Полезные советы

Ребенок в 4 5 месяца что умеет. Развитие ребенка на пятом месяце. О физическом развитии ребенка

  • Что знает и умеет ребенок 4-5 месяцев
  • Что знает и умеет ребенок в 5-6 месяцев
  • Полезные игры для детей до полугода
    • Крупная моторика: учимся ползать
    • Мелкая моторика: нажимаем кнопочки
    • Развиваем внимание: прячем игрушку
    • Развиваем речь: пальчиковые игры
    • Крупная моторика: пинаем и толкаем
    • Мелкая моторика: держим мячик
    • Знакомим малыша… с самим собой!

Скоро у вашего малыша первый «юбилей» - полгода со дня рождения! Еще недавно он был просто крохотным кулечком, который спал и ел, а сейчас он уже активно познает окружающий мир и любит общаться с родителями. Как сделать эти месяцы радостными, насыщенными и максимально полезными для его развития?

Что знает и умеет ребенок 4-5 месяцев

Читайте об основных навыках ребенка 4-5 месяцев

Физическое развитие

Малыш уже уверенно держит головку, что позволяет ему приступить к исследованию окружающего мира. У него появляется не просто крепкая, но еще и точная хватка - он уверенно берет приглянувшиеся игрушки, и если уж тащит их в рот, то не промахивается.

Внимание и память

После трех месяцев ребенок уже твердо различает знакомые и незнакомые лица, более того, однозначно выражает радость при появлении мамы и папы и недовольство при виде, например, медицинской формы, если предыдущая встреча с врачом ему не понравилась. Он может долго сосредоточенно следить за предметом в руках у взрослого и узнает любимые игрушки.

Речь

Звуки в этом возрасте играют важную роль в жизни малыша - он начинает воспринимать их эмоциональный окрас. Ребенок может развеселиться, услышав радостную мелодию, и огорчиться, услышав сердитые голоса.

Он и сам уже начинает осваивать речь - от агуканья переходит к лепету, в котором можно различить уже несколько отчетливых слогов.

Что знает и умеет ребенок в 5-6 месяцев

Читайте об основных навыках ребенка 5 - 6 месяцев

Физическое развитие

Сейчас за малышом нужен глаз да глаз - ведь он уже освоил технику переворота с животика на спину и снова на животик. Таким «колобком» он может скатиться с дивана или кровати, если его не остановят бортики! Некоторые малыши в этом возрасте уже осваивают такой полезный навык, как ползанье, однако это не обязательно - есть лентяи, которые и вовсе не желают ползать, а попозже сразу приступают к ходьбе.

Ребенок уже не просто уверенно держит игрушки, но уже может перекладывать их из руки в руку, ощупывать.

Внимание и память

Ребенок начинает находить «спрятанные» предметы. Если, к примеру, вы взяли игрушку и спрятали у него на глазах под подушку, он уже может логически осмыслить «таинственное исчезновение медвежонка» и достать игрушку из тайника.

Речь

Малыш уже устойчиво ассоциирует многие слова с явлениями и предметами. Он не только поворачивает к вам голову, когда вы зовете его по имени, но и может жестами отвечать на простые вопросы: «Где мама, где папа, где баба?»

Полезные игры для детей до полугода

Крупная моторика: учимся ползать

Переверните малыша на животик и предложите ему привлекательную игрушку на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Пусть тянется и пробует ползти к цели! Когда вы заметите, что настроение ребенка портится, позвольте ему забрать игрушку.

Мелкая моторика: нажимаем кнопочки

К четырем месяцам малыш уже достаточно хорошо владеет своими ладошками, чтобы начать упражняться со сложными игрушками, которые издают звуки при нажатии. Подойдут и обычные резиновые «пищалки», если они удобны для ручки ребенка, но можно найти и более сложные игрушки, где есть музыкальные кнопки и клавиши.

Развиваем внимание: прячем игрушку

Как мы уже упомянули, ребенок в этом возрасте уже понимает, что предмет спрятан, и умеет его находить. Так что вы вполне можете поиграть с ним в такие своеобразные прятки. Вероятно, первые несколько раз вам самим придется «спасать потерявшегося медвежонка». Если вы при этом продемонстрируете свою радость, малыш быстро поймет смысл игры и активно в нее включится.

Развиваем речь: пальчиковые игры

Крупная моторика: пинаем и толкаем

Игрушки можно не только захватывать кистью, но и пинать и отбрасывать - очень полезный навык, который стоит развивать. Идеально подходит для этого легкий мяч - катите его по полу по направлению к ребенку, чтобы малыш его отпихнул. Можно подвесить игрушку над кроваткой младенца с таким расчетом, чтобы он мог пнуть ее, дрыгая ножкой.

Мелкая моторика: держим мячик

Ребенок в этом возрасте уверенно хватает погремушки, сжимая их ручки в кулачке. Но опыта взаимодействия с предметами сложной формы у него еще нет. Постарайтесь найти небольшие мячи или мягкие кубики такого размера, чтобы ребенку приходилось удерживать их, раскрыв ладонь. Тренируйтесь перекладывать такие предметы из одной руки в другую.

Знакомим малыша… с самим собой!

В самом деле, ребенок уже отлично знает, как выглядит мама и другие члены семьи, но еще не знает, как выглядит он сам! Здесь вам пригодится большое зеркало. Подойдите к нему с ребенком на руках, покажите сперва на себя и свое отражение, затем на ребенка и его отражение.

Шесть месяцев - удивительный и прекрасный возраст, но помните - это только начало! Дальше будет еще интереснее!

В этой статье:

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев характеризуется заметными физическими и психоэмоциональными изменениями. В этот период малыши уже осознанно пытаются хватать заинтересовавшие их предметы, бросают их, наблюдая за эффектом, радуются появлению близких людей. Большинство детей к этому времени спокойно переворачиваются со спины на живот.

Особенности физического развития

Между 4 и 5 месяцами жизни кроха продолжает активно расти и набирать массу. По сравнению с прошлым месяцем вес ребенка увеличится в среднем на 750-800 граммов, а рост – на 2-2,5 см. Легкие в этот период по весу в два раза больше, чем у новорожденных, увеличиваются в размерах поджелудочная железа и печень.

В этом возрасте кроха заметно проще справляется с перевариванием еды, его реже мучают кишечные колики и он уже вполне способен проспать всю ночь, не беспокоя родителей голодным криком.

Раньше принято было считать, что ожидать появления первых зубов у ребенка можно не ранее полугодовалого возраста. Сегодня дети развиваются несколько быстрее, поэтому у многих из них первый зуб появляется уже к концу четвертого месяца.

О том, что у ребенка скоро появятся зубы, можно судить по обильному слюноотделению, частому плачу, особенно по ночам. Определить, что резцы действительно скоро появятся, можно, аккуратно проведя пальцем по деснам малыша.

Достаточно часто
о скором появлении резцов свидетельствует высокая температура и расстройство желудка у ребенка. Чтобы исключить ряд заболеваний, имеющих такие же симптомы, необходимо при их проявлении проконсультироваться с педиатром.

Между 4 и 5 месяцами жизни дети практически не беспокоят родителей плачем без видимой причины. Они уже почти адаптировались к новым условиям жизни и чаще всего находятся в отличном расположении духа.

Особенности психического развития малыша

Одним из основных показателей социального развития крохи в период с 4 до 5 месяцев является искренняя радость и удовольствие при виде родных и знакомых, обычно сопровождаемые улыбкой и активными движениями всего тела. В этом возрасте кроха еще доверчив и не проявляет неприязни к чужим людям. Он радуется появлению любого человека, который будет пытаться наладить с ним контакт. Всем своим видом малыш старается демонстрировать готовность к общению.

К концу четвертого месяца окончательно исчезает рефлекс ходьбы. Это легко проверить, если поставить кроху на твердую поверхность, удерживая под руки - его ноги будут оставаться в согнутом положении, имитация шагов исчезнет.

Большая часть малышей в этом возрасте положительно реагирует на музыку и приятные звуки, разыскивая их источники, активно поворачивая голову из стороны в сторону. Их уже можно увлечь яркими игрушками со встроенным музыкальным блоком.

Родителей и самых близких родственников дети в этом возрасте узнают не только по запаху, но и визуально. Общаясь с крохой, важно стоять над ним таким образом, чтобы свет хорошо освещал ваше лицо. Мама может подводить губы яркой помадой, привлекая внимание ребенка к лицу. Кроха будет с большим интересом следить за движениями накрашенных губ и даже попытается их повторить.

Особенности развития чувств малыша

Одно из основных изменений в жизни ребенка - он наконец начинает видеть не только те объекты, что расположены от него на расстоянии 40 см. Теперь, между 4 и 5 месяцем, кроха в состоянии фокусировать взгляд на любом предмете, независимо от того, на каком расстоянии он от него находится. Новые способности открывают для малыша новые возможности - видеть весь мир!

В этот период
самое время начинать развивать малыша, знакомя его с окружающим миром:

  • в доме;
  • из окна;
  • на прогулке.

Во время прогулок можно показывать крохе новые объекты, людей, животных, обращая его внимание на их форму, высоту, издаваемые звуки и даже удаленность.

В этот же период ребенок продолжает тактильное знакомство с миром. Он щупает все, что попадается ему под руку. Можно предложить малышу сравнить ощущения от касания разных поверхностей, дать ему потрогать холодные и теплые предметы.

Также в этом
возрасте формируется зрение ребенка, поэтому родителям нужно с особенной тщательностью подбирать для него игрушки. Наиболее активно кроха будет реагировать на игрушки ярких цветов, а также цветов, максимально приближенных к природным. С 4 до 5 месяцев ребенку не рекомендуется смотреть на экраны телевизоров и планшетов, которые намного полезнее будет заменить наблюдениями у окна и полноценными прогулками на улице.

Как развивается моторика?

Между 4 и 5 месяцами кроха уже осознанно управляет собственными ручками, развивая их движения. Родители могут помочь малышу наладить координацию рук, например, предлагая ему подержать
погремушку двумя руками одновременно, после чего переложить ее из одной руки в другую.

Для усовершенствования координация малыша хорошо использовать такую игру. Уложите ребенка на спину, обхватите его в зоне предплечий, после чего медленно помогите ему сесть, приговаривая, что он «растет большим-большим», после чего аккуратно поставьте кроху на ножки и снова медленно уложите на спину.

Как развивается речь малыша?

Сложно поверить, но между 4 и 5 месяцами у малыша активно развивается речь, которая пополняется многочисленными гласными. Ребенок с удовольствием практикует речевые навыки, общаясь с близкими, стараясь копировать их интонации. Для правильного развития речи уже с этого возраста необходимо как можно
чаще:

  • беседовать с малышом обо всем на свете;
  • рассказывать ему сказки;
  • читать стишки;
  • описывать окружающие предметы, явления и пр.

Во время такого общения нужно положительно реагировать на лепет малыша, давая ему понять, что слышите его, понимаете и получаете удовольствие от диалога. Старайтесь говорить медленно, понятно, с паузами и соблюдением интонаций, останавливайтесь, когда кроха вступает в «разговор», внимательно вслушиваясь в его лепет.

Помните о том, что в этом возрасте эмоциональный мир ребенка трансформируется, поэтому для него очень важно иметь образец того, как можно жестикулировать, изменять интонации и мимику во время общения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать обращенную к нему речь.

Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца - период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.


На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» - так он зовет маму, по-своему общается.

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая - их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.


На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.

В процессе массажа стоит использовать потешки.

Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев
Физическое развитие

За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650-700 граммов, а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5-2 см сантиметра. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо. Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть руку к игрушке. Малыш норовит ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре – в детском креслице или в подушках. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними. Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами.

Вы думаете, что крохе еще рано ползать? Давайте попробуем научить его этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите на коврик одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончики пальцев малыша чуть касались одной из них. Сядьте на пол напротив и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки. Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется к ней или схватит ее. Облегчите работу крохе! Положите его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену, когда он начнет «барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки. Может быть, не с первой попытки, но успех обеспечен! Или подставьте к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке. Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!

Психическое развитие

Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками. У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости. Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого – начинает активнее лепетать.

Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.

У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают. Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды – звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука. Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5-3 метров.

Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба», «ма-ма-ма » и т. д.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т.п.

Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов и захватывать их рукой. Он совершенствует хватательные движения и координацию рук. Повесьте перед малышом на шнурке игрушки разного размера на таком расстоянии, чтобы он мог до них дотянуться. Не вешайте их слишком далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться и достать их, у него пропадет к ним интерес. Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку, небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш будет учиться перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать игрушкой или бросать ее перед собой. Положите перед ним несколько игрушек, чтобы маленький учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно. Не забывайте хвалить кроху за успехи!

Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую). Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!

Малыш продолжает исследовать окружающие предметы. Он не только слушает звуки и смотрит вокруг. Особенно ему нравится тянуть все предметы в рот. Пока его рот – это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их. Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот. А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные). Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи. В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать пальчики малыша медом и подвести их ко рту, если он сам не тянет их в рот. В другой раз можно намазать их вареньем или кислым лимоном.

Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т.д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой – соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша. Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т.п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.