Праздники

Как правильно начать родительское собрание в школе. Методические рекомендации как провести родительское собрание. Как провести родительское собрание без конфликтов

Людмила Минибаева
Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями , видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

При организации проведения родительского собрания от воспитателя требуется творческий подход к предлагаемой теме : педагог должен использовать свои методы активизации родителей , направленные на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, а иногда и на переосмысление родительской позиции . Необходимо учитывать потребность в знаниях.

Родительские собрания могут быть : общесадовскими и групповыми.

А те в свою очередь могут быть :

организационными ;

текущими или тематическими;

итоговыми;

Собрания можно проводить в форме : вечеров вопросов и ответов, устного журнала, деловой игры, ток-шоу, лектория, семинара-практикума, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций , дискуссий. На собраниях приветствуются совместные занятия детей с родителями , психологические тренинги, показ театральных постановок. Несмотря, на различия этих форм, их объединяет одна задача – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, некоторых родителей стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Групповых собраний должно быть не менее трёх в году. Успех проведения собраний обеспечивает соблюдение таких условий : правильно выбранная тема , исходящая из потребностей родителей , злободневная для данной группы. Например : «Телевизор -друг или враг в воспитании детей?» , «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитывать интерес к книге?» . На такие собрания родители , как правило , приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются , результат будет достигнут и вовлекут тех родителей которые отсутствовали. Кроме этого сразу снимается проблема посещения последующих собраний ; заинтересованные родители сами придут на очередное собрание .

Так же важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график предварительно сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от

возможностей или от желания эти встречи могут проходить раз в квартал, в одни и те же часы.

Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения . Вот почему одной из тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания .

1 этап. Организация родительского собрания .

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, очень важна.

Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, или родителя . Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов", «грехов родителей »

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо, предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это, в последствии, станет предметом размышлений.

Подготовка родительского собрания

1. При необходимости до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания . Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения. Например, при проведении собрания на тему «О капризах и упрямстве» мы проводили анкетирование родителей с целью выявить , в каких случаях чаще всего дети упрямятся, а в каких капризничают, чтобы в ходе собрания разобрать групповые и семейные ситуации. А перед собранием «Игры нашего детства» проводили анкетирование, с целью выявления разнообразных игр времён детства родителей , и их детей. В ходе собрания мы вспомнили несколько игр детства родителей и поиграли в них .

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания . Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются заранее до собрания .

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. Памятки раздавались родителям по темам : «Секреты общения с ребёнком в семье» , , и др.

4. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания или видеозапись с выступлением детей, как было у нас при проведении собрания на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня» , где дети читали стихотворения о семье и показывали сценку об упрямстве девочки, которая не хотела убирать игрушки, вовремя ложиться спать, идти на прогулку, которую в ходе собрания мы разбирали с родителями . Также использовали мультимедийный проектор, где вниманию родителей были представлены высказывания по теме известных писателей.

5. Для проведения собрания можно вовлечь родителей , как выступающих по теме собрания . Например, родительское собрание в форме круглого стола по тему : «Чтобы ребёнок рос счастливым» родители выступали от лица : психолога, родителя , бабушки, подготовив свои доклады самостоятельно, используя литературу, которую мы им советовали.

6. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания .

Десять правил проведения родительских собраний .

Собрание должно запомниться ;

Должно заставить задуматься;

Настроить родителей на позитивный , конструктивный лад;

Информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребёнка следует только в разговоре наедине с родителем ;

На каждого родителя должно хватить времени;

Собрание - не лекция и не урок, привлекайте родителей к диологу ;

Уважайте своё время и время родителей , собрание не должно длиться более 1ч. 20мин.: -20 мин. донести информацию, -15-20мин. выслушать вопросы и ответить на них, -20мин. индивидуальные вопросы;

Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству ;

Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому .

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов : без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

Анна УМНОВА,
педагог-психолог

Как провести родительское собрание: советы психолога

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам.

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.
Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии учителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

Демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Анализ учебных достижений учащихся

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Психолого-педагогическое просвещение

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

5. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

6. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать.
Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

КАК ЭФФЕКТИВНО ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с

семьями воспитанников ДО. Возможно поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подготовки и проведения родительского собрания во многом зависит эффективность сотрудничества педагогов с

родителями в решении вопросов развития и воспитания детей в дальнейшем.

Поэтому эффективной формой взаимодействия педагогов ДО с семьями

воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить

родителей с содержанием работы конкретной группы и

дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.

Но, как показывает практика, данная

форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Воспитатели, имеющие небольшой опыт работы, боятся,

что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные

методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.

Между тем, организация родительского собрания требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно помогут им переосмыслить свои

воспитательные позиции, потому, что новые знания позволяют но

Новому взглянуть на ту или иную проблему.

Таким образом, в ходе проведения необходимо стремиться к тому, чтобы родители были их активными участниками.

При организации родительского собрания и любой другой формы общения с

семьями воспитанников следует опираться на следующие принципы:

Отсутствие критики всех участников о

бразовательных отношений;

Создание условий для высказывания собственного мнения, позиций;

Удовлетворение познавательного интереса участников взаимодействия.

Так в начале учебного года в группах ДО проводятся традиционно родительские собрания, основными целями которых являются установление контакта педагогов с

родителями, моделирование перспектив взаимодействия, решение организационных

вопросов. Могут быть затронуты вопросы о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей. Однако их освещение требует тщательной подготовки и предварительной работы. Педагоги сами должны хорошо разбираться в теме, которую предлагают, заранее подготовиться к мероприятию. Диалог должен строиться по принципу «глаза в глаза». Только тогда возникнет доверие и взаимопонимание между сторонами.

Для тех, чей ребенок только начал ходить в детский сад, это особенно важно: здесь можно получить ответы на волнующие их в данный момент вопросы, познакомиться с воспитателями и родителями других детей группы. Родителей воспитанников старших групп интересуют вопросы подготовки детей к школе, организуемой в ДО. Таким

образом, родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то проблема посещения последующих мероприятий будет решена. Учитывая это, педагоги должны знать задачи проведения родительского собрания и ответственно подходить к его планированию, особенно в начале учебного года.

Так, к основным задачам группового родительского собрания можно отнести:

Совместную работу родительской общественно

сти и ДО по реализации

государственной, областной, городской политики в области дошкольного образования;

Объединение усилий родителей детей и воспитателей групп для создания

оптимальных условий образования, и развития воспитанников;

Рассмотрение и обсужден

ие вопросов, касающихся жизнедеятельности детей в

группе, текущих и планируемых мероприятий;

Распространение положительного опыта всестороннего воспитания ребенка в семье.Не менее важным является соблюдение

Определенных требований при организации родительского собрания. Педагогам следует обращать внимание:

На соответствие содержания мероприятия заявленной тематике;

Отражение активности родителей (вопросы к воспитателю, пожелания,

дискуссии).

Учет их мнений и предложений при организации последующих мероприя

тий.

При планировании родительских собраний педагогам важно обращать внимание

на:

Разнообразие тематики собраний;

Отражение активности родителей (вопросы к воспитателю, пожелания,

дискуссии)

Учет мнений и предложений родителей при организации дальнейших

мероприятий.

Подготовке к собранию предшествует выяснение потребностей родителей в

знаниях.

В этом педагогам поможет «Почтовый ящик» или «Информационная

корзина», куда воспитатели помещают свои вопросы. Затем эти материалы изучают педагоги обобщают его. Обобщению можно представить потребности родителей в следующих знаниях: методы воспитания детей, капризы и упрямства, обучение чтению, проведение досуга и др.

Подготовка и проведение родительского собрания

Результативность взаимодействия семьи и детского сада

в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за

уровень воспитанности которых детский сад не может нестиответственность. Однако знать «из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказываетна них влияние,

каково это влияние (со знаком плюс или минус) и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации отрицательного воздействия на ребенка.Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями

является родительское собрание.

Н/р: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад?». Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует.

Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний, заинтересованные родители придут на очередное собрание.На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. Важным условием успеха родительских собраний является определение

четкого графика их проведения. Этот

график на первом собрании сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.

Родительские собрания проводятся один раз в квартал. Очень

важно убедить родителей, что семейное воспитание это не морали и

нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и

общения. Родительские собрания могут

быть: организационными, тематическими, итоговыми, общесадовскими и групповыми.

При подготовке и проведении родительского собранияпедагогу следует

придерживаться определенной последовательности действий:

Определение тематики встречи;

Определение формы встречи с родителями

Составление подробного сценария

Подготовка наглядного материала

Подбор методов активизации родителей

Согласование с родителями удобных для них дней

Обеспечение заблоговременного оповещения родителей о теме встречи

Выяснение мнения родителей о пользе проведенной встречи с помощью

анкетирования

Тематика родительских собраний должна быть созвучна интересам родителей и

соответствовать волнующим их вопросам воспитания. Темы рекомендуется выбирать с проблемной формулировкой, например: «Нужно ли воспитывать самостоятельность у

детей? «Можно ли обойтись без наказаний? «Как правильно подготовить ребенка к школе? Такая формулировка тем предстоящего собрания будет способствовать возникновению положительной мотивации у родителей, настроит их на доверительное

обсуждение проблем воспитания.

Этапы родительского собрания

1-этап -Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно начинается с определения повестки дня собрания и

приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и

организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Важно

создать атмосферу ожидания родительского собрания. Можно за неделю до собрания

провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до

собрания

и их результаты используются в ходе его проведения. Заблоговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы,

видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду.

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чь

и дети принимали

участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Здесь

необходимо: Подготовить мебель, на которой удобно было бы распологаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами и отчествами родителей,

подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также –

карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

Продумать,кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

2 этап:Подготовка сценария проведения собрания

Сценарий и проведение собрания –

предмет творчества педагога. Воспитатель

лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее,

любое

собрание должно, включать 5 обязательных комплиментов.

Анализ достижений детей группы

В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими

результатами деятельности детей, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Ознакомление родителей с состоянием социально-

эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении детей в значимых для них ситуациях.

Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого

института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, что очень важно. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «детских грехов».

Методы активизации родителей родителей в ходе

проведения родительского собрания

Высказавания великих людей на карточках;

Вопросы к родителям по теме;

Предложения для обсуждения двух различных точек зрения;

Слово эстафета

Решение педагогических ситуаций

Использование видеоматериалов, аудиозаписи детских

высказываний

Участие родителей в практической работе со специалистами детского сада (-Игровое моделирование)

Благодаря применению активных методов родители оказываются в

исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с

другими

комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную

связь и эмоциональную поддержку. Эти методы формируют родительскую позицию,

повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными

участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком

и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, в ходе проведения родительского собрания необходимо

стремиться к тому, чтобы родители были их активными участниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копилка методических приемов, или как сделать родительское собрание эффективным и интересным

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители ).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители ).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители ).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители ).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители ).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (
Приложение 1 ):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является
обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2 ).

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3 ).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др. (Приложение 4 )
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):


Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника» .
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков ).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение « Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5 ).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы» .
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет

Негативные последствия подобного воспитания

Полезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет

Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.

Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу.

Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6 ).

Множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми предлагаются Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями» . Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» (Приложение 7 ), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я завершаю
раздачей памяток родителям , в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8 ).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Список использованной литературы :

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  2. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.

Как провести интересное родительское собрание: советы учителю

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний
: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», "Трудности и любовь подросткового возраста" , «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем . Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления . Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов , профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний :

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания .

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы