... Критерий 1 Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. Показатели: * Умение планировать собственную деятельность по работе ... решению проблемы организации работы с одаренными детьми , развитию их творческого потенциала. ...
Сборник методических разработок педагогов разработчиков программ методистов мрц по работе с одаренными детьми по итогам первого года реализации долгосрочной целевой программы «одарённые дети красноярья» на 2011-2013 годы»
Документ... оценок требует умения находить наибольшее и наименьшее значение элементарных функций или их ... использование УМК «Школьного университета». Критерии эффективности по работе со способными (одаренными ) детьми : Высокий уровень познавательного интереса...
Программы обучения преподавателей и специалистов высшего и общего образования по работе с одаренными детьми и подростками в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования
Документ... работы с творчески-одаренными подростками. 2 11 Центр по работе с одаренными детьми и подростками при ЮФУ: новые технологии педагогической деятельности ...
... субъекта ). В основе предлагаемого метода... ответственного за работу с одаренными детьми ). 2.Функции зам. ... - координацию деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка; ... уровня. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов...
Организация работы с одаренными детьми в условиях сельской школы
Документ... субъекта ). В основе предлагаемого метода... ответственного за работу с одаренными детьми ). 2.Функции зам. ... - координацию деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка; ... уровня. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов...
Анализ эффективности работы с одаренными детьми
за 2014-2015 учебный год.
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня.
На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний. "Одаренный ребенок" - это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями.
Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества
Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.
В своей работе я пользуюсь системой, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью развития творческих способностей ребенка, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.
Основная идея данной работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности школы системы. В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях.
1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. На своих уроках я не только закладывают базовые знания по предмету, но и создаю условия для развития и проявления детской одаренности. Основной прием – индивидуальный подход. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий.
2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на занятиях кружков и предметов по выбору. Задействовано более 70% учащихся.
Грамотная организация работы является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
формирует круг общения учащихся с общими интересами;
создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
К концу сентября каждого учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают занятия кружка во внеурочное время. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге в кружке занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований. Задействовано более 50% учащихся.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на внеклассных занятиях выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает занятия кружка и предметов по выбору, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы кружка, творческих студий, проектной деятельности учащихся. Задействовано до 30% учащихся.
5 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, я зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
Данная система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как учителя ИЗО и технологии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
личностно-ориентированного обучения;
информационно – коммуникационные технологии;
технологию исследовательской деятельности;
проблемное обучение.
Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощенно: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.
В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связаным с принципом доступности, посильности обучения. Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их правильно видеть основные особенности ее строения. Поэтому, приступая к какой-то теме, я начинаю ее с лепки, где каждый ребенок может не только увидеть, но и почувствовать, осязать части целого. Зная форму дети приступают к рисунку. Многие после лепки могут сделать это самостоятельно. Далее я подвожу детей к декоративно-прикладному творчеству, применяя рисование на ткани.
В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:
работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми. С этой целью занимаюсь самообразованием, в т.ч. по организации деятельности с творческими и талантливыми детьми, выписываю предметные газеты и журналы, посещаю семинары учителей технологии.
Учитель ИЗО, технологии, черчения: Боргерт А.С.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Условия успешной работы с одаренными детьми
Долганова Елена Александровна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов БОУ СОШ №2 ст. Динской, Краснодарского края
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:
- требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);
- требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");
- требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности). Необходимо менять менталитет педагогов. Сейчас у всех одна модель обучения: дети «сидят правильно», внимательно слушают. Педагоги в большинстве случаев не могут расстаться с этой схемой. Школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений. А учитель должен быть «актером второго плана», просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать, не привлекая к себе внимания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Итак, одной из главных направлений работы учителей начальных классов нашей школы заключается в создании условий для оптимального развития одарённых детей. А в их число мы включаем и тех, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё и не проявилась, и просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Начинается эта работа с организации педагогического и медико-психологического сопровождения учащихся. Школьный психолог обследует первоклассников на школьную зрелость, проводит мониторинг по выявлению способностей детей, выявляет мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, особенностях личностного развития их ребёнка. Исходя из полученных результатов, готовятся рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, проводятся консультации для детей и их родителей.
Компонентами поддержания и сопровождения одарённого ребёнка выступают:
- медико-психологическое сопровождение;
- обучающее производство;
- система дополнительного образования;
- система социализации.
Мы стремимся создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное раскрытие творческого потенциала одарённого ребёнка, стимулировали бы детей к различным видам деятельности.
С этой целью в БОУ СОШ №2 успешно реализуется программа «Работа с одарёнными детьми в начальной школе».
Структура программы:
1. Пояснительная записка (актуальность проблемы, нормативно-правовая база).
2. Цель и задачи.
3. Психолого-педагогическая характеристика одаренности.
4. Принципы и подходы к реализации программы.
5. Основные направления работы.
6. Система мероприятий по реализации программы:
7. Этапы реализации.
8. Планируемые результаты.
7. Система оценивания.
Пояснительная записка.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, научно-практические конференции, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования
Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009, постановление от 21 марта 2007 г. № 172 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»).
Главной целью программы является формирование в БОУ СОШ №2 системы работы с одаренными детьми посредством выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в сфере образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
Как условия достижения обозначенной цели соответственно определяет и основные задачи :
1. Создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;
3. Расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах, научно- практических конференциях в школе, районе, крае и за его пределами.
4. Проведение в школе различных мероприятий с одаренными детьми.
5. Активное использование возможностей внеурочной деятельности и внешкольной работы.
6. Использование перспективных образовательных технологий, форм и средств деятельности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
7. Апробация новых методических решений и приёмов обучения в инновационном процессе изменений и развития образовательного пространства.
8. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
9. Составление школьного банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.
Программа рассчитана на четырехлетний период обучения в начальной школе (1 – 4 классы) и является начальным этапом для последующего продолжения в среднем и старшем звене. Составлена данная программа в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 7-11 лет. Реализация программы представлена в разных направлениях: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.
Психолого-педагогическая характеристика одаренности.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
В психологии одаренность определяется через понятие способности . Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Талант рассматривается как проявление выдающихся способностей, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность –
- Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
- Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
- Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей.
- Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
- Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Высшей же степенью развития таланта является гениальность, которая проявляется в создании качественно новых, уникальных творений, открытии ранее неизведанных путей творчества.
Признаки, отличающие одаренных учеников:
У них отличная память, способность классифицировать информацию.
Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 7 – 11 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.
Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.
Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
Как правило, более активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Критериями выделения видов одарённости являются:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:
Практический – одарённость в ремёслах, спортивная, организационная;
Познавательный – интеллектуальная;
Художественно-эстетический – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная;
Коммуникативный – лидерская;
Духовно-ценностный – создание новых духовных ценностей, служение людям.
2.Степень сформированности.
3.Форма проявлений.
4.Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Принципы и подходы к реализации программы в БОУ СОШ №2:
Концептуальные идеи, которые легли в основу разработанной программы, заключаются в следующем:
Принцип подхода к личности ребенка исходит из признания одаренных детей как особой категории, эффективное развитие которых не может быть осуществлено в рамках традиционного обучения и определяется рядом положений, к которым относятся:
Создание условий для социализации ребенка как субъекта информационного пространства и собственного жизнетворчества;
Подготовка ребенка к плавному, цивилизованному вхождению в широкий мир культуры и воспитание у него навыков освоения совокупного духовного опыта человечества;
Оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки, социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья ребенка, его прав в обществе, воспитание у ребенка гармоничных форм отношения к природе, обществу, самому себе.
Принцип подхода к конструированию содержания образования для обучения одаренных детей заключается в том, что образовательные программы должны быть направлены на самореализацию личности ребенка через осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории. Это может достигаться предоставлением возможностей получения широкого универсального образования в условиях вариативного информационно-образовательного пространства.
Образовательные программы для этой категории учащихся должны предусматривать развитие мыслительных процессов более высокого уровня, психологическое и личностное развитие, формирование у одаренных школьников умения ориентироваться в изменяющемся потоке информации, развитие их исследовательской активности и творческих способностей, побуждение к приобретению новых знаний; совершенствование творческих способностей и способов работы с учебной информацией.
Важным принципом построения программы для одаренных школьников является интеграция , т.е. объединения тем, разделов, проблем, изучаемых в одной или нескольких содержательных областях, на основе установления содержательных связей с выделяемым центром, или содержательным «ядром», обучения.
Это – интегрированнные курсы «Окружающий мир», математика и информатика, обучение грамоте.
Принцип подхода к организации педагогической деятельности и содержанию труда педагога состоит в инновационном характере, обеспечивающим получение объективно и субъективно новых результатов и продуктов в сфере образования, что требует корректировки профессиональной культуры учителя и его ценностных ориентаций, принципиальной смены направленности в методологии и методике работы.
Поэтому в системе реализации программы перед учителем стоят следующие задачи :
Повышение профессионально-личностной квалификации в работе с одаренными детьми, что выражается в наличии следующих компонентов:
Психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
Профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;
Профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту;
Готовность к сотрудничеству в работе с одаренными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений;
Взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование оценок и отметок в качестве побудительного стимула к учению и др.)
Обеспечение через подготовку педагогов к работе с одаренными детьми становления и развития как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации:
Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
Формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
Определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.
Принцип подхода к оценке эффективности системы работы с одаренными детьми заключается в выборе критериев, главными из которых являются качественные изменения в мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах одаренных учащихся, а также позитивных результатах в деятельности образовательной системы.
При организации работы с одарёнными детьми следует:
Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;
Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
Создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;
Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Принципы работы с одарёнными детьми:
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения;
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления работы и система мероприятий по реализации программы:
Перед учителями начальных классов стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.
В рамках программы БОУ СОШ №2 предусматривает реализацию основных направлений работы - развивающего, координационного, информационного, диагностического и кадрового.
Развивающее направление –
а) включает организацию и участие в таких видах деятельности, как олимпиадная, конкурсная, участие в интеллектуальных играх, развивающих практиках, научно- практических конференциях и т. п. (школьного, муниципального, регионального, федерального, международного уровней);
Б) формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение и т.п. (реализации данного направления способствует также педагогическая технология развития критического мышления, которую учителя начальных классов активно используют в своей работе);
в) предполагает активное приобщение способных детей к учебной исследовательской и проектно – исследовательской деятельности, цель которой - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Актуализация личностного развития учащегося, способствующая формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Использование активных форм обучения;
Организация практической работы;
Применение развивающих педагогических и ИКТ-технологий;
Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований, конференций позволяющих ребёнку проявить свои способности;
Планирование, проведение и участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, развивающих практиках и т. п.;
Посещение музыкальных, художественных, спортивных школ, клубов, секций, занятий по интересам.
В работе с одаренными детьми важно :
Создать ситуацию продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующую гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
Стремиться избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведения ребёнка на пьедестал, подчёркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звёздностью»;
Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
В рамках данного направления предполагается:
Планирование в годовом плане ШМО учителей начальных классов отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена;
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
В рамках данного направления предполагается:
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс;
Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества;
Участие в семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми (результаты диагностики, образцы заданий, итоги олимпиад и т.д.);
Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
В рамках данного направления предполагается:
Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:
- знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;
- периодический сбор сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников;
- понимание особенностей развития одарённого ребёнка;
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
- сбор банка данных по одарённым детям;
- определение критериев эффективности работы;
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка.
Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
В рамках данного направления предполагается:
Обучение на курсах повышения квалификации;
Научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);
Проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
Проведение «Мастер-классов», творческих отчётов учителей;
Проведение проблемных семинаров по данному направлению.
Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Направления работы. | Виды и формы деятельности . |
|
Урочное | Решение частично-поисковых задач разного уровня; Выполнение творческих работ; Проблемно-развивающее обучение; Работа в малых группах; Проектно-исследовательская деятельность; Игровые технологии (деловые игры и путешествия); Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); Задания творческого и нестандартного характера;
Интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; Задания с отсроченным вопросом; Интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; Задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); Задания для развития познавательной активности; Задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация); Задания на выявление причинно-следственных связей; Задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность; Подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира, Кубановедения и др.; Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе. |
|
Внеурочное | Сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио); Подготовка и участие в календарных и тематических праздниках; Участие в классных, школьных, районных предметных олимпиадах; Участие в школьной и районной научно-практических конференциях; Участие в конкурсах чтецов; Проведение выставок детских работ, ярмарок талантов; Подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов; Подготовка и выпуск стенгазет, конкурсы дизайнерских проектов; Литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки); Подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы; Участие в школьной художественной самодеятельности |
|
Внешкольное | расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования: Музыкальные школы; Спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, футбол, легкая атлетика, теннис, шахматы); Художественные школы; Хоровые студии; Детские клубы, ЦВР; Участие во всероссийской олимпиаде школьников для учащихся 2-4 классов; Общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»; Международном конкурсе «Золотое руно»; Международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 кл.); Всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ». |
Данная Программа включает несколько этапов реализации.
Организационный этап – включает в себя разработку системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.
Цель диагностических процедур по выявлению способных детей – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы.
Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется, участие в районных, краевых, международных олимпиадах и конкурсах, конференциях, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Переходный этап – подведение итогов перед переходом в среднее звено школы. Предполагается проводить ежегодный контроль и анализ реализации программы, определять проблемы, возникшие в ходе реализации программы и составлять план для дальнейшей работы в этом направлении.
Планируемые результаты реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
Сформировать систему работы с одарёнными детьми;
Создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
Совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
Сформировать банк данных «Одарённые дети».
Планируемые результаты работы с одаренными детьми:
Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
Призовые места или дипломы в районных и краевых олимпиадах, НПК;
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Развитие творческого и логического мышления учащихся.
Модель одаренного ребенка:
Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
Личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Система оценивания.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.
Одним из таких методов является тестирование . Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
Наряду с тестированием будут учитываться результаты участия в школьных, районных, краевых и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.
Составление рейтинг а учащихся в различных номинациях, таких как: активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной и т.д.)
Мониторинг результативности работы с учащимися :
Педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
Изучение структуры интеллекта;
Отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения;
Отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);
Отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в учебной деятельности.
Реализация программы «Одаренные дети» в БОУ СОШ №2 позволит увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий, для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности, повысить качество подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми.
«Виды моделей данных» - Имитационное моделирование. Наглядные пособия. Классификация моделей. Информационные модели. Одномоментный срез. Цель моделирования. Вопросы для обсуждения. Кружки. Модели. Погода. Табличные модели. Элементы системы. Этапы моделирования. Системы. Граф. Объект. Моделирование в Интернет. Классификация.
«Математическая модель» - Процесс мат. моделирования. Абсолютная погрешность – разность между истинным значением числа и приближенным. 3. Погрешности метода. Проведение математического исследования. Численные методы. Физическая модель. Математическая модель. При решении научно-технических задач в основном используются вещественные числа.
«Принципы построения математических моделей» - Устойчивость состояния равновесия. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Варианты. Конкурентное ингибирование. Наклон прямой. Сила катализа. Ферментативная реакция. Концентрация фермент-субстратного комплекса. Объем культиватора. Графическое выражение. Сравнение конкурентного и неконкурентного ингибитора. Скорость роста микроорганизмов.
«Формы представления моделей» - Схема второго этажа. Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Описание модели с помощью формального языка. Компьютерная программа. Иерархическая модель. Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей. Чертежи домов. Блок – схема алгоритма.
«Имитационные модели» - Этапы микроимитации. Проблемы в микроимитации. Имитация других событий. Метод Монте-Карло. Изучение влияния образования на уровень рождаемости. Имитация изменений состава домохозяйства. «Балансирование» числа событий в процессе имитации. Имитационные модели. Демографические модели. Имитационные модели рождаемости.
«Виды моделей» - Модель также может быть НЕ АДЕКВАТНОЙ. Моделирование - процесс создания и использования моделей. Модели моделирование. 3. Моделирование. Немасштабные: кукла; детский рисунок. Вставить клип!!! 9. Виды моделей по отраслям знаний. 1. Основные понятия. 7. Виды моделей в зависимости от времени. 4. Адекватность моделей.
Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми.
Номинант Национальной премии в области литературы «Поэт года-2014».
Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) Дзержинского района города Новосибирска.
Телефон: 267-86-10, 267-68-01.
На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей.
Академическая одаренность (высокая способность к учению и обучению).
Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная память, легкое и быстрое усвоение материала.
Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.
Художественная одаренность.
Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.
Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).
Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.
Психомоторная одаренность (спортивная).
Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.
Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида. Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.
Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:
Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.
Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.
Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.
Имеет развитое чувство юмора.
Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.
Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.
Преимущественно умеет сглаживать конфликты, тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.
Любит поисковую и исследовательскую работу.
Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.
В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.
Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.
Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные определения. Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости.
О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.
Критерии развития детской художественной одарённости:
1. Эстетическое отношение к действительности. | |||
Восприятие действительности, степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона. | |||
Преобладание безоценочно-описательных характеристик | |||
Преобладание эмоционально-оценочных характеристик | |||
Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины) |
2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей |
|
Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей |
|
Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки |
|
Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам |
Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.
3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.
4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.
5. Творческая инициатива.
6. Оригинальность замыслов и образов.
7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).
8. Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.
Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.
На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:
Подражательный – уровень воспроизведения подобного.
Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.
Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.
В работе руководителя определяются два этапа:
а) диагностика одаренности;
б) развитие одаренности.
На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников – победителей районных, городских Всероссийских и Международных литературно-исторических конкурсов.
Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную степень одаренности. Дальнейшая работа строится по индивидуальному принципу, но обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).
Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас» Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается литературно-художественный альманах «Пегас» с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать. В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван, Бармина Алена, Дозорова Анастасия и Чугаев Алексей стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».
Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов получили:
Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса, посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».
В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.
В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием литературно одаренных учащихся нашей школы:
Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом
Еленой Александровной Волковой.
Литература
Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.
Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.
Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.
МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус),