Здоровье

Общения характерные черты и особенности. Этика межличностного общения. Соблюдая простые правила

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

    оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

    устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;

    отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают равные субъекты , «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

    общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

    предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

    общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

    важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность , базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

    Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

    Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

    как утилитарно-прагматическую , ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

    как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:

    для себя – Я-значимость ,

    для другого – Ты-значимость ,

    для группы или общества в целом – Мы-значимость .

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания выступает культура общения – система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупныя действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

    уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

    ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

    постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

    соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

    культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

принципиальное равенство, автономность партнеров;

признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная «протокультура», порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Нравственная протокультура может быть прослежена на ряде«дефектных» уровней общения .

    Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая«протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не«работают» в новых условиях.

    Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженноговыжидания и морального торга по принципу«ты – мне, я – тебе».

    Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.

    Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

    Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда –«опережающая агрессивность».

    Нравственная глухота отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления«глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.

    Нравственный примитивизм бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.

    Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением кинакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявлениеантикультуры в общении , более того, она есть основаантиобщения , поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.

Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

    Барьер страдания, гор я – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».

    Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».

    Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.

    Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.

Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.

    Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.

6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», « лица кавказской национальности – бандиты»).

7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.

    Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.

    Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек

спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

С оциокультурные « барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.

Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.

В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.

В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.

Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.

Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.

Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость» , деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание », о котором уже говорилось.

2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:

одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

монополизмом на истину : только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;

нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.

3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».

4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – этоантикультура в общении.

Феномен насилия в общении другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, ипо сути.Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения . Насилие как принцип общения имеет определенныекорни: социальные, психологические, нравственные.

Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.

Пси хологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.

Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разныесферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.

Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается какантикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подходпринцип ненасилия .

Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.

Несколько дней назад я задала старшеклассникам вопрос: ? Перечень оказался большим: грубость, наглость, презрение, высокомерие, глупость, злость, агрессия, неуважение, хамство, желание унизить и т.д.

Мы выясняли, почему человек демонстрирует отрицательные качества личности. По мнению ребят, причина состоит в желании человека привлечь к себе внимание, возвыситься над другими, удовлетворить чувство превосходства.

Да, молодое поколение умеет анализировать. Однако, есть и понимание того, что не эффективно обращать суждения только в сторону критики кого-то. Необходимо осознание качеств собственной личности и преодоление затруднений в общении, которые они вызывают.

Каждый человек в какие — либо моменты жизни испытывает затруднения в общении. Причин много. Однако, часто черты его характера затрудняют общение. Признаться в этом может себе не каждый. Поскольку, скорее черты характера партнера по общению человеку кажутся непреодолимыми препятствием, затрудняющим общение. И многие люди бросаются критиковать, исправлять партнера по взаимоотношениям или вовсе уходят от общения.

На самом деле, мир устроен очень интересно: в партнере по общению, как в зеркале, человек видит именно свои недостатки, но редко осознает это. Почему? Читайте .

Окружающие люди очень нужны человеку, ведь только в общении с ними он может проявлять свои качества, а затем осознать их и начать меняться, если это необходимо. Нет смысла менять кого-то в общении. Этого «кого-то» нужно благодарить за то, что высветил черты характера, которые мешают человеку общаться без затруднений.

Обобщим черты характера, которые затрудняют общение как самого человека, так и окружающих людей с ним самим.

Гордыня.

Ставлю ее на первое место, так как все другие черты характера в той или иной степени являются производными от нее. Гордыня, как правило, проявляется в превосходстве человека над другими людьми. Возвышение себя и тем самым принижение других - вот ключевой посыл в мир гордыни через общение с людьми.

В христианстве гордыня – один из главных грехов. Гордыня может проявляться по-разному. Это не обязательно прямое унижение партнера по общению. Гордыня может появляться и через снисхождение, показывающее партнеру по общению, «где его место» и насколько оно ниже. Человек может навязывать свое покровительство, унижающее чувство достоинства другого.

Проявление гордыни — это всегда сильный дисбаланс в общении. С гордецом трудно общаться. Если человек замечает в себе такое качество, ему необходимо учится дружественным, партнерским отношениям; умению видеть достоинства других людей; учиться не унижать, а возвышать людей. Для этого может быть полезно посмотреть на людей, как на равных себе, и задуматься о своем умении .

Общаясь с гордецом человеку необходимо проявлять не мерянную долю спокойствия и самообладания, чтобы не допустить конфликта. Но, как правило, подобное притягивается к подобному, и если встречаются две гордыни, избежать борьбы и конфликтов очень трудно, но возможно, если осознать, что происходит.

Хвастовство.

Это один и способов показать окружающим, «какой я хороший», насколько «я лучше». Часто за этим скрыта неуверенность в себе и желание признания. Человек может хвалиться друзьями, родственниками, счастливым случаем. Где реально он сам, его качества и его ответственность - не понятно. Таким образом, человек косвенно, опосредованно, через других людей или независящие от него события, хочет возвыситься в глазах других людей.

Хвастовство не следует поддерживать. Если человек замечает в себе это качество, нужно учиться совершать собственные действия, брать на себя ответственность за события своей жизни. Часто такие люди в душе чувствуют себя неудачниками и их бравада на пустом месте – это своеобразная защитная реакция и попытка повысить свою ценность в глазах окружающих. Но для человека ничего не изменится в жизни, если он так и будет продолжать хвастаться, не совершать собственных действий и в душе страдать от сравнения с успешными людьми и собственной несостоятельности. Но возможно, если очень захотеть.

Тщеславие.

Тщеславный человек любит лесть. Человеку приятно слышать, что он «самый – самый». Конечно, каждому человеку приятно слышать в свой адрес что-то хорошее. Однако, если зависимость от чужого мнения берет над человеком верх, и он чувствует собственную значимость только при постоянном внешнем одобрении, нужно задуматься о том, как самому научится хвалить и поддерживать себя. Ведь в лести, обращенной к человеку нет искренности. Лесть всегда имеет цель, поэтому тщеславный человек рискует стать объектом манипулирования.

Честолюбие.

Честолюбие ведет к злоупотреблению человеком хорошими и даже близкими отношениями, которыми он может пользоваться в своих целях, независимо от потребностей и желания партнера по общению. Честолюбивый человек «идет по головам», не считаясь ни с чем и ни с кем, преследуя исключительно собственные цели и выгоды. Он теряет друзей, которые считают, что их предали; разрушает чужую карьеру, а, возможно, и жизнь. Это путь к одиночеству, хотя он может сопровождаться внешним успехом и карьерным взлетом.

Властолюбие.

Властолюбие проявляется в неприемлемости критики, возражений и неподчинения со стороны других людей. Властолюбивый человек все контролирует и не приемлет чужого мнения. Для эффективного общения с таким человеком необходима четкая аргументация и логика, иначе властолюбец будет подавлять партера по общению, как в семье, так и на работе. Если человек понимает, что его властолюбие вредит отношениям с окружающими, ему необходимо научиться слушать других людей, разговаривать с ними, уважать чужое мнение, и давать партнеру по общению право на собственное суждение.

Бестактность.

Это качество проявляется в том, что человек затрагивает болезненные стороны личности и события жизни партнера по общению вопреки его желанию. Общение с бестактным человеком может вызывать душевную боль, обиду, чувство униженности.

Часто неделикатность – это не злой умысел, а неумение чувствовать партнера по общению и ситуацию, в которой происходит общение. Чувствованию другого человека необходимо учить ребенка с детства, разговаривать с ним о чувствах. Подробнее читайте здесь. Прежде чем причинить кому-то боль своей бестактностью, нужно самому ее почувствовать. Это значит, что необходимо уметь внутренне встать на позицию партнера по общению.

Бестактным является и появление человека там, где его не ждут, без предварительной договоренности или предупреждения. Это может вызвать неловкость у противоположной стороны из-за неготовности к общению. Как правило, у многих людей бестактность вызывает неловкость, растерянность или напряжение и агрессию.

Вспыльчивость. Данная черта характера свидетельствует о неумении контролировать и осознавать свои эмоции. Вспыльчивый человек, как правило, после эмоционального всплеска осознает вред, нанесенный им в общении другому человеку и отношениям с ним. Партнеру по общению с таким человеком следует быть особенно спокойным и уравновешенным и не отзеркаливать излишнюю эмоциональность противоположной стороны. Эмоции играют особую роль в жизни мужчины и женщины, подробнее об этом читайте .

Итак, мы кратко рассмотрели какие черты характера затрудняют общение между людьми. Надеюсь, что статья будет полезна вам и затруднения, возникающие в общении, будут понятны и устранимы.

Статья: Какие черты характера затрудняют общение. Поделитесь ссылкой на статью в соцсетях.

В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-

дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.

Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са­мого общения.

Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные чер­ты и свойства:

Общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно­сти является установление отношения одного человека к другому;

Межличностные отношения - независимо от положения вступающих в них людей - должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и нико­гда- не средство (по крайней мере, так должно быть);

Непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем - за учеником) его уникаль­ности и неповторимости, его права быть самим собой и ожида­ние того же от него;

При общении должен проявляться его творчески-импровиза­ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка­честв субъекта - его свободной активности, способности поро­ждать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирую­щаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение - это деятельность, заключающаяся в установлении коммуника­ции , связи между людьми, предполагающей двусторонний об­мен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:


· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме­стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения - диалогична.

Таким образом, диалогичность - важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

Признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете - и между поколениями.

Нравственный смысл процесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами - морально значимыми

факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен­ство, любовь. При этом равенство в общении - это, прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори­ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно­сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об­щения отличается также доверием; доброжелательностью и уваже­нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце­нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча­щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус­ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове­ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер­ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.

Формирование у молодежи культуры межличностного обще­ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения:

1 .Общение есть условие формированиям существования чело­века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под­тверждают, что формирование человека невозможно без обще­ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы­тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли­шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста­новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.

2. Общение есть способ самовыражения человеческого <<Я». Впер­вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по­казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об­щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, -самоутвер­диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3.Общение - основное средство коммуникации. Это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Во вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в-третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую (практическую) ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата - убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо­го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь, представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).

Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас­пектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов; :<

Как самоценность - общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна­чимости общения:

Для себя - Я - значимость,

для другого - Ты - значимость,

Для группы или общества в целом - Мы - значимость.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.

3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Общение - это коммуникативно-информационное взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, что, какие факторы делают его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное понимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным.

В российской психологии само понятие "общение" охватывает широкий круг явлений, в который включены процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания. Общение многогранно по своему содержанию и формам проявления. Существуют различные психологические концепции общения. Общение рассматривается:

  • - как средство передачи информации;
  • - деятельность (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев);
  • - специфическая форма взаимодействия (Б. Ф. Ломов);
  • - способ познания другого человека (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.);
  • - условие жизнедеятельности (А. А. Бодалев);
  • - способ передачи культурного и общественного опыта (А. А. Леонтьев и др.);
  • - способ влияния (В. М. Бехтерев, Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюк и др.);
  • - средство раскрытия субъективного мира личности (Г. М. Андреева и др.).

В целом межличностное общение может осуществляться с преимущественной опорой на две парадигмы психологических воздействий: "субъект-объектную", т.е. неравноправную, а, следовательно, манипулятивную, и "субъект- субъектную" - равноправную, развивающую.

Существуют различные классификации видов общения. А. Ю. Панасюк приводит следующую классификацию видов общения:

  • - субординационное, служебно-товарищеское, доверительное;
  • - в виде монолога, диалога и полилога;
  • - в форме совещаний, переговоров, выступлений, выслушивания, дискуссий;
  • - непосредственное и опосредованное и пр.

предлагает различать:

  • - "контакт масок";
  • - примитивное общение;
  • - формально-ролевое;
  • - деловое;
  • - манипулятивное;
  • - светское общение.

Структурные компоненты общения (по А. Н. Леон-

Предмет общения - партнер по общению.

  • Потребность в общении заключается в стремлении субъекта к познанию и оценке других людей и через них - к самопознанию и самооценке.
  • Коммуникативные мотивы общения - акт коммуникативной деятельности, адресованный другому человеку. Здесь можно выделить две базовых категории действий общения - инициативные и ответные.
  • Задачи общения - та цель, на достижение которой в данной коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения.
  • Средства общения - операции, при помощи которых осуществляются действия общения.
  • Продукт общения - образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

  • - субъектом - инициатором общения;
  • - субъектом , которому адресована инициатива;
  • - нормами , по которым организуется общение;
  • - целями , которые преследуют участники общения;
  • - ситуацией , в которой совершается взаимодействие.

Отечественные исследователи выделяют несколько основных функций общения:

  • - коммуникативная , связанная с собственно передачей информации;
  • - аффективная , проявляющаяся в передаче эмоционального отношения;
  • - регулятивная , побуждающая к изменению поведения и отношений;
  • - перцептивная , связанная с познанием человека человеком.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение предполагает некоторый результат - изменение поведения или деятельности других людей. Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой "последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга" . Говоря о целях общения и обобщая данные психологических исследований, необходимо отметить такие цели, как:

  • - контактные,
  • - информационные,
  • - побудительные,
  • - координационные,
  • - амотивные,
  • - установочные,
  • - развивающие,
  • - связанные с достижением понимания и взаимопонимания,
  • - оказание влияния,
  • - познание другого и самопознание.

Зачастую в процессе общения происходит сочетание нескольких целей.

  • - межличностное
  • - деловое,
  • - специально-профессиональное,
  • - научное,
  • - социально-политическое,
  • - информационно-коммуникативное и др. .

В общении различают инструментальную направленность (на выполнение социально значимой задачи, на дело, на результат) и личностную направленность (на удовлетворение личностных потребностей) .

Деловое общение является предметно-целевой деятельностью и направлено на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. По мнению Ю. М. Жукова , в деловой коммуникации предмет общения и отношения участников к нему (их предметные позиции) являются основными определяющими процесса общения. Умение понимать предметные позиции партнеров, в том числе и собственную, является необходимым условием успеха коммуникации. Основной задачей деловой коммуникации можно назвать продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, установление и улучшение партнерских отношений.

Деловая коммуникация, по мнению А. П. Панфиловой, предполагает реализацию следующих условий .

  • 1. Обязательность контактов всех участников общения, независимо от симпатий и антипатий.
  • 2. Предметно-целевое содержание коммуникации.
  • 3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей.
  • 4. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации в достижении конечного результата и при реализации личных намерений.
  • 5. Коммуникативный контроль участников взаимодействия.
  • 6. Формальные ограничения:
    • а)конвенциональные ограничения , т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (соблюдения правил внутреннего распорядка, инструкций и пр.);
    • б)ситуативные , т.е. с учетом ситуации делового общения (совещание, презентация, переговоры и пр.). Взаимодействие целенаправленно, в определенном регламенте, с использованием адекватных коммуникативных средств и достижением ожидаемого результата;
    • в)эмоциональные , т.е. проявление стрессоустойчивости, умение управлять своими чувствами и эмоциями в напряженной деловой ситуации;
    • г)насильственные , т.е. допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех ситуациях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, когда реакции партнера по общению неадекватны ожиданиям и установленным нормам поведения.

Способы взаимодействия зависят от целей общения, особенностей его организации, эмоционального настроя собеседников, уровня их культуры. Необходимо также отметить, что как диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, дифференциации - с другой. Наиболее заметен дуализм общения в такой его разновидности, как деловое общение.

Ученые выделяют следующие основные характеристики общения:

  • - функции,
  • - содержание,
  • - стороны,
  • - манера,
  • - стиль 117, с. 21 25|.

Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

  • - передача информации от человека к человеку;
  • - восприятие друг друга;
  • - взаимооценка;
  • - взаимовлияние партнеров по общению друг на друга;
  • - взаимодействие партнеров;
  • - управление групповой или массовой деятельностью и др.

Поскольку деловое общение является предметно-целевой деятельностью, содержание каждой коммуникативной формы (переговоры, дискуссия, доклад и пр.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание) зависят от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная цель в деловом общении требует того содержания коммуникации, которая позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Успех деловой коммуникации, по мнению Ю. М. Жукова , зависит от адекватности установок, понимания своей предметной и межличностной позиции, знания закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умения сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков. Особенно важно данное положение в тех ситуациях, когда есть предположение о возможной неискренности делового партнера. В качестве норм общество вырабатывает определенную систему образцов поведения, нарушение которых включает механизмы социального контроля, который, в свою очередь, и обеспечивает коррекцию отклоняющегося поведения.

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что любое общение содержит три взаимосвязанные стороны (рис. 1.1):

  • коммуникативную - это передача и обмен информацией;
  • интерактивную т.е. взаимодействие;
  • перцептивную - взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Рис. 1.1.

Остановимся на них более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

  • - умением устанавливать психологический контакт;
  • - учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • - аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • - эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

  • визуальная - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временные организации общения, а также вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы). Характер движений отображает эмоциональные реакции человека;
  • акустическая - это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;
  • тактильная - это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

― мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

  • - мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  • - мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  • - мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • - познание себя в процессе общения;
  • - познание и понимание собеседника;
  • - прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного общения очень важно понимать

другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие "рисунок" общения.

{{ Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. С. 52.