Лицо

Проблема отчужденных в школьном коллективе. Исследование различных видов отчуждения в подростковом возрасте. Ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива.

Личностные и деловые отношения между учащимися вспомогательной школы складываются весьма трудно и медленно. Эти дети недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими.

Весьма характерным проявлением в поведении детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что общие интересы коллектива учащимися вспомогательных школ воспринимаются весьма абстрактно.

Детский коллектив складывается с установлением деловых отношений, обусловленных единством целей в совместной деятельности учащихся. Эти отношения А.С. Макаренко называл “ответственной зависимостью” и рассматривал их как наиболее характерные. Без них влияние коллектива на личность невозможно.

В формировании коллектива учащихся школы VIII вида одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик вспомогательной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения.

Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его личный учебный труд носит общественный характер, что его успехи небезразличны для его товарищей. Большое значение в развитии личности и коллектива имеет правильная организация взаимопомощи.

В учебном труде это сначала могут быть простейшие формы, такие, как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно в силу недостаточной сформированности соответствующих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети.

По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности – в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности. Зачастую общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане.

Если жизнь в рамках класса строго регламентирована и заорганизована, детям становятся неинтересны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности.

Часть детей, которые имеют более глубокое поражение коры головного мозга, не проявляют интересы к окружающему их миру. Коллектив таких детей развивается гораздо медленнее, и его потенциальные возможности остаются нераскрытыми.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки только той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

В школе VIII вида имеются разновозрастные детские коллективы, особенно во внеурочное время. В разновозрастном отряде учащиеся попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более умелыми, более опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости “перестраивать” себя. В постоянном общении с младшими более старшие дети удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы. В разновозрастном коллективе имеется больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости.

Взаимосвязь и взаимопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходимость. В нем, по словам А.С.Макаренко, создается “удивительные отношения”, “нежные нюансы” товарищества.

В группе учащихся 1 класса школы VIII вида уже происходит дифференциация на наиболее популярных, предпочитаемых и изолированных. Такое положение ребенка в коллективе напрямую зависит от оценки учителя.

Во 2 классе происходит разделение деловых и личных взаимоотношений.

Ученики 1-3 классов вспомогательной школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет.

Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый).

Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость. Предпочтение моральным качествам учеников отдается в тех классах, где лучше поставлена воспитательная работа.

К 4 классу школы VIII вида межличностные отношения приобретают диффузный характер, а именно: в таком коллективе часто вообще нет самых мобильных. Поэтому 4 класс – это переломный этап формирования межличностных отношений учащихся вспомогательной школы.

В 5 классе вновь усиливается избирательное отношение друг к другу. К 4-5 классу учащиеся начинают осознавать и правильно оценивать свое положение в коллективе.

В 5-7 классах более четко появляется разделение коллектива в зависимости от симпатии и антипатии, при этом количество учеников, попавших в группы, занимаемые самые неблагоприятные положения, более многочисленно, чем в массовой школе.

Так как у учащихся школы VIII вида еще не сформировано умение тонко дифференцировать личностные качества своих сверстников, они дают популярные оценки – хороший, плохой.

Учащиеся старших классов более осознают мотив выбора товарища, чем младшие. Они готовы простить своему товарищу физический недостаток, если черты характера привлекательны. В старших классах достижению высокого положения мешают драчливость, лень, грубость и другие негативные качества. Старшеклассники отдают предпочтение мотивам морального порядка. Следовательно, учитель может положительно влиять на формирование личности учащегося через коллектив.

1.2 Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе

Под взаимоотношениями мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

Отрочество, подростковый возраст - период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако общество жестоко инициирует его.

Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он ещё не вполне сформировался как гражданин; иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.

Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для подростка конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связанно с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми в той или иной ситуации случайно или неслучайно оказались в контакте. Именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.

Ведь если сопоставить силу общества, всех общественных институтов со всеми их возможностями с уголовным миром, то станет ясно, что такое сопоставление всерьёз даже и нельзя сделать - настолько это несравнимые величины. И, тем не менее в сознании отдельных подростков конкретная уголовная группа оказывается сильнее, личностно значимее, чем общество.

Многие подростки оказываются членами уголовных групп против своей воли и желания, и отсюда ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и «плохо».

Недостаточная способность к восприятию себя членом коллектива, общества сказывается преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят перед воспитателем сложные задачи. Ему надо знать, в какие неофициальные микрогруппы (в классе, вне школы) включен подросток, какую направленность,(социально отрицательную, социально положительную) и какие ценности имеет данная группа, какая группа для подростка является референтной (образцом на который он ориентируется), кто является вожаком группы и какую роль в ней играет он сам.

Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. Поэтому педагогические мероприятия могут быть действенными только при учёте первичного круга общения подростков в малых неофициальных группах. В группах возникают своеобразные социально – психологические феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

Подражает подросток чаще всего своему более колоритному или «удачливому» сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).

Таким образом, группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными.

Группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

Поэтому рациональное воспитание подростка обязывает воспитателя знать те реальные взаимоотношения, которые складываются у подростка в неофициальных и официальных (секциях, кружках по интересам и т. д.) группах сверстников. Взаимоотношения в группах старших подростков усложняется не только по содержанию и формам удовлетворения ранее имевшихся потребностей, но и в связи с включением их во взаимоотношения с противоположным полом, в связи с чем развиваются специфические поло – возрастные поведенческие реакции. Формирующиеся половые влечения, как правило, порождает ряд трудных для подростка задач, и, в частности, усложняется общение.


По которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.) Глава II. Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе 2.1 Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется...

И то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений. Заключение На основании изложенного материала можно сделать вывод, что межличностные отношения подростка с взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы...





Дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2. Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 ...

В нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилакти­ки проблем подростков. Эта работа должна предусматри­вать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место...

Вводное упражнение

Выберете один из уровней образования (дошкольное, общее, среднее специальное, высшее, профессиональная переподготовка) и подберите как можно больше ситуаций, при которых обучающийся мог бы оказаться в числе отчужденных от обучения. После этого определите (в %) вероятность того, что эта ситуация может произойти с любым из тех, кто обучается на этом уровне. После этого попробуйте определить возможные пути минимизации риска.

Самые важные темы этого занятия:

    междисциплинарный подход к пониманию эксклюзии и инклюзии;

    критерии определения эксклюзии.

Самый важный вопрос данного занятия – какое понимание эксклюзии требуется российскому образованию, каков вклад каждой из наук в формирование представления об эксклюзии и путях ее преодоления.

План-конспект лекции:

Различные подходы к описанию эксклюзии в современной России (экономический, социологический, политико-правовой, психологический, междисциплинарный)

Экономическое понимание социальной эксклюзии прошло длительный путь от примитивного отождествления бедности и эксклюзии к установлению сложной взаимосвязи между занятостью, доходом и социальной активностью человека. Этот подход сложился в понимании эксклюзии и путей инклюзии одним из первых.

Ранее экономическое определение социальной эксклюзии, «…недостаток материальных средств и неспособность успешно участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, а также, по ряду характеристик отчуждение и дистанцирование от основного хода общественной жизни», по сути, ставило знак равенства между эксклюзией и материальной несостоятельностью, а бедность определялась ведущей причиной эксклюзии. При этом здравый смысл подсказывает, что социальная изоляция необязательно бывает обусловлена исключительно бедностью. Тем не менее, нельзя отрицать и отсутствие связи между эксклюзией человека из общества и уровнем его достатка.

Борьба с бедностью в рамках раннего экономического подхода становится основой программ социальной инклюзии.

Вопрос: Считаете ли Вы, что экономической помощи достаточно для решения проблемы эксклюзии в современной России? Обоснуйте свою точку зрения. Используйте текст Ф.М. Бородкина для обоснования не тождественности понятий «бедность» и «эксклюзия».

Опыт показывает, что даже очень хорошо организованные и успешные программы преодоления бедности, как, например, программа адресной помощи в Великобритании, основанная на принципе оценки бюджета семьи и удовлетворения потребностей, не позволяет преодолеть эксклюзиию бедной части населения из общества. Более того, даже хорошо организованная экономическая помощь становится дополнительным фактором эксклюзии людей из общественной жизни. С одной стороны, факт экономической помощи становится причиной дополнительной стигматизации бедных слоев населения. Так, многие аналитики полагают, что беспрецедентный рост адресной помощи в Великобритании за последние 15 лет породил новые формы эксклюзии и стигматизации. С другой стороны, экономическая помощь препятствует проявлению большей самостоятельности нуждающихся в поиске путей решения их проблем. Эти два аспекта: стигматизация и иждивенческая позиция, питают друг друга.

Вопрос: Какое значение имеет недостаток материальных ресурсов в современной системе образования? Как должно изменится финансирование системы образования для того, чтобы проблема отчуждения учащихся от обучения разрешалась? В каких сферах, кроме образования, должны произойти изменения финансирования для того, чтобы те, кто учатся, не были отчуждены от обучения?

Решение проблемы бедности не помогает решить проблему эксклюзии в семьях с ребенком, имеющим особые потребности. Наследственность и психосоциальная история развития, которые могут вызывать эксклюзию, не компенсируются увеличением дохода семьи за счет пособия. Более того, семья начинает испытывать давление со стороны окружающих, которые, оставаясь нетерпимыми к проблеме особого ребенка, не понимают, почему родители ребенка-инвалида получают такую большую социальную помощь.

Итак, низкий доход еще не показатель социальной эксклюзии, а денежной помощи недостаточно для включения человека в общественную жизнь. Современный экономический подход к проблеме социальной эксклюзии основывается на оценке трудовых доходов человека. Профессиональная занятость – это основной путь получения дохода, высокого социального статуса и признания в либеральном капиталистическом обществе. Соответственно, безработица – это тот пробел в социальной позиции, который представляется основным препятствием для инклюзии человека в общество. Основной стратегией преодоления проблем эксклюзии, в том числе и эксклюзии из образования, признается обеспечение постоянной занятости родителей.

Вопрос: Каким образом современный экономический подход, который подчеркивает значение занятости, может влиять на проблему эксклюзии из образования?

Современный экономический подход основывается на том, что одни виды эксклюзии теснее связаны с уровнем дохода, чем другие. Так, отмечается, что эксклюзия детей из-за недоступности популярных детских развлечений и модной одежды, которая связана с неформальной спонтанной социализацией детей в подростковом возрасте, теснее связана с доходом семьи, чем, например, эксклюзия из-за неадекватного поведения и академической неуспешности.

Развитие экономического подхода обусловлено преобразованием точки зрения на источник бедности. Современные исследователи выделяют четыре основных подхода дляобъяснения бедности:

    индивид – бедность как результат лени, неадекватности, нарушений развития, того, что люди не планируют жизнь (например, заводят детей в сложные периоды жизни), бросают работу и т.д.;

    семья – обучение, воспитание, происхождение работают на воспроизведение бедности; возникает так называемый цикл депривации;

    субкультура – образец поведения, но заимствованный не только и не столько в семье, сколько в культуре («совок» - тот, кто не хочет меняться к лучшему, но хочет жить не хуже других), культура бедности;

    структура – продукт общества, социальных отношений (социальное разделение, класс, статус, власть).

Образование в контексте современного экономического подхода становится ресурсом для трудоустройства людей, имеющих высокий риск быть отчужденным от социальной жизни. Взаимосвязь образования и сферы занятости стоит в центре внимания новейших экономических теорий (Anthony Atkinson, John Hills, Stephen Machin и др.).

Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали современное состояние проблемы преемственности образования и сферы занятости в России? Чем является этот показатель на данный момент, фактором эксклюзии или инклюзии?

Социологический подход направлен на выделение и описание групп риска с точки зрения количественных и качественных показателей. Суть социологического подхода состоит в том, чтобы посредством выделения групп риска и наблюдения за их динамикой изучать изменение ситуации, определять наиболее актуальные (болевые) точки негативных социальных процессов. Социологический подход направлен на оценку масштаба распространения социальной проблемы. Косвенно социологический подход опирается на анализ влияния общественных и культурных норм на представленность социальных проблем. Поэтому критерии распознавания и оценки социальных проблем представлены как комплексные показатели.

Вопрос: В большинстве зарубежных стран основными группами отчужденных от образования людей становятся дети и взрослые с особыми потребностями, дети и взрослые со сложным поведением (в том числе, и с девиантным, т.е. правонарушители), дети и взрослые из группы экономически неблагополучных семей. Подходит ли эта классификация основных групп риска для России? Достаточно ли такого подхода для выделения групп риска и планирования инклюзии?

Социологический подход выдвигает совокупность показателей, по которым может быть определен факт эксклюзии. К таким критериям, в первую очередь, относят качество жизни, многообразие связей в ближайшем и близком социальном окружении, ресурсы и ограничения, которые характеризуют ситуацию человека. Например, было выделено пять основных критериев формальной оценки эксклюзии ребенка:

    сочетание домохозяйств на одной территории (доля семей с одним родителем, одиноких людей, пенсионеров; все, что составляет ресурсы или ограничения жизни ребенка в микросообществе);

    доход домохозяйств (20% самых обеспеченных и 20% самых бедных домохозяйств среди всех проживающих на территории);

    сочетание людей и домохозяйств разных этничностей и национальностей (удаленность от традиционной национальной культуры и обычаев);

    участие в обществе (измеряется по доходу человека и отчисляемым налогам);

    коммунальные условия (вид владения жильем, плотность жилья, смена мест проживания).

Выделение этих критериев имело значение для определения бытовых, повседневных признаков эксклюзии человека из общества.

Попробуйте конкретизировать эти критерии относительно ситуации в вашем регионе – какова должна быть доля неполных семей, сочетания людей разных национальностей и т.д., чтобы ситуация становилась критической.

Также были выделены социо-географические характеристики эксклюзии. Наиболее высокий риск эксклюзии присутствует в крупных городах, население которых превышает 100 тыс. Соединение экономического и социологического подхода позволило сравнить связь эксклюзии и дохода в городе и селе. Было определено, что низкий доход становится причиной эксклюзии в городе гораздо чаще, чем в сельской местности.

Несмотря на существенные различия экономического и социологического подходов, они имеют общую черту – сосредоточенность на самом явлении исключения людей из общественной жизни, аспектах общественной жизни, из которых исключаются люди – на образовании, здравоохранении, труде, социальном обеспечении. Этот фокус исследования имеет свои плюсы и минусы. К несомненным плюсам можно отнести подробное и всестороннее описание социальной реальности; к минусам - явно описательный характер, сложность в определении причин социальных проблем и, следовательно, путей их преодоления.

Основу политико-правового подхода к эксклюзии составляет различение вклада левой (социал-демократической) и правой (либеральной) идеологий в понимании источников существования проблем и путей их решения. Либеральная традиция сосредоточена на гражданских правах (личная неприкосновенность, свобода совести, слова, передвижения, политического выбора и т.д.), а социал-демократическая – на социальных правах, и в первую очередь, праве на труд. В либеральной традиции политическая инклюзия – это в первую очередь, получение доступа к участию в принятии решений. В социал-демократической традиции инклюзия означает возможность выбора пути обеспечения своих социальных прав.

Разумеется, между крайними точками есть пространство умеренного выражения идеологических установок. Кроме того, все больше в практику проникает отношение к идеологии как технологии решения социальной проблемы. Этот подход получил название «смешанный тип благосостояния» (mix welfare state). В основе подхода находится идея невозможности следовать одному идеологическому профилю в решении всех социальных проблем: одни проблемы решаются в рамках про-государственного профиля, а другие – более либеральными приемами. Установка на обеспечение различных групп прав приводит к вариативным технологиям их обеспечения. Однако отдельный специалист или служба не могут реализовать такой смешанный подход, поэтому любой представитель социальной сферы так или иначе занимает левый или правый профиль в понимании проблем и путей их решения. В Таблице 2.1 приведено сравнение «правого» и «левого» понимания эксклюзии и инклюзии.

Таблица 2.1 Сравнение понимания проблемы эксклюзии в разных идеологиях

Общая характеристика

Эксклюзия - инклюзия

Либеральный подход (правый, анти-коллективистский)

Сосредоточенность на правах индивида и его личных свободах;

Подчеркивание роли индивида и государства в осуществлении прав, принцип индивидуальной ответственности (зависимости поведения и жизни человека от него самого себя)

Социальная эксклюзия - неосуществление или ограничение гражданских и политических прав.

Причина эксклюзии – ущемление права участвовать в общественной жизни

Социал-демократический подход (левый, коллективистский)

Сосредоточенность на гражданских правах, таких как право на труд, образование, жилье, здравоохранение и т.д.;

Подчеркивание роли общества в решении социальных проблем, принцип разделенной ответственности за тех, кто слабее, преемственности социальной ответственности

Социальная эксклюзия - неосуществление или ограничение социальных прав;

Причина эксклюзии – в недостаточной активности общества по включению людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь;

Инклюзия направлена на наделение человека способностью реализовывать свои социальные права

Вопрос: Как бы Вы определили, какой идеологический «профиль» реализуется в России в данный момент? Как общеполитический курс развития влияет на проблему эксклюзии из образования? Попробуйте сравнить специфику эксклюзии из образования в советский период и сейчас. Какое значение имеет опыт либеральных реформ? Как появившиеся современные институты образования, такие как экстернаты, частные детские сады, школы, Вузы, влияют на проблему эксклюзии? Как могут повлиять на проблему эксклюзии такие нововведения как ваучер на высшее образование, Единый государственный экзамен, развитие частного образования?

Политико-правовой подход определяет основные различия в стратегиях и техниках решения социальных проблем. Так, психосоциальная помощь (консультирование, тренинги, содействие личностному росту) вписывается в либеральную модель, а радикальные технологии (общественные движения, социальные акции, активизация микросообществ, сети адвокации) в социал-демократическую. Политико-правовой подход играет особую роль для профессиональной рефлексии специалистов социальной сферы. Выбор специалистом методик работы обоснован социально-политическим самоопределением и потребностями социальной сферы в данный момент. Одним из требований к профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, будь то учитель, социальный работник, правозащитник, является его политическое самоопределение.

Вопрос: Определите, каково Ваше идеологическое самоопределение. Как оно влияет на выбор технологий выполнения профессиональных задач, в том числе, и относительно проблем эксклюзии?

Идеологическая подоплека проблемы инклюзии состоит и в том, что часто возможность введения и распространения интегрированного обучения требует таких мер, как ваучеризация образования или многоканальное финансирование учреждений образования, т.е. тех мер, которые характерны для либерализации сферы образования. В то же время сама идея инклюзии по преимуществу имеет «левый» идеологический контекст, т.е. инклюзия направлена на предоставление всем равных возможностей в реализации своих социальных прав.

Психолого-педагогический подход к проблеме эксклюзии – один из самых распространенных в российском образовании. Психологический подход может быть направлен на анализ поведения тех, кто дискриминирует, отчуждает, проявляет нетерпимость, и тех, кого дискриминируют, отвергают, к кому относятся нетерпимо. Сбалансированный психологический подход должен быть в равной степени обращен и к тем, кто проявляет негуманное поведение, и к тем, кто становится его жертвой. В противном случае психология оказывается либо инвалидизирующей (если в фокусе только поведение специалистов) или дискриминационной по сути (если в центре исследования – только «жертвы» - ученики и родители).

Вопрос: Как Вы считаете, насколько от учителя зависит формирование атмосферы терпимого и доброжелательного отношения в коллективе обучающихся? Что может и чего не может сделать преподаватель для поддержки инклюзивного отношения?

Одно из психологических объяснений эксклюзии фокусируется на проблеме предубеждения и стереотипов отношения к Другому. Присущие природе человека страх перед «ущербными» и «другими», готовность избежать контакта с тем, кто нуждается в длительной помощи (без особой надежды на то, что это приблизит человека к «нашим» нормам), являются довольно мощными факторами эксклюзии, дискриминации и нетерпимого отношения. Такие технологии как наделение клиента властью над собственной жизнью (empowerment), социальная практика, основанная на силах человека (strength-based social work) основываются на преобразовании сознания специалистов социальной сферы и тех, кто к ним обращается.

Вопрос: Попробуйте определить границы своей терпимости: перечислите как можно больше категорий людей, которые не получают хорошего образования, и подумайте, хотели бы Вы, чтобы ваши дети (дети близких вам людей) обучались вместе с детьми, у которых неблагополучная семья, детьми, имеющими проблемы с психическим развитием, детьми, совершившими правонарушение, детьми другой национальности и т.д. Как вы считаете, проявляются ли ваши установки в профессиональной деятельности? Как вы работаете над своими установками?

Развитие парадигм современной психологии как нельзя лучше отвечает задаче исследования дискриминации и разработке путей анти-дискриминационной практики. Прежняя, классическая психология, которая основывалась на понимании общества и его требований как объективной реальности, закрепленной в нормах и неформальных правилах повседневной жизни, уступила место другому пониманию роли социальных рамок. За последние десятилетия распространение получило направление так называемого радикального гуманизма, цель которого - формирование приемов контроля над собственным мышлением и поведением, понимание того, что происходит, в чем источник проблемы. Если для классической психологии и даже традиционной гуманистической психологии вопрос состоял в том, где источник проблемы – в человеке или людях, его окружающих, то радикальный подход подчеркнул неразрывную взаимосвязь социально-политического источника проблемы и влияния проблемы на повседневную жизнь человека.

Вопрос: Разделяете ли Вы такую точку зрения на роль психологии в решении проблем эксклюзии, как это сформулировано в радикальном гуманизме? Как Вам кажется, почему в России в психологической науке продолжает доминировать «нормативный» подход, а радикальный гуманизм так мало распространен?

Первоначально радикальный подход рассматривал психологию одним из инструментов давления общества и класса имущих на неимущих. Многие исследователи показали как психологическое знание, а главное, предлагаемые технологии преодоления дискриминации обеспечивают реализацию про-либеральной идеологии на уровне конкретного человека. Однако интенсивное заимствование психологией приемов концепции конструирования социального знания, ряда феминистских теорий позволило пересмотреть роль этой науки в понимании дискриминации и путей ее преодоления.

Психологический подход существенно продвинулся в разработке вопроса дискриминации, поскольку были найдены серьезные контраргументы против классической концепции равенства. С периода Нового времени и развития философии Просвещения утвердилось положение о том, что неравенство между людьми обусловлено не различиями в их способностях и возможностях, но неодинаковым доступом к благам. Этот подход, получивший название «нейтральный к дискриминации», стал сейчас одним из самых сильных аргументов против проведения специальных программ помощи пожилым, женщинам и инвалидам. Психологическая наука оспаривает данную точку зрения. Для того чтобы дискриминации не было, мало предоставить одинаковые возможности – к такому выводу приходят психологи, которые анализируют формулировки законов и результаты социальных программ. Важно выявлять уязвимые места, которые могут приводить к уменьшению социальной мобильности человека, а следовательно, к возрастанию риска его дискриминации.

Вопрос: Считаете ли Вы необходимым условием инклюзии принятие самим человеком, имеющим те или иные проблемы, свои возможностей и ограничений? Насколько важно для инклюзии, чтобы человек с ограниченными возможностями имел адекватную самооценку?

Наиболее полное воплощение психологический подход к социальным проблемам и путям их решения получил в теории идентичности. Идентичность является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии как для тех, кто находится в группе риска быть отчужденным, так и для тех, кто может участвовать в отвержении. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни принцип равноправия полов, не инвалидизировать человека другого пола по тому или иному признаку. Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны.

Вопрос: В статье Ф.М. Бородкина найдите фрагмент, посвященный концепции идентичности. Согласны ли Вы с точкой зрения автора, а именно, что отношение к чужим как основа эксклюзии заложено самой природой?

В статье Ш. Рамон приводятся данные о коммуникативных предпочтениях детей-инвалидов и их родителей. Чем Вы объясняете противоречивость изложенных позиций? Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, как убеждает опыт развитых стран, специалистам социальной сферы (в том числе, и учителям) необходима специальная направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой. В Таблице 2.2 приведены этапы работы с такими установками.

Таблица 2.2 Преодоление установок на эксклюзию

Этап работы

Пути реализации

Изживание из сознания специалиста дискриминационных установок

Выявление наличия установок, формирование приемов по диагностике их наличия, развитие гибких и вариативных представлений о социальных ролях людей, выработка основ уверенного поведения (противоположности психологическим манипуляциям). Проведение границы между профессиональным и личным восприятием социальной проблемы

Содействие в преодолении стигм в сознании клиента

Выявление взаимосвязи манипуляций, которые реализует человек, и социальных стигм, которыми он оперирует. Проработка негативного опыта, который связан с появлением дискриминационных установок. Преодоление деструктивных чувств (вины, ненависти, тревоги), которые создают питательную среду для дискриминационных установок

Поиск социально обусловленных причин особенностей людей, чьи права ущемляются

Смещение акцента с особенности человека на социальные причины ее возникновения (например, люди с ограниченными возможностями не обладают рядом психологических ресурсов, потому что эти ресурсы никто не развивает)

Побуждение социальных меньшинств к социальной активности, принцип взаимопроникновения политических и личных интересов

Формирование групп самопомощи как для людей с особыми потребностями, так и для их окружения; содействие развитию сети организаций, которые включают объединения людей с особыми потребностями

Вопросы: Просмотрите Таблицу 2.2. На примере одной из проблем, людей с ограниченными возможностями, людей, совершивших правонарушение, людей с недостатком материальных средств, определите пути проработки установок на эксклюзию, т.е. составьте аналогичную таблицу, но относительно одной из проблем.

Исследовательское задание Выберете для выполнения одно из заданий:

Задание 1 : Ниже приведены критерии, которые используются для прямой оценки эксклюзии среди учащихся. Как можно использовать данные критерии для оценки эксклюзии в российской школе? Какие критерии будут более значимыми для наших условий, а какие – нет? Какие критерии следовало бы ввести в эту схему дополнительно? На основе этих критериев разработайте программу оценки эксклюзии в отдельном районе, школе, городе и т.д. По возможности апробируйте ее.

Критерии:

    Количество (доля) детей, не посещающих школу

    Не посещающих вообще

    Посещающих редко (меньше 30% учебного времени)

    Посещающих нерегулярно (от 30% до 55% учебного времени)

    Доля учащихся, которые учатся в особых учреждениях (школы-интернаты для детей с задержкой развития, коррекционные школы, школы в колониях);

    Показатели присутствия в школах детей разной этничности, социо-экономического статуса (сколько детей разных национальностей, разного уровня семейного дохода учатся в одной школе);

    Количество (доля) учащихся, не занимающихся внеклассной деятельностью;

    Количество (доля) детей, не имеющих средств на престижные молодежные развлечения (катание на роликах, посещение концертов модных исполнителей и т.д.);

    Доход семьи ребенка, социальный статус семьи, оценка ее социальной мобильности и социального капитала;

    Количество (доля) детей, вовлеченных в криминальную деятельность и асоциальное поведение;

    Количество детей, которые субъективно оценивают свой статус в школе как статус отверженных.

Задание 2: Исследование, проведенное в Саратовской области в 2002 г. (под руководством проф. Т. Шанина, И. Штейнберга), посвященное, в том числе, вопросам эксклюзии из образования, показало, что для многих специалистов существует некое табу на тему эксклюзии. Ниже приведен фрагмент отчета по этому исследованию:

«Многие респонденты при прямом обсуждении тем эксклюзии, дискриминации, нетерпимости проявляют признаки психологической защиты. В качестве признаков такой защиты можно указать на тот факт, что родители гимназистов, отвечая утвердительно на вопрос о необходимости деления детей по уровням, сами же называют такую точку зрения «фашистской», но не хотят отказаться от нее.

Пафосные установки со стороны респондентов – «все мы братья» (сельская школа), «образование для всех» (городские школы) также дают респондентам возможность уйти от неприятного разговора о том, что «все равны, но есть те, кто равнее».

Открыто тему эксклюзии обсуждали родители детей обычных городских школ. Также опыт эксклюзии ребенка из среды был представлен в отчетах родителей младших классов гимназий и родителей детей из обычных школ. Родители детей старшего возраста из престижных школ не приводят такие примеры. Думается, что ощущение необходимости (скорее даже, справедливости инклюзии в образовании) есть, но допустить его страшно – потому что страшно отдавать ребенка в школу, где он может быть избит, вовлечен в асоциальное поведение, недоучен и т.д.»

Ответьте на вопросы: Как вы считаете, почему педагоги и родители не хотят обсуждать проблему отчуждения части учащихся от полноценного образования? Что будет, если эта ситуация замалчивания, проблема эксклюзии сохранится? Что изменится, если педагоги и родители начнут анализировать проблему эксклюзии? Дайте свою интерпретацию этому явлению, наблюдали ли вы подобное в своей практике.

Прикладное задание В Теме 1 было предложено обсудить роль педагога и его стиля в процессе включения детей в школьную жизнь. В рамках этой темы представляется важным затронуть другой болезненный для современной российской школы аспект образования, непосредственно связанный с эксклюзией и инклюзией, а именно отношения в системе «семья и школа». Можно выделить три точки зрения на роль этого взаимодействия:

    Школа несет ответственность за инклюзию ученика и должна быть сосредоточена на ребенке, а не на его семье;

    Семья несет ответственность за то, как ребенок приспосабливается к условиям школьной жизни;

    Школа и семья могут создать дополнительный ресурс взаимодействия, который поможет инклюзии ребенка в школьную жизнь.

Каждая точка зрения может быть обоснована с той или иной позиции. Попробуйте сделать это в контексте продвижения идей инклюзивного образования.

Для примера представим, что где-то подрастает девочка или мальчик в семье строгих родителей. В доме все время звучат слова «быть хорошей(им)», «слушаться маму и папу», «не расстраивать родителей», «ты ДОЛЖЕН (ДОЛЖНА)».

Главное в такой семье для ребенка что? Конечно же, ХОРОШО УЧИТЬСЯ и СЛУШАТЬСЯ МАМУ и ПАПУ.

Если рассматривать детально: не обязательно учиться на все 5-ки, но, чтобы троек не было, а иной раз, чтобы и четверок не было. А то родители расстроятся. Расстройство родителей представляет из себя что-то вроде этого:

После очередной контрольной, если что-то не так, никто не спросит: «Почему у тебя не получилось? Может, тебе что-то непонятно или просто не интересно это учить? Или, может, ты на что-то отвлекаешься, тебя что-то беспокоит?» Обычно следует вопрос: «Ну, что ты там не написал(а)? Ты что, не можешь нормально выучить?» (Это, конечно, сильно ударяет по самооценке. Из таких детей вырастают, как правило, во всем сомневающиеся дети. Если вы тоже не уверены в себе, рекомендую заказать на сайте «Солнечные руки» книгу Рашида Кирранова «Как стать уверенным в себе за 3 месяца» ).

(Не идет речи о том, чтобы все время «прыгать» над ребенком, сдувать пылинки и преодолевать за него все сложности, через которые он должен пройти сам, делать за него школьные задания и т.п., но интерес к жизни больше формального: «Как в школе?» и попытки понять, в чем все-таки сложность или причина неудачи, вряд ли нанесут вред.)

Возвращаясь к теме, зачастую ребенок теряет интерес к предмету и начинает учить просто «для галочки», чтобы не получить плохую оценку и не ссориться с родителями. В институтах преподаватели о таких случаях говорят: «Максимум знания студента наступает в ночь и утро перед экзаменом, а потом быстро спадает, причем почти до нуля, так как глубоко выучить и отложить в долгосрочную память материал за одну ночь невозможно».

Продолжая о «правильном воспитании», остановимся на свободном личном времени. У современных детишек его, к сожалению, очень мало. Так вот, если возможность передохнуть все-таки выпадает, в свободное время ребенок из «строгой» семьи никак не имеет права играть в игры или заниматься «бесполезным» хобби. Нужно или читать книжку по школьной программе (если все прочитано, то желательно читать вперед), или гулять с родителями (притом бегать и дурачиться нельзя, нужно чинно идти рядом, и ни в коем случае не привлекать к себе лишнего постороннего внимания). На тему важности отдыха рекомендую вам статью автора сайта «Солнечные руки» Ларисы Ким «Отдых - необходимая часть человеческой жизни» .

По мере взросления ребенок часто хочет помочь родителям сделать что-нибудь по дому, поучаствовать в их делах. Конечно, с первого раза не все у малыша получается, девчонки бьют тарелки, мальчишки роняют на пол маленькие винтики и гайки и т.д., и это нормально, общий семейный опыт, призванный смешить, объединять и сплачивать. Но вместо того, чтобы показать, как лучше справиться, родители не редко отодвигают детей в сторону со словами: «Не трогай, а то еще уронишь. Не подходи, а то испортишь. Не лезь, все равно не поймешь, лучше книжку почитай». (К слову, если вы не знаете, что вам почитать, обратите внимание на статью «Хочу порекомендовать книги о любви со смыслом» на сайте «Солнечные руки» )

Если ребенка кто-то обижает, и он приходит домой «надутый», сначала его долго «пытают», а потом оказывается, что не прав всегда он сам, потому как должен быть выше любой обиды и не опускаться до ответной реакции, он же хорошо воспитан. Притом, сплошь и рядом происходит обратное, тех сверстников, кто может дать отпор, пусть даже грубовато, начинают уважать остальные, а его продолжают «тюкать» или же просто перестают замечать.

Теперь поподробнее о школьном коллективе.

Довольно часто среди одноклассников зарождается (не без помощи рекламы и СМИ, конечно) какое-то «повальное увлечение»: игрушки из определенной серии, журналы с наклейками, конструктор, музыкальные композиции известной рок или поп-группы, серия мультиков или фильмов и т.д., вот тут и начинается самое «веселье» для нашего «хорошо воспитанного» малыша или подростка. (На тему воспитания читайте на нашем сайте статью )

Вроде родители правы, мне им особо нечего возразить, только наш человечек постепенно откалывается от коллектива, потому что у него не остается тем для разговоров с одноклассниками. Да и ребята считают его странным, «не от мира сего». Одноклассники встречаются после школы, чтобы обменяться «штучками», а нашего ребенка с собой не зовут. Все логично, ведь у него нет таких «штучек». Но со временем ребята все крепче дружат, ходят всюду вместе, вроде бы и хочется ему присоединиться, а никто уже и не зовет, да и гулять с ними по вечерам нельзя, потому что «это безделье». Никто не виноват, просто так вышло, грустно…

Про мужскую психологию в подростковом возрасте, да и вообще, я писать не берусь. А вот про девчонок напишу.

Перед нами девочка-подросток из такой вот семьи. Что для нее главное? Чему ее учат? Опять-таки хорошо учиться и аккуратно прилично одеваться, неважно, что все одноклассницы выглядят, «как с картинки», начинают разговаривать о косметике или обновках, вместе ходят по магазинам… Модные вещи, туфельки на каблучках и даже простенькие стрижки не для этой девочки (потому что «не аккуратно» и т.д.). Она ходит с косичкой или хвостиком, в строгой одежде темных тонов. Про общение и кокетство с мальчиками и речи идти не может: «это все неприлично», «ты что, вертихвостка?» А девчонки знакомятся с ребятами, ходят на каток, в кино, учатся кокетничать и общаться. Это все опять не для нее, «не прилично», «мало ли какие там ребята, вдруг дурному научат» и т.д., нужно домой, обратно к книжкам, там привычней. Так не сложно окончательно стать белой вороной. (Кокетство - важное качество для представительницы слабого пола. На эту тему рекомендую почитать статью «Что такое кокетство? Кокетничайте, и мужчины будут у ваших ног» на сайте «Солнечные руки» )

В дальнейшем уже молодая женщина совершенно не умеет красиво одеться, краситься, уложить волосы и т.д.. (Хорошо, если есть кому научить, если есть понимание, что это тоже нужно, и терпение научиться всему, а если нет?)

Конечно, не стоит в школьном возрасте накладывать на лицо несколько слоев тонального крема и теней, модная одежда не значит обязательно мини-юбка и кофточка с огромными вырезом, не желательно портить ножки каблуками по 10 см, но все же здорово, когда девочка понимает, что красота женщины важна и нужна, прежде всего, ей самой, развивает вкус, учится правильно подбирать красивую и удобную одежду и обувь, ухаживать за своим телом, заботиться о своем здоровье и т.д.

Не стоит молодой женщине стесняться своей красоты и совсем не следить за собой, потому что «лицо мазать — это не дело», и «не прилично», «учеба важней». Ведь бывает, девушка даже не видит смысла следить за собой, потому что в книгах женщин любят чаще за «красивую душу», «доброту», «свободное мышление», «интеллигентность и утонченность». А уж этого ей не занимать. Тем более «учеба важней».

Возвращаясь в тему семьи и подростка без разделения полов, можно подытожить, что в голове у вчерашнего ребенка начинают все чаще появляться интересные недетские мысли. Например: «Родители, безусловно, во всем всегда правы. Они меня кормят и одевают, нам есть, где жить. Я должен их только радовать. Но почему со мной никто не дружит? Почему мной не интересуются мальчишки (девчонки)? Я ведь никогда никого не обижал(а), даже на обиды не отвечал(а), потому что воспитанные дети так не делают. Почему меня не берут в свои компании? Почему без меня отмечают конец четверти и день рождения, хотя, если нужно решить сложную задачку, всегда вспоминают обо мне? Наверное, во мне что-то не так? Может, я просто хуже других и обречен(а) на одиночество? Может, и не надо мне пытаться с ними сблизиться, зачем? Ведь воспитанные люди никому не навязываются…»

Бывают и другие не очень здоровые мысли: » Я никого не обижал(а). Я не хуже других. Я не участвовал(а) в их играх, потому что это безделье. Со мной никто не дружит, а за помощью в учебе все бегут. Значит, они все подлизы и лицемеры, а я один(а) правильный(ая) и честный(ая). И я сам(а) не хочу быть с ними и дружить, не зовут и не надо!» и т.д.

Не буду приводить все возможные варианты. Хорошего тут мало.

Время идет, вот окончание школы, в коллектив, как правило, влиться уже не получилось и вряд ли выйдет.

Но есть новый шанс что-то наладить и построить, это институт, колледж или университет. Там новые люди, никто никого не знает, можно что-то в себе изменить, забыть о прошлом и приблизиться к этим людям. Вместе предстоит столько преодолеть и столько узнать, это отличная почва для крепкой дружбы. Много у кого получается, и институтские друзья, как у кого-то и школьные, часто бывают, как говорится, «на всю жизнь». Но и здесь есть подводные камни.

Вот, допустим, человек чувствует себя отлично в новом коллективе. Он так долго ждал этого ощущения, что забывает про все, и друзья становятся для него центром «маленькой вселенной». А окончание института или колледжа в любом случае подразумевает под собой довольно острую конкуренцию за рабочие места (в некоторых ВУЗах придумали так называемый «рейтинг» среди учащихся, и жестокая гонка за первое место начинается еще там). Не всегда для товарищей по учебе дружба оказывается важнее трудоустройства или просто амбиций. Крах этой «маленькой вселенной» бывает крайне тяжело пережить. Притом со временем все женятся и выходят замуж, находятся другие заботы, и на встречи с одногруппниками часто просто нет времени.

Пока сверстники еще в школе учились общаться «обо всем и не о чем» с противоположным полом, на бытовом уровне осваивая психологию, гуляли по паркам аттракционов, праздновали дни рождения, сидели друг у друга в гостях (говоря языком строгого воспитания, «бездельничали»), мы что делали? Правильно. Читали книги, играли на скрипочке и т.п., смотря куда в детстве нас отдали. Какими бы ни были отношения с противоположным полом в институте или колледже, школа — пласт длиной в 10 лет, и от багажа «книжных» и «родительских» представлений о жизни перейти к реалиям совсем не просто.

Спору нет, книги - это замечательно, только наши классики известны во всем мире, и многие иностранцы учат наш язык специально, чтобы прочитать Толстого и Достоевского в оригинале, а есть еще и зарубежные авторы… Человек при чтении действительно духовно обогащается, с ним становится интересно говорить, приятно слушать его хорошо поставленную богатую речь… (Обратите внимание на статью Милы Александровой «Риторика - как убедить человека с помощью слов» на сайте «Солнечные руки» ) Если вы не умеете четко выражать свои мысли и испытываете трудности в общении, она вам очень поможет решить эти проблемы) НО! Если сверстники в большинстве своем общаются на сленге, который для начитанного человека, не привыкшего сидеть в интернете (потому что «это безделье» и «от него все зло, только глаза испортишь») или гулять «во дворе», перестроиться не так уж просто. Даже стыдно перед товарищами становится, когда не понимаешь значения каких-то словечек. Здесь снова появляется ощущение, что ты «не от мира сего».

А поведение противоположного пола от поведения книжных героев отличается просто невыразимо, тем более времена вееров из перьев, белых перчаток и балов уходят от нас все дальше. Да, здорово знать литературу и историю, принимать и уважать опыт прошлых поколений, но вот для прямого применения «мотивов из книг» и «родительских уроков» в жизни нужно обладать немалой мудростью и все время вносить коррективы.

Да и потом - сложно близко и долго общаться с человеком, который все знает и непрерывно сыплет красивыми фразами и цитатами, это сродни королевскому приему, где должно показать знания, искусство поведения и общения, не показывая никому и краешка своей души.

Вот и получается, что это НЕбезделье отобрало у человека несколько существенных частей жизни:

Во-первых, ему тяжело и страшно браться за что-то новое (вдруг не получится и я всех подведу и расстрою?), выходить к новым людям (вдруг не примут?). Непривычно в большой компании. Сложно открыться. Или же наоборот, захлестывает ощущение нужности своим друзьям, и человек готов на все, лишь бы не потерять такое отношение, он открывает свою душу до той степени наготы, которая и не нужна вовсе, а только пугает окружающих.

Во-вторых, учеба заканчивается и работа выбирается по инерции долгих лет, «чтобы не расстраивать родителей». Не всегда выбор родителей совпадает с желанием самого человека. И даже глубже: здесь уместно спросить, есть ли у него вообще какие-либо желания, кроме «не расстраивать родителей».

В-третьих, отсутствие интересов влечет за собой отсутствие хобби, эмоциональной разрядки, отсутствие общения с единомышленниками, кроме как по работе, и, в конце концов, потерю интереса самого к себе, как к личности, одиночество, мысли об отчужденности и ненужности в этом мире. (На тему счастья, принятия и прощения себя рекомендую статью «Откуда берется недовольство собой и жизнью?» на сайте «Солнечные руки» )

В-четвертых, сложности построения отношений с противоположным полом и, как следствие, вероятность так и не построить свою семью. Ведь нужно почти с нуля учиться общению и психологии, во взрослом возрасте и «на взрослых людях» это все осваивается намного дольше и сложнее, взрослые менее откровенны и открыты, у всех разный личный опыт, да и вообще в детстве учиться проще, не зря в музыкальные, спортивные и т.п. школы (где изучают что-то специфическое) рекомендуют отдавать детишек еще в дошкольном возрасте.

Итак, годы идут, а семья все не строится, и теперь уже критика окружающих, если она есть в наличии, однозначно направляется на «тебе **** лет, у всех уже дети, семьи, а ты все никак не соберешься…» и.т.д. И это еще полбеды, ведь некоторые, чтобы не расстраивать окружающих, (не остаться одному с родителями, когда все друзья Новый год празднуют с женами и детьми, не остаться старой девой, родить до 30 лет и т.п.) еще и создают семью с первым(ой) встречным(ой), чтобы хоть здесь быть как все, и перестать наконец-то слушать советы и понукания. Узнаете свою жизнь? Хотите что-то изменить в ней, но не знаете, с чего начать? Для начала рекомендую внимательно изучить статью автора сайта «Солнечные руки» Оксаны Чистяковой «Как изменить свою жизнь за 21 день?»

Ни в коем случае не осуждая ничьих родителей, здесь я попробовала отобразить последствия слишком строгого воспитания с одной стороны, с элементами манипуляции вида «не расстраивай самых близких и дорогих», и чрезмерной опеки с другой.

Не возникает даже сомнений, что подавляющее большинство родителей далеко не безразличны к судьбе ребенка, многие пытаются вложить в дорогого человечка как можно больше, использовать время становления и взросления личности максимально эффективно. И это правильное желание.

Конечно, обязательно нужно воспитывать ребенка, учить всему, и объяснять все, что вызывает вопросы. Естественно, не лучшей линией отношения будет поощрение хулиганства и капризов, не стоит делать из человечка «звезду» на ровном месте. И про это тоже следует писать. Но для данной статьи я выбрала тему излишней строгости и требовательности к малышу, чрезмерной опеки, когда он боится сделать лишний шаг, не получив одобрения родителей, сказать лишнее слово. Когда его успехам не радуются, а требуют только больше и больше, или же даже в успехах находят недочеты.

Есть вероятность, что такой человек переборет в себе чувство страха и начнет заявлять о себе везде, где нужно и не нужно, но, скорее всего, это будет сопровождаться ссорами с родителями, кардинальным переворотом в жизни, стиле поведения, манере одеваться, вплоть до ухода из дома (зачастую нам кажется, что на новом месте начать новую жизнь гораздо проще).

Но выберется ли он из этого состояния? Вернется ли к равновесию? И, если все закончится благополучно, сколько же это будет стоить нервов и сил прежде всего ему самому, а так же всему окружению?

Не проще ли шире смотреть на проблемы, и, главное, на их возможные причины и последствия? Конечно, всегда много дел и мало времени. Само собой, все предусмотреть нельзя. Но все же…?

Неужели у самых близких, у мамы и папы, совсем нет возможности построить с ребенком доверительные отношения? Научиться вести диалог? («мал еще рассуждать», «мама всегда права» и «все, хватит!» за диалог не сойдет).

Попытаться понять мотивы «плохого» или «странного» поведения? Поискать истинные причины обид или неудач, вместо того, чтобы гнаться за положительным результатом любой ценой в незримом соревновании со своими амбициями или другими родителями?

Может, тогда меньше подростков будут писать на сайтах из серии «Вопрос психологу» страшные посты, такие как: «не хочу ничего!», «меня все ненавидят…», «не знаю, как дальше жить и зачем?», «меня никто не понимает и не любит…»?

Я здесь написала много неприятного, где-то преувеличила и сгустила краски. Я позволяю себе отослать на «Солнечный сайт» такую вот несолнечную статью в надежде, что ее опубликуют, и хоть одним непонятым и отчужденным человечком станет меньше.

P.S. Уважаемые администратор, редактор и авторы сайта «Солнечные руки»! Спасибо вам еще раз за ваш проект.

С уважением, Ирина Разина.

Плохие отношения с одноклассниками, моральные и физические издевательства с их стороны – это проблема, с которой сталкиваются многие мальчишки школьного возраста.

Причины плохих отношений бывают разные, и каждый случай индивидуален. Но все их объединяет одно общее обстоятельство: справиться с ними не удаётся практически никогда. Обычно ситуация просто нормализуется сама собой по мере взросления детей.

Стресс, который может продлиться несколько лет, по-разному влияет на детей: кого-то он закаляет, кого-то ранит на всю жизнь, кто-то, повзрослев, вспоминает об этом, смеясь. Но если ситуация с одноклассниками складывается тяжёлая и сильно депрессирует ребёнка, сидеть сложа руки не стоит.

Главная трудность при этом заключается в том, что напрямую помочь ребёнку родители обычно не могут.

Разговор с родителями хулиганов чаще всего бесполезен и даже, напротив, может привести к конфликту между взрослыми людьми. Поговорить непосредственно с хулиганами и пригрозить им – чревато большими последствиями при существующем законодательстве, и не всякий папа на это способен в чисто моральном плане.

Ещё одна попытка решения проблемы плохих отношений с одноклассниками – обращение к классному руководителю. Может помочь, если это авторитетный и волевой человек, способный повлиять на обстановку в детском коллективе. Но на практике такие классные руководители встречаются не часто. Обычно обращение родителей в школу за помощью сводится к бесконечному хождению к разным учителям, жалобам в администрацию, многочисленным эмоциональным женским разговорам, которые выматывают мамины нервы и создают ей стойкую репутацию жалобщицы и истерички.

Регулярно заниматься с сыном спортом и учить его драться? Не все родители на это способны.

Обычно, первое, что приходит в голову родителям, оказавшимся в такой ситуации – это записать сына в секцию каких-нибудь единоборств. Проблема здесь одна – скорого результата не получить.

Надеяться на то, что за ваши большие деньги ребёнка научат каким-то волшебным приёмам за пару занятий, я думаю, не стоит, поскольку способность «постоять за себя» зависит у детей, прежде всего не от физической силы, а от внутренней решимости. К тому же, мальчик, испытывающий проблемы в общении с одноклассниками часто не хочет ходить в такие секции, т.к. там с ним, по сути, опять происходит то же самое – к нему прикасаются, хватают и толкают, только уже на законных основаниях.

Часто мама, которая изо всех сил пытается помочь своему ребёнку наладить отношения с одноклассниками, даёт ему советы о том, что и как нужно говорить и делать при общении с хулиганами, по сути, мама предлагает действовать по заранее продуманному плану, который составляется психологом.

Стратегия хорошая, но с детьми редко осуществимая, потому что действовать по плану в стрессовой ситуации дети обычно не могут. Если бы речь шла, например, о том, как успешно выйти замуж после тридцати, применять на практике заранее продуманные действия и слова было бы, наверно, вполне реально.

Что можно сделать: общие меры

Очень хорошо отдать ребёнка на любые общеукрепляющие физические занятия. Их польза для любого ребёнка очевидна, но в нашем случае они приобретают особое значение и уж лучше пожертвовать любыми другими занятиями, но спортом заниматься.

Плавание – хорошая вещь, но там есть такое маленькое обстоятельство – мужская раздевалка – место, которое активно не нравится некоторым не слишком уверенным в себе и стеснительным мальчишкам. Можно заняться лёгкой атлетикой, лыжами или спортивным ориентированием. Можно попытаться перевести ребёнка в другую школу. Но перевод в соседнюю, такую же «дворовую» школу, скорее всего, не решит проблему. Переводить нужно в школу, где учатся дети с более высоким культурным уровнем. Например, в спецшколу с углублённым изучением физики и математики, гуманитарную гимназию или лицей с углубленным изучением иностранных языков. В данном случае все будет зависеть от способностей вашего ребенка – насколько интересны ему профильные предметы. Стоит помнить, также о проблемах, которые возникают при общении среди детей из разных социальных слоёв.

Очень важно создавать ребёнку комфортное общение вне школы. Нужно найти ему адекватных друзей, т.е. детей, с которыми он будет спокойно общаться.

Это могут быть дети ваших друзей и соседей, товарищи по какому-нибудь кружку. Чтобы найти их, познакомить с ребёнком, наладить регулярное общение, нужно много времени, креативных усилий и желания. Надеяться на то, что ребёнок сам решит эту проблему, думаю, не стоит. Обязательно нужно приглашать к нему детей в гости, даже если он сам этого не хочет и сделать так, чтобы всем у вас было интересно. Есть большое количество материалов на тему, как организовать детский праздник. Дело это нелёгкое и родителям, конечно, придётся потрудиться, т.к. малообщительные дети сами себя не развлекают, и если вы не будете с ними играть, организовывать и вовлекать всех в совместную деятельность – толку не будет.

Что обязательно нужно сделать, или Развиваем уверенность в себе

Физические занятия и комфортное общение – это, безусловно, очень важные меры общего характера. Но самое главное – воспитывать в ребёнке смелость и уверенность в себе. Неуверенного в себе ребенка в любом коллективе, начиная с детского сада, чуют за версту и начинают его задирать, самоутверждаясь и проверяя самого себя на прочность за счёт него.

Травля в школьном коллективе начинается не с избиений. Она начинается с мелочей, например, со сбрасывания портфеля с парты на пол и наблюдения за реакцией хозяина: промолчит и будет ползать под партами, собирая выпавшие из него вещи или примет ответные меры.

Можно сколько угодно говорить с детьми о правильных методах выстраивания отношений, но только на сбрасывания портфеля со стола нужно ответить резко и сразу, желательно равноценным способом, иначе уважения от мужской части класса не будет. А уж последствия не замедлят сказаться. — Вчера у одного парня из параллельного весь рюкзак в мусорку в туалете вытряхнули. Он заплакал и сразу побежал жаловаться…

— Тебе его не жалко?

— Нет, а чего его жалеть?

— А если бы с тобой так?

— Вы что, смеётесь, кто бы посмел?

То, что во взрослом сообществе называется цивилизованным способом улаживания конфликта (жалоба вышестоящему начальству), дети определяют простым словом «трусость». В детском мальчишеском сообществе соотношение именно этих личностных качеств — «смелость» и «трусость» — в первую очередь, определяет положение мальчика на иерархической лестнице.

«Сегодня нашим хулиганам скучно было. Народу мало, тех, над кем они обычно издеваются, не было. Смотрю, ко мне цепляться начинают. Очки мои начали хватать, якобы померить хотят… Я вдруг вспомнил, когда на дачу в машине ехали Высоцкого слушали, там слова были «…ударил первым я тогда, так было надо».

Я подошёл к Никитке и говорю: я тебя сейчас головой ударю. Он засмеялся, и все сразу к нам подошли. Страшно было… он выше… я зажмурился и со всей силы его лбом в лоб ударил. Ровно не получилось, как-то боком пошло…больно да, очень было. Шишка прямо за пять минут вскочила… Никитке тоже больно было, я видел… Что дальше? Нормально. Никто не обиделся, очки положили, да всё нормально! У меня с тех пор с ними хорошие отношения.»

Смелость в отношениях с людьми и в жизни вообще, если её явно не достаёт, желательно воспитывать в ребёнке, где только возможно. И как можно раньше.

Рецепт в данном случае один, и он хорошо известен: «Боишься – сделай!» Неуверенный в себе ребенок много чего боится в жизни. Боится подойти к учителю и спросить, за что тройка, особенно если учитель раздражён и ему некогда. Боится присоединиться к весёлой компании, играющей в снежки, потому что в прошлом году ему больно попали в лицо. Боится сказать учителю пения, что ненавидит петь в хоре на школьных концертах. (Другой мальчик сказал об этом прямо, спорил с учителем, но, в конце концов, они пришли к компромиссу и заменили хор на подготовку презентации). Боится спросить у билетёра в театре, где находится туалет. Боится спросить у очереди в детской поликлинике «Кто последний?» когда приходит туда с мамой.

Конечно, сам ребёнок неуверенностью или трусостью это не называет, но корни проблемы растут именно оттуда.

Нужно мотивировать ребёнка преодолевать свой страх всеми возможными способами: уговаривать, заставлять, ободрять, не ругать за неудачные попытки и хвалить даже за самые маленькие подвижки.

На практике это может происходить так: у лотка с мороженым в зоопарке толпится много народа. Мороженое он хочет, но сам покупать не идет. Сначала уговариваете или придумываете причину, по которой вы сами купить мороженое не можете. Обычно в таком случае у него сразу пропадает желание есть мороженое, но отступать нельзя. Просите купить мороженое для себя. Рассказываете о том, как сами не могли купить мороженое в детстве по той же причине, и какой он будет молодец, если попробует это сделать. Если пойдёт – хвалите без меры, мол, совершил невозможное. Если всё-таки не пошел, ничего, на десятый раз обязательно получится.

На самом деле таких ситуаций по жизни очень много. Надо просто внимательно наблюдать за ребёнком и подталкивать его к преодолению страха общения с людьми.

Мало помалу, вот такие, казалось бы, не имеющие прямого отношения к травле в школе ситуации, приведут к тому, что ребёнок будет меньше бояться и школьных обидчиков, что они, конечно, сразу почувствуют.

Большинство мальчиков — достаточно смелые от природы, и вполне могут постоять за себя. У некоторых это качество развивается с годами, и совсем не обязательно, что постоянно обижаемый в школе ребёнок будет испытывать те же проблемы и в дальнейшей жизни.

Но если с самого детства смелости явно не хватает – родителям, возможно, стоит задуматься и попробовать как-то скорректировать эту ситуацию: пока ребёнок маленький, правильным воспитанием можно многое изменить в его характере. Ведь уверенность в себе и смелость — это качества, ценимые в любом мужском сообществе.

Александра Фомина