Полезные советы

Что одеть на свадьбу в дагестане. Обычаи и традиции дагестанской свадьбы. Свадебный обряд в дагестанской традиции

В каждом даргинском селении существуют свои обряды сватовства. Часто ритуал проводили тайно, а вести переговоры отправляли наиболее уважаемых родственников, которые умели красиво говорить.

Как проходило сватовство у даргинцев в старые времена.
Даргинский парень не мог просто подойти к своим родителям и сказать, какая девушка ему нравится. Это считалось неприличным. Своими чувствами он делился с друзьями и родственниками, а они уже рассказывали его родителям о симпатиях сына. Родители могли одобрить его выбор, а могли «забраковать», и сосватать ему другую, более подходящую на их взгляд девушку. При выборе невесты молодые парни, как и положено, смотрели на внешность девушки, родители – на её физическое здоровье, хозяйственность, приданое и общественное положение.

Часто требования к невесте были продиктованы особенностями местных ремёсел. Например, в селении Сулевкент всегда был развит гончарный промысел. Женщины в этом селе добывали и месили глину. В связи с этим особую ценность имели девушки с большими и широкими стопами. В Амузги представительницам прекрасного пола приходилось выполнять тяжёлую физическую работу, и для своего сына родители часто подыскивали высокую крепкую невесту.

Когда родственники жениха определялись с выбором, они отправляли в дом к невесте сватов. Часто ритуал сватовства происходил тайно. Сами родители жениха на нём не присутствовали. Вместо себя они отправляли на переговоры наиболее влиятельных родственников. Важным качеством было умение красиво и убедительно говорить. Это могли быть как женщины, так и мужчины. В дом к невесте всегда входили без предупреждения. Невеста сразу уходила прочь. Родители девушки соглашались на брак не сразу, пытаясь отказать под каким-нибудь предлогом. Тогда сваты включали всё своё обаяние, хвалили жениха, в ярких красках описывая его достоинства и преимущества такого союза. Порой переговоры принимали неожиданный оборот: вместо одной дочери сватали другую, засидевшуюся в девках, или вообще уходили ни с чем, и шли сватать девушку из дома по соседству. Мнение жениха в данном случае в расчёт не брали совсем.

Чтобы скрепить договор между родителями, стороне невесты вручалась какая-нибудь ценная вещь, например, ювелирное украшение. Результатом сватовства было обещание, данное родителями невесты и установление конкретной даты свадьбы.

Сватовство и свадьбу могли отделять друг от друга как месяцы, так и годы. У даргинцев жених к моменту бракосочетания должен был иметь дом. А на невесте лежала обязанность обставить жильё мебелью и всем, что может пригодиться в хозяйстве. Часто приданое родители невесты начинали собирать с самого рождения дочери.

В даргинском селении Чумли в конце XX века сватовство происходило примерно так:
Сначала в дом приходила мать парня с небольшими подарками – фрукты, сладости. Мать девушки, даже если в их семье смотрели на этот брак положительно, всё равно не давала своего согласия сразу, а обещала подумать. Через неделю в дом к девушке снова приходила мать жениха и просила дать ответ – можно ли посылать сватов? Если родители соглашались, то сторона жениха начинала готовиться к сватовству.

Сватовство представляло собой мини-свадьбу. Родители собирали своих родственников и решали, кто пойдёт сватать невесту, какие подарки приготовит каждый. В назначенный день около дома жениха собирались его родственники. По этому случаю приглашались музыканты – барабанщики и гармонисты. С самого утра во дворе жениха танцевала и веселилась молодёжь. Во второй половине дня сваты двигались в путь. У каждого в руках было подношение невесте или её родителям. Главный сват и его жена несли калым. По обычаю, его заворачивали в красные узелки. Друзья жениха вели за рога украшенного лентами барана. Другие участники шествия несли ящики и подносы с угощениями. По обычаю, в дар родителям невесты помимо сладостей приносили муку, масло, отрезы на платья. Невесте давали десяток отрезов, платки, косынки, несколько пар обуви и парфюм.

Войдя во двор к невесте, сваты становились в круг и начинали танцевать. В доме гостей встречали угощениями. Дядя невесты (со стороны отца) первым отрезал кусок халвы, принесённой стороной невесты. Затем его жена (на даргинском «иркьянав») по очереди угощала присутствующих, начиная с самых старших. Родственники невесты одаривали всех, кто участвовал в сватовстве, подарками.

Даргинское сватовство в наши дни.

Сейчас сватовство у даргинцев напоминает репетицию свадьбы. Получив заранее согласие невесты, назначается дата сватовства. У даргинцев, как правило, большие тухумы, и каждый родственник хочет присутствовать на этом мероприятии. Со стороны жениха тоже набирается ни один десяток желающих. Вместить такое количество гостей в дом бывает подчас невозможно. Поэтому существуют два варианта проведения сватовства. Первый – сватовство проходит в доме у невесты. В этом случае заранее оговаривается количество сватов, которые придут от жениха. Знать точное число важно. Ведь каждому гостю невеста готовит подарок. Мужчинам – рубашки, галстуки, женщинам – косметику, парфюм, платки и шарфы.

Сейчас всё чаще для сватовства арендуют кафе, куда приходят самые близкие родственники. Семьи у даргинцев большие, поэтому и количество гостей на сватовстве может доходить до ста человек. Это шумное веселье с песнями, танцами и добрыми шутками.

Сторона жениха приносит невесте калым, в который входят одежда и драгоценности. Мать жениха накидывает на плечи будущей невестки платок. На современной свадьбе случается, что жених сам украшает палец своей избранницы кольцом. Тут же на невесту надевают все золотые украшения, принесённые ей в дар. Когда невеста принимает подарки от родителей жениха, она считается засватанной и все присутствующие поздравляют её.

Постараюсь рассказать поподробнее, чтобы передать весь колорит.

Первый этап – поиск невесты . Невесту в Дагестане выбирают разными способами. Можно, например, просто встретить девушку в парке/маршрутке/соседнем дворе, поговорить с ней, поухаживать, узнать ее получше, влюбиться и, наконец, послать родителей свататься к ее родителям – этот вариант, самый желанный для девушек, к сожалению, встречается довольно редко. Чаще родители жениха, горя желанием женить сына, находят в округе красивую девушку из хорошей семьи, показывают ее сыну, он с ней встречается, после дает свое согласие (либо не дает; мой папа, например, «отбраковал» 6 предложенных ему девушек, седьмой была моя мама).
Дальше черёд невесты. Либо она соглашается, и тогда все готовятся к свадьбе, либо она отказывается и обрекает жениха с его родителями на новые поиски (хотя жених может проявить упорство и предпринять еще несколько попыток). Но не всё так просто, черёд невесты может и не наступить: либо влюбленный жених ее просто украдет, не оставляя выбора ей/ее родителям; либо строгие родители скажут, что так надо (многие мои одноклассницы вышли замуж именно так – по воле родителей). То есть для многих невест, ну и для женихов, выбор супруга – это лотерея. Ты видишь человека снаружи, можешь пообщаться с ним какое-то время, но по-настоящему узнать его сможешь только в браке.
Перехожу к более веселой части – сватовство . В Дагестане это большое праздничное событие. В дом невесты приходят родственники жениха, едят, пьют, общаются, зовут невесту, одевают ей кольцо. С этого момента она считается засватанной. В этом статусе она может находиться неделю или десять лет – как сложатся обстоятельства (мою соседку засватали, когда ей было 16, а вышла замуж она в 23 – жених в разъездах был).
Какие обязательства несут жених с невестой? Невеста должна принести приданное , а жених – калым . Чем богаче семья, тем больше приданное/калым – поэтому, наверное, вопрос богатства семьи жениха/невесты всегда так бурно здесь обсуждается. Начну с более приятного… В качестве калыма жених должен принести невесте много-много золотых украшений и много одежды, начиная с нижнего белья заканчивая верхней одеждой – считается, что невеста, выходя замуж, должна оставить все свои вещи в родительском доме. Вот такая вот полная смена гардероба. Как правило, за несколько недель до свадьбы родственники жениха выводят невесту в магазин (или рынок), где она выбирает все, что ей нравится. В свою очередь, невеста должна принести приданное: мебель, посуду, ковры, бытовые приборы… – она должна обставить жилище жениха, что может быть и одной комнатой, и трехэтажным домом – как невесте повезет.
Переходим непосредственно к торжеству! Свадьба проходит в два дня: в субботу в доме невесты с ее гостями, в воскресенье – в доме жениха с его гостями. Свадьбы здесь огромные. В среднем на свадьбу приходят около 300-400 гостей. Все родственники (у меня вот одних двоюродных теть, дядь, братьев, сестер около 70), соседи, коллеги, друзья, знакомые. Так что обычным делом могут быть и свадьбы в 700-1000 человек.
Чем занимаются на свадьбе? А как обычно: едят, пьют, говорят тосты, поздравляют молодоженов, танцуют (музыка всегда национальная – лезгинка, акушинка…), снова едят, пьют. Молодожены при этом ведут себя очень тихо-скромно (помню моей подруге на ее свадьбе один ее родственник сделал замечание, что она слишком часто смеется); они сидят за отдельным столом напротив гостей, слушают тосты, принимают поздравления, пару раз выходят танцевать, их забрасывают деньгами, после они опять идут на свои места.
Насчет денег – если вам вдруг доведется побывать на дагестанской свадьбе, не удивляйтесь, когда увидите, что мужчины в танце дают женщинам деньги. Такой вот у нас обычай. В зависимости от народа и его обычаев, женщина может оставить деньги у себя (помню, как я в детстве приходила с какой-нибудь соседской свадьбы довольная, раскрасневшаяся от танцев, с зажатыми купюрами в руках), либо бросить их в общую корзину для молодоженов.
Ой, ничего не сказала о еде ! Готовят у нас вкусно, особенно на свадьбах! На свадебном столе обязательно будут плов, долма, голубцы, шашлык из баранины/курицы/осетрины, черная икра, всевозможные фрукты и закуски. (Про дагестанскую кухню нужно как-нибудь отдельно написать).
Ну вот, а свадьба для молодоженов заканчивается первой брачной ночью . И для невесты это обязательно должна быть ее первая ночь с мужчиной. А как жизнь дальше сложится у этих молодоженов зависит уже от них самих и еще от многого другого.
Ну вот, надеюсь, ничего не упустила. Если что – задавайте вопросы 🙂

Дагестанская свадьба - это красивое торжество, которое отмечается несколько дней с широким размахом. Праздник сопровождается национальными обычаями и традициями, которые не похожи на таковые других народов.

Побывать на дагестанской свадьбе - значит, увидеть всю культуру народа. Ведь на свадьбе не только соблюдают обычаи, но и произносят национальные тосты, танцуют дагестанские пляски, надевают народные костюмы.

Какова же она - красивая дагестанская свадьба?

Особенности народного торжества

Дагестанские свадьбы трудно спутать с какими-либо другими. А все благодаря национальным особенностям.

  1. Традиционная дагестанская свадьба отмечается два дня. Но между ними проходит еще ровно 7 дней.
  2. На свадьбе присутствует огромное количество гостей - от 300 до 1500. Это обязательно близкие и дальние родственники, друзья, коллеги. На торжество могут приходить и официально не приглашенные люди: соседи, знакомые или просто жители города или села. Последним не обязательно оставаться на празднике, но поздравить молодых и произнести тост они обязаны.
  3. По желанию родителей и молодоженов, свадьба может проводиться в одном из двух вариантов: религиозном мусульманском без алкоголя, громкой музыки и танцев, или классическом с алкоголем, пышным столом, шумными гуляниями.
  4. Сбор денег на свадьбу родители начинают еще с рождения ребенка. Гости дарят много денег на будущую свадьбу, на приданое невесте, на выкуп. Этот факт приводит к тому, что деньги на организацию свадьбы идут без счета.
  5. Национальной особенностью, которая сейчас соблюдается редко, являлось то, что родители сами выбирали жениха для невесты. Молодожены знакомились друг с другом прямо на свадьбе. Сейчас такой обычай соблюдается крайне редко.
  6. Раньше очень часто проводилась кража невесты. Это был красивый национальный обычай. Сейчас же к нему прибегают, когда родители жениха и невесты не дают благословения на брак. Когда жених крадет свою возлюбленную, он приводит ее в свой дом. А переночевавшая в доме мужчины незамужняя девушка считается опозоренной. И, чтобы смыть этот позор с семьи, родителям ничего не остается, как дать согласие на свадьбу.
  7. Дата свадьбы не должна выпадать на дни рождения молодоженов, дни рождения родителей, мусульманские религиозные праздники.

Как проходит сватовство?

Обычаи дагестанской свадьбы начинаются со сватовства. Еще его называют сговор. Это процедура заключения договора и обсуждения всех нюансов. Представители жениха: родители, родственники, друзья приходят в дом будущей жены, смотрят на благосостояние семьи, интересуются приданым невесты, обсуждают размер калыма - выкупа за невесту. В этом вопросе фиксированного размера нет.

Сватовство может проводиться в двух вариантах:

  1. Договор между родителями заключается, когда жених и невеста еще дети. Такой сговор называют "колыбельным". При его проведении мнения и желания невесты и жениха не спрашивают. Если все условности были обговорены, отец невесты вручал отцу жениха ценную вещь, которая служила символом заключения договора, и отныне дети становились женихом и невестой. Чаще такой сговор можно встретить у лезгинов.
  2. Сговор проводится, когда потенциальные жених и невеста уже совершеннолетние. Этот вид актуален для современной дагестанской свадьбы. Невесте дарят ценные подарки, которые в некоторых регионах вместе с ее приданым вывешивают на веревках у дома, демонстрируя их окружающим. Если всех все устраивает, то совершается помолвка. После нее жених и родители посещают дом невесты, а затем проводится ответный визит.

Подготовка к свадьбе

Праздновать торжество можно в зале ресторана, банкетном зале, а также в доме. Главное, чтобы помещение было достаточно просторным, поскольку количество гостей варьируется от нескольких сотен до двух тысяч. Такой размах предполагает затраты огромных денежных сумм.

Собирать деньги начинают еще с рождения детей, а вот непосредственную подготовку к торжеству начинают после помолвки. Готовиться начинают и со стороны невесты, и со стороны жениха. Первый день праздника проводится у невесты, второй - у жениха. Если жилищные условия не позволяют принять огромное количество гостей, то возможно проведение мероприятия в ресторане.

Официальная регистрация проходит только во второй день. Кстати, растягивание свадьбы на два дня связано с национальным обычаем: родители не имеют права присутствовать на таком событии у дочери, поскольку она переходила под покровительство семьи жениха. В дом жениха невеста отправлялась в сопровождении незамужних сестер.

Но родители хотели видеть свадьбу дочери, да и сама невеста желала, чтобы родители не оставались в стороне от важного дня в ее жизни. Чтобы никого не обидеть, но и не идти вразрез с обычаем, в доме невесты стали проводить мини-свадьбы. В современном Дагестане посиделки в доме невесты стали полноценным днем свадьбы, который гуляют с размахом.

После помолвки подготовкой занимаются преимущественно родители молодоженов. Но невеста также не остается в стороне. В ее обязанности входит подготовка будущего семейного "гнездышка": выбор мебели, расстановка ее в доме, декорирование интерьера.

Наряды для торжества

В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие - оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.

Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.

У жениха все намного проще с нарядом - любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.

Свадьба: день первый

Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы - крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.

Первый день свадьбы - в доме невесты - начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.

В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин - родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.

Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.

Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада - заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Что происходит на 3-й день?

После того как дагестанская девушка стала замужней, ей разрешают снять платок с головы. Это происходит на следующий день после 2-го дня свадьбы.

В дом к молодым супругам приходят гости, чтобы еще раз поздравить их с созданием семьи и заодно полакомиться угощениями из сундука невесты.

Родня невесты и родня жениха в завершение пышных гуляний обмениваются дорогими подарками. Так начинается семейная жизнь молодых супругов.

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду - профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.

Вход невесты в дом жениха: национальный обычай

Красивому обычаю - входу невесты в дом будущего супруга - ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.

Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.

Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.

После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.

Тосты

Дагестанские тосты на свадьбе - это длинные, красивые повествования со смыслом. Их, как правило, рассказывает тамада. В завершение тоста поднимаются бокалы за молодых, за родителей, за друзей.

Гости также могут произнести коротенькие тосты или же сказать красивое национальное поздравление.

Национальные танцы

На дагестанской свадьбе лезгинка - обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают "душу".

Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул - главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется "дем". После к танцору присоединяются гости-мужчины.

В начале танца мужчинам вручаются цветы - символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.

Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.

Возможны ли браки дагестанцев с другими народами?

Русско-дагестанская свадьба имеет место в современности, невзирая на разницу между этими двумя народами.

Подготовка такой свадьбы - это прежде всего обсуждение двумя сторонами (жениха и невесты) всех нюансов, касающихся соблюдений русских и дагестанских традиций. Что положено на русской свадьбе и не принято на дагестанской, и наоборот.

Многие пары идут на компромисс и проводят на своем торжестве только самые интересные обычаи и конкурсы, характерные для каждого народа.

Обряд сватовства

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занималась не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум (род) в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. Главным образом в невесте ценилось ее происхождение и способность к работе по хозяйству.

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов» говорилось в старину.

У других народов (лезгин, табасаранцев, азербайджанцев) сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты были согласны, то произносили «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае - сразу отказывали.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Причиной, по всей видимости, служили не только опасения «сглазить» первые шаги возможного брака, но и непредсказуемость ситуации - отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. В связи с этим часто прибегали к услугам посредников, которые должны были выяснить, согласны ли родители невесты породниться с ними. Здесь необходимо отметить об особой роли посредницы, по совету которой дело до сватовства в некоторых случаях могло и не дойти.

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко.

После сговора жених мог посещать невесту, а в старину даже существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могли спать вместе, но до заключения брака жених не имел права касаться тела невесты. При имаме Шамиле одна ахвахская (Ахвах - одно из аварских сел) невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

После сговора также обговаривался и вопрос о выплате стороне невесты стороной жениха калыма (выкупа). Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

Одни народности Дагестана требовали и требуют поныне уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым - даргинцев и лакцев. Коран, например, определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. Это было незыблемо у всех народов Северного

Кавказа, у которых ислам был официальной религией. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер его не был одинаковым, а величина во многом зависла от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от их экономического благосостояния, материального положения, и сословной принадлежности.

Следующим шагом было обручение. Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.

Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д.

На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Так в некоторых селах, например, на следующее утро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, демонстрировались подарки.

С обнародования факта сватовства и улаживания имущественных и материальных вопросов между будущими родственниками, начинался период предсвадебных обрядов и обычаев, предшествовавших свадьбе. Прежде всего, сторона невесты приступала к подготовке приданого, подарков для родни жениха.

У табасаранцев, например, в этот период, мать невесты совершала обход села с целью сбора шерсти для матрасов дочери. Полагалось обойти все дома, а если она кого-либо пропустит, те обижались. С этой же целью она могла посетить и соседние села, где имелись кунаки (друзья). В этом случае обходила село жена кунака, которая называла цель прихода, а мать невесты сопровождала ее. Такой же обход совершала и мать жениха.

После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются, совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств и событий. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки, нередко дорогие.

По традиции, после обручения, молодым людям давали возможность увидеться друг с другом. Обычно жених со своими друзьями приходил в дом «как будто бы тайно». В доме невесты на этот момент обычно оставались только сестры, жены старших братьев, реже -- мать.

Приход жениха не означал, что он обязательно должен увидеться и поговорить с невестой. Только после многократных визитов жениху удавалось остаться наедине с невестой. Жених и его друзья приходили к невесте с подарками и перед уходом в свою очередь получали подарки от нее. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены при этом строгим правилам и традиционному этикету.

Таким образом, можно сделать вывод, что предсвадебные обряды повсеместно имели подготовительный характер. Начинался этот период выбором невесты, затем сватовством, и заканчивался непосредственными приготовлениями к свадьбе.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу.

Традиции и свадебные обычаи разных народов сильно отличаются, у каждого есть свои обряды, которых они придерживаются веками и столетиями. Конечно, со временем некоторые из них могут измениться или совсем пропасть, но главные традиции остаются, по сей день. Дагестанские, как и чеченские свадьбы полны разнообразных обрядов и нюансов, о которых интересно узнать.

Обычай 1: Планирование брака и сватовство

В Дагестане брак дочери планируют сразу после ее рождения. Родители сразу начинают собирать приданое для девочки, и копить сбережения на свадьбу. От этого дагестанская свадьба считается самой многолюдной и шумной, ведь на ней может собраться от 300 до 1500 человек, то есть все село.

Решение о замужестве принимает не девушка, а ее родители по мужской линии, если отца у нее нет, решение принимает ее старший брат или дядя, а если девушка сирота – судья. Если родители детей договорились о браке, отец мальчика давал в залог какую-либо вещь отцу девочки и дети с тех пор считались женихом и невестой. При сватовстве учитываются район, село и национальной семьи. Браки устраивают согласно старшинству, и если старшая сестра еще не вышла замуж, то младшая не может это сделать раньше.

Сватовство проводилось через мужчину, который пользовался уважением и выполнял задание свахи. Прямое обращение о том, что пора выдать дочь замуж считалось неприличным, поэтому предложение происходило с намеками. Если родители девочки согласились, то после такого сватовства жених мог дарить невесте подарки, это могли быть и ткани, и вещи, и обязательным было подарить кольцо. После брака или при отказе от него жениха – подарки принадлежали девушке, если от брака отказались со стороны девушки, они должны были вернуть все подаренные вещи в двойном размере. По договоренности жених мог посещать невесту, они даже могли спать вместе, но до заключения брака

Интересные факты: так как подготовка к свадьбе идет много лет, она поистине поражает изобилием и богатством. При праздновании дагестанской свадьбы принято показать все свое богатство и руководствоваться правилом – чем дороже, тем лучше.

Обычай 2: Свадьба

На помолвке родители жениха и невесты назначают день свадьбы, молодые идут подавать заявление в ЗАГС и начинаются предсвадебные хлопоты. Когда родители жениха не могут позволить себе дорогую свадьбу, то в целях экономии невесту воруют, иначе следует договариваться с родственниками невесты и платить им большой калым.

При совершении брака жених также, должен заплатить кебин-хак или калым. Калым – это имущество, которое получалась невеста, например одеяла, постель, ткани, и верхняя одежда, которую она надевала в день торжества. В некоторых селениях Дагестана, в качестве калыма требовали деньги или домашний скот. Кебин-хак – это денежное обеспечение, которое вносилось в брачное условие. В случае развода со стороны мужа, или его смерти, невесте полагалась выплата, величина которой не могла быть меньше, чем получилась ее мать, выходя замуж за ее отца.

Одним из ярких проявлений культуры Дагестана является наряд невесты. Платье должно было бы максимально закрытым, включая руки. Платье могло было из белого цвета, содержащего красные и черные цвета. Красный цвет символизировал очищение и благополучие, а черный – воздавал милостыню предкам. Главными украшениями невесты были серебряные изделия, которые защищали от сглаза и злых духов.

Сегодня традиции дагестанской свадьбы немного позабыты, поэтому после того, как молодые расписались в ЗАГСе, они направляются в мечеть для заключения шариатского брака. Существовали тайные обряды злоумышления против брака, которые проводились в период бракосочетания, чтобы навредить молодым. Поэтому, как защитные мероприятия против магических злых сил, существовал обряд, например, на трех сваренных вкрутую и очищенных от скорлупы яйцах писали специальную молитву защитного свойства. Первое яйцо должен был съесть жених, за ним следом, второе – невеста, а третье они делили и съедали пополам. Этот обряд должен был предохранить молодых от болезней и обессиливания.

После небольшой прогулки, молодые направляются в ресторан для торжества. Начинается торжество с поклона и благодарности родителям. На праздничном столе было много блюд, например манты, долма, хинкали, плов и зелень. Молодые принимают длинные поздравления, проводят танцы. Торжественный пир переваливает за полночь, но свадьба не оканчивается, а перемещается в дом жениха, который он должен иметь, чтобы жениться.

В каждом селении, выбирался тамада, ведущий свадьбы, который назначался на один год, он развлекал гостей шутками, проводил конкурсы и танцы. У некоторых селений было принято гулять свадьбу от 3 до 7 дней, причем первые три дня жених и невеста проводили дома, где шла подготовка полным ходом, а на четвертый день невесту приводили в дом жениха.

Интересные факты: если невеста готова ехать к дому жениха, посылают гонца, который приезжает с головой быка на стволе ружья. По дороге за невестой, друзья жениха часто устраивали скачки или стрельбу из ружья.

Обычай 3: Вход невесты в дом жениха

По давним обычаям за несколько недель до входа невесты в дом жениха, невеста и женихом каждый день приглашаются своими родственниками, которые угощают их и почетную свиту. Все это сопровождается танцами под бубен, песнями, шуточными стихами. В настоящее время, молодоженов приглашают родственники уже после свадьбы.

Один из моментов ввода невесты в дом жениха, это обсыпание ее орехами, монетами и конфетами. В некоторых селениях по пути в дом жениха на невесту сыпали муку, что значило, что она не будет чувствовать ни в чем нужду в новом доме. Войдя в дом, невесту угощали медом, чтобы жизнь новобрачных была сладкой. Ближе к полудню начиналось торжество, а к вечеру – танцы и невесте вручали подарки.

По приближении ночи, наставница давала невесте советы, как провести брачную ночь. Когда молодожены остаются одни, жених спрашивает у невесты, действительно хочет ли она быть его женой. Если невеста ответила согласием, жених исполняет супружеский долг. На пятый день свадьбы, молодые сообщают, что ночь прошла хорошо, и гуляния продолжаются.

Интересные факты : на сегодняшнее время, в Дагестане проводят два вида свадьбы – обычная, на которой праздник в разгаре, музыка, танцы, веселье, и более сдержанная свадьба глубоко верующих мусульман, на которой запрещен алкоголь и громкая музыка.

Видео