Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:
1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).
2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).
Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).
ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.
Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).
Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:
1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.
2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).
3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.
Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».
Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.
Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).
ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.
Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.
Понятие духовной деятельности
- моральные;
- этические;
- религиозные;
- художественные.
Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:
- материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
- общественные ― первостепенные для бытования социума;
- духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.
Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.
Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.
Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.
Основные формы морального функционирования
Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:
- словесных сочинений и ученых трактатов;
- шедевров скульптуры и архитектуры;
- и живописных творений;
- кинофильмов и телепередач.
Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.
Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.
Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
- экономики;
- политики;
- общественной жизни.
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
Духовное развитие на основе практик
Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.
Безопасность самосознания
Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.
Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.
Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.
Духовный мир человека.
Самопознание.
Вопросы: 3, 4,6
Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:
- Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений)
- Духовно-практическая - сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат – изменение сознания людей.
Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство – это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.
Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.
Важной особенностью духовного производства состоит в том что – его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.
Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия – рост духовной культуры людей.
После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).
При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.
Духовные потребности – в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.
Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.
В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.
Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.
Вторая особенность : процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.
Таким образом, духовное потребление – особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.
В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».
Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).
Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.
Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?
Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.
Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.
О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)
Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.
Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».
Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).
Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».
Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.
Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.
Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.
Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?
Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.
Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:
В схеме обозначены связи, требующие пояснения:
1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.
3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.
4, 5. Производство и распространение духовных ценностей
рождает новые духовные потребности.
6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.
А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).
Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.
Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».
Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).
Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.
1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.
2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.
3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.
Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.