Лицо

Почему ребёнок не хочет ходить в детский сад. Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Ребенок не хочет в детский

Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл - «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Игровая комната

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик - это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!


В садиках часто устраивают дни открытых дверей. Обязательно посмотрите комнату, в которой будет находиться ваш ребенок.

Некоторые родители говорят детям, что садик - это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные !

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

  • Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
  • Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное - договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
  • Оставить игрушку на ночь в саду . А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).

Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми - кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».


Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Екатерина делится и другими лайфхаками.
  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка. Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома. И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы , чтобы ребенок не так сильно скучал.


Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду» . Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики - «Эмоциональный интеллект ребенка» , «Ребенок-оптимист» , «Ваш ребенок может все» .

Роль воспитателя

Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉

«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад - это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель - люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».

Трудности привыкания малыша к детскому саду порой доставляют родителям много волнений и хлопот, иногда приходится даже обращаться за советом к психологу. На сайте Det-sad.com , посвященном детским садам, психологи-консультанты не раз разбирали письма обеспокоенных родителей. Публикуем наиболее яркие вопросы-ответы.

Не хочу в детский сад!

Всем здравствуйте! Может быть, вы знаете, как нам помочь? Моей дочке 2 года 4 месяца. Она очень эмоциональная и застенчивая девочка, сильно привязана к маме, и даже с родственниками ведет себя настороженно. В детский сад мы пошли 1 сентября при полном параде. Давно мечтали о детском садике, о новых друзьях, ждали, пока подрастем. Заранее перешли на садовский режим дня, постоянно разговаривали о тете-воспитательнице, к которой можно будет подойти с любым вопросом или проблемой, пока мамы не будет рядом.

Но в первый же день нас постигло разочарование. Мне не дали даже попрощаться с ребенком, просто унесли в группу и закрыли дверь. Ребенок еще долго стоял под дверью и кричал: "мама". Забрала я ее через пару часов. Дома поговорили с ней, договорились, что завтра снова пойдем, но уже нормально попрощаемся и расстанемся без слез. Так и вышло. Воспитательница стала настаивать, чтобы я оставляла ее на более длительный срок. На третий день я забрала ее после обеда, всю в слезах. Каждое утро у нас начиналось со слов "не хочу в садик". Прошло 3 недели. Дочка еще ни разу не оставалась на сон (категорически отказывается), но воспитатель говорит, что в детском саду так не положено и настаивает. Девочка стала плаксивой, замкнутой, раздражительной. Не отпускает меня ни на минуту, перестала общаться со своими прежними друзьями во дворе, говорит, что все дети плохие. По ночам часто просыпается с криками, плачем.

Зовет маму и твердит, что не хочет в детский садик, что в садике плохо. Что именно "плохо", выяснить не получается (она еще не все слова говорит). Снова начала писаться по ночам. Невролог выписала сильнодействующие успокоительные. А в садике твердят, что все детки через такое проходят и не надо особо обращать внимание на ее капризы. Подскажите, пожалуйста, как быть.

Прекрасно, что вы сами чувствуете: "не обращать внимание" не получится, да и ни к чему. Я бы посомневалась и насчет таблеток — зачем ребенку такой сильный глушитель? У детей очень хорошо работают механизмы саморегуляции. И если ребенок что-то делает и как-то себя ведет — можете быть уверены, ему так необходимо делать. Ну, не делают детки ничего лишнего. Это нам, взрослым, иногда кажется, что ребенок "чудит". А у них все очень даже целесообразно. Просто мы не всегда понимаем, в чем суть. Эти простые и естественные механизмы и позволяют детям приспосабливаться к новым ситуациям. Посмотрим, что делает для приспособления к новой жизненной ситуации ваша девочка.

Плачет, "не хочу в садик", замкнулась, стала раздражительной, боится отойти от мамы, прекратила контакты с детьми, нарушился сон, писается по ночам. В принципе, общая тенденция нормальная. Девочка осваивает новую ситуацию , все силы брошены на решение новых задач, при этом происходит возврат (временный) на более раннюю ступень развития так, будто она вдруг стала младше. Посмотрите, насколько это разумно и логически красиво! Сэкономленная энергия перебрасывается на обработку отношений с новым окружением — воспитателем, детьми в группе. Как только девочка адаптируется (задача решена), все старые навыки и умения к ней вернутся. Она снова станет такой, как была до сада.

Если же начать глушить дитя таблетками, ничего не обработается, задача не будет решена (в худшем случае до самой пенсии). Да, она будет вести себя спокойнее. Да, будет отпускать вас. Да, будет спокойно спать. Но какой ценой? Цена достаточно высока. Проблема не решается, а загоняется внутрь маленького человека. К чему это приведет? Возможные варианты: болезни, психологические проблемы, зажимы, комплексы и тому подобное. Зачем это вам?

В вашем вопросе есть один интересный момент, который часто в подобных случаях опускается: как вы лично переживаете процесс привыкания (или не привыкания) дочки к садику? Что вы чувствуете по этому поводу? Насколько сильны ваши чувства? Какие у вас есть ожидания?

Казалось бы, причем тут это? Очень причем. Ваши чувства проявляются вовне, хотите вы этого или нет. То, о чем вы много думаете, да еще и очень эмоционально, всегда приближается к вам, притягивается, просто потому, что вы уделяете вопросу много внимания.

Если у мамы есть глубокая уверенность в том, что ее ребенок гибко приспосабливается к новым ситуациям, что ему по жизни интересно все новое (а это так на самом деле и есть — у детей особенно!), такая мама и ведет себя соответственно. Какие-то неуловимые детали, жесты, мимика, интонация, выражение глаз — все говорит ребенку (и другим тоже) о том, что вот — это моё дитя, оно такое прекрасное, совершенное, с такими прекрасными возможностями и способностями, она растет, развивается, учится, меняется и остается замечательным, неповторимым человеком.

Это о доверии к ребенку и его возможностям, о доверии к себе, об уверенности — вашей. Ваша уверенность — очень важная вещь для вашего ребенка, но для вас — просто критическая, главная.

Вернемся к саду. Предполагаю, что реальность разрушила ваши ожидания по поводу садика — картинка, которую вы рисовали, оказалась неточной, мягко говоря. Ваше разочарование, о котором вы упоминаете, в данной ситуации желательно как можно быстрее обработать — ведь вы не обязаны были абсолютно точно угадать, как будет там, в неизвестном саду? Вот и садик не обязан быть таким, каким вы его себе представляли. И воспитательница имеет право быть другой — не лучше или хуже, а просто другой. Согласитесь, если бы жизнь разворачивалась в точности по нашим расчетам, скольких приятных сюрпризов мы бы лишились! Простите этот сад за то, что он оказался жестче, чем хотелось — и отпустите свое разочарование на все четыре стороны, освободите его, пусть улетает. Теперь вы сможете вернуться в реальные обстоятельства и принять их, как есть. Что тут можно предпринять?

Можно заменить таблетки паузой — каникулами. Например, пару недель посидеть дома, а потом снова пойти в группу. Таким образом мы дадим ребенку дополнительное время на переваривание информации. Далее, вы не оставляете девочку на тихий час — это тоже прекрасный способ дать ребенку возможность более плавно привыкнуть к саду. Она хочет быть как можно чаще с вами? Прекрасно, пусть будет, пока ей это так нужно. Дайте ей возможность убедиться на деле, что вас с нею нет только в саду, в остальное время вы в свободном доступе и никуда не исчезаете.

Еще немного о доверии к себе и ребенку . Я очень рада, что у вас с этим порядок. В вашем письме упоминаются два советчика — воспитатель и врач. Вы поступаете просто гениально — слушаете их советы и поступаете так, как решаете вы и дочка. Это, по меньшей мере, мудро. Они действительно советчики, со своим опытом и знаниями. Но решение принимаете вы и дочка. Молодцы! (Я, с вашего позволения, причисляю себя тоже к советчикам.).

Ребенок не адаптируется к детскому саду

Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в 1 год 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, т.к. часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим мах 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали узи желудка, все ок. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

Появилась новая проблема: ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю, на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: не рви много, чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится, что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий. Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

Отвечает Ольга Сергачева, детский психолог:

Здравствуйте! В вашем случае, думаю, следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, т.е. основная причина — психологические проблемы . Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться. Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать, говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти). Весь организм ребенка уже просто кричит — мне плохо, помогите мне! Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы — вы устраняете симптомы, а не причину.

Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу . Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саду вам согласны помочь и поработать с ребенком — хорошо. Если нет — ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами. Вам сейчас очень трудно, вы очень , много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее — он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире. Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается.

Адаптация к детскому саду через плач... Зачем?

Здравствуйте! Посоветуйте, как быть? Мы два дня ходим в ясли (сыну 1 год 8 месяцев). В первый день воспитатель взяла сыночка на руки и унесла в группу, мне не дала его завести, сказала, уходите быстрее (детский сад государственный). У сына это вызвало страшный плач (или истерику), ужас какой и очень долгий. Я думала, мне дадут его завести, ознакомить — он вообще у нас перестал меня куда-либо отпускать после того, как мы лежали в больнице, под капельницей. Я опешила, он ко мне, а воспитатель его в группу: идите, у нас не положено. Через час я его забрала, надо было через два, и сказала, что завтра останусь с ним, она согласилась. Снова пришли — воспитатель была настроена против уже, чтобы я была, я ее уговорила разрешить остаться мне на завтрак. Когда сыночек отвлекся на игрушку, я ушла, но плач был слышен на улице. Неужели надо приучать так, через плач? Сыночек, вижу, уже ко мне относится по-другому, все больше к папе, а два дня назад все было наоборот. Может, это я преувеличиваю, и пусть поплачет, как они говорят, и привыкнет. Но почему-то я не согласна с этим, хочу первое время походить с ним, они пока не разрешают. А муж говорит: он привыкнет, что ты рядом, тогда совсем не сможешь уйти, и сколько ты будешь так с ним ходить? Но ведь это же стресс для него. Разве так должно быть, не знаю? Или лучше повести в сад через год? И опять муж не согласен, говорит, вот там коллектив, пусть привыкает. Спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Дорогая мама! Очень меня тронуло ваше письмо. Я с вами полностью согласна. Не должен ребенок плакать. Мы детей рожаем не для того, чтобы им было плохо, а для того, чтобы они радовались жизни (желательно вместе с нами), чтобы им жить было интересно и приятно, а не страшно и больно. Поэтому ситуацию с яслями я бы посоветовала срочно изменить: либо найти другие ясли, с более гуманными и понимающими воспитателями, либо посидеть еще дома какое-то время. В 1 год 8 месяцев у среднестатистического ребенка потребность в общении со сверстниками выражена еще слабо, она постепенно растет, достигая своей первой вершины в 4 года. Сейчас для вашего малыша гораздо важнее отношения с мамой и папой, ближайшими людьми, а сверстники интересны, но не настолько, чтобы проводить с ними весь день.

Бояться вырастить "маменькиного сыночка", который в 15 лет будет держаться за мамину юбку, в вашем случае не стоит. Приблизительно в 2-2,5 года наступает время, когда ребенок учится "отрываться" от родителей, прежде всего от мамы. Всевозможные "я сам" становятся все чаще, ребенок примеряет роль самостоятельного человека, ему интересно учиться делать все самому, интересно попробовать отойти от мамы подальше — и в буквальном, и в переносном смысле, — а потом вернуться. При этом он активно учится, смотрит на вашу реакцию, пробует, импровизирует, творит.

Теперь открываю секрет: на этом этапе развития и формируются "маменькины дети" — несамостоятельные, зависимые, инфантильные взрослые дядечки и тетечки, которые сами шагу ступить не могут. Несамостоятельный человек формируется именно в этом возрасте, когда он ребенком очень хочет что-то сделать сам, попробовать что-то новое, отойти на 20 метров, чтобы нарисовать мелком на асфальте, например, а у мамы или папы истерика: не смей убегать! Там бабайки толпами ходят, у бабушки слабое здоровье, без моего разрешения ни шагу, и далее в том же духе. Как видите, ситуация немножко другая — ребенок хочет отодвинуться на время, а потом вернуться, а его не пускают.

Ваш малыш откровенно протестует против разрыва с вами, пусть и на несколько часов. По-моему, это может значить только одно — рано, наверное, или садик не совсем подходит. У детей внутри такая замечательная пружинка есть — она их заставляет делать то, что им действительно нужно, и не делать того, что им действительно не нужно. У взрослых она тоже имеется, но не у всех одинаково сильная. Некоторые взрослые ее так запихивают в угол все время, что она теряет упругие свойства. Как запихивают? А словами: надо, должен, у всех так, а то будет плохо, иначе нельзя. Дорогие товарищи взрослые, можно! Каждый из вас — творец, вы можете жить не так, как "положено", а как ваша душа вам подсказывает. Некоторые называют это "счастье".

Ребенок неожиданно стал отказываться ходить в детский сад

Добрый день! Помогите нам, пожалуйста, разобраться в ситуации!

Дочка ходит в детский сад с 1,8 года. Всегда с радостью бежали в садик, прыгали от восторга и домой уходить не хотели. Я нарадоваться не могла и очень сочувствовала тем мамам, у которых детки плачут. До 3 лет мы ходили в один детский сад. Потом мы переехали жить в Москву, тут тоже устроились в детский сад. И тоже ходили без проблем. Но все началось неожиданно...

В саду (речь пойдет о нынешнем учреждении) была только одна воспитатель и няня. То есть смены не менялись никогда. А вдруг в марте пришла еще одна воспитатель, и начались смены. Причем новый педагог не имел стажа работы с детьми вообще. В группе начался бардак полный! Дети разбаловались очень (это заметили многие родители). В итоге эта новая воспитатель перешла в другую группу, и у нас опять все по-прежнему. Все бы хорошо, только вот дочка-то наша плачет каждое утро! Я, конечно, не хочу обвинять воспитателей, но почему-то концерты наши начались именно в этот период.

Что думать, не знаю. Дочка говорит, что ее в детском саду обижают ребята, кусают, щипают, хотя я на ней никаких следов то не вижу. Воспитателя спрашивала об этом. Говорят, она у нас компанейская, детки сами к ней тянутся играть! И никто никого не обижает! Потом была причина, что повар невкусно готовит. Но это действительно было, повар сменился, причина плакать отпала.

Потом дочура начала плакать сильно и боится, что я за ней не приду вечером. И не хочет совсем ходить в детский сад. Уж это откуда взялось, я вообще не пойму! Мы объясняем, что мы ее сильно любим, что нам без нее очень плохо. Стараемся с ней строить планы на вечер утром по дороге в садик, чтоб она почувствовала себя очень нужной в семье!

Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести? Как докопаться до причины действительной? Мне кажется, что ребенок чего-то не договаривает нам! Хотела сходить к психологу, но бесплатно не попасть, т.к. у нас нет постоянной прописки в Москве, а платно дороговато!

Очень надеемся на вашу помощь.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Дорогая Юлия!

Хотела бы я с вами поговорить, потому что из вашего письма не совсем понятны несколько существенных деталей.

Во-первых, когда именно ваша дочка начала плакать в связи с детским садом: когда пришла новая воспитательница, когда она ушла или в промежутке между этими событиями?

Во-вторых, о причинах недовольства, которые называет ваша дочка. После того, как повар сменился, и снова стало вкусно, она хоть сколько-то времени была довольна жизнью? Или же все продолжалось, как и раньше, просто вам была предъявлена другая причина?

Причины плача могут быть самыми разнообразными, но если ребенок на протяжении длительного времени постоянно туда не хочет, может, проще всего забрать ее из детского сада?

Для того чтобы узнать истинные причины такого поведения, могу предложить несколько способов, а вы уж сами выбирайте, что лучше подходит. Если вы играете с дочкой, попробуйте "проиграть" ситуацию с детским садом , пусть в детский сад ходит кукла или мишка, или кто угодно — хоть бабушка с дедушкой, хоть самокат. Таким образом можно будет прозондировать почву насчет отношений с воспитателем, детьми, другим персоналом. Тут большой простор для творчества, вы сами почувствуете, если что-то в игре пойдет не так, только играть нужно искренне, по-настоящему. Получите удовольствие!

Можно предложить ребенку порисовать (или просто посмотреть, что она рисует) — нарисовать детский сад, воспитательницу, детей, игру, прогулку, обед, все, что она захочет . Обратите внимание на цвета, просто прислушайтесь к своим ощущениям, когда смотрите на рисунок, дети очень выразительно рисуют, Вы знаете.

Будет очень хорошо, если Вы сможете ответить себе на вопрос: что еще появилось нового в поведении девочки кроме нежелания идти в сад. Привычки, отношения, предпочтения, интересующие ребенка темы — возможно, здесь вы тоже найдете подсказку.

Одной из возможных причин может быть возрастная динамика — растет человек, запросы меняются, и это очень хорошо, а воспитатель ей теперь нужен другой. А может быть, в группу детского сада пришел новый ребенок, на которого ваша дочка реагирует особым образом?

Кроме того, из письма следует, что вы не полностью доверяете вашей дочке и считаете, что и она не доверяет, т.к. недоговаривает. Отсюда желание "докопаться". А девчушка, может, и сама не осознает, что ее так напрягает в детском саду, просто чувствует, и все.

Если докопаться не удастся, не расстраивайтесь. В этом случае можно попробовать сменить детский сад, вообще найти альтернативу саду. Честное слово, ребенку виднее, чем нам, умным взрослым. Вспомните, что вы сами делаете, если что-то или кто-то не нравится без всякой видимой причины — вот не нравится, и все тут, а что именно не нравится, непонятно, просто не к чему придраться. Мне, например, в такой ситуации тоже иногда хочется докопаться, особенно если вопрос для меня важный. А я знаете, что делаю, если не могу понять причину антипатии? Разворачиваюсь и очень быстро ухожу из того места или от того человека, с которым мне неуютно. Ведь живу я сейчас, а разобраться в причинах и потом можно.

Просто своей интуиции можно доверять — она никогда не подведет. Так же и ребенку можно доверять, потому что у детей эта самая интуиция обычно работает гораздо лучше, чем у взрослых. Решайте вопрос вместе! Если вы с вашей дочкой объедините усилия, решение обязательно найдется.


Новая обстановка, новые люди вокруг, новые правила. Вкупе все «прелести» детсадовской жизни могут испугать ребенка и свести на нет его желание окунуться в новую жизнь.

Читайте о причинах проблемы и о том, как ее решить.

Почему ребенок не хочет идти в сад

Вспомните свои ощущения перед первым днем на новой работе. Согласитесь, как минимум в тот момент вы очень волновались. Так вот, у ребенка с детским садом отношения складываются примерно по такому же сценарию.

Вот почему ребенок может отказываться идти в сад:

Непривычная обстановка

Первые дни в саду адаптационные для ребенка: он должен освоиться и перестать воспринимать место как нечто незнакомое и непривычное.

Трудности в общении с детьми

Не все дети способны к быстрой социализации. Причиной нежелания идти в детский сад вполне может стать отсутствие дружеских отношений и, как следствие, одиночество.

Проблемы с воспитателем

Воспитатель не разрешил остаться на улице подольше - ребенок расстроился. Воспитатель строго заговорил о необходимости соблюдать тишину в тихий час - ребенок забастовал.

Должно пройти время, чтобы малыш привык к новому укладу и новым людям.

Проблемы в семье

Иногда за причиной нежелания идти в детский сад скрываются семейные проблемы. Возможно, ссоры или домашнее насилие негативно сказываются на ребенке, и он таким способом выражает свой внутренний протест.

Неготовность к переменам

Смена режима и распорядка дня не всеми детьми воспринимается правильно и легко. Если ребенок никогда не спал днем, что требуется от него в детском саду, то, возможно, ему не понравится новое «правило».

Не хотите, чтобы истерики и слезы повторялись каждый день? Примите во внимание эти советы.

Разговаривайте с ребенком

Спрашивайте, что его тревожит. Необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы знать, что происходит в его жизни.

Предоставьте ребенку свободу

Воспитывайте в ребенке самостоятельность. На детских площадках позволяйте ему общаться со сверстниками. Детям необходимо постоянно коммуницировать с внешним миром.

Выстраивайте правильные отношения с воспитателем

Если вы хотите, чтобы отношения воспитательницы с ребенком сложились хорошо, необходимо относиться к ней с должным уважением. Не скандальте и не грубите.

Старайтесь выстраивать вежливые и тактичные отношения, чтобы не спровоцировать выплеск «причитающейся» вам агрессии на ребенка.

Ребенок не хочет идти в сад Если ребенок ходит в детский сад, то вряд ли его мама ни разу не оказывалась в сложной ситуации, когда малыш с утра наотрез отказывается отправляться туда, упрашивая оставить его дома.

Такое поведение вызывает у любой мамы растерянность - с одной стороны, вовсе не хочется чувствовать себя извергом, отправляя куда-то малыша помимо его воли, с другой, работу и другие дела никто не отменял. Да и как различить - стоит за протестом что-то серьезное или это лишь очередной каприз дошкольника?

Когда ребенок только-только начал ходить в садик, нежелание идти, - вполне понятны. Даже если ребенок в первые дни ходил в садик с удовольствием и не хотел по вечерам возвращаться домой, через какое-то время и у него может случиться кризис адаптации. Когда новизна ощущений утихнет, а понимание того, что с мамой теперь общения стало намного меньше , наоборот, придет.

И в этой ситуации требуется много маминого терпения и любви. Очень нежелательно оставлять ребенка в саду на целый день, старайтесь очень постепенно увеличивать время пребывания в саду, пытайтесь чем-то заинтересовать ребенка. Помогайте ему с кем-то подружиться, научитесь дома что-то красиво лепить или рисовать, чтобы на очередном занятии «поразить» детей и воспитателя, принесите в садик интересную игру, в которую можно играть только коллективно. Накапливайте багаж таких «положительных подкреплений», тогда в какой-то момент ребенок станет сам стремиться в детский сад, ведь там столько интересного, чего нет дома .

Протесты и капризы также нормальны в период перехода в новый детский сад или новую группу. Хоть адаптация проходит и быстрее, чем в первый раз, но требуются все те же этапы. Желательно маме взять небольшой отпуск и также постепенно приучать к новому месту.

Другое дело, когда ребенок уже давно ходит в детский сад и вдруг однажды заявляет «не пойду, оставь меня дома». Такая реакция всегда имеет свои причины и с ними обязательно нужно разобраться.

В первую очередь, убедитесь, что ребенок выспался и не болен . Нередко именно неважное физическое самочувствие становится причиной утренних капризов, притом что других признаков недомогания еще нет, а ребенок внятно поведать о своем состоянии не может в силу возраста. Померьте температуру, проанализируйте аппетит ребенка с утра и вчерашним вечером, , расспросите малыша, не болит ли у него что-нибудь (задавая при этом конкретные вопросы).

Резкое нежелание идти в детсад может быть связано с какой-то конкретной возникшей проблемой . Но если вы спросите об этом малыша напрямую, ребенок, скорее всего, не сможет ничего объяснить. Но вы можете, например, привести свой пример: «Я помню, когда я была маленькой, я однажды сильно поссорилась со своей подругой в садике и потом не хотела туда ходить» или «Однажды на меня накричала воспитательница, и я решила, что в садик больше ходить не буду». Попробуйте подобрать наиболее вероятную причину . Если вы попадете в точку, ребенок сразу скажет, что и у него так.
Тогда уже действуйте в зависимости от причины, можно продолжить и линию с собственным примером, например: «Но потом я пришла в садик и помирилась со своей подругой» и т.д. Если причина более серьезна, может потребоваться и сотрудничество с воспитателем. Пообещайте в этот день забрать ребенка пораньше и обсудить, как удалось преодолеть проблему.

И, наконец, иная ситуация, когда нежелание идти в сад постепенно нарастало и стало уже «хроническим». Наиболее вероятная причина в таком случае — ребенку скучно в детском саду, занятия для него неинтересны, дети предоставлены сами себе. Представьте себя на месте ребенка, целый день сидеть и не знать, чем себя занять, да еще и в жестких рамках детского сада с его режимом и правилами. Тогда как дома его ждут любимые игрушки, мультфильмы, мама, готовая поиграть в любой момент.
Не всегда можно повлиять на ситуацию в группе, хотя поговорить с воспитателем и методистом учреждения определенно стоит. Но ребенка постарше уже можно учить, как занять себя самостоятельно , это же, кстати, пригодится и дома. Можно написать целый список интересных дел, можно брать с собой игры или книги.

Важно, чтобы ребенок не смирился с детским садом, а действительно полюбил его - нашел для себя что-то интересное и не имел никаких серьезных проблем в стенах дошкольного учреждения. В некоторых случаях ради этого даже стоит сменить детсад, хотя это и невероятно сложно в наших условиях.

Детский сад – это первое учреждение в жизни ребенка, которое накладывает на него соблюдение определенных правил и внутренних устоев, следовать которым следует неукоснительно. Мало какому малышу такое придется по душе. Поэтому, чтобы сгладить первое впечатление от детского сада и нового жизненного уклада, необходимо следовать нехитрым правилам. С их помощью адаптация ребенка в детском саду произойдет в максимально сжатые сроки.

Малыша может многое расстраивать на новом месте, и вместо положительных эмоций, он будет получать негатив. Это приведет к тому, что ребенок откажется идти в садик, а каждое утро маму будет ожидать очередная детская истерика. Малыш может не только плакать и высказываться о своем нежелании, посещать детский сад, но так же может жаловаться на боли в животе, тошноту и головокружение. Причем не обязательно, что это будет им придумано. В действительности у каждого десятого ребенка, который категорически не хочет идти в садик может наблюдаться повышение температуры тела, тошнота, сопровождающаяся рвотой, боли в области живота и обострение любых хронических заболеваний. Во избежание таких неприятностей родителям необходимо обратить внимание на основные причины, по которым ребенок не хочет ходить в садик.

Почему ребенок не хочет идти в садик – причины

Основных причин может быть несколько. Поэтому, чтобы избрать правильную тактику с ребенком, необходимо точно выявить следствие, из-за которого ребенок не хочет идти в садик.

1. Питание.


Одной из часто встречающихся причин, по которым ребенок отказывается идти в садик, является явная смена блюд. Это не означает, что еда в детском саду плохая или, наоборот, намного полезнее домашней. Просто, она действительно другая: по вкусу, по консистенции, по набору продуктов и своему виду. Это может испугать малыша и оттолкнуть от посещения учреждения. Некоторым детям очень сложно начинать пробовать что-то новое в больших количествах. Им необходимо привыкать медленно и постепенно.

Адаптация в детском саду занимает около двух месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и ни в коем случае не заставлять малыша есть непривычную для него пищу, насильно. Мама может заранее узнать меню детского сада и попробовать приготовить данные блюда дома. Так малыш легче пройдет адаптацию по питанию. Готовить пищу, как в детском саду, необходимо начать за 1-2 месяца до первого посещения. Узнать подробное меню не составит труда, его каждый день вывешивают в детской раздевалке, около столовой, а так же размещают на сайте учреждения. Но даже несмотря на это, малыш может наотрез отказаться питаться в саду. Маме стоит морально к этому подготовиться и переждать несколько дней.

На данную тему ходит немало споров, как между воспитателями, так и между родителями. Одни могут посоветовать докармливать малыша дома, тогда как другие категорически против этого. Ведь, если кроха позавтракает дома, то, скорее всего он не будет притрагиваться с утра к еде в детском саду. Если же малыш удостаивает своего внимания детсадовский полдник, то докармливая его дома полноценной порцией, можно с легкостью спровоцировать набор лишнего веса из-за перекармливания и получить проблемы с пищеварением.

Выходом из ситуации будет обговорить с воспитателями заранее, чтобы они не принуждали ребенка к еде. Возможно, что у малыша идет отторжение какого-то продукта (капуста, вареный лук в супе или пенки на молоке). Если в саду допустимо брать некоторую пищу из дома, то ребенка можно снабдить небольшой порцией нарезанных фруктов или овощей. Брать в детский сад печенье, конфеты и прочие сладости крайне нежелательно. Это может вызвать ажиотаж среди детей и еще хуже испортить аппетит.

Только в том случае, когда ребенок, посещая сад более двух месяцев, по прежнему отказывается от питания, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и психологу.

2. Дневной сон.


Частой проблемой, по которой ребенок не хочет идти в садик, является именно обязательный дневной сон. Малышу бывает сложно расслабиться в комнате, полной детей. Помочь исправить ситуацию поможет любимая игрушка, взятая из дома.

Во многих садах Запада тихий час не предусмотрен. Детские сады не оборудованы спальнями и детскими кроватками. Если какой-то ребенок устанет и захочет поспать, то он ложиться прямо в той одежде, в которой играет, на спортивный мат и спит. Российские врачи и педагоги придерживаются обратного мнения, что сон для детей дошкольного возраста крайне необходим. Но, к сожалению, для многих детей 3-4 летнего возраста это может стать большой проблемой, так как дневной сон им уже не обязателен. Детский сад относится к режимному предприятию, поэтому хочет ребенок спать днем, или нет, но он в обязательном порядке должен лечь в кроватку и не шуметь. Для некоторых детей это является пыткой и следствием того, что в итоге ребенок отказывается идти в садик.

Как правило, после того, как пройдет адаптация в детском саду, ребенок не желающий спать в тихий час, все-таки засыпает и его режим дня в саду налаживается. Но как быть родителям, чьи дети даже по прошествии длительного времени нахождения в саду не могут засыпать во время дневного сна и при этом капризничают? Из данной ситуации существует несколько выходов.

Во-первых, родители могут отправлять малыша в сад с его любимой игрушкой, с которой он спит дома. Она поможет ему расслабиться и настроиться на сон.

Во-вторых, договорившись с воспитателями, ребенок во время тихого часа может слушать через плеер аудио сказки.

В-третьих, вместо тихого часа малыш может играть сам с собой в игровой зоне. Но такой вариант рассматривается крайне редко, потому как с одной стороны, мало какой ребенок может играть тихо, не привлекая к себе внимание со стороны других детей или взрослых. А с другой стороны, редкие воспитатели пойдут на такой шаг, ведь режим есть режим, и заниматься одним «нережимным» ребенком никто не будет. Но пускать на самотек данную ситуацию не нужно, ведь с каждым днем она может лишь усугубляться.

В итоге ребенок категорически не захочет идти в садик, и взрослых каждое утро будут ждать нескончаемые детские истерики. И это будут не просто детские капризы. Взрослые могут на себе убедиться, как это тяжело насильно ежедневно по два часа проводить лежа в кровати, глядя в потолок. Родителям необходимо обсудить сложившуюся ситуацию не только с воспитателями, но и с заведующей, а по окончании беседы найти выход из сложившейся ситуации. Лучшим выходом из сложившегося положения по советам психологов является использование плеера с аудио сказками. Но прибегать к нему стоит лишь тогда, когда адаптация малыша, которая занимает несколько месяцев, прошла, но он так и не приучился спать днем.

3. Деликатная проблема.


Еще одной проблемой, с которой могут столкнуться взрослые, отведя чадо в детский сад, это его отказ от дефекации вне дома. Такая ситуация сигнализирует о том, что ребенку крайне некомфортно в саду и он никак не может привыкнуть к новым для него условиям. Если это продолжается в период адаптации, первые 2-3 месяца, то это нормальная ситуация. Но когда малыш и после данного периода наотрез отказывается справлять свою нужду в детском саду, причем это никак не связано с умением пользоваться горшком, то тут взрослым следует обратиться к психологу, либо составить так детский режим, чтобы моменты дефекации приходились на часы, когда ребенок находится дома.

4. Конфликты с детьми.

В некоторых ситуациях причина, когда ребенок не хочет ходить в садик, кроется в его конфликтах со сверстниками. Для детского возраста не только ссора, но и драка является естественным проявлением. Ведь с идеальными манерами никто не рождается. А в процессе обучения нормам и правилам поведения, у детей обязательно проскользнет агрессия, ругань или драка. Мама, гуляя с малышом на детской площадке, может постоянно обучать малыша, как правильно сделать в той или иной ситуации, а как делать не стоит, но все познается в практике, а не теории.

Конфликт может исходить, как от самого ребенка, так и от сверстников. Если малыш сам затевает драки, то не только воспитатели ответственны за это, но и родители. Ведь воспитывают именно родители дома. Поэтому, узнав, что ребенок проявляет агрессию, необходимо действовать не выжидая. Одних разговоров может оказаться мало, дети в возрасте 3-4 лет мало воспринимают всерьез все то, что говорят родители. Помочь иногда смогут только наказания и лишения. К примеру, за драки малыш остается без мороженого или новой игрушки.

Бывает и так, что малышу сложно вписаться в коллектив. Все дети разные, кому-то необходимо больше общения, а кому-то меньше. Иногда ребенку сложно воспринять, когда его нечаянно толкнут, обнимут или даже укусят. Родителям стоит заранее подготовить малыша к тому, что в детском саду личные границы могут нарушаться и в этом нет ничего страшного. А еще необходимо объяснить малышу, что комфортно и безопасно может быть не только дома с мамой. Для этого необходимо привлечь папу или бабушку. В отсутствии мамы, другим членам семьи стоит придумать интересную детскую игру и показать малышу, что в отсутствии мамы тоже можно весело и интересно проводить время.

Если же малыш чрезвычайно застенчив, и уговорить ребенка пойти в садик до сих пор является проблемой, хотя он отходил в него уже около года, но так и не смог привыкнуть, а так же не обзавелся друзьями, то это свидетельствует об его особенном аутистическом характере. Родителям необходимо подтолкнуть ребенка к общению с другими детьми. Возможно, маме следует взять все под свой контроль и подружиться с некоторыми родителями детей из садика. Можно позвать их вместе с детьми в гости, чтобы малыш привык к общению и лучше адаптировался в обществе. Возможно, что вначале маме наравне с детьми, придется принимать участие в детских играх. Но главное показать ребенку, что играть со сверстниками это не страшно, а очень даже интересно и увлекательно.

Характер малыша, как правило, заметен уже с пеленок. Поэтому, если мама подмечает в возрасте 1-2 лет чрезмерную застенчивость, то она может попытаться приучить ребенка к садику заранее. Для этого можно отвести малыша в какой-нибудь кружок, где все игры будут проводиться с другими такими же детьми, но мама будет под боком.

5. Смена режима.

Очень сложно привыкать к режиму садика тем деткам, у которых до сада отсутствовал какой-либо режим. Советы психолога гласят, что родителям необходимо, за 2-3 месяца до посещений детского сада, дома начать соблюдать похожий режим. Ребенок должен осознать, что такие процессы, как принятие пищи, гуляния и игры происходят в четко спланированной последовательности и в определенное время.

Ребенок не хочет ходить в садик зачастую от того, что ему очень тяжело дается утренний подъем. Хорошее настроение с утра является залогом хорошего самочувствия на весь день. Родителям следует быть готовыми к тому, что утренние сборы станут совместными, и чтобы не опоздать, не торопиться и не злиться из-за пустяков, необходимо правильно спланировать время подъема и сборов. Когда малыш с утра будет видеть раздраженную и спешащую маму, то в половине случаев это спровоцирует детские слезы и негативную реакцию на все происходящее. Ребенок после такого «доброго» утра придет взвинченный и несговорчивый. Такие частые утренние ситуации могут отодвинуть процесс адаптации в детском саду на долгие месяцы вперед.

Выход из ситуации достаточно прост. В случаях, когда малыш привык поздно ложиться спать, необходимо укладывать его гораздо раньше. Это можно сделать при помощи раннего подъема. Такая схема позволяет уже за неделю полностью подстроиться под садовский режим раннего подъема. Если у мамы есть возможность, то начинать посещать сад лучше весной или летом, когда протяженность дня больше, а с утра уже светло. Казалось бы, такая мелочь, но помогает приучить ребенка к садику гораздо быстрее.

Если ребенок не хочет ходить в садик, ни при каких обстоятельствах, то родители должны не заставлять и не ругать, а помочь ребенку преодолеть все свои страхи. Советы психолога в этом случае направлены на родительское поведение. Для того чтобы уговорить ребенка пойти в садик без слез, родителям не возбраняется в первые дни посещать детский сад совместно. Многие воспитатели практикуют данный вид адаптации и сами просят маму побыть с сыном или дочерью в группе. Но если по каким бы то ни было причинам это не выполнимая задача, то мама может дать малышу с собой в садик «частичку дома». Это может быть игрушка, привычная еда в контейнере (главное условие, чтобы она не сильно пачкала, это может быть порезанное яблоко) или придуманный талисман. Им может выступить любая маленькая вещица, которая уберется в кармашек.

6. Нелюбимая воспитательница.


Многие родители задаются вопросом – что делать, если ребенок не хочет ходить в садик по причине неприязни к воспитательнице? Специалисты советуют обдумать эту ситуацию еще до момента посещения сада ребенком. Наличие в саду квалифицированных воспитателей, которые действительно любят детей, является самым важным критерием по выбору детского садика. Никакие укомплектованные игровые комнаты и яркие декорации сада не заменят доброго отношения к ребенку. Если явно выделяется ситуация, когда малыш к одной воспитательнице бежит безо всякого, а видя другую, не хочет покидать маму, то необходимо разобраться в причинах.

К сожалению, в раннем возрасте малышу тяжело описать проблему конфликта, поэтому, для выявления причины нелюбви к воспитательнице, на помощь придут игры. Не следует давить на ребенка и особо заострять на этом внимание, следует просто поиграть в детский сад. Необходимо взять набор игрушек и предложить ребенку самому распределить роли, кто будет воспитателем, а кто – ребенком. Во время такой игры родители узнают не только о сути конфликта между ребенком и воспитателем, но и много нового о своем чаде. Возможно, что ребенок не хочет ходить в садик потому, как воспитатель излишне строг или заставляет съедать все до крошки во время обеда, а может воспитатель не обращает внимания, как другие дети дразнят и обижают малыша. Не следует задвигать данную проблему в дальний ящик, а стоит до конца разобрать этот конфликт с воспитателем. Когда по прошествии разговора, проблема не исчерпывается, то, увы, изменить ситуацию навряд ли получится. Выходом остается сменить детский садик.

Что следует заблаговременно предпринять родителям, чтобы ситуации, когда ребенок отказывается идти в садик, не возникло

1. Необходимо помнить, что привычку нельзя выработать за несколько дней. Поэтому подводим малыша к детсадовскому режиму заблаговременно и постепенно. В особенности это касается подъема и приемов пищи.

2. В обязательном порядке нужно поощрять и всячески способствовать развитию у ребенка навыков и умений. Зачастую, чтобы сэкономить время, мама сама убирает игрушки, одевает малыша и кормит его. Это ни в коем случае не развивает у малыша самостоятельность. Позже, очутившись в детском саду, ребенок столкнется с множеством трудностей. Поэтому маме необходимо поощрять любые попытки ребенка к самостоятельности. Когда малыш начнет участвовать в сборах в садик, выбирать одежду, завязывать сам шнурки и прочее, то с уверенностью можно сказать, что адаптация прошла успешно.

3. Какой бы общительный ни был ребенок, но разлука с мамой и новая обстановка детского сада – это безусловно стресс. Поэтому, в первые дни адаптации все взрослые родственники, и в особенности мама, должны показать малышу, что они его любят и он для них очень нужен и важен. В это время необходимо играть во все любимые игры малыша, забыть на некоторый период о своих хобби и всецело посвятить себя малышу.

Когда родители хотят приучить ребенка к садику, то они категорически должны избегать следующих вещей:

1. Иногда, если родителям не удалось уговорить ребенка пойти в садик, то они запросто могут оставить его дома, чтобы избежать истерик по дороге. Такая ситуация вполне ожидаема, если один из родителей не работает или семья проживает с бабушкой. Но делать этого категорически нельзя. Ведь, чтобы привыкнуть к саду необходимо его посещать, не раз от раза, а ежедневно, не считая, конечно, выходных. Если ребенок отказывается идти в садик, то в этом случае можно прийти к общей договоренности, что его заберут пораньше. К примеру, первые месяцы, если малышу тяжело привыкнуть и адаптироваться к новым условиям, можно забирать его до дневного сна.

2. Приучить ребенка к садику будет сложно, если мама или бабушка идут у него на поводу. Малыш может громко плакать и упираться, но если его уже довели до дверей сада, то обратный путь – отрезан. Очень часто, когда ребенок категорически не хочет идти в садик, взрослые его начинают жалеть, и в итоге поворачивают обратно к дому. Это крайне опасный путь. Ведь так, малыш может подумать, что при помощи слез он может управлять взрослыми. И в следующий раз родители могут не удивляться, что в ситуации, когда ребенок не хочет пойти в садик, детские слезы станут лить сильнее, а крики обретут еще большую громкость.

3. Держать эмоции под контролем. Иногда мамы задаются вопросом – почему ребенок не хочет идти в садик, ведь вчера ему там нравилось? В этом случае, мама должна обратить внимание на свои эмоции. Дети очень чувствительны и с легкостью улавливают любое изменение в мамином настроении. А когда, отводя сына или дочь в сад, мама заливается слезами, нервничает и переживает о малыше, то о каком хорошем настроении у ребенка может быть речь?

Несомненно, каждая мама будет переживать о своем ребенке, у нее в голове будет крутиться рой вопросов – Никто ли его там не обидит? Поест ли он? Будет ли плакать? Появятся ли у него друзья? Но, несмотря на такой сумбур чувств, маме следует отпускать ребенка с улыбкой и уверенностью, что у него все будет хорошо. Не помешает вселять эту уверенность и в самого ребенка, постоянно напоминать ему, что в садике интересно, его там ждут новые друзья и открытия, и что он очень любимый для своей семьи и его, конечно же, заберут домой. Если ребенок будет чувствовать мамину поддержку и уверенность в своих силах и умениях, то у мамы не возникнет с утра вопроса – как уговорить ребенка пойти в садик?