СЕМИНАР 6
Планирование личной работы госслужащего
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки эффективного управления временем.
2. Система планирования личного труда руководителя.
3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.
4. План и распорядок рабочего дня.
Творческое задание
1. Задание:
Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.
Выполнение творческого задания
Творческое задание выполняется письменно.
Критерии оценки выполнения задания
За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
СЕМИНАР 7
Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед
Темы рефератов
1. Виды делового общения.
2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.
Проведение занятия в форме деловой игры
Тема деловой игры.
Деловое общение: деловые совещания и беседы.
Концепция игры.
Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических рекомендаций делового общения в рамках проведения совещания и беседы.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы (3 – 4 человека).
Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированно излагать свою позицию и отстаивать ее.
4. Порядок проведения деловой игры
Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.
Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.
Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.
Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:
Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.
На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.
Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.
Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.
Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.
Критерии оценки участия в деловой игре для первой и второй группы
За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Пример правил деловой игры
· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.
· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.
· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.
· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.
· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.
Пример прав и обязанностей участников:
1) Преподаватель:
· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
· организует формирование команд, экспертов;
· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;
· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
· организует подведение итогов.
2) Экспертная группа:
· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
· выступает с результатами оценки деятельности команд;
· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
3) Участники игры:
· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
· доброжелательно выслушивают мнения;
· готовят вопросы, дополнения;
· строго соблюдают регламент;
· активно участвуют в выступлении.
4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Ожидаемая эффективность деловых игр:
· познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
· воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
· развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.
Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:
· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:
· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;
· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.
Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.
Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
№ | Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Инновационность предпринимательской идеи | от 0 до 10 | |
Степень проработки бизнес-плана | от 0 до 5 | |
Самопрезентация участников команды и результатов их работы | от 0 до 5 | |
Активность команды во время групповой работы | от -3 до +3 | |
Аргументированность ответов с целью защитить конкурентоспособность созданной продукции (услуги, технологии | от -3 до +3 | |
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд | от -3 до +3 | |
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком | -3 -1 | |
Итого | от -12 до 29 |
Критерии оценки участия в тренинге
За участие в тренинге студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Критерии оценки выполнения практической задания (кейс-стади)
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе
1. Понятие и виды проектов. Основные параметры проектов
2. Участники проектов.
3. Принципы управления проектами.
4. Методы управления проектами.
5. Формирование идеи проекта.
6. Технико-экономическое обоснование. Бизнес-план проекта.
Тема 2. Проектный цикл. Окружение проекта
1. Понятия жизненного цикла и фаз проекта. Общая структура жизненного цикла проекта.
2. Понятие и назначение вех и контрольных событий в проекте. Построение жизненного цикла проекта.
3. Внешняя и внутренняя среда проекта.
4. Участники проекта. Администрирование проекта.
5. Требования, предъявляемые к проектам.
6. Оценка качества проекта.
7. Стадии процесса управления проектами. Понятие процессов в управлении проектами.
Тема 3. Организация работ на стадии разработки проекта
1. Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи.
2. Разработка концепции инвестиционного проекта.
3. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии.
4. Обоснование инвестиций. Использование методов анализа и прогнозирования в ходе разработки проекта.
5. Разработка бизнес-плана проекта.
6. Предварительный план проекта.
Тема 4. Планирование проекта
1. Цели, назначение и виды планов.
2. Структура декомпозиции работ. Документирование плана проекта.
3. Сетевое планирование.
4. Календарное планирование.
5. Ресурсное планирование.
6. Сметное планирование. Порядок разработки и состав проектно-сметной документации.
Тема 5. Ключевые процессы исполнения, контроля и завершения проектов
1. Принципы определения и назначения ресурсов. Управление ресурсами проекта.
2. Работы и процедуры, составляющие содержание процессов исполнения.
3. Методы контроля хода выполнения работ по проекту, анализа промежуточных результатов работ.
4. Мониторинг работ по проекту. Анализ результатов по проекту.
5. Пусконаладочные работы. Приемка в эксплуатацию законченных объектов.
6. Закрытие контракта. Выход из проекта.
Тема 6. Управление содержанием и организацией проекта
1. Понятие «проектная структура управления. Виды проектных структур управления.
2. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.
3. Управление изменениями.
4. Обеспечение качества проекта.
Тема 7. Управление финансовыми потоками и стоимостью проекта
1. Способы и источники финансирования проекта.
2. Организация проектного финансирования.
3. Виды бюджетов. Бюджетирование.
4. Порядок разработки смет. Планирование затрат по проекту.
5. Контроль за исполнением бюджета.
Тема 8. Проектно-ориентированное управление
1. Понятие проектно-ориентированного управления. Назначение и преимущества проектно-ориентированного управления.
2. Объекты управления в проектно-ориентированной организации.
3. Типы и виды организаций, применяющих проектно-ориентированное управление.
4. Связь проектно-ориентированного управления с корпоративным управлением.
Тема 9. Юридические аспекты подготовки и разработки инвестиционного проекта
1. Типы и задачи проектных фирм.
2. Типы контрактов.
3. Организация подрядных торгов.
4. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.
Тема 10. Человеческий фактор в управлении проектами
1. Взаимодействие участников проекта. Примеры определения состава участников проекта.
2. Управляющий проектом. Команда проекта.
3. Состав и функции членов команды проекта. Формирование и развитие команды проекта.
4. Руководство и лидерство. Основные стили поведения руководителей.
5. Управление персоналом проекта. Психологические аспекты управления персоналом проекта.
Тема 11. Инвестиционная привлекательность проекта
1. Понятие инвестиционного климата и параметры его характеризующие.
2. Отечественные и зарубежные методики оценки инвестиционного климата на макро- мезо- и микроуровне.
Тема 12. Стандарты управления проектами. Программное сопровождение проектов
1. Стандарты управления проектами. Стандарты и нормы, как основа взаимодействия участников проекта. Примеры действующих стандартов в УП.
2. Критерии оценки профессионалов по управлению проектами.
3. Программное сопровождение проектов.
Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии
Критерии оценивания работы студента в деловой игре
Критерий | Балл |
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре | 1,4 |
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре | 1,0 |
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре | 0,7 |
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность | 0,5 |
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы. |
Индивидуальные домашние задания
Пояснительная записка
Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:
– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;
– знание видов управленческих решений и методов их разработки;
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.
– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.
– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;
– знание менеджмента человеческих ресурсов;
– знание организации и технологии менеджмента в туризме.
– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;
– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;
– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;
– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.
ПК-12:
– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;
– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;
– способность устанавливать коммуникации;
– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.
Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические).
В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов.
Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? За основу можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать:
1. Эффективность сформированного участниками игры решения . При этом принимается во внимание:
представление решений к заданному сроку (при соблюдении сроков участник получает, скажем, 10 баллов, а за каждые 3 минуты просрочки с суммы поощрения снимается по баллу);
наличие в принятых игровыми группами решениях элементов новизны, оригинальности, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью;
учет ограничений, оговоренных при описании объекта игрового моделирования;
рациональность принятого решения;
наличие и количество ошибок в решении. Конечно же, перечни возможных ошибок и цены соответствующих штрафов могут существенно отличаться в разных деловых играх, так как определяются спецификой и целью их проведения;
корректировка решений игровыми группами до начала их обсуждения, доработки, исправления ошибок по указанию руководителя игры;
техническая грамотность оформления решений.
2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр. Здесь, как считают авторы методики, целесообразно оценивать:
количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами;
аргументированность при защите собственных решений;
«займы», то есть обращения к другим игровым группам за дополнительной информацией, а также аналогичную «помощь» другим группам по их запросам;
согласование обобщенного (итогового) решения;
итоги соревновательной деятельности одноименных расчетов (или отдельных участников, выступающих в одинаковых ролях).
3. Взаимодействие участников внутри игровых групп . Платонов и Подиновский отмечают следующие формы внутригруппового взаимодействия, подлежащие оцениванию:
«внутренние» поощрения, то есть уже упоминавшиеся поощрения участников групп за предложение различных решений;
различные виды «внутренних» займов (в пределах одной игровой группы) техники, материальных средств и личного состава;
начисление премий и штрафов соответственно за выполнение к заданному сроку (досрочно) и невыполнение запланированных работ также в пределах одной игровой группы;
взаимодействие звеньев игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении.
4. Личностные качества участников деловых игр. Проанализировав известные им деловые игры, авторы данной системы оценивания пришли к выводу, что более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников:
эрудированность и принципиальность;
умение аргументировать и отстаивать свои решения;
умение использовать необходимую научную литературу, справочные материалы и нормативные документы;
склонность к риску;
честность, добросовестность, инициативность и исполнительность.
При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать также культуру речи, коммуникабельности соблюдение речевого этикета. Кроме того, из приведенных выше аспектов следует выбирать лишь те, которые могут проявиться в конкретной деловой игре наиболее ярко.
Сопровождение деловой игры
Под сопровождением деловой игры в данном случае понимаются пакет документации, методические разработки, технические средства, компьютерная техника и т.д., без чего эффективность игры будет неполной, а в ряде случаев игра вообще может не состояться.