Здоровье

Методика ситуативной тревожности спилбергера ханина. Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина)

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

2.2.1 Шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер)

Методика предложенная Спилбергером, была адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности) и как состояние (уровень ситуативной тревожности.

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкцию, перечень вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (СТ) и 20 -- для оценки уровня личностной (ЛТ).

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

1. Я спокоен

2. Мне ничего не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я внутренне скован

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я ощущаю душевный покой

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

17. Я озабочен

18. Я слишком озабочен, мне не по себе

19. Мне радостно

20. Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

21. У меня бывает приподнятое настроение

22. Я бываю раздражительным

23. Я легко могу расстроиться

24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу забыть о них

26. Я чувствую прилив сил, желание работать

27. Я спокоен, хладнокровен, собран

28. Меня тревожат возможные трудности

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

30. Я бываю вполне счастлив

31. Я всё принимаю близко к сердцу

32. Мне не хватает уверенности в себе

33. Я чувствую себя беззащитным

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

35. У меня бывает хандра

36. Я бываю доволен

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

38. Бывает, что я чувствую себя неудачником

39. Я уравновешенный человек

40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещённым в опроснике, и напоминает, что они работают самостоятельно. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности.

Нами был проведен тест Спилбергера на 15 учащихся 10 «А» класса и были получены следующие результаты:

Таблица 1.

Анастасия Б.

Полина П.

Наталья С.

Виталий Ч.

Евгений Ш.

Татьяна С.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

До 30 баллов -- низкая тревожность;

31--45 баллов -- умеренная тревожность;

46 и более баллов -- высокая тревожность.

Ситуативная (реактивная) тревога -- это тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется субъективными переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Состояние реактивной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности -- необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Личностная тревога -- это тенденция реагировать на эти ситуации появлением различного уровня тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Личностная тревожность это также устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать довольно широкий спектр ситуаций как угрожающие (тенденция избегания). Как предрасположенность личностная тревожность актуализируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные с угрозой его престижу, самооценке, его самоуважению и т.д.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Исходя из полученных данных, представленных в Таблице 1, можно сделать выводы о тревожности учащихся 10 « А» класса.

По методике Спилбергера в основном у детей преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (66,7%), высокой нет ни у одного учащегося. У некоторых учащихся умеренная ситуативная тревожность (33,3%). А, напротив, личностная, намного превышает границы умеренной, у многих учеников на момент проведения теста личностная тревожность была высокой (73,3% учеников). Это свидетельствует о том, что у учащихся на момент проведения теста, не было ситуативной тревожности. То есть ситуация написания теста не вызывала у них чувства тревоги (ученики находились в привычной обстановке, ситуация не была стрессовой).

2.2.2 Тест "Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)"

Вместе с тестом Спилбергера нами был проведен тест САН (Самочувствие, активность, настроение) для лучшего понимая причин тревожности у учащихся старших классов. Данные виды тестирований часто проводятся вместе (независимо друг от друга) для лучшего понимания возникновения повышенной ситуативной тревожности.

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторяемость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке результатов все вышеперечисленные индексы перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла, и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (необходимо учитывать, что полюса шкалы постоянно изменяются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По таким "переведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Таблица 2.

Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

Пассивный

Активный

Малоподвижный

Подвижный

грустный

Хорошее настроение

Плохое настроение

Работоспособный

Разбитый

Полный сил

Обессиленный

Медлительны

Бездеятельный

Деятельный

Счастливый

Несчастный

Жизнерадостный

Напряженный

Расслабленный

Здоровый

Безучастный

Увлеченный

Равнодушный

Взволнованный

Восторженный

Радостный

Печальный

Отдохнувший

Уставший

Изнуренный

Сонливый

Возбужденный

Желание отдохнуть

Желание работать

Спокойный

Озабоченный

Оптимистичный

Пессимистичный

Выносливый

Утомляемый

Соображать трудно

Соображать легко

Рассеянный

Внимательный

Полный надежд

Разочарованный

Довольный

Недовольный

Ключ к тесту:

Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

При проведении теста САН были получены следующие результаты:

Таблица 3.

Анастасия Б.

Полина П.

Наталья С.

Виталий Ч.

Евгений Ш.

Татьяна С.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Оценки нормального состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того...

Гендерные особенности самооценки и ответственности личности

Как правило, самооценка функционирует в двух основных формах - как общая и частная (парциальная, или конкретная). Исследователи единогласны в том, что частные самооценки представляют собой оценки отдельных сторон своей личности...

Измерительные шкалы

В отличие от двух предыдущих шкал в шкале интервалов существует единица измерения, либо реальная (физическая), либо условная, при помощи которой можно установить количественные различия между объектами в отношении измеряемого свойства...

Измерительные шкалы

Шкала отношений является единственной шкалой, на которой определено отношение отношения, то есть, разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос...

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

Описание методики. Методика направлена на исследование самооценки индивидуума. Самооценка является главным компонентом самосознания человека...

Понятие об измерительных шкалах, их виды. Понятие о шкалировании

Шкала наименований получается путем присвоения "имен" объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Иными словами...

Психологическая готовность студентов инженерных специальностей "ХАИ" к профессиональной деятельности

Тревожность -- это индивидуальная эмоциональная особенность личности, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают...

Психологические характеристики младших школьников: самооценка, уровень тревожности

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблеме самооценки традиционно уделяли много внимания. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И...

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей...

Самосознание и самооценка личности

Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д...

Юность, можно назвать периодом созревания личности. В него входит физическое созревание, формирование мировоззрения, начинается планирование своей будущей жизни и выбор профессии. Л.С...

Сравнительный анализ самооценки и тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей

Страх как психологическое явление

страх эмоция самооценка тревожный Шкала Занга для самооценки тревоги (англ. Zung Anxiety Rating Scale - ZARS) -- тест для самооценки тревожных расстройств (Тревожный невроз), разработанный в Университете Дьюка (Университет Дьюка) Вильямом Зангом...

Количество вопросов: 40

Цель теста: определение уровней реактивной и личностной тревожности.

Файлы для загрузки:

    список вопросов;

    бланк для ответов.

Дополнительная информация: Ситуативная тревожность (реактивная тревожность, тревожность как состояние) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Для низкотревожных людей может потребоваться пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, культивирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

Назначение теста

Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойство , и как состояние .

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

    Я спокоен

    Мне ничто не угрожает

    Я нахожусь в напряжении

    Я внутренне скован

    Я чувствую себя свободно

    Я расстроен

    Меня волнуют возможные неудачи

    Я ощущаю душевный покой

    Я встревожен

    Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

    Я уверен в себе

    Я нервничаю

    Я не нахожу себе места

    Я взвинчен

    Я не чувствую скованности, напряжения

    Я доволен

    Я озабочен

    Я слишком возбужден и мне не по себе

    Мне радостно

    Мне приятно

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

    У меня бывает приподнятое настроение

    Я бываю раздражительным

    Я легко расстраиваюсь

    Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

    Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

    Я чувствую прилив сил и желание работать

    Я спокоен, хладнокровен и собран

    Меня тревожат возможные трудности

    Я слишком переживаю из-за пустяков

    Я бываю вполне счастлив

    Я все принимаю близко к сердцу

    Мне не хватает уверенности в себе

    Я чувствую себя беззащитным

    Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

    У меня бывает хандра

    Я бываю доволен

    Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

    Бывает, что я чувствую себя неудачником

    Я уравновешенный человек

    Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Ключ к тесту

Ответы

Ответы

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Обработка и анализ результатов теста

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

    до 30 баллов – низкая,

    31 – 44 балла – умеренная;

    45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных , склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера адаптирована Ю.Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из низ определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Методика предложена Ч.Д. Спилбергером и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. На русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Описание . Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Порядок работы . Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Шкала ситуативной тревожности (СТ).

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждения

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй

так

Верно так

Совершенно верно

1 Я спокоен
Мне ничего не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Шкала личностной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Ключ

Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 4 3 2 1
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 1 2 3 4
7 1 2 3 4
8 4 3 2 1
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 4 3 2 1
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
Сумма СТ=
Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 1 2 3 4
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 1 2 3 4
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 1 2 3 4
Сумма ЛТ=

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-34 баллов – умеренная; 45 и более – высокая.

Литература: Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234

Чувство тревоги является самым распространенным среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, которые заставляют человека нервничать и беспокоиться. Чувствовать тревогу - это нормально. Но если это чувство не проходит и, более того, усугубляется, тогда стоит обратиться за помощью.

Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревоги может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный существует методика Спилбергера-Ханина.

Базовые понятия

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность - это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Методы психодиагностики

В психодиагностике существует не так уж и мало методов, чтобы оценить степень тревожности пациента. Как правило, их применяют при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и консультативной психологии. Самыми популярными методиками определения степени тревожности считается прием Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.

Помимо них, востребованными являются:

  • Тесты депрессивных настроений (Жмуров, Зунге).
  • Методы изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в социуме (Раге, Холмс).
  • Тесты определения социальной фрустрации (Вассерман).
  • Методика диагностики степени субъективного контроля (Роттер).

Для более детального изучения состояния пациента может быть использован комплекс, состоящий из нескольких методик.

Шкала тревожности

Несмотря на обилие методов только методика Ч. Спилбергера и Ю. Ханина может одновременно измерить тревожность как самочувствие и как характеристику личности. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована под отечественные реалии Юрием Ханиным, из-за чего и получила свое название.

Считается, что это одна из лучших диагностик. Методика Спилбергера-Ханина состоит из опросника, в котором есть 40 утверждений. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревожность.

Кстати, этот опросник адаптирован на 52 иностранных языка и признан международным методом определения степени тревоги и тревожности.

Ситуативная тревожность

Методика Спилбергера-Ханина представляет собой опросник-таблицу, в которой слева написаны утверждения. Напротив каждого из них есть ряд цифр от 1 до 4. Они показывают уровень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем больше уровень согласия. В конкретном тесте присутствуют такие оценочные критерии:

  • Очень редко (почти никогда) - 1 балл.
  • Редко - 2.
  • Часто - 3.
  • Очень часто (практически всегда) - 4.

В этой шкале утверждений сделан специальный акцент на том, чтобы определить состояние пациента в конкретный момент. Это помогает психологу быстро понять, каким образом те или иные изменения влияют на человека.

Личная тревожность

Это нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:

  • Я могу находиться в приподнятом настроении.
  • Временами чувствую раздражительность.
  • Меня легко расстроить.
  • Хочется, чтобы мне везло так же, как остальным.
  • Длительное время беспокоюсь из-за неприятностей.
  • Ощущаю, что полон энергии.
  • Всегда беспристрастный и спокойный.
  • Беспокоюсь из-за будущих трудностей.
  • Даже пустяки заставляют меня нервничать.
  • Иногда ощущаю прилив счастья.
  • Все события воспринимаю слишком серьезно.
  • Хочется иметь больше уверенности.
  • Чувствую свою беззащитность.
  • Стараюсь не ввязываться в трудные ситуации.
  • Временами хандрю.
  • Иногда чувствую себя довольным.
  • Отвлекают и беспокоят мелочные дела.
  • Временами ощущаю себя неудачником.
  • Беспокоюсь всякий раз, когда задумываюсь о своих делах.

Обработка данных

На вопросы нужно отвечать без раздумий. Чтобы получить результат, нужно суммировать все полученные числа по каждой из шкал. В пределах одного этапа диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень тревожности.

Так, можно определить, что пациенты с количеством балов от 20 до 30 обладают низким уровнем тревожности. Тем, кто получил от 31 до 43 баллов, имеют тревожность на среднем уровне. У тех, чьи показатели превышают отметку в 65 баллов, могут наблюдаться психосоматические расстройства на фоне повышенной тревожности. Очень часто они потребуют психологической (а нередко и медицинской) помощи.

Но практикующие психологи, работающие с методикой И. Спилбергера и Ю. Ханина, обращают внимание еще на один нюанс - это низкий уровень оценок. Ведь нельзя исключать тот факт, что пациенту просто хотелось представить себя в более выгодном свете. Кроме того, полная эмоциональная невосприимчивость и пассивность могут свидетельствовать о затяжной депрессии, апатии, эмоциональном выгорании или переутомлении.

Таким образом, тест Спилбергера-Ханина может отлично диагностировать уровень тревожности человека. Кроме того, его можно использовать и самостоятельно для определения своего эмоционального состояния в конкретный промежуток времени.