить их все это переживать, находясь рядом с ними.

Самый распространенный ответ на этот вопрос: «Все мы когда-то умрем...» Но мне кажется, для ребенка это объяснение самое жуткое. Как же объяснить, чтобы не испугать маленького? Мама может сказать, к примеру: «Я не собираюсь умирать, я молодая, и папа молодой, мы здоровы и проживем много-много лет». А по поводу смерти бабушки ответ будет уместен, соответственно, такой: «Бабушка была старенькая, болела, сердечко не выдержало и остановилось…»

Детям до 8-10 лет – и уж тем более нервным и ранимым – лучше не видеть своими глазами усопших и не присутствовать на похоронах. Это может оказаться настолько непосильным переживанием, что их потом даже могут мучить навязчивые страхи. Это не значит, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на «жизнь после жизни»: если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

- Моему ребенку 2,5 года, он очень активный, не всегда можем с ним справиться. Сын часто бывает неуправляемым, особенно перед сном. И приходится его припугивать монстром, к примеру. Я понимаю, что пугать детей плохо, но все же… Какой выход у родителей в этой ситуации? (Алла Коробейникова)

- На обычного спокойного ребенка вряд ли этот монстр повлияет. Но сразу скажу, что запугивание проблему не решит. Если гиперактивный малыш, о котором идет речь, мало спит, много двигается, не дает вам покоя, то следует обратиться к специалистам.

Тем не менее, активность карапуза можно унять. С ним нужно проводить больше времени, не оставлять его одного. Главное – правильное обращение. Не надо усаживать ребенка: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на гиперактивных детей не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.

Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч.

Переключение внимания также важно. А если вы хотите удержать внимание сына, используйте простые поощрения, к примеру, сладости. Награда должна быть символической, но она нужна. Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков. А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение. Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Гиперактивные дети плохо управляемые, но чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

- У меня стеснительный и ранимый ребенок. Дочка играет только со мной, на площадке предпочитает играть одна. Может расплакаться по любому поводу. Я сама была такой. Хотелось, чтобы девочка (ей 3,5 года) не была такой, но не знаю, что для этого нужно сделать. (Наталья Крылова)

Ребенок имеет врожденные особенности, которые передались ему по наследству. Еще есть мама, которая сама ранимая и впечатлительная и эту тревожную информацию транслирует дочери. Трудно представить, что девочка будет расти с такой мамой смелой и решительной. В этом нет ничего страшного. Для таких детей существуют специальные психотерапевтические группы, где создаются особые условия общения, при которых ребятишки в безопасной обстановке под присмотром психологов, контактируя с другими детьми, проигрывают те ситуации, в которых они не могут оказаться в реальной жизни. Это помогает, дети начинают легче общаться. Попробуйте обратиться в психологический центр с подобными группами.

А теперь послушаем, что говорят сами дети. Вот как ответили они на вопрос: «Что пугает вас и что восхищает?»

* Я боюсь грозы, страшно очень, кажется, будто лампочка перегорит и упадет.

Я восхищаюсь лесом и люблю ходить гулять туда вместе с родителями.

* Мне страшно, когда у кого-нибудь произошла какая-то травма. Или кто-то пострадал из-за чего-то. Я очень боюсь пауков, у них много лап и они могут к тебе заползти.

Меня восхищают некоторые животные. А еще хорошие оценки, которые я получаю по какому-то предмету.

* Я боюсь темноты, так как мне кажется, что есть оборотни и приведения.

* Я боюсь пожаров.

Восхищает фигурное катание, я им занимаюсь, и мне этот спорт очень нравится.

* Меня пугает высота. Боюсь, когда высота 6 метров и надо прыгать в воду, страшно.

Восхищают меня лошади, а также подарки, которые мне дарят.

Итак, какова задача родителей, которые воспитывают впечатлительного ребенка? Надо находиться со своим чадом рядом, насколько возможно, разделять с ним впечатления, которые удивили или напугали его, обязательно выслушивать… и самим ничего не бояться!

Журнал «Мои дети»

Застенчивый и ранимый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, и в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступления на празднике, на спортивном соревновании превращаются для него в настоящую муку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагающая оценку его действий другими людьми (воспитателем, сверстниками) или включающая элементы соревновательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добежит, кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются - сразу отводят их, краснеют, отворачиваются. В группе других детей стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление - не привлечь внимания к себе, быть незаметными, находиться в стороне.

Беззащитность таких детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждениям и поощрениям, порицаниям и похвалам), а также насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Проще говоря, он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. В связи с тем что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению неправильных действий. Постоянное употребление таких «средств воспитания», будь то в детском саду или дома, может привести к появлению у ребенка невротических расстройств.

Евгения, Здравствуйте!
У меня вопрос по поводу моей дочери. Ей 4 года. Девочка ранимая и эмоциональная, ей ничего не стоит заплакать, даже незначительная ситуация и на глазах слезы. Есть дети, которые могут сдержать свои эмоции, она - нет. Она часто хочет быть первой, делать все на "отлично" и очень расстраивается, если у нее что-то не получается. Результат - слезы. Объясняю ей, что быть первой - не главное, что важнее попробовать. Если не получится - попробовать еще раз. Что в любом случае она молодец. Но мои слова пока не очень-то ее подбадривают. К слову, девочка она способная. Уже умеет считать и читать. Как бы мне научить ее, что неудавшаяся попытка - это не повод для слез? И вообще любая ситуация, где что-то происходит не так как она планировала или хотела, тоже не повод для расстройства. Истерик у нее нет. Просто слезы. Успокаивается достаточно быстро. Порой я испытываю раздражение и говорю, что-то типа: "ну сколько можно плакать по каждому поводу?", когда сама раздражена, стараюсь не обращать внимания или провожаю в комнату, где она может поплакать и вернуться ко всем, когда успокоится.
Второй вопрос по поводу детского сада и отношений с воспитателем. Ребенок боится воспитательницу и из-за этого каждое утро поход в сад превращается во что-то невероятное и неприятное. Сначала была долгая адаптация, дочери было сложно смириться с тем, что нужно каждый день ходить в детский сад. И когда все дети ходили может не с удовольствием, но спокойно, она продолжала плакать. Причем плачет именно в момент расставания со мной. Воспитатели говорят, что весь день ведет себя хорошо. Конфликты с этим воспитателем у нас возникают уже на протяжении какого-то времени. Они возникали на почве разных разногласий, но их удавалось решить мирным путем. Любви мне и ребенку по отношению к этой женщине, в итоге, становилось все меньше. Последний конфликт меня просто вывел из себя. Дочь начинает что-то делать своими руками на занятиях. И если у нее не получается - плачет. Воспитатель - женщина суровая и раздражительная. Можно сказать, что она приказывает ребенку замолчать, а когда дочь не успокаивается (а от крика она не успокоится априори. У меня спокойный голос, к постоянно строгому тону она не привыкла), закрывает ее одну в спальне. Теперь девочка в принципе боится начинать делать поделку (лепить, клеить), потому что зарание боится провала и наказания. Пришлось разбираться в этом с участием заведующей и садовского психолога, потому что девочка боялась идти в группу до истерик, убегала и бросалась ко мне в объятья. Психолог взяла ребенка к себе один раз, по итогу беседы сказала, что у нее все хорошо с моторикой и вообще девочка хорошая, просила дать шанс воспитателю исправиться. На этом и решили. Воспитатель ушла в отпуск, уже две недели другая ее заменяет. Пока нет старой воспитательницы, дочь ходит в сад с радостью, ничего не боится. Но скоро отпуск заканчивается... А эмоции ребенка по отношению в воспитательнице не утихли (страх , тревога и агрессия в ее сторону). Дочь говорит, что будет плакать, не любит ее и не хочет ходить к ней в группу. И теперь вопрос: как наладить отношения ребенок-воспитатель? Что говорить дочери, чтобы она перестала ее бояться? Я понимаю, что и сама добавила негатива тем, что я настроена к воспитательнице негативно. Но сейчас этого не показываю, потому что понимаю, что мое мнение сказывается и на ее отношении. Я боюсь новых истерик и страха в глазах своего ребенка. Просила перевести ребенка в другую группу - отказали.
Евгения, дайте, пожалуйста, совет как поступить?
Спасибо.

Типы характеров и темпераментов у детей.

Ангельский характер

Ребенка с ангельским характером еще часто называют «золотком». Такой ребенок с детства очень общителен, он легко вливается в новый коллектив, группу детей и легко адаптируется к новым условиям. Как правило, у таких детей речь развивается очень рано, чем у остальных сверстников, они лучше, чем другие могут объяснить взрослым, что им нужно. Если ребенок с ангельским характером хочет чего-то, чего у него еще нет, то его легко переключить на что-то другое (прежде чем ребенок расстроится и расплачется). Таких детей также легче успокаивать. Играя, они любят уделять больше внимания индивидуальным заданиям. С такими детьми можно легко путешествовать, они послушны и легки на подъем, не капризны.

Ранимый, обидчивый ребенок

Ранимый ребенок - это очень чувствительный ребенок, который очень медленно адаптируется к новой среде. Такому ребенку нравится, чтобы все было предельно предсказуемо и к тому же по возможности знакомо. Ранимые дети не любят, когда их перебивают (в ходе общения, игры). Как только кто-то пытается перебить их, дети моментально расстраиваются и начинают плакать. Такие дети к тому же очень застенчивы, по этой причине им сложнее влиться в коллектив. Ранимые дети также испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. Если же предоставить ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

Раздражительный, упрямый ребенок

Таких детей еще называют «дети с характером». Такие детки, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Упрямые дети терпеть не могут, когда вы их торопите, а они еще, к примеру, не готовы вставать, идти в детский сад, кушать (они же желают жить в своем собственном ритме). Дети с характером предпочитают независимость, им не нужна компания (либо же они хотят быть в ней лидером, но у ж никак не середнячком). Упрямым детям порой труднее остальных выразить свои чувства, желания словами, однако, с другой стороны, такие дети бывают очень креативны в индивидуальных творческих заданиях. Порой этим детям не хватает терпения довести дело до конца, что выбивает их из колеи и очень раздражает.

Очень активный ребенок

Дети с таким темпераментом очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по комнате, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут). Такие дети очень общительны и любопытны (уже с самого детства тянутся к игрушкам, предметам в квартире), они с удовольствием изучают новое. Активных детей рекомендуется родителям направлять, контролировать и где-то ограничивать (дети слишком энергичны и не знают, куда лучше направить энергию). Если детей направлять, то из них в будущем могут получиться неплохие лидеры, руководители.

Спокойный и уравновешенный ребенок

К таким относят большинство детей, они развиваются вовремя (т.е. нет никаких отклонений в развитии, развитие ребенка идет нормально), вполне общительны в коллективе, однако немного застенчивы при общении с незнакомыми людьми. Для того чтобы дети чувствовали себя нормально в новой среде, их необходимо постепенно готовить к изменениям, тогда адаптация пройдет без особых осложнений. Таким детям нравится рутина, поскольку им нравится знать наверняка, что за чем идет.