Новогодние поделки

Как защититься от агрессии. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты. Эти люди – Жертвы

В этой статье приводятся различные методы нейтрализации агрессии со стороны других людей, в частности, тех, кто страдает
Как правило, люди, страдающие алкогольной зависимостью — эмоционально несдержанные и легко ранимые, поэтому они в большей степени подвержены стрессу. Любая с точки зрения здорового человека мелочь может вызвать у них сильный эмоциональный всплеск, а значит, и срыв (чтобы успокоиться). Особенно они нетерпимы к несправедливости, хамскому и агрессивному поведению окружающих. Только здоровый человек имеет больший арсенал самозащиты и выдержки. Но зачастую нам не удается в силу сложившихся обстоятельств сбежать от взбесившейся жены или начальника. Умение держать удар можно выработать, если знать стратегию общения с агрессивно настроенными субъектами.
В этой статье вы можете ознакомиться с разными средствами нейтрализации агрессий, но выбрать надо только некоторые, соответствующие вашей натуре. Если же вы будете насиловать себя, применяя заманчивый, но непосильный (неподходящий) для вас вариант, толку от этого не будет. Агрессоры будут еще больше злиться, а вы терпеть одно фиаско за другим.
Итак, вот некоторые приемы нейтрализации агрессии.

Воздержание от реакций на агрессию
1. Игнорирование агрессии:
— не заметить агрессию;
— дать агрессору время успокоиться.
2. Включение приятных воспоминаний:
— представьте себя в лесу, на пляже, или вообразите, что произошло чудо, и вы выиграли миллион в лотерею, или Россия стала чемпионом мира по футболу.

Воображаемые воздействия на агрессора
1. Мысленная нейтрализация агрессора:
— включить мысленно нейтрализатор типа: «я сел не на тот троллейбус», «ругайся со своей тещей — вот покайфуете»;
— сделайте три-четыре глубоких вдоха и скажите себе: «Сегодня я не обращаю внимание на пустяки, об меня все, как об стенку горох»;
— представьте агрессора в нелепой ситуации (например, голого, в одних трусах, в маске и ластах, посреди пустыни Гоби).
2. Мысленное наказание за агрессию:
— сделайте вид, что у вас заболело сердце и вы можете грохнуться в обморок;
— «После разговора с вами я не засну целую неделю…»
3. Мысленная месть агрессору:
— «Да что б у тебя… (продолжите сами, в зависимости от вашей фантазии).

Сглаживание агрессии собеседника
1. Дружеское участие:
— «Да, я Вас прекрасно понимаю…»
— «У Вас такая нервная работа…»
— «Я тоже не переношу подобные вещи. И меня смущают подобные выходки…»
2. Шаг к примирению или «лапки вверх»:
— искреннее покаяние («Я виноват и заслуживаю упрека»);
— подчеркнуть общность интересов в решении вопроса;
— предложить подумать о том, что скажут общие недруги;
3. Снижение значимости повода для агрессии:
— «Если разобраться, то ситуация не так уж плоха…»;
— «Бывало и хуже — переживем».
4. Обращение к здоровью как ценности:
— «Это не тот случай, чтобы тратить на него свое здоровье».

Фиксация собеседника на его агрессии
1. Мягкая фиксация:
— «Я сегодня такой же нервный…»;
— «Сегодня почему-то все взвинчены (погода, что ли)»;
— комплимент с укором («Резкость Вам не идет — Вы же интеллигентный и воспитанный человек»);
2. Жесткая фиксация:
— «У вас неприятности?»
— «Вы меня разочаровали…»
3. Пресечение агрессии:
— «А пошел бы ты…»

Интеллектуальное реагирование на агрессию
1. Выдерживание паузы:
— надеть маску невозмутимости («Посмотрим, что этот гад еще выкинет…»);
— проекция действий агрессора на себя (узнавание себя: «Он такой же заводной, невыдержанный и глупый, как я порой»);
2. Переключение внимания агрессора (психологическая подножка):
— перевод разговора на другую тему или анекдот по случаю;
— абсурдная фраза, брошенная как бы невзначай.

И в заключение: помните, что ваш душевный покой — самая большая ценность, а спокойствие-залог комфортной и интересной жизни!

Все методы лечения и диагностики имеют противопоказания. Пожалуйста, не забудьте получить консультацию врача!

Любое действие человека имеет свою логику. Это касается и давления, которое на вас оказывают. Давящий человек обычно проводит свою стратегию по нескольким фронтам: он может давить на вас логикой, волей, интригами и энергетикой. Если вы хотите отстоять себя, вы должны, по крайней мере, понять характер давления, оказываемого на вас.

В первую очередь хорошо бы разобраться, а кто давит на вас и зачем он это делает?

Не понимая сущности и мотивов давящего агрессора и рассматривая его агрессивную бесцеремонную природу, как черный ящик, вы не можете выбрать грамотную и надежную линию противостояния давлению.

Обычно одни люди подвергают психологическому давлению других людей по нескольким причинам:

1) стремятся заставить действовать в определенном направлении из соображений выгоды;

2) спытывают потребность психологически поставить на место другого человека, утверждают самих себя (убирают или отодвигают сильного противника, конкурента);

3) получают удовольствие от самого процесса психологического унижения;

4) они давят на других до конца, не осознавая этого и подчиняясь своим импульсам внутренней агрессивно-волевой и грубовато-авторитарной природы.

На энергетическом уровне давление проявляется в соприкосновении двух аур, одна из которых начинает подавлять другую, заставляя ее отступать, сжиматься и подчиняться командам первой. Давление может быть направлено из сферы ума и в свою очередь направлено на интеллектуальную область другого человека, сферу его логики (в таких случаях говорят, что кто-то подавляет оппонента своим интеллектом), а может непосредственно пробивать, продавливать волю более слабого противника или жертвы.

Бывает и другая, более тонкая разновидность давления, когда человека путем различных манипуляций ставят в такие условия, в которых он, вопреки своим желаниям, вынужден вести себя так, как нужно манипулятору. Это, конечно, деформирует его волю.

Защита от психологического давления должна начинаться с быстрого и сосредоточенного размышления на тему: есть ли у того, кто давит, хоть какое-то моральное право на подобное отношение к вам? Может быть, вы действительно заслуживаете того, чтобы к вам был применен такой жесткий подход? Вдруг вы действительно зарвались, несправедливо обошлись с этим человеком, без спросу вторглись в сферу чужих интересов? Если это так, то ваше сопротивление и нежелание пойти ни на один компромисс оценено как неслыханная наглость, с которой надо бороться всеми доступными средствами. Может быть, агрессивное давление вашего оппонента основано на неправильном понимании вас и вашего поведения. Такие вещи бывают сплошь и рядом, потому постарайтесь в коротких, ясных и точных фразах объяснить ему суть дела. Человек, хотя бы в какой-то степени обладающий совестью и пониманием, способен остановиться, если убедился в своей неправоте. Ну а тот, кто лишен этих свойств, конечно, продолжит свое давление, и ваше сопротивление его только раззадорит.

Предположим, что справедливость действительно на вашей стороне, но давление продолжается. Вы можете попытаться разрядить обстановку и перевести все в шутку или даже частично отступить, только внутри себя четко определите, до какой черты возможен компромисс. Однако если ваш смягчающий импульс не будет воспринят, старайтесь держать удар. Начните сопротивляться всерьез.

Какие у вас ресурсы для того, чтобы успешно отбить атаку? Прежде всего хотя бы на мгновение, насколько позволяет ситуация, обратитесь за поддержкой к Высшим Силам с короткой интенсивной молитвой. Несколько раз повторите про себя с максимальной верой и концентрацией какую-то формулу, может быть, два слова: «Господи, помоги!» Настройтесь на восприятие Высшей помощи и попробуйте вобрать в себя энергию помощи. После этого отвечайте на давление уверенно и твердо, говоря жесткие или ироничные фразы, занимая определенное место и позу, не отступая ни психологически, ни физически. Умение охранять свою позицию, не отступая перед напором агрессора, который нередко давит на вас, входит в искусство правильной защиты от волевого давления. Оно предполагает либо хорошую физическую тренировку (сильный человек обычно отступает только перед еще большей силой), либо умение управлять своим телом, не допуская мышечных зажимов. В психологическом единоборстве двух людей при прочих равных условиях решает дело психоэнергетическое превосходство.

А оно включает в себя жизненную силу человека, а значит, в какой-то степени и телесную крепость. Человек со слабым нетренированным телом, полным мышечных зажимов и проблем, как правило, не может противостоять грубому напору психологического «качка», тем более, если тот лучше развит на физическом уровне. Даосская традиция и боевые искусства Востока считают, что даже не в очень крепком теле есть определенные зоны и точки, концентрируясь на которых, человек высвобождает скрытые ресурсы организма и психики, глубинные энергии, которые позволяют более устойчиво и энергично парировать любой натиск. Это прежде всего нижний дань-тянь центр, находящийся в области пупка, центры ног, обеспечивающие человеку ощущение устойчивости как физической, так и психологической, и наконец, весь позвоночный столб, который представляет собой энергетический стержень и ось, от состояния которой зависит общее напряжение человеческой воли и духовная крепость подвергающегося давлению человека. Чем больше вы будете сознательно работать над тренировкой этих центров и зон тела, тем увереннее вы будете держать удар во всех жизненных передрягах и отстаивать свою правоту.

Еще одним ресурсом, помогающим противостоять давлению, является целостность человеческих желаний и решений. Вы можете какое-то время колебаться и думать, какое решение в ответ на давление имеет смысл принять, но, остановившись на чем-то одном, надо продолжать стоять и дальше. Отсеките все сомнения, колебания, проявления лени. Займите четкую и ясную позицию. И не допускайте оттока энергии на посторонние душевные движения. Раз вы подвергаетесь нападениям, значит, вы должны быть монолитным во всем вашем поведении. Иначе через щели сомнений в вас проникнет чужая негативная воля и поработит вас.

Особенно эффективно действует метод построения трех колец силы - кольца, защищающего личность, затем кольца вокруг ауры и, наконец, кольца, обороняющего дух. Важно только, чтобы эти кольца опирались на внутреннюю уверенность человека в своей правоте. Иначе вы будете представлять «колосса» на глиняных ногах, и кольца будут выполнять исключительно виртуальное значение.

И, наконец, еще один из самых важных ресурсов защиты от давления - умение искусно чередовать тактики защиты и менять центры, которые участвуют в отражении удара. Речь идет прежде всего о чередовании логики и воли, на которое вы идете. Конечно, такое чередование во многом зависит от характера угрозы и от того, насколько часто чередует эти две стратегии ваш противник или оппонент. Если вы сильны в интеллектуальных беседах и в умении быстро привести нужный довод, а оппонент предпочитает не утруждать себя поиском нужных аргументов и склонен идти напролом, используйте то оружие, которым вы владеете лучше всего. Если это ум, выведите конфликт на территорию ума. Если же вы не владеете искусством мгновенно находить наилучшие интеллектуальные решения и подбирать самые остроумные слова в разгар острого конфликта, но обладаете хорошим волевым напором и находитесь в прекрасной физической форме, включите канал мощного ответного волевого давления. Например, рявкните на него. Пусть давит не только он, но и вы. Можете также быстро менять тактику, переходя от волевого сопротивления к умело организованным доводам и наоборот. Тогда, кто бы перед вами ни был, ему будет не так-то просто пробить вашу оборону.

Многие люди знают, что они должны сделать, если сталкиваются с агрессивным животным. Например, с собакой. Обычная модель поведения в такой ситуации - сохранять видимое спокойствие и не делать слишком резких движений, если вам не угрожает реальная опасность. Так же и столкнувшись с агрессивным человеком нужно вести себя специальным образом.

Как себя от агрессивного человека

1. Если есть такая возможность, то покиньте опасную зону, в которой находится агрессивный человек. Гнев и агрессия часто угасают, когда в непосредственной близости нет человека, который может стать объектом агрессии.

2. Не пытайтесь образумить и успокоить агрессивного человека до того момента, пока его эмоции не начнут утихать и он будет способен адекватно мыслить. В противном случае он вас просто не услышит, а само ваше поведение будет воспринимать как агрессию к себе.

3. Не проявляйте встречную агрессию по отношению к разъяренному человеку. В большинстве случаев последует борьба за власть и лидерство.

4. Разговаривайте спокойно и доброжелательно, с обычным, даже несколько замедленным темпом речи.

5. Не подходите слишком близко к агрессивному человеку. Вторжение в его личную зону может быть воспринято как необходимость атаки. Сохранение дистанции позволит и вам избежать внезапного нападения.

6. Не стоит широко улыбаться, так как это может быть воспринято совсем не так как вы этого ожидали. Напомним, что улыбка - это эволюционировавший в сознании людей оскал, основной целью которого была демонстрация зубов, т.е. угроза, а совсем не демонстрация хорошего отношения. Человек, который находится под слишком сильным влиянием эмоций, может отреагировать на широкую улыбку весьма агрессивно.

7. Не вступайте в споры, так как никакие логичные аргументы не пробьются сквозь эмоции.

9. Помните о возможности привлечения к успокоению агрессивного человека милиции, если вы чувствуете, что события начинают приобретать опасный характер. Позвоните туда и сообщите о проблемной ситуации.

10. Если нет возможности избежать конфликта с агрессивным человеком, то позаботьтесь о собственной защите.

Следует помнить, что агрессивное поведение может быть не эмоциональным, а специально спланированным поведением. Объект агрессии в этом случае является сознательно выбранной жертвой. В этом случае перечисленные выше подходы не всегда сработают.

Будьте внимательны к окружающим вас людям. Агрессивное поведение обычно не возникает резко и внезапно, а является результатом накопившихся внутренних противоречий и обид. Ваша помощь и сочувствие, когда вы видите, что человеку плохо, может не допустить возникновения агрессивного поведения вообще.

Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденным потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъектную

реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

Психологическая защита стоит на страже Я личности. Человек, как известно, нуждается в постоянном подтверждении факта своей бытийности. Поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством – всеми доступными средствами каждый из нас неустанно доказывает себе и другим: я есть, существую и проявляю себя; я имею и стремлюсь удовлетворить свои желания; я наделен определенными способностями и намерен реализовать их; я хочу, чтобы меня принимали, уважали, ценили окружающие и чтобы мне помогали; я обладаю конкретными достоинствами и буду отстаивать их.

Главная задача самозащиты – принять собственное Я и заставить это сделать других: «Я именно такой, каким кажусь себе".

Нередко человек создает в той или иной степени надуманный свой образ и рьяно оберегает его от посягательств кого бы то ни было, в том числе от самого себя, от самокритики. Иногда он защищает то, чего нет, – миф о собственном Я. Так совершается изощреннейший самообман, на который вряд ли способно какое-то другое животное. Бывает так, что нереалистическая Я-концепция не выдерживает никакой проверки жизненными обстоятельствами, когда достижения личности весьма скромны и многие ее цели не реализованы, когда окружающие предъявляют обоснованные претензии и судьба не складывается. Тем не менее психологическая защита продолжает оберегать надуманное Я.

Но какими парадоксами не удивляла бы нас психологическая защита – она обязательный атрибут полноценного человека. Люди различаются лишь средствами защиты чувства собственного достоинства: у сильной личности обычно они более изощренные и продуманные, а у слабой -примитивные и бессознательные. В то же время, справедливости ради, следует признать, что порой и сильная персона опускается до примитивизма в защите собственного Я, утрачивает на какой-то момент не только самокритичность, но и достоинство, которое она оберегает.

Защищая свое Я от неприятной действительности, от мук совести и чувства вины, от страданий, вызванных неудачами и сознанием своей слабости, от несправедливости окружающих, от тягостных переживаний и разрушительной самокритики, человек, в конечном счете, защищает, как ему кажется свое лицо. В ход идут различные формы психологической защиты: рационализация – предвзятое и выгодное для себя толкование фактов; капитуляция – отступление перед трудностями, связанными с реализацией Я; сверхзащита – оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не способна приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих; агрессия – инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду, и др.

В данном повествовании нас интересуют только такие формы психологической защиты, которые направлены на окружающих. Дело в том,

что проявляя и отстаивая свою субъектную реальность перед другими, человек использует психическую энергию. Чем явственнее субъектное начало в личности, чем больше она уважает себя, тем больше энергии тратит для защиты своей реальности.

Личность окружена энергетическим панцирем, который оберегает от атак против ее Я со стороны партнеров.

Из этого "блиндажа" человек принимает решение, как поступить в том или ином случае с тем, кто посягает на его субъектную реальность: можно не подвергать смельчака энергетическому обстрелу, но утихомирить, умиротворить, выбросить "белый, флаг"; можно уйти от энергетической схватки, от лобовой атаки, затаиться, переждать, увернуться от боя; можно еще на расстоянии предупредить противника: "стой, стрелять буду!" и сделать сигнальный выстрел, послать слабый разряд энергии; а можно ударить всей энергетической мощью, имеющейся в наличии, сокрушив врага наповал, чтобы никогда впредь не преступал дозволенную черту.

Допуск посторонних в пространство интимной близости осуществляется при сверке "энергетического пароля": ты мне приятен -тогда я подпущу тебя к себе, позволю рядом дышать, смотреть в мои глаза, шептать на ухо, прикасаться. Еще более строгую проверку проходит "чужак-па право проникновения к субъектной реальности личности: критиковать, возражать, указывать, приказывать, препятствовать ее желаниям получают возможность лишь немногие избранные. Всякое небрежное обращение с этим хрупким личностным миром нетерпимо и непростительно – защита, как правило, срабатывает незамедлительно, и посягающий получает мощный энергетический удар в виде колкости, резкости, злости, грубости или агрессии.

Энергетическим разрядом защищает свое Я умный и глупый, флегматик и холерик, альтруист и эгоист, невежда и педагогически образованный. И лишь стоит нечаянно наступить кому-либо на "любимую мозоль", как в ответ раздается энергетический взрыв. Быть может, только истинный интеллигент в такой ситуации сохраняет самообладание. Одним из критериев подлинной интеллигентности является способность сохранять коммуникабельные качества, воспитанность и учтивость, находясь в дискомфортном состоянии.

Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личности наиболее приемлемую стратегию психологической защиты, в которой сочетаются две главные силы, способствующие удовлетворению ее обоснованных или завышенных притязаний, – интеллект и эмоции.

Возможны разные стратегии:

психогенные, обусловленные прежде всего врожденными потенциалами личности;

социогенные, возникающие на основе жизненного опыта, под влиянием примера.

Доминирующей в защите субъектной реальности, как свидетельствует

практика, чаще всего становится одна из трех энергетических стратегий: миролюбие избегание агрессия

Стратегии отличаются соотношением в них интеллекта и эмоций, а также качеством сопровождающей их энергии: миролюбие, ассоциируется с положительными разрядами, избегание сопровождается нейтральной энергией, агрессия – отрицательной. При этом каждая из стратегий может проявляться в более или менее жестком варианте, например, агрессия способна варьироваться от соперничества и обиды до злобных выпадов и угроз в адрес партнеров.

Ваша доминирующая стратегия психологической защиты в общении с партнерами

Чтобы установить ее, важно выбрать ответ, который более всего подходит вам:

1. Зная себя, вы можете сказать:

а) я скорее человек миролюбивый, покладистый;

б) я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

а) ищете способ примирения;

б) обдумываете способ не иметь с ним дел;

в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:

а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

б) постараетесь свернуть с ним общение;

в) будете горячиться, обижаться или злиться.

4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

а) пойдете на значительные уступки;

б) отступите от своих притязаний;

в) будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;

б) дипломатичным образом уйдете от контактов;

в) дадите достойный отпор.

6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы:

а) сможете сотрудничать во имя интересов дела;

б) постараетесь как можно меньше контактировать с ним;

в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

а) пойдете ему навстречу;

б) уйдете от конкретного решения;

в) решите вопрос не в пользу партнера.

8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

а) не станете придавать этому особого значения;

б) постараетесь ограничить или прекратить контакты;

в) всякий раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее:

а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

в) поставить его на свое место или прервать.

10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

а) тактично выслушаете все до конца;

б) пропустите мимо ушей;

в) прервете рассказ на полуслове.

11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

а) пойдете на уступку ради мира;

б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;

в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за

12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу "урвать побольше", вы:

а) терпеливо добиваетесь своих целей;

б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

в) решительно ставите такого партнера на место.

13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:

а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

б) сводите общение до минимума;

в) действуете теми же методами.

14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:

а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

б) уходите от общения;

в) осаждаете его или отвечаете тем же.

15. Когда вам задают, неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:

а) спокойно отвечаете на них;

б) уходите от прямых ответов;

в) "заводитесь", теряете самообладание. 16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

в) активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:

а) поздравить его с победой;

б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;

в) "сражаться до последнего патрона".

18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

а) "мир любой ценой" – признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;

б) "пас в сторону" – ограничить контакты, уйти от спора;

в) "расставить точки над "и" – выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

а) благодаря дипломатии и гибкости ума;

б) за счет выдержки и терпения;

в) за счет темперамента и эмоций.

20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы:

а) мягко и корректно сделаете ему замечание;

б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось;

в) дадите достойный отпор.

21. Когда близкие критикуют вас, то вы:

а) принимаете их замечания с благодарностью;

б) стараетесь не обращать на критику внимание;

в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.

22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:

а) спокойно и тактично добиваться истины;

б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела;

в) решительно вывести лгуна на "чистую воду".

23. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего:

а) ищите сочувствия, понимания;

б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах;

в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищите "козла отпущения".

24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы:

а) радуетесь за коллегу;

б) не придаете особого значения факту;

в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.

Обработка данных Для определения присущей вам стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа: "а" – миролюбие, "б" – избегание, "в" – агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами вы активно используете разные защиты своей субъектной реальности

Интерпретация результатов. Каково же содержание и принцип действия каждой из этих стратегий?

Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер – мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с "хорошим" характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его "обломала жизнь", и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком – природа или опыт, или и то и другое вместе, – главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвано оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их фордами).

Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной

сальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоци-энальных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент. Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъектной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля. Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: "не возникай со своим Я". Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: "не тяни на себя одеяло, не плюй против ветра, не садись не в свои троллейбус, сделай пас в сторону".

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера – весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия – использовать ее в качестве стратеги защиты своего Я проще простого.

Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии – один из "большой четверки" инстинктов, свойственных всем животным – голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно из далека. Они любят яркие туалеты, насыщенные тона, крикливую косметику. Из поведения некоторых видов животных известно: чем ярче окрас, тем больше агрессии. "Плакатную", или "флаговую", расцветку имеют самые агрессивные коралловые рыбы. Красные пиджаки и пестрые галстуки – весьма характерный атрибут

гротескового самовыражения, свидетельствующий прежде о силе, чем об уме.

Сегодня говорят о буме агрессии, но скорее всего она перманентна. Мы порой наивно полагаем, что были времена менее агрессивные – это публицистика; таким способом мы увещеваем себя, стараемся достучаться к своей совести. На самом же деле агрессия – стратегия защиты неистребимая.

На первый взгляд странно, если не парадоксально, что ЛИЧНОСТЬ, продукт всех общественных отношений, в защите своей РЕАЛЬНОСТИ И ДОСТОИНСТВА использует инстинкт, то есть слепую, бессознательную силу, последовательную цепь автоматизированных поведенческих актов. Где же его величество разум? Почему он допускает, чтобы вполне зрелый и воспитанный индивид опускался до агрессии?

Действительно, в механизме агрессии современных весьма интеллектуальных и общественных существ немало странного. Этология знает теперь так много о естественной истории агрессии, что уже позволительно говорить о некоторых нарушениях этого инстинкта у людей. В естественных условиях агрессия служит сохранению жизни и вида. Но это в естественных условиях, в столкновении с разрушительными силами природы и смертельными врагами, для защиты территории и положения в иерархии. Можно принять агрессию как уместную форму жесточайшей конкуренции в борьбе за выживание народа, племени или рода.

Однако почему самый обычный человек готов использовать агрессию по всякому ничтожному случаю? Почему вообще агрессия избирается как средство при выяснении отношений с собратьями, представителями своего вида? Почему она – столь частое явление среди близких и родственников, словно люди утрачивают способность различать, кто "свой", а кто "чужой"? Почему двое еще вчера согревали друг друга огромной любовью, а сегодня испытывают взаимную ненависть? Вообще, на каком основании мы привычно повторяем: "от любви до ненависти один шаг"? По каким таким нелепым законам энергия любви за короткий промежуток времени способна преобразоваться в свою полную противоположность? Парадокс это или банальность, что самые интимные личные связи, какие вообще бывают между живыми существами, в полную меру насыщены агрессией?

Конечно, любой "странности" при желании можно найти вразумительное объяснение. Очевидно, решающую роль в таком энергетическом кульбите, когда любовь перерастает в ненависть, играет интеллект, обида, наши ценности, уязвленное человеческое достоинство, то есть ЛИЧНОСТЬ Вот и получается парадокс: источником агрессии служит вершина творения природы – личность.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль "передаточного звена" – с его

помощью агрессия "нагнетается", "раскручивается на полную катушку". Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла: это ТЫ меня оскорбляешь! Это ты МЕНЯ оскорбляешь! Это ты меня ОСКОРБЛЯЕШЬ!

Интеллектуальная личность, обладающая инстинктом агрессии, – самое страшное «изобретение" цивилизации.

Здесь уместно сослаться на выдающегося современного австрийского ученого К. Лоренца, знатока в области психологии агрессии. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – ученый пришел к выводу: "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". (Лоренц К. Агрессия. Так называемое "зло". М. 1994 г.)

Вывод этолога довольно удручающий, особенно если помнить, в каких обыденных обстоятельствах человек готов прибегнуть к агрессии. Задели спину в автобусе – в ответ злость, обидят словом – гнев, наказали вычетом из премии – поток брани, подвел партнер – буря ненависти, украли пучок морковки с грядки – шквал проклятий. Даже представить страшно среднестатистического человека в агрессивном состоянии по поводу "выеденного яйца": искаженная физиономия, надутые вены, напряженные мышцы, сжатые кулаки. Какая мощная энергия выбрасывается на собрата по виду при защите субъектной реальности. Злое наследство сидит в крови у нас.

Конечно, можно оправдать гомосапиенса: он оберегает свое интимное психологическое пространство, чувство собственного достоинства или личные интересы. Но почему такой разумный и социализированный, он не пользуется для этого деликатными средствами, вежливыми знаками, убедительными словами. "Догадались", например, соловьи использовать пение для того, чтобы издали предупредить своих сородичей – ибо обращаются только к ним, – что здешний участок уже нашел себе крепкого и воинственного хозяина. Сколь же примитивна и безобразна агрессия человека, когда она в разных ситуациях выполняет ту же предупредительную функцию. Жаль, что люди не избрали в качестве средства защиты Я что-нибудь напоминающее соловьиную трель, но проявляют завидную изобретательность в использовании агрессивных форм психологической защиты.

Постоянно используя множество вариантов агрессии, мы приучились реагировать в основном на сильные раздражители.

Возник порочный круг: агрессия стала необходимым средством воздействия на окружение, способное реагировать только на агрессию, на грубость, на окрик, на хамство. Агрессия приобрела отчетливый социогенный характер.

Вот лишь некоторые ее современные формы:

/. «Экстрапунитивностъ» – тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда – себя.

Есть люди, которые "никогда и ни в чем не виноваты". Они убеждены, что у них не сложилась жизнь, потому что родились под несчастливой звездой, что обстоятельства чаще всего не в их пользу, что им не везло в выборе друзей, создании брачного союза, к ним незаслуженно плохо относится начальство. В сознании и мышлении таких людей преобладают откровенные обвинительные тенденции, то есть стремление видеть причины и следствия происходящего однонаправлено – в окружающих, в обстоятельствах, но не в себе. Это искажает и упрощает реальность: диалектический характер связей причин со следствиями и следствий с причинами подменяется субъективизмом. Нередко личность как бы исключает сво.е Я из причинно-следственных связей.

Взаимодействие с окружающими становится вызывающим, строится на основе конфронтации и выпадов. Естественно, сие порождает негативные ответные реакции со стороны партнеров, возникает некоммуникабельная атмосфера, пронизанная энергетикой отрицательных эмоций.

Обвинительные тенденции в интеллекте проявляются в различных ситуациях:

Деловой партнер, пытаясь объяснить свои идеи другому, говорит: "Я вижу, что вы не понимаете то, что я хочу сказать". – Типичный агрессивный выпад в адрес собеседника; косвенное утверждение: я умный, а ты глупый.

На просьбу руководителя доложить о выполнении задания подчиненный отвечает: "Если бы вы дали мне четкое указание, чтош как сделать, я бы так и поступил". – Подобный оборот речи есть не что иное, как отрицательный разряд. Он способен вызвать ответную защитную реакцию: "Если вам что-то было не ясно, почему вы не уточнили, а теперь оправдываетесь?" и т. п.

На совещании один из сотрудников обращается к руководителю: "Своими непоследовательными распоряжениями вы завели нас, своих подчиненных, в тупик" – Что называется, "выстрел в упор", никакого миролюбия или избегания, но однозначный агрессивный выпад.

Секретарь-машинистка, застигнутая за очередным перекуром, как-бы оправдывается перед шефом: "У вас очень непонятный почерк, поэтому я медленно печатаю вашу рукопись". – Хотя выстрел произведен из малокалиберного духового ружья, он вряд ли будет забыт начальником. Ответ может последовать немедленно. "Еще раз подведете – уволю"

2. "Поиск мишени – стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте.

Вариации этой поведенческой формы – выискивание "козла отпущения" или "мальчика для битья".

Типичная модель "поиска мишени" такова: вы ушиблись о косяк

стула и зло швыряете его, будто этот предмет, а не вы виновны в своей неловкости. В обыденной жизни в роли объекта, на который изливается злость, досада, ярость, приступы гнева, оказывается близкий человек или кто-нибудь, случайно оказавшийся под рукой. Агрессор неосознанно находит "виновного" и ему становится легче – объект для излияния негативных эмоций найден. Можно оскорбить его. Можно ударить. Главное остаться безнаказанным. Безнаказанность – мощный стимул агрессии.

3. "Оправдание через нападение» – механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания – вместо себя агрессор подставляет другого.

Агрессивному человеку трудно признать ошибку, допущенный промах или случившийся конфуз. Возникшее при этом энергетическое напряжение требует разрядки Куда ее направить? Легче всего на свидетеля промашки, на оппонента или критика Основным принципом поведения нередко избирается житейская псевдомудрость: "нападение – лучший вид обороны". Приговаривая этот девиз себе под нос или бросая окружающим, агрессор крушит черной энергией направо и налево Вы ему замечание, а он в ответ, "не тебе меня учить". Вы к нему с претензией, а он: "на себя посмотри". Вы к нему с миролюбивым пожеланием, а он вам: "чья бы корова мычала.. ". Если вы говорите агрессору о необходимости обратить внимание на личную дисциплину или качество работы, он мгновенно находит изъяны в вашей деятельности или "копает" еще глубже – обсуждает факты вашей биографии. Агрессивный человек часто безнравственен.

4. "Праведный гнев» – оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом.

Агрессор понимает, что некоторые чувства или поступки умаляют его достоинство. Постыдна зависть. Трудно пережить поражение в любви или фиаско на поприще искусства. Неприятно признаваться себе в грубости, лживости, безнравственности.Ужасно сказать себе я серость, примитив. Но душа кипит, негативные эмоции готовы вырваться наружу. И тут на помощь приходит "праведный гнев" Возмущение облекается в форму благородного протеста. Зависть маскируется под рассуждения о чести и достоинстве "Я не завидую, просто меня раздражают карьеристы, ловкачи, люди, идущие к своей цели по головам". Неприятие личного поражения в творчестве принимает различные формы критиканства по адресу более удачливых коллег: "Если быть принципиальным, то надо признать, что это далеко от таланта". Безнравственность оправдывается некими высшими ценностями" "Я не прощаю подлость даже самым близким". При помощи "праведного гнева" бесталанные устраняют талантливого, ленивые – трудолюбивого, нечестные-честного.

5. "Проекция негативных качеств» – приписывание своих недостатков партнеру.

Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признать их и тем более преодолевать она не намерена,

ведь это трудная задача – переделать себя или избавиться от части своего Я, пусть даже осуждаемой. И тогда бессознательно возникает соблазн обвинить в собственных пороках других, как бы поставить знак равенства между плохим своим Я и Я других. Вот почему желчный, нечестный, грубый, завистливый, жадный, порочный человек охотно находит эти и прочие недостатки в другом. Собственные плохие качества вызывают внутренний дискомфорт, но если их увидеть у партнера, становится легче: "не один я плохой".

6. -Самоутверждение путем унижения другого» – агрессия, основанная на девальвации достоинств партнера.

Сказать себе: "Я бездарен, ленив, глуп" – для большинства невозможно, это означало бы уничтожение своей субъектной реальности. Гораздо проще принизить достоинства другого. Об умном сказать, что он таким лишь кажется. О талантливом распустить слух, что он добивается успехов сомнительными средствами. О честном намекнуть, что он себе на уме. О растущем профессионально, утверждать, что ему помогает "большая рука". В конце концов допустимо признать второстепенные достоинства партнера: "у него хорошо подвешен язык", "он бездарен, но обладает пробивной силой". Можно найти какой-нибудь сомнительный аргумент в пользу того, кто раздражает агрессора своими достоинствами: "дуракам у нас открыта дорога", "бездарям позволяют расти – они никому не мешают".

7. ревальвация объекта беспокойств» – понижение значимости, ценности того, что (кто) вызывает досаду.

Если желанный объект не доступен, то чтобы успокоить себя, не лишне снизить его значимость, найти изъян или охаять. Молодой человек попробовал ухаживать за девушкой, но она дала ему "от ворот поворот". Мужское достоинство уязвлено. Энергия эмоций находит разрядку в дурных отзывах по адресу объекта увлечения: "Подумаешь, красавица – не особенно-то и хотелось". Человек никогда не бывал за границей и говорит в утешение" "чего я там не видел". Тот, кто не в состоянии купить машину, часто приводит девальвирующий аргумент: "зато не надо с ней возиться".

8. -Деликатное хамство» – изощренное оскорбление человеческого достоинства,

Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Ее демонстрируют специфические люди" они вполне владеют собой и способны мыслить, находясь в состоянии психологического дискомфорта. Их интеллект не только сохраняет хорошую работоспособность, но и подхлестывается негативной эмоциональной энергией. Такой ансамбль рационального и эмоционально порождает сарказм, издевку, цинизм. Агрессор хладнокровно "разделывает" свою жертву, целясь в самые чувствительные места ее субъектной реальности.

Человеку, которого природа обделила особыми талантами, дадут понять: "серая мышка". Неудачнику в жизни укажут" "надо знать свое место". Бедняк услышит мораль на тему: "так вам и надо". Скромный

человек будет подвергнут порицанию за наивность и простоту. Честная девушка узнает, что она "синий чулок".

Как видим, нет недостатка в формах агрессивной защиты. К ним добавим экспрессивные средства агрессии: оскорбительный тон и междометия, плевок в сторону обидчика и пинок ногой, злобный взгляд и искаженное гневом лицо, размахивание кулаками и напористые телодвижения.

Вывод напрашивается сам собой: агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия. Инстинкт агрессии буквально пронизывает поведение современника и стал социогенной стратегией психологической защиты.

Вместе с агрессией распространяется негативная энергетика эмоций, являющаяся фоном повседневного общения. | | |