Мода 2013

Думать о будущем с помощью “foresight”. Думать о будущем с помощью “foresight” Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров

Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга» ">

Степан Овчинников,
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга»

Стратегическую сессию я заказал с целью сформировать у команды единое понимание горизонта, видение целей и приоритетов, сгенерировать пул идей для конкретных шагов в 2018 году.

Общее понимание движения компании у меня было, но – только у меня и только общее. Требовалось погружение людей и проработка деталей, расстановка приоритетов.

Ведущего сессии выбирал по отзывам знакомых компаний, по сайтам. Разговаривал с каждым «потенциальным» организатором.

Дмитрий понравился хорошим пониманием ИТ-специфики, высоким интеллектом, практическим опытом, «иным» кругозором. Важно чтобы консультант был «примерно в теме», но «читал другие книги».

Работа началась с предварительной подготовки: серия скайп-сессий и «нулевой день». Отлично зашла идея со «стратегическими проектами» и сформировала суть годового плана.

Как я и предполагал, сессия — это серьезный стресс для команды, это не развлечение, это работа. Она дала и краткосрочный, и отложенный эффекты.

Лично я получил много новых идей, прямо не связанных со стратегией. Получил ряд советов и контактов. Задумался о реформах на следующие несколько лет.

Команда получила опыт осмысления работы компании в целом, диалога, формирования проектов. Мы сгенерировали 8 идей проектов, отобрали 4 приоритетных проекта, а работать начали над 6-ю. Это отлично.

Важно, что без команды Дмитрия стратегия была бы иной – до многих вещей я бы сам не дошел. Уже рекомендовал Дмитрия — дважды в FB и минимум дважды в личных беседах.

Светлана Берегулина
Директор по маркетингу в 1С-Битрикс

«1С-Битрикс» дважды приглашали компанию «Системный подход» для организации и проведения сессий по разработке стратегии продуктов.

Процесс креатива получился более структурированным, на выходе мы получили не только новые идеи для развития продуктов, но оценку их жизнеспособности, смогли правильно расставить приоритеты.

Большая часть предложенных на стратегической сессии возможностей реализована в течение двух лет. За это время наши продукты и сервисы стали на рынке еще популярнее, в том числе, это следствие правильной продуктовой стратегии.

Форсайт-сессия

«Лагерь будущего»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.

Задачи:

    Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.

    Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.

    Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.

    Формирование дорожной карты «Лагерь будущего".

Необходимые материалы : доска или флипчарт(магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий: фасилитатор- обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры,регламента

Целевая аудитория: участники –дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).

Время проведения сессии: 3 дня

Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.

Проектная сессия поводится в течение трех дней. Проектная сессия включает 3 этапа работы:

проектирование образа «Лагерь будущего»;

формирование проектных идей;

разработка параметров проектов и дорожных карт.

Введение

Ведущий:

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;

    объявляет регламент работы;

    устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта» ), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Основной этап

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:

каким они видят свой город через 15–20 лет;

где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут. Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов: - что такое ДОЛ;

Каковы его основные характеристики; - как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие; - что важно для подростков в современном ДОЛ; - какими станут ДОЛ в будущем.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.

На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды

технологии,форматы

оздоровление

- психоло г

Методы ТРИЗ-педагогики

- Ярнбомбинг

- Wi - Fi

- комната релаксации

- бассейн

- кафе на открытом воздухе

- индивидуальное меню

- Bookcrossing

- буфет

- WorkOut

- тропа здоровья

- организация лесных зон отдыха

- строительство Фока

- стадион на крыше корпуса

- велотреки

- разнообразие спортивных секций

- модернизация тренажеров

- компьютерный зал

- кружок робототехники

- квесты

- школа лидера

- планетарий

- новые формы пространства для творчества (коворкинги,хакспейсы,фаблабы )

- интерактивная библиотека

Цифровая галерея

- демонстрационные,

иммитационные, лабороторные, моделирующие технологии,тренажеры

- автоматика

- ежедневная диагностика здоровья, с рекомендациями по его профилактике

- создание трампов

- когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха )

- геймификация

- корпуса в формате «Умный дом»

- энергия будущего

- мобильный лагерь(меняющий свое пространственное расположение)

- программы-симмулянты

досуг

спорт

Социализация

Творчество

Культуру

образование

инновация

ближний 2019-2021

средний

2022-2025

дальний

2026-2036

горизонты

В завершении сессии участники презентуют свои проекты.

Заключение

Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:

    обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;

    принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;

    дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся.

Приложение. Основные единицы форсайта: Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего, это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами.
Авторы и участники не просто оценивают вероятности и риски, а проектируют свою деятельность. Результатом форсайта становится «Карта будущего».
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений Тренд – базовая единица форсайта. Это внешние устойчивые тенденции, важное, заметное направление в развитии чего-либо. Примеры трендов: Доля социального проектирования в образовании увеличилась. Происходит отток активности детей в социальные сети. Технологии - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. Пример технологии: социальное проектирование Формат- способ построения и подачи, форма проведения какого-либо события, мероприятия Пример формата: Семинар по социальному проектированию Тренинг по развитию ораторского искусства События То, что имеет место, происходит, наступает точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни.

Пример события: фестиваль социального проектирования,конкурс «Вожатый и его команда»

Угроза- возможная опасность . Пример угрозы:отсутствие финансирования социального проектирования

Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии отправляются в поле «черные лебеди».

Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Скачать:


Предварительный просмотр:

куликова мария николаевна

город благовещенск маоу гимназия №25

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Памятка «Технология форсайт-сессии. Заполнение карты будущего»

Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Тренд – слово заимствованное в английском языке в ХХ веке в значении курс, направление, тенденция.

Тренд – направление развития в какой-либо области в системе образования, либо определенное явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области.

Тренд – направление развития, основная проблема.

Пример формулировки тренда: «увеличение, рост, ускорение, уменьшение, замедление, несовпадение и т.д.» - «количества…, скорости…, требований, интереса к … и т.д.» - « в школе, родителей, общественности, в социуме»

Пример: тематика форсайт – сессии «Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы»

Предложенные тренды:

Увеличение детей с ОВЗ

Расширение в рамках информационного поля в рамках педагогики и психологии

Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ

Увеличение разнообразия форм включения родителей в образовательный процесс

Риски и возможности

Риски (угрозы) – последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на того или иного субъекта.

Возможности – последствия развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять на того или иного субъекта, создать для него новую возможность.

Пример: риски/ угрозы тренда «Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ»:

Дефицит живого общения (риск/угроза)

Дистанционные формы общения (возможности)

Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. В отличие от форматов технологии не исчезают без усилия человека, в широком смысле – применение научного знания для решения практических задач.

Например – «технология портфолио», технология развивающего обучения

Формат – это способ построения и подачи, формат проведения чего-либо.

Например – Родительские собрания, клуб родителей, имеющих детей с ОВЗ

Нормативно-методические материалы : документы, необходимые для реализации тренда

Например- ФЗ «Об образовании», ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, локальные акты, положения и т.п.

Событие – явление, событие, влияющие на развитие тренда

Например – внедрение программ нового поколения, принятие нового ФГОС

Список литературы

1. А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т., т.4.

2. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976

3. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.

4. Джуринский А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. «История педагогики». Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982, «Просвещение».

6. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1 с.62

7. Латышина Д.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М: Гардарики, 2003.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.


Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

Форсайт-сессия позволит:

Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

Организаторы:

Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

Контактные данные:

Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

  • Система экспоненциального развития прикладных знаний
  • Кадровый экспорт
  • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
  • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
  • Продвижение профессий будущего
  • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
  • Внедрение системы проектного обучения
  • Культура преемственности поколений
  • Развитие системы наставничества
  • Умение работать и развиваться в команде
  • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

Группа для участников

Слово «форсайт» произошло от английского «foresight». В переводе оно означает «взгляд в будущее». На сегодняшний день форсайт - это наиболее эффективный метод, который применяется для формирования приоритетов в сфере экономики, науки, технологий и общества.

По результатам, получаемым при помощи такого инструмента проектов, создаются специальные дорожные карты. Они-то и позволяют решать вопросы формирования будущего.

Определение понятия

Форсайт - это оценка долгосрочной перспективы технологий, науки, которая производится систематически. Целью подобных проектов является определение стратегического направления, касающегося новых технологий и исследований, которые в будущем способны приносить максимально возможные блага социально-экономического характера.

История появления

Форсайт - это методология, которая является относительно новой. Появилось данное понятие около пятидесяти лет назад. Метод "форсайт" впервые возник в проекте, разрабатываемом американской корпорацией RAND. Именно там решались задачи на выявление в военной сфере.

В пятидесятые годы прошлого столетия специалисты компании столкнулись с проблемой недостаточности традиционно используемых методов прогноза. При этом они пошли свои путем. Специалистами RAND была разработана методика делфи. Впоследствии на ней стали базироваться многие форсайт-исследования.

Дальнейшее развитие выработанная американцами методика получила в семидесятых годах прошлого века. Именно тогда метод форсайт впервые возник в национальном масштабе. Одними из первых его оценили в правительстве Японии. Не так давно в этом государстве подводились итоги уже восьмого по счету общенационального форсайта.

Подобные исследования проводятся практически во всех странах, входящих в Евросоюз, а также в Китае. Сравнительно недавно в этот перечень вошла и Россия.
Новый виток в своем развитии форсайт получил в девяностых годах прошлого века. Это был период, когда методика вышла за рамки технологий и науки. Форсайтом стали пользоваться для оценки перспективных рынков. Не так давно методика получила применение в процессов и в формировании структуры, входящей в национальные инновационные системы.

Применение

Метод форсайт служит для разработки долгосрочных стратегий развития технологий, науки и экономики. При этом его результаты нацелены на повышение конкурентоспособности, а также на возможность максимально эффективного развития экономической и социальной сферы.

Форсайт - это метод, в котором особое внимание уделяется достижению консенсуса между основными участниками важнейших стратегических направлений. Это осуществляется путем организации их постоянного диалога.

Однако стоит иметь в виду, что форсайт - это не угадывание будущего. Рассматриваемый метод основан на другом. Он исходит из возможных вариантов будущего, которые могут иметь место при соблюдении определенных условий.

Направления форсайта

Методика прогнозирования применяется для мониторинга технологических и мировых тенденций. Она оказывает непосредственное влияние на построение всей государственной политики. Одним из направлений форсайта является формирование экспертной организации, референтной политике страны. При этом прогнозирование должно указать на образы прогрессивного национального развития.

Результаты

Продуктом деятельности институтов форсайта являются так называемые дорожные карты. Они представляют собой официальный документ, отражающий вероятные пути развития государства в будущем. На основании этих карт происходит формирование долгосрочных приоритетов в различных и политики. Подобные документы служат ключевыми инструментами для государственных деятелей, так как являются основанием для выработки целей и стратегии развития страны; при принятии важных решений в конфликтных или в проблемных ситуациях; для координирования общественной и политической деятельности государства.

Методы

Наибольшую популярность в последние годы получил способ прогнозирования, называемый делфи. В его основе лежат данные опроса, проводимого среди большого числа экспертов (2-3 тыс.), а также организация обратной связи посредством проведения второй ступени опроса.

При исследованиях зачастую находит применение именно такой метод форсайт. Разновидность метода, называемая делфи, уже нашла свое применение в Германии, Японии, Великобритании и некоторых других странах. Для проведения опроса отбираются только и создаются экспертные комиссии по отдельным направлениям. При этом разрабатывается перечень общественных тем, экономических и научно-технических достижений, появление которых ожидается в долгосрочной перспективе (до двадцати пяти-тридцати лет).

Участвующие в исследованиях эксперты производят оценку каждой из тем, выявляют наличие необходимых ресурсов. Устанавливаются потенциальные барьеры, которые могут возникнуть при практической реализации важнейшего направления.

Существует и еще один метод форсайт. Разновидность будущего, который называется «Критические технологии», активно применяется во Франции, США, Чехии и некоторых других странах. Формирование необходимых данных производится на основе знаний высококвалифицированных экспертов. Они составляют список критических технологий в исследуемых областях. Обычно к участию в таком форсайте привлекается не более двухсот экспертов. При этом перспектива прогнозирования не превышает пяти-десяти лет.

Практически каждый форсайт-проект составлен с применением метода экспертных панелей. Этот способ считается базовым. Для его осуществления формируется группа экспертов из двенадцати-двадцати человек. Им предлагается определенная тематика и дается несколько месяцев на обдумывание возможных вариантов будущего. При этом предоставляется возможность использования новейших информационных и аналитических разработок и материалов.

Особенность метода экспертных панелей заключается в открытости самого процесса форсайта для многих людей. Основное преимущество способа - взаимодействие представителей разнообразных областей деятельности и научных дисциплин, которое в иных условиях организовать весьма сложно.

В конце семидесятых годов прошлого века компанией Motorola был разработан новый метод прогнозирования. Он называется дорожным картированием. Основной областью его применения являются разработки долгосрочных стратегий для крупных компаний или технологических отраслей. Суть данного метода заключается в планировании всех основных составляющих бизнеса. Это касается финансов и маркетинга, технологий и производных и услуг. Основное преимущество дорожного картирования заключено в выработке согласованного видения долгосрочных целей развития, которые преследует компания.

Выбор метода

Подходы, которые могут применяться в форсайт-проектах, постоянно обновляются. Появляются все новые и новые методики. Их выбор зависит от множества факторов. В их числе временные и ресурсные ограничения, доступ к источникам информации и т.д. Однако ключевое условие, которое гарантирует успешность проекта - использование такого метода, который обеспечил бы наиболее эффективную работу группы привлекаемых экспертов.

Заключение

Итак, что такое форсайт? Эта особая технология, посредством которой производится долгосрочное прогнозирование. Другими словами, это определенный способ построения взвешенного, согласованного и ответственного образца нашего будущего. Форсайт 2030, 2050 годов и т. д. является главным результатом исследований.

Видение будущего находит отражение в различных документах, которые являются основой при разработке долгосрочных программ и стратегий развития стран.