Полезные советы

Критерии оценки деловой игры. Критерии оценки кейс-задания и деловой игры. Максимальное количество баллов

СЕМИНАР 6

Планирование личной работы госслужащего

Вопросы для обсуждения:

1. Истоки эффективного управления временем.

2. Система планирования личного труда руководителя.

3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.

4. План и распорядок рабочего дня.

Творческое задание

1. Задание:

Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.

Выполнение творческого задания

Творческое задание выполняется письменно.

Критерии оценки выполнения задания

За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

СЕМИНАР 7

Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед

Темы рефератов

1. Виды делового общения.

2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.

Проведение занятия в форме деловой игры

Тема деловой игры.

Деловое общение: деловые совещания и беседы.

Концепция игры.

Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических рекомендаций делового общения в рамках проведения совещания и беседы.

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы (3 – 4 человека).

Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированно излагать свою позицию и отстаивать ее.

4. Порядок проведения деловой игры

Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.

Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.

Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.

Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:

Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.

На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.

Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.

Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.

Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.

Критерии оценки участия в деловой игре для первой и второй группы

За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Пример правил деловой игры

· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.

· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.

· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.

· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.

· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.

Пример прав и обязанностей участников:

1) Преподаватель:

· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;

· организует формирование команд, экспертов;

· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;

· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;

· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;

· организует подведение итогов.

2) Экспертная группа:

· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;

· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;

· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;

· выступает с результатами оценки деятельности команд;

· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.

3) Участники игры:

· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;

· доброжелательно выслушивают мнения;

· готовят вопросы, дополнения;

· строго соблюдают регламент;

· активно участвуют в выступлении.

4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

Ожидаемая эффективность деловых игр:

· познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;

· воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;

· развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.

Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:

· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;

· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;

Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:

· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;

· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.



Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.

Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.

Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Инновационность предпринимательской идеи от 0 до 10
Степень проработки бизнес-плана от 0 до 5
Самопрезентация участников команды и результатов их работы от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Аргументированность ответов с целью защитить конкурентоспособность созданной продукции (услуги, технологии от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком -3 -1
Итого от -12 до 29

Критерии оценки участия в тренинге

За участие в тренинге студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценки выполнения практической задания (кейс-стади)



Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе

1. Понятие и виды проектов. Основные параметры проектов

2. Участники проектов.

3. Принципы управления проектами.

4. Методы управления проектами.

5. Формирование идеи проекта.

6. Технико-экономическое обоснование. Бизнес-план проекта.

Тема 2. Проектный цикл. Окружение проекта

1. Понятия жизненного цикла и фаз проекта. Общая структура жизненного цикла проекта.

2. Понятие и назначение вех и контрольных событий в проекте. Построение жизненного цикла проекта.

3. Внешняя и внутренняя среда проекта.

4. Участники проекта. Администрирование проекта.

5. Требования, предъявляемые к проектам.

6. Оценка качества проекта.

7. Стадии процесса управления проектами. Понятие процессов в управлении проектами.

Тема 3. Организация работ на стадии разработки проекта

1. Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи.

2. Разработка концепции инвестиционного проекта.

3. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии.

4. Обоснование инвестиций. Использование методов анализа и прогнозирования в ходе разработки проекта.

5. Разработка бизнес-плана проекта.

6. Предварительный план проекта.

Тема 4. Планирование проекта

1. Цели, назначение и виды планов.

2. Структура декомпозиции работ. Документирование плана проекта.

3. Сетевое планирование.

4. Календарное планирование.

5. Ресурсное планирование.

6. Сметное планирование. Порядок разработки и состав проектно-сметной документации.

Тема 5. Ключевые процессы исполнения, контроля и завершения проектов

1. Принципы определения и назначения ресурсов. Управление ресурсами проекта.

2. Работы и процедуры, составляющие содержание процессов исполнения.

3. Методы контроля хода выполнения работ по проекту, анализа промежуточных результатов работ.

4. Мониторинг работ по проекту. Анализ результатов по проекту.

5. Пусконаладочные работы. Приемка в эксплуатацию законченных объектов.

6. Закрытие контракта. Выход из проекта.

Тема 6. Управление содержанием и организацией проекта

1. Понятие «проектная структура управления. Виды проектных структур управления.

2. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.

3. Управление изменениями.

4. Обеспечение качества проекта.

Тема 7. Управление финансовыми потоками и стоимостью проекта

1. Способы и источники финансирования проекта.

2. Организация проектного финансирования.

3. Виды бюджетов. Бюджетирование.

4. Порядок разработки смет. Планирование затрат по проекту.

5. Контроль за исполнением бюджета.

Тема 8. Проектно-ориентированное управление

1. Понятие проектно-ориентированного управления. Назначение и преимущества проектно-ориентированного управления.

2. Объекты управления в проектно-ориентированной организации.

3. Типы и виды организаций, применяющих проектно-ориентированное управление.

4. Связь проектно-ориентированного управления с корпоративным управлением.

Тема 9. Юридические аспекты подготовки и разработки инвестиционного проекта

1. Типы и задачи проектных фирм.

2. Типы контрактов.

3. Организация подрядных торгов.

4. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.

Тема 10. Человеческий фактор в управлении проектами

1. Взаимодействие участников проекта. Примеры определения состава участников проекта.

2. Управляющий проектом. Команда проекта.

3. Состав и функции членов команды проекта. Формирование и развитие команды проекта.

4. Руководство и лидерство. Основные стили поведения руководителей.

5. Управление персоналом проекта. Психологические аспекты управления персоналом проекта.

Тема 11. Инвестиционная привлекательность проекта

1. Понятие инвестиционного климата и параметры его характеризующие.

2. Отечественные и зарубежные методики оценки инвестиционного климата на макро- мезо- и микроуровне.

Тема 12. Стандарты управления проектами. Программное сопровождение проектов

1. Стандарты управления проектами. Стандарты и нормы, как основа взаимодействия участников проекта. Примеры действующих стандартов в УП.

2. Критерии оценки профессионалов по управлению проектами.

3. Программное сопровождение проектов.

Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии

Критерии оценивания работы студента в деловой игре

Критерий Балл
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре 1,4
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре 1,0
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре 0,7
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность 0,5
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы.


Индивидуальные домашние задания

Пояснительная записка

Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».

Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:

– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;

– знание видов управленческих решений и методов их разработки;

– знание основ управления персоналом туристского предприятия;

– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.

– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;

– знание менеджмента человеческих ресурсов;

– знание организации и технологии менеджмента в туризме.

– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;

– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;

– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;

– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.

ПК-12:

– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;

– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;

– способность устанавливать коммуникации;

– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.

Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические).

В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов.

Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать? За основу можно взять методику, предложенную В.Я. Платоновым и В.В. Подиновским, в которой предлагается оценивать:

1. Эффективность сформированного участниками игры решения . При этом принимается во внимание:

представление решений к заданному сроку (при соблюдении сроков участник получает, скажем, 10 баллов, а за каждые 3 минуты просрочки с суммы поощрения снимается по баллу);

наличие в принятых игровыми группами решениях элементов новизны, оригинальности, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью;

учет ограничений, оговоренных при описании объекта игрового моделирования;

рациональность принятого решения;

наличие и количество ошибок в решении. Конечно же, перечни возможных ошибок и цены соответствующих штрафов могут существенно отличаться в разных деловых играх, так как определяются спецификой и целью их проведения;

корректировка решений игровыми группами до начала их обсуждения, доработки, исправления ошибок по указанию руководителя игры;

техническая грамотность оформления решений.

2. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр. Здесь, как считают авторы методики, целесообразно оценивать:

количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими игровыми группами;

аргументированность при защите собственных решений;

«займы», то есть обращения к другим игровым группам за дополнительной информацией, а также аналогичную «помощь» другим группам по их запросам;

согласование обобщенного (итогового) решения;

итоги соревновательной деятельности одноименных расчетов (или отдельных участников, выступающих в одинаковых ролях).


3. Взаимодействие участников внутри игровых групп . Платонов и Подиновский отмечают следующие формы внутригруппового взаимодействия, подлежащие оцениванию:

«внутренние» поощрения, то есть уже упоминавшиеся поощрения участников групп за предложение различных решений;

различные виды «внутренних» займов (в пределах одной игровой группы) техники, материальных средств и личного состава;

начисление премий и штрафов соответственно за выполнение к заданному сроку (досрочно) и невыполнение запланированных работ также в пределах одной игровой группы;

взаимодействие звеньев игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении.

4. Личностные качества участников деловых игр. Проанализировав известные им деловые игры, авторы данной системы оценивания пришли к выводу, что более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников:

эрудированность и принципиальность;

умение аргументировать и отстаивать свои решения;

умение использовать необходимую научную литературу, справочные материалы и нормативные документы;

склонность к риску;

честность, добросовестность, инициативность и исполнительность.

При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать также культуру речи, коммуникабельности соблюдение речевого этикета. Кроме того, из приведенных выше аспектов следует выбирать лишь те, которые могут проявиться в конкретной деловой игре наиболее ярко.

Сопровождение деловой игры

Под сопровождением деловой игры в данном случае понимаются пакет документации, методические разработки, технические средства, компьютерная техника и т.д., без чего эффективность игры будет неполной, а в ряде случаев игра вообще может не состояться.