Новогодние поделки

Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка. Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста Какие обязанности имеет дома ребенок

Убирайте постель каждый день. Уборка постели занимает максимум 5 минут, но в конце суматошного дня, вернувшись к аккуратно заправленной постели, вы почувствуете, как дневные стрессы улетучились, как только заберетесь под одеяло. Приучите детей также ежедневно заправлять свои постели. Это научит их ответственности и поможет вашему дому выглядеть более опрятно.

Делайте одну загрузку стирки каждый день. Соберите загрузку стирки утром и загрузите в стиральную машину. Как только вы вернетесь вечером с работы, включите стиральную машину, и белье будет выстирано до того, как вы начнете ужин. Если вы используете сушку-автомат, белье высохнет к тому времени, как вы убрали со стола, и вы сможете сложить чистое белье и убрать по местам. Одна загрузка стирки займет у вас всего несколько минут в день, но зато потом вам не надо тратить целый выходной на скопившуюся кучу грязного белья, а освободившееся время можно потратить на что-то более приятное.

Планируйте ужин с утра. Точно зная, что вы готовите на ужин каждый день, вы сэкономите массу времени. Вместо того, чтобы стоять перед открытой дверью холодильника, решая, что же приготовить, вы сразу сможете приступить к работе. Вытащите из морозильника продукты, которые требуют разморозки, почистите и порежьте овощи или замаринуйте мясо. Если вы подготовите полуфабрикаты для ужина утром, вы сэкономите кучу времени вечером.

Сделайте список всех дел, которые вам надо сделать в городе, и делайте их в течение дня. Если вы сможете сделать все необходимые дела в течение недели, у вас не будет нужды ездить по всему городу в выходные. Возможно, что-то можно сделать в обеденный перерыв? Заехать куда вам нужно по дороге на работу или с работы? Делая 1-2 дела каждый день, у вас освободится много времени за целую неделю.

Прибирайтесь на кухне сразу после ужина. Хотя после длинного рабочего дня вы чувствуете себя уставшей, и есть искушение оставить грязную посуду в раковине до завтра, вспомните: сколько раз вы надеялись, что вымоете посуду утром, но утром вам было не до этого? В результате, немытая посуда останется в раковине до вечера, и вы вернетесь домой к неприбранной кухне. Потратьте лишние 10 минут вечером на то, чтобы прибраться в кухне, и вы сможете начать свое утро каждый день в чистоте, вместо того, чтобы постоянно жить в беспорядке.

Приводите гостиную в порядок каждый вечер, прежде чем идти спать. Делайте это всей семьей. Потратьте 5-10 минут на то, чтобы положить все по местам. Когда вы оставляете вещи в неположенном месте, именно это и создает беспорядок, разрастающийся день за днем.

Установите определенное время для выполнения домашних заданий детьми. Хотя строго расписать каждый день невозможно, старайтесь придерживаться установленного порядка, чтобы дети точно знали свое расписание, что происходит в какое время, и знали, чего от них ожидают. Выберите часы, которые вы сможете соблюдать большинство вечеров, и посвятите их урокам. Выключите телевизор и устраните все другие отвлекающие моменты, чтобы ваши дети могли сконцентрироваться на учебе. Сразу после ужина для этого самое подходящее время. Дети могут сесть за стол, пока вы прибираетесь после ужина. Вы можете провести время вместе и одновременно делать свои дела, также как и ответить на любые их вопросы.

Выберите свою одежду на завтра с вечера. Мы все знаем, насколько быстрее дети могут собраться в школу утром, если приготовят форму с вечера. Практикуйте тот же порядок и для себя: выберите свой собственный наряд на завтра с вечера. Достаньте все необходимые вещи из шкафов и разложите их аккуратно, чтобы утром было легко одеться. Вам не придется терять драгоценные минуты утром в поисках, что надеть, что поможет вам выйти из дома вовремя и не опоздать.

Установите определенный порядок отхода ко сну. Объясните всем членам семьи, что они должны делать по команде, что пора ложиться спать. Например, принять душ и почистить зубы, переодеться в пижаму, положить грязную одежду в корзину для стирки, приготовить одежду на завтра и лечь в постель. Потренируйтесь, чтобы дети знали точно, что они должны делать по команде "Пора спать". Если вам не надо стоять у них над душой, пока они готовятся ко сну, у вас будет время завершить неотложные дела, которые надо сделать сегодня. Если вашим детям нужна мотивация, создайте систему стимулов, чтобы им захотелось сделать все самим.

Держите записную книжку у кровати. Обычно мы вспоминаем про что-то, что нужно сделать завтра, как только мы только легли в постель. Если какая-то мысль пришла вам в голову, когда вы уже легли, запишите ее в записной книжке, чтобы не забыть. На следующее утро оторвите верхнюю страницу и положите в кошелек или сумочку, чтобы иметь перед глазами список того, что вам нужно сделать в течение дня.

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Многие отдают своих детей в музыкальные школы, спортивные секции, создают все условия для того, чтобы их ребёнок всесторонне развивался. Но некоторые мамы и папы ограждают своих чад от работы по дому. Возможно, они считают, что это не столь важно, а может, не хотят спорить с ребёнком, который наотрез отказывается помыть посуду или прибраться в комнате.

Сегодня мы поговорим о том, почему это очень важно для ребёнка - делать работу по дому.

В ходе исследования, которое проводилось компанией Braun Research осенью прошлого года, был опрошен 1 001 человек (в выборку попало только взрослое население). Результаты опроса оказались следующими: 82% респондентов отметили, что в детстве они регулярно выполняли работу по дому, и только 28% людей сообщили, что у их собственных детей есть домашние обязанности.

Сегодня родители хотят, чтобы их дети тратили время на то, что будет способствовать их успеху в будущем. Но по иронии судьбы многие родители перестали ставить детям в обязанность работу по дому, хотя её польза была доказана неоднократно.

Ричард Ренд, психолог

Десятилетия исследований показали, что наличие списка обязательных дел по дому благотворно сказывается на учёбе детей, их психике, а также в будущем это пойдёт на пользу их карьере.

Согласно исследованию Марти Россмана, почётного профессора Миннесотского университета, если вы с раннего возраста приучите своего ребёнка выполнять работу по дому, то он будет чувствовать себя самостоятельным, ответственным и уверенным в себе человеком.

Суть исследования такова: было выбрано 84 ребёнка, исследование проводилось на протяжении трёх периодов жизни этих людей. Первое исследование было проведено в дошкольном возрасте, второе - когда детям было 10–15 лет, а третье - когда им исполнилось 20–25 лет. Результаты исследования показали, что у детей, которые начали выполнять работу по дому с трёх-четырёх лет, сложились более тёплые отношения с семьёй и друзьями, они были более успешными в школе и университете. Они также начали продвигаться по карьерной лестнице гораздо быстрее по сравнению с теми, у кого не было домашних обязанностей, и с теми, у кого обязанности по дому появились лишь в подростковом возрасте.

Обязанности по дому учат детей быть чуткими, отзывчивыми и заботиться о других, отмечает Ричард Вейсборд, психолог Гарвардской школы бизнеса. В процессе исследования , результаты которого были опубликованы в прошлом году, он и его команда опросили 10 000 школьников и студентов. Ребятам необходимо было определить, что из перечисленного они ценят больше: достижения, счастье или заботу о других.

Почти 80% респондентов предпочли достижения и счастье заботе о других. Однако результаты исследования также показали, что со счастьем люди чаще ассоциируют не крупные достижения, а крепкие и доверительные отношения с другими людьми. Ричард Вейсборд считает, что сегодня наблюдается дисбаланс ценностей и оптимальный путь вернуться в нужное русло - это с детства учить детей доброте, а также формировать у них ответственность и желание помогать другим, вменяя им обязанности по дому.

В следующий раз, когда ваш ребёнок будет отнекиваться от дел по дому под предлогом того, что ему нужно делать домашнее задание, не поддавайтесь искушению согласиться на уговоры дитя и освободить его от работы по дому. Когда школьные задания конкурируют с домашними обязанностями и вы делаете выбор в пользу первого, вы отправляете ребёнку следующий посыл: оценки и личные достижения важнее, чем забота о других. Возможно, сейчас это кажется вам несущественным, но с течением времени вы поймёте, что такое поведение было неправильным.

Мадлен Левин, психолог, автор книги «Учите своих детей правильно»

Вот несколько советов, которые помогут вам мотивировать детей выполнять работу по дому:

Следите за тем, что говорите. По результатам исследования , проведённого в прошлом году, было выявлено, что если вы будете благодарить ребёнка за то, что он был хорошим помощником, а не просто говорить ему «спасибо за помощь», то его желание заниматься работой по дому значительно возрастёт. Тем самым вы повышаете самооценку ребёнка, он чувствует себя человеком, который полезен и важен другим.

Составьте расписание дел по дому. Включите дела по дому в расписание вашего ребёнка наряду с занятиями музыкой или спортивными тренировками. Так ваше чадо сможет планировать своё время и приучится к порядку.

Превратите это в игру. Все дети любят игры. Сделайте из домашних обязанностей игру, придумайте различные уровни дел по дому, которых вашему ребёнку предстоит достичь. Например, для начала он может раскладывать вещи, а через некоторое время получит право пользоваться стиральной машинкой.

Не давайте ребёнку деньги за то, что он помогает вам по дому. Психологи считают, что денежная награда может привести к снижению мотивации ребёнка, так как альтруистический порыв в таком случае превращается в бизнес-сделку.

Помните, что характер заданий по дому имеет значение. Если вы не хотите вырастить эгоиста, то задания по дому, которые вы даёте ребёнку, должны быть такими, чтобы они приносили благо всей семье. Правильно: «Нужно вытереть пыль в гостиной и помыть посуду после ужина». Неправильно: «Приберись в своей комнате и постирай свои носки».

Забудьте фразу «делай работу по дому». Помните, что вы не должны приказывать. Вместо того чтобы сказать: «Делай работу по дому», - скажите: «Давай расправимся с нашей работой по дому». Таким образом вы сделаете акцент на том, что домашние обязанности - это не только рутинный долг, но и способ позаботиться о всех членах семьи.

Не ассоциируйте работу по дому с негативом. Не следует применять работу по дому в качестве наказания за провинность. Когда вы обсуждаете с ребёнком домашние обязанности, в том числе и те, которые делаете самостоятельно, старайтесь говорить о них в позитивном или по крайней мере нейтральном ключе. Если вы постоянно жалуетесь на то, что вам приходится мыть посуду, поверьте, чадо последует вашему примеру и тоже начнёт роптать.

А у вашего ребёнка есть обязанности по дому?

Должны ли дети помогать родителям ? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями . Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям , выполняя домашние обязанности , они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети , которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.