Полезные советы

Домик из блоков дьенеша. Магазин умный ребенок. Ведерки для рыбы

Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. Безусловно, желание каждой мамы, чтобы ее ребенок хорошо учился в школе, а также освоил такой непростой предмет, как математика. В этой статье мы разберем, что такое авторская методика изучения математических понятий Зелтана Дьенеша, ее плюсы и минусы.

О Золтане Дьенеше

Пал Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по ранему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.

Уже в 23 года Золтан Дьенеш защитил докторскую степень по математике, после чего продолжил свое образование. Чтобы понять, как при решении математических заданий проходят мыслительные процессы, он параллельно изучал психо-математику.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Авторская теория Золтана Дьенеша

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий:

Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Заметка: Может показаться, что данная теория изучения математики Дьенеша очень сложна для восприятия ребенка. Но не забывайте: Золтан Дьенеш разработал данную методику для детей младшего возраста, с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Ваша главная задача – понять особенности методики, знать, как правильно применять наглядные пособия и, конечно же, запастись терпением!

Логические блоки Золтана Дьенеша

С помощью логических блогов Золтана Дьеныша можно обучать детей математике в игровой форме. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

— цветом (синие, желтые, красные);

— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);

— толщиной (тонкие и толстые);

— размером (маленькие и большие).

В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша

Прежде чем начать игру с блогами, Золтан Дьенеш рекомендует дать ребенку возможность ознакомиться с набором. Пусть он подержит фигуры в руке, ощутит на ощупь и поиграет с ними. Только спустя какое-то время можно предложить малышу выполнить простое задание. Например, попросите ребенка отобрать фигурки определенного цвета или распределить их по размерам.

Разработанные Золтаном Дьенешем логические игры отлично помогают развить у малышей способность ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Перед началом игры объясните малышу, что значит «внутри» или «снаружи». Используйте для этой цели два обруча, отличающихся цветом. Их необходимо поместить на твердую поверхность, желательно на пол.

Примеры игр:

1. Используя два обруча различных цветов, расположите их так, чтобы у них была общая часть после пересечения. Предложите малышу становиться то в одну, то в другую часть обруча, проговаривая где он находится: внутри или снаружи обруча.

2. Пусть ребенок расположит логические блоки внутри обручей. Например, внутри одного обруча поместить блоки определенного цвета, а внутри другого – определенной формы.

3. Предложите малышу положить внутрь обруча блоки, например, только красного цвета, а снаружи блоки остальных цветов. А потом пусть сам ребенок скажет вам, какого цвета блоки снаружи обруча, а какие внутри. Лучше, если ребенок выберет сам основной цвет блоков.

В чем есть преимущества системы Дьенеша?

Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, танцев и песен. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях, таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.

Недостатки системы Дьенеша

Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:

Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.

Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.

Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.

В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Подводя итог, хочется отметить, что большая часть методик раннего развития предоставляет ребенку только общее понятие о математике. В основном, они ограничиваются навыками устного счета и решениями простеньких примеров и задач. В результате таких занятий у детей складывается впечатление, что математика – скучный предмет, далекий от творчества, не дающий возможность проявить фантазию. Однако обратившись к методике Золтана Дьенеша, вы убедитесь, что ваш ребенок увидит математику «другими глазами».


Карточки - символы свойств блока.

Квадратный

Круглый

Треугольный

Прямоугольный

Красный

Синий

Желтый

Маленький

Толстый

Тонкий

Большой


Карточки –отрицания свойств блока.

Не квадратный

Не прямоугольный

Не круглый

Не треугольный

Не желтый

Не синий

Не красный

Не толстый

Не маленький

Не большой

Не тонкий


«Кубики»

Форма

Толщина

Размер


«Найди блок» 1.

  • 1. Найди блоки, которые такие как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие как этот по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие как этот по размеру.
  • 4. Найди блоки, которые такие как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блок» 2.

  • 1. Найди блоки, которые не такие, как этот по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые не такие, как этот по форме.
  • 3. Найди блок, который не такой, как этот по размеру.
  • 4. Найди блок, который не такой, как этот по толщине.

1. 2. 3. 4.


«Найди блоки» 3.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 4.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по размеру.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по толщине.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 5.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по толщине.

«Найди блоки» 6.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по форме.
  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по размеру.

1. 2. 3.


«Найди блоки» 7.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету и размеру.

«Найди блоки» 8.

  • 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме, толщине и размеру.
  • 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету, толщине и размеру.

«Найди блоки» 8.

  • 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету, форме и толщине.
  • 4. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету, форме и размеру.

«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

1.Чтобы рядом не было блоков одинаковых

  • 1.1. по форме;
  • 1.2. по цвету;
  • 1.3. по размеру;
  • 1.4. по толщине.

1.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме.


1.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету.


1.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

2. Чтобы рядом не было блоков, одинаковых

  • 2.1. по цвету и форме;
  • 2.2. по цвету и размеру;
  • 2.3. по размеру и форме;
  • 2.4. по цвету и толщине;
  • 2.5. по размеру и толщине;
  • 2.6. по форме и толщине.

2.1.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и форме.


2.2.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по цвету и величине.


2.3.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме и величине.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

3 . Чтобы рядом были блоки

  • 3.1. Одинакового размера, но разной формы;
  • 3.2. одинакового размера, но разного цвета;
  • 3.3. одинакового размера, но разной толщины.
  • 3.4. Одинакового цвета, но разной формы;
  • 3.5. одинакового цвета, но разного размера;
  • 3.6. одинакового цвета, но разной толщины.
  • 3.7. Одинаковой формы, но разного размера;
  • 3.8. одинаковой формы, но разного цвета;
  • 3.9. одинаковой формы, но разной толщины.
  • 3.10. Одинаковой толщины, но разной формы;
  • 3.11. одинаковой толщины, но разного размера;
  • 3.12. одинакового толщины, но разного цвета.

3.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по форме.


3.2. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по цвету.


3.4. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по форме.


3.5. Расставить блоки так, чтобы они были одинакового цвета, но разные по величине.


3.7. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по величине.


3.8. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки :

4. Чтобы рядом были блоки:

  • 4.1. Одинакового цвета и размера, но разной формы.
  • 4.2. Одинакового цвета и размера, но разной толщины.
  • 4.3. Одинакового цвета и толщины, но разного размера.
  • 4.4. Одинакового цвета и толщины, но разной формы.
  • 4.5. Одинакового цвета и формы, но разной толщины.
  • 4.6. Одинакового цвета и формы, но разного размера.
  • 4.7. Одинакового размера и толщины, но разной формы.
  • 4.8. Одинакового размера и толщины, но разного цвета.
  • 4.9. Одинакового размера и формы, но разной толщины.
  • 4.10. Одинакового размера и формы, но разного цвета.
  • 4.11. Одинаковой формы и толщины, но разного размера.
  • 4.12. Одинаковой формы и толщины, но разного цвета.

Варианты построения цепочки: 4. Чтобы рядом были блоки :

«Цепочки»

Одинаковые

Цвет

Одинаковые

Разные

Цвет

Размер

Размер

Цвет

Форма

Толщина

Цвет

Толщина

Размер

Толщина

Цвет

Форма

Форма

Цвет

Толщина

Форма

Размер

Размер

Размер

Толщина

Толщина

Форма

Размер

Форма

Размер

Цвет

Толщина

Форма

Форма

Цвет

Толщина

Форма

Размер

Толщина

Цвет


4.1. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по цвету, величине, но разные по форме.


4.6. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по по форме, цвету, но разные по размеру.


«Цепочки»

Варианты построения цепочки:

5. Чтобы рядом были блоки

разные по цвету, форме, размеру, толщине.

Все цепочки строятся от произвольно выбранного блока.


5.Расставить блоки так, чтобы они не повторялись по форме, величине, цвету и толщине.


«Красный, треугольный, большой блок какой по счету?» «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока».


«Какой блок находится между..?» «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»


« Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: зайчик, лиса, медведь, машинка, паровоз, дом, башня.





«Магазин игрушек» .


«Посмотри, запомни и найди изменения».


«Найди блок по карточкам –отрицаниям свойств».

  • Не желтый.
  • Не синий.
  • Не квадратный.
  • Не треугольный.
  • Не тонкий.
  • Не маленький.








«Найди лишний блок».

Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).


«Найди лишний блок».


«Найди лишний блок»


«Найди заданный блок».

« Покажи заданный блок, назови строчку, столбец» «3строка, 2 столбец – назови блок»


«Лесенка успеха»

Первый уровень сложности

  • Сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур?
  • Сколько треугольных фигур, сколько круглых, квадратных, прямоугольных фигур?

(В первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д.)

Второй уровень сложности

  • Сколько красных и синих фигур в таблице (желтых и синих и т. д.).

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных …)

  • Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.

Третий уровень сложности

  • Сколько красных, сколько желтых и синих фигур в таблице.

(Считай: одна синяя, одна красная, две синих, одна красная, две синих, две красных,

две синих, две красных, одна желтая и т. д.)



«Собери картинку по заданной схеме»

Транспорт «Камаз»












«Доставка грузов»



«Поиск драгоценных камней»

4 6 5 3 10-6

5 0 8 2 8-8

3 7 1 5 3+4

2 3 6 4 4+2






«Помоги сказочным героям разделить блоки»

  • Незнайка -4
  • Дюймовочка -12
  • Буратино - 8
  • Мальвина -24

«Логический поезд»


Начало

да нет да нет

Конец


«Игра с одним обручем»

(2) Не красные (2) Не красные

(1) Красные

(2) Не красные (2) Не красные

  • Какие блоки внутри красного обруча.
  • Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью одного свойства –цвета.


(2)Круглые

(1)Красные (3)


«Раздели блоки. Игра с двумя обручами»

  • 1. Какие блоки внутри синего обруча.
  • 2. Какие блоки внутри красного обруча.
  • 3. Какие блоки внутри обоих обручей.
  • 4. Какие блоки внутри синего обруча, но вне красного обруча.
  • 5. Какие блоки внутри красного обруча, но вне синего обруча.
  • 6. Какие блоки вне синего и вне красного обручей.
  • 7. Какие блоки вне синего обруча.
  • 8. Какие блоки вне красного обруча.

Блоки надо назвать с помощью двух свойств – формы и цвета.



«Раздели блоки. Игра с тремя обручами»

  • 1. Внутри желтого, но вне синего и красного обруча.
  • 2. Внутри красного, но вне синего и желтого обруча.
  • 3. Внутри синего, но вне красного и желтого. обруча.
  • 4. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
  • 5. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча.
  • 6. Внутри желтого и синего, но вне красного обруча.
  • 7. Внутри всех трех обручей.
  • 8. Вне всех трех обручей .

Моделируется разбиение множества на восемь классов с помощью

трех свойств (например, быть красным, быть квадратным, быть

большим).


Варианты сюжетных игр с блоками Дьенеша

Название

Замещение предмета

День рождения

Рыбалка

Игровые действия

Подарки

Садовники

Преподнесение подарков

Рыбы

Дополнительн.

материал

Лов рыбы

Игрушка

(Именинник)

Цветы

Стройка

Строит. материалы

Ведерки для рыбы

Посадка клумбы

Кулинары

Клумбы (Обручи)

Постройка дома

Цукаты

Космос

Машины для перевозки

Бусы

Украшение торта

Инопланетяне

Конструирование ракеты

Круги разного цвета

Бусинки

Кондитер.фабрика

Собирание бус

Конфеты

Силуэт ракеты

Сочинение сказки

Найди на ощупь

Раскладывание конфет в коробки

Герои сказок

Сочинение сюжета

Схемы коробок

Драгоц. камни

Нахождение блоков на ощупь

Карточки - символы свойств блока. Круглый Квадратны Прямоугольный Красный Толстый Треугольный Синий Тонкий й Желтый Маленький Большой

Карточки –отрицания свойств блока. Не круглый Не красный Не толстый Не прямоугольный Не синий Не тонкий Не треугольный Не квадратный Не желтый Не маленький Не большой

«Найди блок» 1. Найди блоки, которые такие как этот по цвету. 2. Найди блоки, которые такие как этот по форме. 3. Найди блоки, которые такие как этот по размеру. 4. Найди блоки, которые такие как этот по толщине. 1. 2. 3. 4.

«Найди блок» 2. 1. Найди блоки, которые не такие, как этот по цвету. 2. Найди блоки, которые не такие, как этот по форме. 3. Найди блок, который не такой, как этот по размеру. 4. Найди блок, который не такой, как этот по толщине. 1. 2. 3. 4.

«Найди блоки» 3. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по размеру. 3. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по толщине. 1. 2. 3.

«Найди блоки» 4. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по размеру. 3. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по толщине. 1. 2. 3.

«Найди блоки» 5. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по форме. 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по толщине. 1. 2 3.

«Найди блоки» 6. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по форме. 3. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по размеру. 1. 2. 3.

«Найди блоки» 7. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме и размеру. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету и размеру. 1. 2.

«Найди блоки» 8. 1. Найди блоки, которые такие же как этот по цвету, но не такие по форме, толщине и размеру. 2. Найди блоки, которые такие же как этот по форме, но не такие по цвету, толщине и размеру. 1. 2.

«Найди блоки» 8. 3. Найди блоки, которые такие же как этот по размеру, но не такие по цвету, форме и толщине. 4. Найди блоки, которые такие же как этот по толщине, но не такие по цвету, форме и размеру. 3. 4.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 1. Чтобы рядом не было блоков одинаковых 1. 1. по форме; 1. 2. по цвету; 1. 3. по размеру; 1. 4. по толщине.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 2. Чтобы рядом не было блоков, одинаковых 2. 1. по цвету и форме; 2. 2. по цвету и размеру; 2. 3. по размеру и форме; 2. 4. по цвету и толщине; 2. 5. по размеру и толщине; 2. 6. по форме и толщине.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 3. Чтобы рядом были блоки 3. 1. Одинакового размера, но разной формы; 3. 2. одинакового размера, но разного цвета; 3. 3. одинакового размера, но разной толщины. 3. 4. Одинакового цвета, но разной формы; 3. 5. одинакового цвета, но разного размера; 3. 6. одинакового цвета, но разной толщины. 3. 7. Одинаковой формы, но разного размера; 3. 8. одинаковой формы, но разного цвета; 3. 9. одинаковой формы, но разной толщины. 3. 10. Одинаковой толщины, но разной формы; 3. 11. одинаковой толщины, но разного размера; 3. 12. одинакового толщины, но разного цвета.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 4. Чтобы рядом были блоки: 4. 1. Одинакового цвета и размера, но разной формы. 4. 2. Одинакового цвета и размера, но разной толщины. 4. 3. Одинакового цвета и толщины, но разного размера. 4. 4. Одинакового цвета и толщины, но разной формы. 4. 5. Одинакового цвета и формы, но разной толщины. 4. 6. Одинакового цвета и формы, но разного размера. 4. 7. Одинакового размера и толщины, но разной формы. 4. 8. Одинакового размера и толщины, но разного цвета. 4. 9. Одинакового размера и формы, но разной толщины. 4. 10. Одинакового размера и формы, но разного цвета. 4. 11. Одинаковой формы и толщины, но разного размера. 4. 12. Одинаковой формы и толщины, но разного цвета.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 4. Чтобы рядом были блоки: Одинаковые Разные 1 Цвет Размер Форма 2 Цвет Размер Толщина 3 Цвет Толщина Размер 4 Цвет Толщина Форма 5 Цвет Форма Толщина 6 Цвет Форма Размер 7 Размер Толщина Форма 8 Размер Толщина Цвет 9 Размер Форма Толщина 10 Размер Форма Цвет 11 Форма Толщина Размер 12 Форма Толщина Цвет

4. 1. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по цвету, величине, но разные по форме.

4. 6. Расставить блоки так, чтобы они были одинаковые по по форме, цвету, но разные по размеру.

«Цепочки» Варианты построения цепочки: 5. Чтобы рядом были блоки разные по цвету, форме, размеру, толщине. Все цепочки строятся от произвольно выбранного блока.

«Красный, треугольный, большой блок какой по счету? » «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока» .

«Какой блок находится между. . ? » «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»

«Собери плоскостное изображение по заданному рисунку» Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: зайчик, лиса, медведь, машинка, паровоз, дом, башня.

«Найди блок по карточкам –отрицаниям свойств» . Не желтый. Не синий. Не квадратный. Не треугольный. Не тонкий. Не маленький.

«Домик» Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (не во всех клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

«Найди лишний блок» . Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу (по цвету, по форме, по размеру, по толщине). 1 2 3 4 5

«Найди заданный блок» . «Покажи заданный блок, назови строчку, столбец» « 3 строка, 2 столбец – назови блок» 1 1 2 3 4 5

«Лесенка успеха» Первый уровень сложности (В Сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур? первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д.) Сколько треугольных фигур, сколько круглых, квадратных, прямоугольных фигур? первой строке? В первом столбце? Во второй строке? И т. д.) Второй уровень сложности Сколько красных и синих фигур в таблице (желтых и синих и т. д.). (Считай: одна синяя, одна красная, две синих, две красных …) Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе. Третий уровень сложности Сколько красных, сколько желтых и синих фигур в таблице. (Считай: одна синяя, одна красная, две синих, две красных, одна желтая и т. д.)

«Игра с одним обручем» (2) Не красные (1) Красные (2) Не красные Какие блоки внутри красного обруча. Какие блоки вне красного обруча. Блоки надо назвать с помощью одного свойства –цвета.

«Раздели блоки. Игра с двумя обручами» 1. Какие блоки внутри синего обруча. 2. Какие блоки внутри красного обруча. 3. Какие блоки внутри обоих обручей. 4. Какие блоки внутри синего обруча, но вне красного обруча. 5. Какие блоки внутри красного обруча, но вне синего обруча. 6. Какие блоки вне синего и вне красного обручей. 7. Какие блоки вне синего обруча. 8. Какие блоки вне красного обруча. Блоки надо назвать с помощью двух свойств – формы и цвета.

«Раздели блоки. Игра с тремя обручами» 1. Внутри желтого, но вне синего и красного обруча. 2. Внутри красного, но вне синего и желтого обруча. 3. Внутри синего, но вне красного и желтого. обруча. 4. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча. 5. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча. 6. Внутри желтого и синего, но вне красного обруча. 7. Внутри всех трех обручей. 8. Вне всех трех обручей. Моделируется разбиение множества на восемь классов с помощью трех свойств (например, быть красным, быть квадратным, быть большим).

Варианты сюжетных игр с блоками Дьенеша № № Название Замещение предмета Игровые действия Дополнительн. материал 1 День рождения Подарки Преподнесение подарков Игрушка (Именинник) 2 Рыбалка Рыбы Лов рыбы Ведерки для рыбы 3 Садовники Цветы Посадка клумбы Клумбы (Обручи) 4 Стройка Строит. материалы Постройка дома Машины для перевозки 5 Кулинары Цукаты Украшение торта Круги разного цвета 6 Космос Инопланетяне Конструирование ракеты Силуэт ракеты 7 Бусы Бусинки Собирание бус 8 Кондитер. фабрика Конфеты Раскладывание конфет в коробки 9 Сочинение сказки Герои сказок Сочинение сюжета 10 Найди на ощупь Драгоц. камни Нахождение блоков на ощупь Схемы коробок

Логические блоки Дьенеша - это учебно-игровое пособие, которое создал Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик. Я очень часто использую их в работе с детьми.

Игры с блоками Дьенеша знакомят детей с элементарными математическими представлениями - формой, цветом, размером и толщиной объектов. Игры с блоками развивают логическое и аналитическое мышление (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.

Блоки можно использовать в играх с детьми от 1 года и до самой школы.

Так как я часто использую их в работе с малышами, мне было не достаточно необходимых простых заданий из альбомов, которые есть в продаже, и я сделала свои.

Работать с ними очень просто. Кладём перед ребёнком страницу из альбома, справа или сверху от неё необходимые блоки. Предлагаем ребёнку положить блоки на фигуры такого же цвета и формы. Если я даю ребёнку картинку с паровозом, то потом предлагаю на блоки посадить маленьких зверей, которые хотят отправиться в путешествие, например, посадить собачку в синий вагон, а белочку в красный. Также часто, после того как ребёнок выполнил задания, я прошу его помочь мне убрать блоки на место, а для этого прошу дать мне сначала большой красный круг, или маленький синий квадрат. Затем усложняю задания, прошу дать мне не синий круг, или не толстый треугольник и т.п.

Такая игра позволяет закреплять у малышей знания основных цветов, геометрических форм, развивает пространственное мышление, и умение выполнять задания.







Также в работе с малышами я использую и другие альбомы к блокам: "Для самых-самых маленьких" и "Маленькие логики".


Буду благодарна за отзывы и комментарии)

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение - это важная задача.

Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон - от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша - это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки - это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору. Самая первая игра - это "Найди предметы". Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры. Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего - это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары - большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких - это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер - это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма - черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина - забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры - приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас - королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша - это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание - построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера - это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» - это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками - родителям придется принимать участие в игре.