Похудение

Сенситивный тип. Сенситивные личности Что такое сензитивность

Чрезмерная чувствительность, впечатлительность, высокие моральные требования в первую очередь к себе, низкая самооценка, робость и застенчивость. Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. Одет со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица. Предупредителен, следит за реакциями других. Исполнительный и преданный. Способен проявлять доброту и взаимопомощь. Очень общителен, коммуникабелен. Важно социальное признание. Интересы в интеллектуально-эстетической сфере.

Подробное описание по А.Е. Личко

Фрагмент из книги "Психопатии и акцентуации характера у подростка"

Еще Кречмер, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. П.Б. Ганнушкиным было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Кречмер отнес сенситивных субъектов к первым. С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников, даже считая нецелесообразным и искусственным обособлять его в специальный вариант и, наконец, считать сенситивный тип характера как совершенно особый. Кречмер также впоследствии изменил свой взгляд: сенситивный тип выделен, как один из основных. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивные личности существенно отличны от шизоидов и скорее принадлежат к широкому кругу астеников, составляя среди них все же особую подгруппу.

В известных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа вообще отсутствует и это - не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16-19 лет, то есть на постпубертатный период, на момент самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Однако с детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б. Ганнушкиным - «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания отвергать духовные ценности, интересы и обычаи старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и модусу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписывается также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там; где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т.п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достаётся другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта – борьбой, гантельной гимнастикой, и т.п. Так, например, 16-летний сенситивный юноша, тихий и нерешительный, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по несколько раз в день и проделывая в воздухе разного рода гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно занятия спортом приносят им определенную пользу, но заметных успехов они здесь не достигают.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Увлечения сенситивных подростков можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые, в основном, относятся к типу интеллектуально-эстетических хобби. Они весьма разнообразны и определяются уровнем интеллекта и общего развития, примерами старших, индивидуальными способностями и склонностями. Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же и разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумных рыб, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь доставляет сам процесс этих занятий: возможность прочесть интересную книгу в оригинале на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п. Эти увлечения начисто лишены желания привлечь к себе внимание окружающих или добиться поражающих результатов. Даже реальные успехи самими подростками оцениваются весьма скромно.

Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще принадлежат к хобби типа «лидерских» или телесно-мануальных. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. О характере этих увлечений уже было сказано выше.

Реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживаниями собственной неполноценности. Как указывалось, подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость выступают с особой силой, когда вспыхивает первая любовь. Нередко объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном им чувстве. Или же объяснения и признания бывают, возможно в силу той же гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры доводят до суицидных мыслей.

Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами, Во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Вспышки эти всегда обусловлены ситуацией - ударами жизни по слабым местам сенситивных субъектов, подогревающими представление о собственной никчемности. Во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидный акт совершается обычно под влиянием цепи неудач, разочарований (долгий «предсуицидальный период»), причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. В силу этого суицидные действия могут оказаться совершенно неожиданными для окружающих.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. В алкогольном опьянении часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний своей неполноценности. В отличие от шизоидов, алкоголь не способен играть роль своеобразного коммуникативного допинга, т.е. не облегчает контактов и не вселяет уверенности в себе.

Ложное суждение о делинквентности может сложиться при побегах из дому, прогулах школьных занятий или даже полном отказе посещать школу, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Претерпеваемые подростком насмешки, грубость, обиды, тягостная обстановка могут оставаться неизвестными для других. Неожиданная отчаянная бурная агрессия в адрес обидчика иногда неправильно трактуется, как банальная драчливость или хулиганство.

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано с окрашенными эмоциями затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Иллюстрацией сказанному могут послужить следующие примеры. К 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, но «все видели как его вел милиционер» и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу. От прибора, на котором работал в лаборатории другой 17-летний сенситивный юноша, пропала ценная деталь, кто-то из сослуживцев шутя бросил фразу: «Если взял, то верни!» Этого было достаточно, чтобы прийти к заключению, что его все считают вором, и бросить работу в научно-исследовательском институте, которой этот юноша очень дорожил. Из гардероба, когда дежурной была 15-летняя школьница, пропала куртка; ее стала мучить мысль, что воровкой все должны считать ее».

Не случайно в семьях сенситивных подростков неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли этим подросткам вздорные обвинения. Мать 16-летнего сенситивного мальчика, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца. Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что он якобы связан с шайкой бандитов, которая собирается ее ограбить. Престарелой бабке, уехавшие на север родители, поручили воспитание 15-летней сенситивной девочки. Увидев внучку на улице с одноклассником, она при соседях назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих, вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей или воспитателей, более чем достаточно, чтобы оказаться повергнутым в депрессивное состояние.

Среди 300 подростков мужского пола, госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями и акцентуациями характера, к сенситивному типу было отнесено 8%, причем лишь в четвертой части из них был поставлен диагноз психопатии, а в остальных - реактивных состояний на фоне соответствующей сенситивной акцентуации.

Сенситивно-лабильный и шизоидно-сенситивный варианты

Сенситивные субъекты, в отличие от шизоидов, очень чувствительны к тому, как окружающие относятся к ним. Тем не менее встречаются смешанные типы, где сенситивность и шизоидность сочетаются, тогда именно шизоидность является главенствующей чертой.

Более трудным является различение сенситивного и лабильного типов. У сенситивного подростка отсутствуют всплески радостного настроения, есть постоянная готовность к унынию, застенчивость, даже в самом благорасположенном окружении, - всего этого обычно нет у представителя лабильного типа. Тем не менее сочетание сенситивности с выраженной лабильностью эмоций - легкого упадка духа и слез, даже при воспоминании о давних неприятностях, и быстрой податливости утешению и успокоению - заставляет некоторые случаи рассматривать, как смешанный тип («сенситивно-лабильный вариант»). Однако в отличие от сенситивных шизоидов здесь именно сенситивность составляет главную основу характера.

Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям. Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами. Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • склонность к частой и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического Пьеро - вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от , у них очень ярко проявляется эффект психического .

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными упрямым , и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником . В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами . Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Сензитивность: лечить или развивать?

Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.

А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.

Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.

Сензитивность – особенность характера человека, в психологии под этим термином понимают определенное поведение и характеристики личности: человек часто робеет в незнакомой ситуации, испытывает стеснение, чувство тревоги, боится новой ситуации общения с другими людьми. В целом это явление характеризует чрезмерную чувствительность личности к различным окружающим ее событиям и явлениям.

Такая повышенная чувствительность к обстоятельствам может соответствовать определенному возрасту или сохраняться как характерологическая особенность в течение всей жизни. Она в процессе жизни может сглаживаться, а иногда нарастает ее проявление. Это связано с событиями, которые переживает человек.

Для появления сензитивности существует ряд причин:

  • наследственность;
  • органические поражения мозга;
  • особенности воспитания;
  • возрастные периоды.

Под наследственностью нужно понимать темперамент, который передается ребенку от родителей. Сила и скорость нервной системы (это и есть темперамент) сказывается на восприимчивости человека различных жизненных ситуаций.

Люди с меланхоличным типом темперамента более всех склонны к проявлению чувствительности. Они сильно впечатлительны, мнительны и тревожны. Тяжело им переживать обиды и неудачи, склонны к обвинению во всех бедах, прежде всего, себя. Флегматики и сангвиники, наоборот, меньше реагируют на жизненные перипетии.

Существует понятие «семейной тревоги», когда повышенная чувствительность характерна не только для одного человека, но для всей семьи. Здесь опасения и страхи касаются здоровья, конфликтов, длительного отсутствия членов семьи.

Люди с органическими поражениями мозга также характеризуются повышенной чувствительностью в различных ситуациях. Сензитивность является одним из симптомов их основного заболевания. Она проявляется вместе с раздражительностью, утомляемостью, головокружением, тошнотой и другими симптомами.

Под особенностями воспитания нужно понимать эмоциональное отвержение ребенка родителями, излишняя строгость, различного рода моральное насилие в семье и другие неправильные методы воспитания.


Психика ребенка слишком восприимчива к подобным ситуациям. Они могут являться для него психологической травмой, которая, закрепляясь в подсознании, приводит к развитию повышенной чувствительности к определенным жизненным проблемам. Когда к ребенку выдвигают слишком много требований, он испытывает страх несоответствия им. Такие переживания могут закрепляться в характере маленького человечка, проявляясь через повышенную чувствительность.

Многие ученые (Выготский, Ананьев, Запорожец и другие) говорили о сензитивных возрастных периодах, когда человек восприимчив к окружающим его воздействиям. Здесь это явление характеризуется с положительной стороны, так как означает период усиленного восприятия ребенка и взрослого человека к развитию определенных качеств и умений.

Например, в 2-3 года у ребенка активно образовываются новые слова, он учится говорить и формировать предложения. Если правильно пользоваться такими периодами в жизни ребенка, он сможет всецело познавать окружающую его действительность с помощью значимого для него взрослого.

Проявления повышенной чувствительности

Среди основных симптомов повышенной впечатлительности можно выделить:

Восприимчивый человек эту черту характера может проявлять по-разному. Он оценивает речь, поведение, может делать правильные выводы о настроении собеседника. Чувствительный человек с первых минут общения обращает внимание на внешность, речь, поведение других людей. Такие люди способны прогнозировать ощущения и мысли других. Они принимают индивидуальные особенности окружающих.

Такие умеренные проявления сензитивности не являются отклонениями поведения человека. Но если наблюдается гиперчувствительность, человек не может спать перед волнующим событием, не может полноценно отдыхать после него или какого-либо сложного разговора, это плохо сказывается на психическом и физическом его самочувствии. В этом случае необходима консультация специалиста психолога, психотерапевта или психиатра.

Ощущение собственной несостоятельности, ущербности, минимальная социальная активность, тревожность, длительное болезненное переживание жизненных перемен – первые тревожные звоночки, которые свидетельствуют о необходимости консультации специалиста.

Повышенная чувствительность, впечатлительность может помешать человеку в получении профессии, самореализации, налаживании счастливой личной жизни, адаптации в социуме. Поэтому сензитивность — патология, с которой лучше бороться.

Методы коррекции и лечения

Если не предпринимать попытки поддержки нервной системы, не работать с чувствами тревожности, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может трансформироваться в акцентуацию характера и психопатию.

Чтобы это предотвратить, нужно правильно справляться с повышенной чувствительностью.

Медикаментозная терапия

Сензитивность не является отдельной нозологической единицей (психическим заболеванием), но относится к одним из симптомов сложных психических болезней, а также патологией развития личности, если не работать над этой характерологической особенностью.

Когда используются медицинские средства? Препараты врачи назначают при сильно выраженных проявлениях повышенной чувствительности. Если у человека наблюдается сильная тревожность, склонность к депрессивному поведению, психиатр (психотерапевт) назначает антидепрессанты, успокаивающие средства. В случае, когда человек переживает по поводу предстоящего события, могут назначаться снотворные препараты, помогающие человеку расслабиться и хорошо отдохнуть.

Психотерапевтические методы

Для преодоления последствий неправильного воспитания, уменьшения проявлений меланхолического типа темперамента, коррекции при органических поражениях мозга используются не только медикаментозные средства.

Повышенная чувствительность снижается в своей интенсивности в комплексном решении проблемы.

Специалисты активно используют несколько методов психотерапии:

  • гештальт-терапию;
  • психоанализ;
  • гипноз;
  • индивидуальную терапию.

Гештальт-терапия используется в прорабатывании ситуации «здесь и сейчас». В работе со специалистом пациент имеет возможность проявить всю свою эмоциональность, чувства. Эмоции могут нести как положительную, так и отрицательную окраску. Но только отреагирование эмоций не дает терапевтического эффекта. Специально обученный гештальт-терапевт помогает человеку сделать анализ и оценку своих чувств, образов и переживаний. Для проработки важно текущее состояние пациента, так как картинка происходящих событий и эмоций формируется в процессе работы.

Методы психоанализа направлены на проработку прошлого опыта человека. Особенно часто такие методы используются при повышенной чувствительности, которая возникла по причине неправильного воспитания и эмоционального отвержения родителями своего ребенка. В этом случае формируется позитивный образ прошлого, прорабатываются травмирующие ситуации, которые привели к этой чувствительности.

Гипноз специалисты применяют для закрепления конкретного посыла в психике. Это работает при выраженном чувстве неполноценности, ориентира на неудачу и сниженного уровня притязаний.

Методы индивидуальной психотерапии Адлера. В этом направлении задача психолога, психотерапевта или психиатра сформировать позитивную картинку будущего у человека с повышенной тревожностью, сложной адаптацией в социуме при социальной гиперчувствительности.

Повышенная чувствительность к окружающим событиям, переживания и тревожность значительно ухудшают процесс самореализации и адаптации в окружающей среде человека.

Для решения этой проблемы важно вовремя обратиться к специалисту, который поможет физиологически и психологически поддержать пациента.

Сензитивность

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека , проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью , боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. ). С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сензитивность

   СЕНЗИТИВНОСТЬ (с. 538) (от лат. sensus - чувство) - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сещитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6-8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Наряду с описанной - возрастной - сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях - и невротические нарушения.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сензитивность" в других словарях:

    сензитивность - сущ., кол во синонимов: 2 психотип (15) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СЕНЗИТИВНОСТЬ Энциклопедия социологии

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

    Повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    сензитивность - , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия