Кулинария

Больше воздуха! Как помочь ребенку найти свое призвание. Как найти своё предназначение в жизни и помочь своему ребёнку сделать это

Родители стараются вырастить своего малыша успешным. Иногда даже слишком стараются. Может быть, иногда стоит сбавить обороты? Своим мнением по поводу гармоничного развития ребенка с редакцией Woman"s Day поделилась руководитель музыкальной детской студии «Непоседы» Елена Пинджоян, которая с детьми провела всю свою жизнь.

Право на личную жизнь

Иногда кажется, что в нашей жизни не осталось спонтанности. Жизнь мы планируем на неделю, а то и на месяц вперед. Кое-что – и на год. Если что-то выбивается из этого графика, накатывает раздражение: мол, опять не по плану. Но к этому мы привыкли. А вот когда глядишь на детей, которые живут по такому же сценарию, становится страшно. Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… Такое впечатление, будто ребенок для родителей – это некий проект. Который непременно должен быть успешным. Но правильно ли это – планировать жизнь ребенка посекундно?

У ребенка обязательно должны быть личное время и личное пространство! Многим родителям кажется, что если ребенок просто сидит и ничего не делает, он теряет время зря. Это не так. В это время в детской головенке идет серьезный мыслительный процесс или обработка какой-либо полученной ранее информации. Надо дать ребенку время просто побыть одному… а чем он займется в это время, пусть выбирает сам, – уверена Елена Пинджоян.

По мнению худрука «Непосед», лучше попытаться вместе с ребенком составить распорядок дня и расписание занятий. Но при этом не просто делать вид, что слушаете его, а действительно искренне проникнуться мнением малыша.

Многих детей расписание очень дисциплинирует, но ко мнению ребенка надо прислушиваться. И надо тонко почувствовать, в какой момент ребенок устает, чтобы вовремя дать ему передохнуть, – говорит Елена Михайловна.

А как же понять, не перегрузили ли вы чадо?

Если ребенок отказывается идти на какое-нибудь занятие – это уже сигнал, что-то пошло не так. Надо понять, разобраться, в чем дело. Что конкретно не нравится вашему ребенку: педагог, сами занятия. А может, он просто устал и ему нужно отдохнуть. Повторюсь – ребенку необходимы свободное время, пространство для развития самоощущения и на познание себя, – советует Елена Пинджоян.

Наблюдение без давления

Но может, фанатичные родители все же правы? И дети, которые с младенчества пашут от зари до зари, вырастают более успешными?

Дети, которые привыкли работать, идти к поставленной цели, безусловно, достигают в жизни многого. На мой взгляд, успешный человек – это тот, кто с удовольствием занимается любимым делом, приносящим прибыль. Задача родителя – помочь ребенку найти свое предназначение, выбрать профессию по душе, – уверена Елена Пиджоян.

Вот вам и еще один подводный камень – родителям нужно быть очень осторожными, помогая малышу понять, в чем его призвание. Важно не навязывать свои интересы ребенку – иначе его настоящий талант недолго и задушить.

Прислушивайтесь к ребенку, внимательно наблюдайте, что ему интересно, а что – не очень, – говорит Елена Михайловна.

А если ребенок занимается тем, что ему по душе, – это прекрасно. И не бойтесь, что из-за вечной занятости вы друг от друга отдалитесь. Наоборот – будете друг по другу скучать, тем радостнее будет ваш совместный досуг.

Главное – интересоваться тем, что делает ребенок, задавать вопросы, что-то советовать. И на самом деле для детей очень важно, когда родители советуются с ними о своих проблемах. И устами младенца действительно иногда можно получить полезный совет. Важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что вы интересуетесь его жизнью и его занятиями, – заключает наш эксперт. - А поскучать – это даже иногда очень полезно.

Смотришь вокруг и видишь многих несчастных людей, которые живут не своей жизнью… Что может быть страшнее для человека? Мне кажется, одна из главных задач родителей – это помочь ребёнку найти себя, своё место в мире, своё любимое дело. Именно дело, а не работу, как производное от слова «рабство». Рабство за деньги… Это же противоестественно!

Начинается всё с того, что родители с самого раннего детства начинают сравнивать своё чадо с другими детьми. «А вот Таня не хнычет постоянно, как ты!», «Петя знает английский лучше тебя!», «Коля отжался 10 раз, а ты только семь? Тебе не стыдно?» За что ребёнку должно быть стыдно, мне интересно? За свою индивидуальность, свои способности? А иначе получается как на этой картинке:

То есть родители изначально настраивают ребёнка на фатально ошибочное мировоззрение: равнение на других. Это просто смерти подобно. Ведь всегда же найдётся кто-нибудь лучше нас: по красоте, по уму, по богатству. И если бесконечно сравнивать себя со всеми, никогда не будешь доволен собой, вот в чём загвоздка! Даже в статьях про депрессию часто пишут об этом: постоянное сравнение себя с другими это прямой показатель душевной дисгармонии.

Детям навязывают бесполезные, неинтересные им самим вещи из железной логики «А вдруг пригодится». «Сашенька, поступи-ка на военную кафедру, а вдруг понадобится», «Маша, зачем тебе сразу работать после вуза? Дуй в аспирантуру, это престижно и вообще вон Лена же пошла!» Смешно, правда? А в жизни всё так и происходит. Детей мотивируют делать что-то, что им нужно, как собаке пятая нога. Вместо того чтобы развивать себя и добиваться успеха в любимой профессии, к которой у него больше всего способностей, молодой человек убивает бесценное время и силы на сомнительные занятия тем, что «вдруг пригодится»… И смешно, и грустно…

Сейчас можно добиться успеха в ЛЮБОЙ области, если стать хорошим профессионалом. Логика типа «Иди на юриста, они требуются, не прогадаешь» уже устарела. Сегодня ценятся люди, увлечённые своим делом и добивающихся в нём хороших результатов. А те, кто тратил своё время на всякие военные кафедры и изучение какого-нибудь корейского языка, с разрозненными неглубокими знаниями, так называемые «специалисты широкого профиля» никому не нужны.

Ребёнку нужно помочь найти свои уникальные интересы и способности (обычно это можно определить по любимому предмету в школе), осознать, чего он на самом деле хочет, и научить ДУМАТЬ, а не слепо исполнять родительскую волю. Такие дети никогда не будут страдать от безделья и бесцельно шататься по улицам в поисках острых ощущений и приключений. У них будет главное приключение в их жизни – занятие любимым делом.

Уже выросло целое поколение наших детей, не желающих работать. По разным причинам: страшно взрослеть, не прикольно, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии.

И вот их приводят ко мне на консультацию (с запросом «Куда пойти учиться?»), и мы начинаем разбираться.

Не доиграл
Среди мальчиков 14-17 лет пальму первенства держат «игроки».
Вариант первый. С младенчества таскали по всяким специальным развивалкам-обучалкам, потом спецшкола с дополнительным набором предметов после занятий, к 14 годам имеем развернутую картину морального выгорания, депрессию или субдепрессию. Я об этом многократно писала, но воз и ныне там.

Тревожные родители с сильным стремлением к внешнему успеху все равно запихивают своих вундеркиндов в крутые гимназии, всеми правдами и неправдами дотаскивают до 7 класса, и сталкиваются с невозможностью выбрать специализацию.

Ванечка, 11 лет, полупрозрачный отрок, дефицит веса и роста виден невооруженным глазом. Учится в 6 классе лучшей музыкальной школы страны. Сам ездит на метро в час пик, после школы спорт, на дом приходит репетитор по французскому. Старший из четверых детей. Привели родители, потому что Ваня стал отказываться ходить на занятия. Они думают, что у него проблемы с классом. И пора выбирать специализацию, а мальчик ничего не хочет.
На самом деле, у него проблемы с жизнью. Одиннадцатилетний парень истощен до такой степени, что у него нет сил даже реагировать. Психическое развитие показывает на уровне 8 лет. Желаний нет, мечты отсутствуют, все, что он хочет – спать.
Когда спрашиваю про школу, отвечает ровным бесцветным голосом: «Да, школа хорошая. Да, учителя отличные. Да, я хочу стать музыкантом». По щекам его в процессе монолога текут слезы, просто текут, он не рыдает, не горюет, не протестует. Смотреть на это жутковато. «Ванечка, а ты гуляешь? А играешь? А друзья у тебя есть?». Ванечка не гуляет, но иногда ему разрешают поваляться на ковре с машинками и лего.

Я строго-настрого велела срочно забрать его из этой супер-пупер школы и снять со всех занятий как минимум на полгода. «Ой, а может, нам на море уехать? У нас дача на Кипре, как вы думаете?». Конечно, я всеми конечностями была «за». Есть надежда, что Ванечка, посидев какое-то время без нагрузки, выспавшись и отъевшись, начнет как-то себя чувствовать и чего-то хотеть. Он не доиграл, его детство закончилось в 3 года, когда зашедший в гости сосед провозгласил: «да у него абсолютный слух, он талант, одаренный ребенок!». Типун ему на язык, заботливому такому. Родители, конечно, подхватились, нашли педагога, тут у Ваньки и отобрали все игрухи и вручили скрипку. Важнейшие этапы развития психики, которые должны быть пройдены в игре со сверстниками, остались неосвоенными. А ведь это наш главный ресурс!

Второй вариант, обратный первому: ребенок ТОЛЬКО играл.

То ли у родителей не было душевных сил отрывать его от компьютера, то ли они считали, что «лишь бы по улице не шастал». К 12 годам у мальчика полностью сформирована зависимость от игры.

Самое разрушительное в компьютерных играх, что делает их сравнимыми с наркоманией, — немедленное получение удовольствия без усилий . В норме, в живой игре, в отношениях мы должны сначала потрудиться, употеть, добежать, допрыгнуть, побороть, а уж тогда получить заслуженную награду в виде прилива гормонов удовольствия. Мозг запоминает это и в следующий раз весьма одобряет стремление к победе. Через нагрузку.
А когда ребенок играет в компьютерную игру, эйфория и экстаз возникают в ответ на … что? Точно не на усилия. И временного разрыва под девизом «как потопаешь – так и полопаешь» тоже нет. Вот и получается, что у нас на руках сейчас взрослые дядьки с усами, которые ни разу в жизни не напрягались ни по какому поводу. Обычно эти мальчики старательно избегают любого дискомфорта. У других мужиков они вызывают презрительные усмешки, иногда даже прямую агрессию, поэтому стараются отираться возле старших женщин, эти не прогонят, возьмут под крыло. И «большухи» не обманывают ожидания, терпят, подкармливают, прощают… До поры до времени.

Так что, эти мальчики не идут учиться, потому что вкалывать не хотят .

Смыслы
Или не видят смысла. Мы забываем, что еще в предыдущем поколении высшее образование было надежнейшим социальным лифтом. А теперь, когда оно поголовно у всех и ничего не значит, совершенно непонятно, зачем и для чего еще пять лет загорать за партой.

Я не говорю о тех молодых людях, которые отлично представляют себе свою будущую специальность, занимаются в разных «Школах юного », ездят в летние мастерские и лагеря. Я о тех детях, для которых эти 4 или 5 лет в вузе просто способ продлить детство . Легальная возможность не выходить на работу, не заморачиваться с квартирой, с добыванием средств.

Тогда мы видим картину «Все равно куда, да здравствует ЕГЭ, из 15 факультетов на один-то точно поступлю». По специальности потом идут работать единицы, 8-10% от выпуска. Остальные или пристраиваются «менеджерами», или перебиваются случайными заработками. Вы знаете, вот честно: иногда я жалею, что статью за тунеядство отменили. Все же, у нашего поколения даже в мыслях не было, что можно не работать.

Этих мотивируем жестко: снимаем с довольствия. Но для этого родители должны быть уверены, что труд – необходимое условие существования. Если вы дадите слабину и позволите совершеннолетнему человеку заниматься поисками себя за ваш счет, этот квест может затянуться на годы. То же самое касается к постоянным сменам вуза. Я бы ограничила варианты «попыткой номер 2». Если во втором университете все так же скучно и неинтересно – добро пожаловать в наш взрослый мир, где платят за конечный результат, а не за процесс. То есть, на работу, на охоту, дрова рубить, воду носить, кашу варить.

Недавно я опять наткнулась на публикацию результатов довольно страшненьких экспериментов над мышами. Вкратце суть его такова: когда огромной популяции млекопитающих были предоставлены абсолютно райские условия жизни (в избытке пища, самки, территория), они сначала начали драться «от скуки», потом среди самцов выделились группы «красивых» — тех, кто не участвовал в выращивании потомства, драках, а все свое время вылизывался, потом мыши перестали размножаться. И вымерли.

Так что, дорогие родители, чтобы ваше чадо было счастливо и здорово, у него должен быть дефицит, и довольно сильный, базовых благ : питания, одежды, игрушек. Только в условиях дефицита молодые особи оживают и начинают бодро бегать по окружающему миру.

Если им не ставить сложных жизненных задач, типа освоения целины, возрождения страны из пепла, как минимум – обеспечения достойной норки для потенциальной подруги, они хиреют, слабеют, начинают тосковать и переключаются на бессмысленное вылизывание шкурки и украшение себя бусинками.

Хороший вариант: перебирает возможности

То, о чем меня, собственно спрашивали: хорошие дети, с высокой познавательной активностью, которые меняют направление своего развития (неожиданно для предков).
Уважаемые предки! Расслабьтесь! Когда ребенок, о котором вы всю жизнь думали, как об одаренном математике, внезапно заявляет, что он собирается поступать в театральный – это ХОРОШО. Это просто прекрасно. Это означает, что подросток ищет себя вовремя, как раз тогда, когда это заложено природой, что он полон энергии и энтузиазма. А лишних знаний не бывает, и если вы уже потратили небольшое состояние на репетиторов по математике, это в любом случае пригодится, не сейчас, так позже.

Давайте я расскажу вам, как сложились карьеры моих первых учеников, которым в этом году исполнилось 30 лет.

Моя любимица Туська окончила геологический факультет МГУ (как её родители и дедушки-бабушки), какое-то время поработала в конторе, дико затосковала, пыталась делать свой бизнес «Проводим праздники и свадьбы», в результате уехала заграницу и работает снова по специальности. Только теперь ей это интересно.

Дрю, медленный и задумчивый художник, за каким-то бесом поперся в авиационный, посередине плюнул и перешел на компьютерный дизайн. Ваяет сайты то из Тайланда, то на Тибете, иногда заезжает на родину. Кажется, счастлив.

Совершенно невозможный Сашка-без тормозов, настоящий, 100% СДВгшник, не поступил никуда, работает на киностудии каким-то техническим специалистом, пузырится рассказами о съемках, может не спать по трое суток, его жизнь расписана как минимум до конца пятилетки.

Старательные девочки-отличницы, с которыми не было никаких проблем в школе, старательно отучились в своих экономических вузах, родили и засели по домам. Заваливают меня фотографиями «Я и дети на фоне нашей виллы в Каннах» (вариант: «Я и дети, мужа нет, валяю из войлока на заказ»). Не работают.

Звезда класса, золотая медалистка, выпускница МГИМО с красным дипломом, Настя постоянно учится, работает вице-президентом американской компании из Топ-10 в мире, не замужем, детей нет, время от времени звонит мне порыдать на эту тему. Чем ей помочь – не знаю.

Видите? Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го . Совсем ничего. 14-17 лет – совсем не то время, когда можно сказать нечто определенное о будущем этого человека. Мы даже не можем понять, гуманитарий он или технарь. Я вам больше скажу, об его интеллектуальном уровне в этом возрасте можно судить только в общем виде, потому что подростковая депрессия и гормональная перестройка сильно снижают когнитивные способности ребенка, при должном лечении (или просто, когда перерастает) тот, кого считали почти дурачком, может всех удивить, только не сейчас, а после 20 лет.

  • Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;
  • Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;
  • Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;
  • Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными. Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.
  • Если прям вот никак не можете выбрать направление – приходите на консультацию в центры профориентации, тесты есть, простые, доступные, тревогу снимают на раз.
  • Добавить в избранное 5

5 комментариев

  • Invesga

    Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять.

  • Сергей Иванов

    Сыну 29 лет,я с его Мамой давно в разводе,но я постоянно дарю ему тепло….живёт в тепличных условиях вдвоем с Мамой,сменил 7 мест работы техника-оператора ПК,но заработок везде маленький,компьютер и смартфон дорогие купил ему сразу,но он только играет и общается по играм Вконтакте,с девушками и парнями не встречается и попросил купить еще более дорогой компьютер и я купил, а когда я сказал что лишу его тепличых условий, так как он не строит свою жизнь, он стал шантажировать что не будет со мной встречаться….как помочь парню избавиться от инфантильности? Какой комплекс у привлекательного и высокого парня?

    • Orla Colgan

      «He строит свою жизнь» — Если Вы о создании семьи, возможно Ваш сын просто боится строить свою жизнь? Потому что боится, что ему тоже придется развестись, как пришлось Вам? И он ждет девушку, которой мог бы довериться до конца жизни, что его не выгонят из семьи, что она его не бросит сама, как Земфира бросила Алеко у Пушкина? Но не уверен ни в ком, в том числе и в себе самом? Или не уверен, что способен обеспечить своей семье достойную жизнь? И ждет условий, как Гуго Карлович Пекторалис у Лескова?
      Попытайтесь с ним поговорить, но очень деликатно и только после того, когда Ваша угроза «лишу его тепличых условий» забудется. Иначе он замкнется и не примет Вашу помощь.

      Если Вы о низком заработке — это его выбор. Если только он не учится и действительно только играет и ни о чем не думает. Тогда просто не надо его финансировать, пусть сам зарабатывает.

  • lena

    Ochen odnostoronie vidi, u kazhdogo individualniy podhod i nelzya vseh pod odnu gribenku, hotya primeri ochen poleznie, i delitsya svoim mneniem polezno

  • Orla Colgan

    Статья непонятно о ком. Уже в 7 лет понятно — пойдет ребенок по гумманитарной или по технической специальности.
    Что ей/ему интереснее — математика, литература или природоведение?
    А что ребенку труднее — написать сочинение или решить задачу?
    Видно же по приготовлению уроков!

    К 7 годам я знала, что писателем и спортсменoм мне не быть. К 9 — что доктором как мама тоже не буду. Но хочу заниматься математикой и электроникой. В 10 пересекли Стикс планы на карьеру музыканта. И с 11 серьезно занялась электроникой (компьютеры стали доступны только в институте, до этого их не видела (были 70-е годы)). И продолжаю заниматься любимой профессией последние 38 лет — электроника, программирование, математика.

    Kак можно дожить до 14-17 лет и не знать хотя бы направления своей профессии — не могу представить!
    Если только ребенка не «последовательно ограничивали» в базовых потребностях — тогда, да, у ребенка просто не было возможности найти любимое дело и остается ему только быть лоботрясом — других возможностей его лишили.
    Поэтому, если ребенок хочет быть ученым или инженером — создайте вместе с ним лабораторию.
    И лаборатория будет расти вместе с ребенком.
    Вплоть до того, если ребенок серьезно хочет быть космонавтом — обеспечьте ему космический корабль. Хотя бы симулятор. Постройте его вместе с ребенком — компьютеры и комплектующие теперь доступны.

    Но не держите ребенка в бедности «последовательно ограничивая» его блага! Покупайте хотя бы книги, детали, инструменты, реактивы, химическую посудy.
    Ужас детства, когда приходилось месяц копить на операционный усилитель или тиристор и подбирать разбитые телевизоры на помойках, чтобы выпаять из них детали помню до сих пор. И не хочу, чтобы это повторилось для любого другого человека.

    > «страшно взрослеть, не прикольно» — а когда бьют в школьном коридоре — не страшно? или, может быть, не иметь возможностей, как у взрослого — это прикольно?
    Страшно быть ребенком, потому что никогда такой агрессии и нищеты, как в детстве — во взрослой жизни не бывает. И взрослые годы на 100% подтвердили эту надежду.
    Но до взрослого возраста, хотя бы до окончания школы надо еще дожить.

    > «Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го.»
    — Ничего, кроме счастья самого ребенка.
    И успеха в профессии. И судьбы таланта. А в остальном и правда, ну совсем ничего.
    И не нужно ждать 20 лет, чтобы другие перестали считать ребенка «почти дурачком». Достаточно в 16-17 вырваться из школы и поступить в институт — на первом же семестре все будет ясно. Труднее перестать считать дурой и сумасшедшей саму себя — это займет несколько лет после школы.
    И поэтому так важен выбор ВУЗа и специальности.

    > «Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;»
    Депрессия зависит не столько от состояния здоровья, сколько от школы. Если на уроках внушают, что ты сволочь и дура, а на переменах бьют — депрессия или социофобия развивается и при нормальном здоровье. До конца избавиться от этого не удалось и за 30 лет после школы. И это — первая причина вредности следующего пункта:

    > «Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;»
    Кроме вышесказаннного, обычная школа ориентирует не на поступление в институт, а на учебу в ПТУ и работу на заводе.
    От поступления в ВУЗ отговаривают — «тебе не поступить — у тебя нет способностей», «ты со странностями, где тебе поступить в ВУЗ», «не умничай».
    Я благодарю Бога, что в моей жизни нашелся человек, который сказал, что не надо поступать в техникум, а надо идти в 9 класс и в институт — вопреки тому, что говорят учителя!
    Но если бы его не было, школа загнала бы меня в техникум, а в институт я бы поступать побоялась.
    Поэтому — вкладывайте все, какие только возможно, средства в образование Вашего ребенка!
    Обеспечьте домашнее обучение или в крайнем случае очень хорошую школу со строгим отбором учащихся. Школу, где нет насилия. Если такая существует. И школу, где не считают, что 60 баллов на ЕГЭ — вполне достаточно.

    > Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;

    Единственный пункт, с которым согласна.

    > Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными.
    > Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.

    Нет! Пожалуйста, нет! Наоборот — сделайте все доступным — дайте ребенку ВОЗМОЖНОСТь заработать!
    Хорошими отметками или помощью по дому — зависит от семьи.
    Но если ребенок живет в условиях дефицита благ, как мы жили при СССР, и не имеет возможности их заработать —
    не удивляйтесь, что ребенок ничего не хочет и ни к чему не стремится. Ему просто отбили желания.
    И не удивляйтесь, если ребенок приносит с помойки вещи, собирает бутылки, моет на перекрестке стекла машин или попрошайничает — это единственная для него возможность получить то, что ему нужно, но чего не дают родители; а на работу не берут по возрасту.

    Хорошо, в случае еды и одежды — сшить с мамой платье, сначала для куклы, а затем и на себя или приготовить обед с бабушкой — это высшее удовольствие в 10 лет!
    Осциллограф себе построила тоже сама. Но есть вещи, которые можно только купить — детали, инструмент, химреактивы, книги. И тут уже полная зависимость от родителей.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

, дядя лучшего в мире племянника

Никак не ожидал от американского кинопроизводителя такого фильма, как «Дневник слабака». Последний фильм, который оставил у меня такое-же по силе впечатление, это германский «Красавчик» — в нем помимо темы любви, взаимоотношений между мужчиной и женщиной , есть интересные моменты детсадовской воспитательной работы с детьми. Тиль Швайгер постарался! (Его дети играли в этом фильме вместе с отцом).

А вот американские фильмы для детей и подростков, которые мне довелось посмотреть, редко оставляют в памяти больше, чем виды сладкой сказочной жизни и сеансов подготовки подрастающего поколения к «Американской мечте». Так что если и смотрю детские фильмы — то они чаще всего советские.

Уверен, что если большинству родителей задать вопрос, какие детские фильмы — советские или американские, они без предварительного отбора дали бы на просмотр своим детям, ответ будет на 100% одинаков.

Вернусь к «Дневнику слабака». Чем же он заслужил мою признательность?

«Дневник слабака» — это комедия, веселая и добрая, что видно сразу же с первых кадров фильма, когда старшенький братишка будит главного героя Грега и убеждает его, что он проспал первый день учебы в средней школе (еще ночь на дворе и сова угукает).

Цель Грега — стать самым популярным в классе, а затем и в мире, таким образом он хочет доказать всем, что он «крутой». По моему мнению, родители Грега упустили из своего внимания этот момент взросления среднего сына, поэтому авторитетом и примером для него стал старший брат Родрик, который явно на воспитание младшего брата не тянет — его методы запугивания делают только хуже.

Мой вывод из этого такой — родители трех сыновей последовательно переключают свое внимание полностью на младших детей, оставляя старших на самостоятельное взросление и самовоспитание (с Родриком, видимо, они были молоды и внимание уделяли преимущественно себе, вот он и вырос хулиганом-юмористом — это неплохо, но вот воспитатель из него никакой). А откуда малыш может узнать, как себя вести в новой, незнакомой обстановке? Например, по средней школе Грег получал советы только от старшего брата, и вопросов родителям не задавал, и они с ним бесед не проводили.

Конечно, в таком отношении к воспитанию детей можно найти огромный плюс, и он, на мой взгляд, покрывает все минусы: дети ищут свой путь, строят свою жизнь самостоятельно, и в этом родительская любовь и забота не является им помехой. Отец Грега реагирует на замеченные им увлечения детей максимально быстро: как только узнал, что Грег записался на борьбу (рестлинг) — тут же купил тренажеры. И вообще, очень хорошо, что не навязывал своего мнения.

А Грег увлекался всем подряд. И хоть его цель была «стать любимцем класса», крутым — неважно, таким образом он искал себя. Вот только не могу понять, почему те вещи, к которым у Грега был просто фееричный талант, никак не были подхвачены и поддержаны ни мамой, ни папой Грега. Вот один из талантов — бросок футбольного мяча (мяч из американского футбола) по движущейся мишени (лучший друг Роули):

Вокал у Грега лучший в средней школе. Скорее всего, лучший во всей школе, потому что учительница театрального искусства при прослушивании почти под потолок взлетела от умиления и счастья (реально очень впечатлило даже меня). Только вот этот талант Грега никем так и не был воспринят серьезно, и, в силу внешнего давления на учительницу, Грегу в школьной постановке пьесы досталась роль дерева. Однако Грег успешно блеснул своим талантом квотербека, мощно закидав яблоками со своих веток вредину, с которой, увы, ему с детского сада приходится расти вместе:

Стремление быть первым, любимцем придает энергии Грегу, но он никак не может понять, почему у него никак не получается быть лучшим? В то же самое время друг Роули, девиз которого «Будь собой», без особого напряжения попадает в эти самые любимцы, вызывая огромную зависть у Грега. К примеру, полет в сугроб, неудачное приземление и сломанная в результате этого рука сделали Роули любимцем класса, а победа в конкурсе комиксов прославила на всю школу. Принцип «Будь собой» работает безупречно!

Несмотря ни на какие разногласия между друзьями, победу одержала крепкая мужская дружба с самого раннего детства — самый главный талант Грега и Роули!

Фильм безусловно очень смешной, приятный к просмотру — семейный. Какие выводы могут сделать для себя молодые родители, посмотрев этот фильм?

Мое мнение таково: важно дать возможность ребенку проявлять ВСЕ его начинания, увлечения — смотреть, к чему у него талант, поддерживать. Однако при этом родители не должны забывать о «золотой середине» в процессе воспитания детей, ни в коем случае не опекать чрезмерно и диктовать собственные волю, желания (возможно, нереализованные в детстве/юности), не навязывать свое видение. Пусть ребенок строит свой мир сам, а родители — только подсказывают, делятся своим мнением, интересуясь мнением ребенка (пусть учится с малых лет на все иметь свою точку зрения), и конечно внимательно следить, помогать малышу, когда он сталкивается с обществом, вообще со всем новым, незнакомым…

Нельзя забывать, что абсолютно ВСЕ дети талантливы и гениальны, просто часто эти таланты не совпадают с нереализованными желаниями родителей и остаются незамеченными.