Полезные советы

Конспект занятия в средней группе «Невидимка-воздух. Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе Организм и воздух занятие в доу

Татьяна Суворова
Конспект занятия «Воздух и его свойства»

Конспект НОД

в средней группе

«Воздух и его свойства »

(познавательное развитие)

Цель : Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении .

Задачи :

Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его свойствам и значении .

Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор , позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.

Расширять и активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» .

Предварительная работа : наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри» , чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему : «Как воздух помогает людям » , рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Оборудование и материалы : воздушный шарик , мыльные пузыри, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет- не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья.

Участники : дети, воспитатель

Методы и приемы :

Словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения) ;

Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- волшебная коробка с ветерком) ;

Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов) ;

Практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность) .

Ход НОД

Воспитатель :

Ребята, я принесла вам шарик.

Как вы думаете, что у него внутри?

Правильно, воздух , поэтому он и называется воздушный шарик .

Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий) . Значит и воздух , который находится внутри шарика тоже легкий.

-Давайте вместе произнесем : воздух легкий .

Воспитатель :

А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух . Что вы почувствовали?

(ветерок, а ветерок это тоже воздух , который движется.

А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика ? Давайте вместе произнесем : ш-ш-ш-ш.

А вы его увидели?

Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.

-Давайте вместе скажем : воздух прозрачный .

Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?

Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом .

А сейчас встанем и проведем физминутку.

Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз - наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Работа с веером

Вот такой у нас ветерок.

А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке.

Возьмите веер и позовите ветерок, а еще можно ему придумать имя (каждый ребенок называет имя своего ветерка) .

Ну что, почувствовали какой ветерок?

А теперь одеваем халаты и отправляемся в лабораторию, мы же ученые.

Работа в лаборатории

Воспитатель :

Дети, что в стакане? (пустой)

Давайте проверим.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.

Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?

А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?

Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.

Воспитатель :

Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?

Что же в нем есть?

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на высокие деревья он подул, подул, подул.

Воспитатель :

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

Посмотрите, что появляется на поверхности воды?

А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух .

А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?

А где еще есть воздух ? (вокруг нас, на улице, внутри нас)

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух ? Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий , если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)

Назовите предметы, в которых есть воздух ?

Назовите предметы, в которых воздуха нет ?

Что же мы выяснили, сделав опыты?

Где есть воздух ?

Какого он цвета?

Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.

Какой у воздуха запах ?

Игра с мыльными пузырями

Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.

(звучит музыка, дети ловят пузыри)

Что внутри этих пузырей, почему они летают?

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Что же это?

Значение воздуха для человека

Дети, а скажите, человек может жить без воздуха ?

Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха ? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.

А кто еще не может прожить без воздуха ?

А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?

Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух .

Аутотренинг

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух . Колышется трава на лугу. На до мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем. В нем много машин, которые загрязняют воздух .

А у нас в городе чистый воздух ?

А что загрязняет чистый воздух ? (машины, заводы, люди)

А где же взять нам много чистого воздуха .

Чтение стихотворения воспитателем

Как приятно любоваться

Синевой морей.

Как прекрасно восхищаться

Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,

Она терпит столько зла!

И всё меньше год от года

На планете кислорода

Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей

Надо быть нам бережливей.

Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым , нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух , а отдают - чистый.

Посадка деревьев

Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист . Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)

Посмотрите, какая красота получилась.

Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым ?

И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым .

Публикации по теме:

Сообщить, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный. Загадка: Через нос.

Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.

Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ ДСО «Росинка»
Месторасположение: село Кундуй, Куйтунский район, Иркутская область

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары

Предварительная работа : игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)

— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)

— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

— А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

Опыт «Поймай воздух пакетом»

А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

— Что в них находится? (воздух)

— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка — символ)

— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

Опыт «Услышь воздух»

Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

— Что вы услышали? (звук)

— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

— Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

— Чего вам не хватало? (воздуха)

— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.

(воздушный шарик)

Название: Конспект занятия «Воздух невидимка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Калашникова Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-14 Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух» Калашникова Татьяна Николаевна МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки Данный конспект занятия предназначен для детей средней группы.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух»

1. ПРИВЕТСТВИЕ:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Артикуляционная гимнастика «Проснулся язычок»

— Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?

(Столы, стулья, шкафы, игрушки, цветы…)

— Группа наша большая, просторная. А что находиться между потолком, полом, стенами, там, где пусто? Послушайте загадку.

Чего в комнате не видно?

(воздух)

Есть невидимка

В дом не просится,

А прежде людей бежит

торопится, торопится.

(воздух)

Ребята, а вы видите воздух?

(Нет)

— Я тоже его не вижу, но знаю, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют » невидимка».

— А почему мы его не видим? Потому что воздух прозрачный, через него нам всё видно.

— А ещё что у нас в группе прозрачное.

(Окно, аквариум, стекло, очки.)

— А вы хотите увидеть воздух? Сейчас мы с вами сделаем опыт. (Воспитатель кладёт на край стола салфетку и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол)

— Почему салфетка слетела со стола? Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привёл салфетку в движение.

— Хотите почувствовать, как движется воздух?

(Да.) (воспитатель предлагает взять веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

2. ФИЗМИНУТКА. Ходит по двору индюк.

(Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)

Пролетел над полем жук.

(Махи руками)

По цветку ползёт паук.

(Имитация рук и ног паука)

Обломал он старый сук.

(Присесть, хлопок)

— Ребята, посмотрите что у меня в стакане?

(Нет ничего.)

— Говорите — нет ничего. Тогда смотрите ещё один опыт.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно спускает его в банку с водой.

— Посмотрите — в стакане нет воды. Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.)

— А вы хотите сами сделать опыт?

(Да)

— Возьмите стаканы с водой, опустите трубочки и подуйте в них. Что у вас получилось?

(Пузырьки)

— Откуда они взялись? Это воздух выходит, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх.

Воздух легче воды.

— А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Это наши маленькие человечки — невидимки, давайте поищем их глазами.

3. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ .

1. Посмотреть в даль;

2. Вращать глазами по кругу;

3.Движение глаз в стороны;

4.По диагонали;

5. По квадрату;

6. Вверх — вниз.

— Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого он цвета?

(Бесцветный)

— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?

(Безвкусный)

— Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

(Без запаха)

— Ребята, чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

— А чем вы вдыхаете воздух?

(Носом)

— Вдохните воздух, и поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали?

(Воздух)

— А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали?

(Звуки)

— Оказывается воздух можно услышать. Воздух может звучать по-разному.

(Воспитатель предлагает детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочки к нижней губе и дуют в горлышко — возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук.)

— Звук рождается тогда, когда дрожжит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. В гости к пальчику большому.

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе все они друзья.

Друг без друга им нельзя.

— Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на картины, объясните, как воздух помогает человеку.(Мельница, вентилятор, автомобильная шина, свисток, музыкальные инструменты).

— А теперь поиграем в интересную, весёлую игру «Раздувайся пузырь » Почувствуем как мы раздуваемся когда вдыхаем и как сужаемся когда выдыхаем. (садятся)

— Ребята, а вы можете поймать воздух? (Да). Попробуйте.

— А я могу поймать воздух, хотите это увидеть?

(Воспитатель берёт полиэтиленовый пакет, даёт каждому потрогать)

— Есть что-нибудь в пакете?

Дети трогают, сжимают пакет, убеждаются, что в нём нет ничего, он пуст. Воспитатель «ловит» пакетом воздух закрывает его и даёт детям потрогать, пакет не сжимается как раньше.

— Что же в пакете есть? Что мешает нам сжать его? (Воздух).

— Я поймала в пакет воздух. А вы хотите сами поймать воздух?

(Воспитатель раздаёт детям пакеты и они сами пытаются поймать воздух.)

5. ФИЗМИНУТКА. Две мартышки слов не тратя.

Раз подрались на кровати.

Друг у друга в этой схватки,

Вышибли ума остатки.

Врач пришёл,

Уселся в кресло

И сказал мартышкам:

Если драться будите мартышки

Выгоню из книжки.

(Затем воспитатель показывает детям воздушный шарик без воздуха)

— Что это у меня? (Шарик.)

— Он может сейчас летать? (Нет.)

— Что мне нужно сделать, чтобы шарик полетел? (Надуть его)

6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Надувает и предлагает каждому ребёнку надуть шарик. (Раздаёт жёлтый, красный, зелёный, белый.)

— На что похожи ваши шарики? Какое время года?

(Закрепление времён года: зима, весна, лето, осень.)

— А теперь давайте сдуем шарик и послушаем, как воздух выходит из шарика.

— В какое время воздух холодный? В какой — тёплый? Давайте подуем так, что бы ручки наши замёрзли. Какой воздух? (Холодный).

— А теперь подуйте так, как будто вы греете руки. Какой воздух? (Тёплый)

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

— Ребята, нам всем необходим не просто воздух, а чистый воздух. Как вы думаете, отчего загрязняется воздух.

— От фабрик, заводов, машин. А ещё что отравляет воздух: дымящие трубы дым от костров, курящие люди.

— Если воздух грязный, мы быстро устаём, болит голова. Что нужно сделать, чтобы воздух в комнате стал чище?

(Проветривать комнату, сделать влажную уборку, иметь комнатные растения)

— А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы не можем дышать. Представьте, что мы с вами сейчас будем нырять под воду. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.

— Вот видите, мы ни как не сможем жить без воздуха. Давайте вспомним, какой воздух: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ВКУСА. Молодцы.

Анализ занятия.

Сегодня на занятии мы с вами узнали, что такое воздух, и вы давали правильные ответы. Хорошо делали опыты: Максим, Эльвина, Ксения. А быстрее всех надули шарики: Азалия, Артём, Андрей. Спасибо что поднимали руки, не выкрикивали с места. Занятие закончено.

. .

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 8 «Рябинушка» Павловского муниципального района Воронежской области

КОНСПЕКТ НОД

«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Провела воспитатель: Полумиско Л.М.

Задачи:

Образовательные:

    подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

    развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

    развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

    воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

    воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: ,

    полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

    стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

    мыльные пузыри

    игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

    2 подноса;

    кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

    бумажные салфетки и веера, вертушка

Интеграция:

Образовательная область «Коммуникация» - развитие свободного общения воспитателя с детьми.

Образовательная область «Безопастность» - формирование основ безопасности во время проведения элементарных опытов и экспериментов.

Образовательная область «Социализация»- Продолжать учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения на занятиях и во время проведения опытов и экспериментов.

Образовательная область «Художественное творчество»-продолжать учить детей разгадывать загадки. *

Образовательная область «Труд»- Учить выполнять детей индивидуальные и коллективные поручения, желание оказать помощь товарищам

Образовательная область «здоровье» -продолжать укреплять физическое здоровье детей

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Медвежонок : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Медвежонок: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, Мише, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Медвежонок: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Миша Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Медвежонок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Мише, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Д а.

Раздаю полиэтеленовый пакеты.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? " ,

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри. Миша!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Медвежонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Миша, Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Медвежонок: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дети,разделенные на две группы раскладывают игрушки на подносы.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети раскладывают игрушки на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мише! Теперь ты знаешь, Миша, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Медвежонок: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Дети подходят к столам и садятся на стульчики.

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель : Миша, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Медвежонок: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Миша? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Дети садятся за столы.

Медвежонок: Я понял вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Мише, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Дети подходят к тазикам с водой на ковре.

Игра « Кораблики»

Дети садятся на скамейку.

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. -

Медвежонок: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.(раздаю веера)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Собираю веера.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Медвежонок: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С чесноком.

Медвежонок: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Миша ! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель : Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Миша, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Медвежонок :

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды и что он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха;

Воздух есть внутри нас.


Мы дуем в трубочку, образуя пузырьки, воздух выходит






Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут





Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель : Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)

Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель :Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. "Что легче: вода или воздух? " Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель
:как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 4 . «Раздуй каплю» (рисование воздухом) .

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети : Здорово!
Воспитатель :Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

Что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Оформление выставки творческих работ.